Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Возрождение. Культура впервые связалась с индивидуально-личностным творчеством человека, а цивилизация – с историческим процессом гражданского общества, но несовпадений еще не возникло.

Поиск

Вопросы к зачету

 

1.Исторический генезис понятия "культура".

Термин "культура" вошел в обиход социально мысли сравнительно недавно (вторая половина XVIII в.). Его возникновение тесно связано с развитием гуманистических идей, многообразно отраженных в различных сферах общественного сознания.

Первоначально рассматриваемый термин означал возделывание, обработку земли, т.е. процесс˙ преобразования естественного, природного состояния в дело рук человеческих. ˙Уже в самом слове проглядывается глубокая связь между тем, что оно обозначает (культура) и деятельностью, направленной на изменение девственной природы (натуры). Все, что сотворено человеком, а также ˙побочные последствия этой деятельности и составляют пространство культуры (вторая природа), которое в известном смысле и отношении противостоит объективной данности мира (первая природа). ˙По мере расширения и усложнения общественной практики понятие "культура" ˙приобретает новые значения, о чем уже шла речь выше. Но генетический смысл остался: под культурой, в любом значении этого понятия, подразумевается деятельность, направленная на изменение природы, человека ˙и ее результаты. Отсюда одно из наиболее распространенных определений культуры как специфического способа жизнедеятельности человека, направленной на преобразование природы, общества, самого себя и представленной предметами материального и духовного труда.

В культуре выделяются две ведущие стороны: предметная и деятельностная. Первая ˙представлена артефактами культуры. К ним относятся как материальные (вещественные), так и идеальные (духовные) результаты человеческой деятельности: простейшие орудия труда, техника в целом, различные архитектурные˙ сооружения, глобальные системы (экономические, политические, космические, энергетические и т.д.), языки, духовные символы, искусство, теории, нормы поведения, определенный образ жизни и другие. ˙

Вторая сторона культуры относится к творческой деятельности людей. В связи с этим возникает проблема ˙творчества. Под творчеством понимается деятельность, созидающая качественно новое, не бывшее ранее. Существенной особенностью человека является то,˙ что окружение, в котором он живет, создано им самим. Эта искусственная среда не имеет аналогов в естественной природе и является поэтому следствием творческой деятельности человека. ˙Разумеется, как природное существо, человек вынужден приспосабливаться к природным условиям своего существования, но в целом его деятельности присущ творческо-созидательный характер, хотя цели, которые им при этом преследуются, ˙иногда оборачиваются совершенно неожиданными, а зачастую, противоположными последствиями. Вопрос о сущности творчества по-разному разрешался в ˙истории философии. Так, в античной философии интеллектуальное созерцание бытия (вечного, неизменного) носило главенствующий характер по отношению к любой деятельности, в том числе творчеству, как относящихся к конечному и изменяющемуся. Платон рассматривал творчество как своеобразную одержимость в стремлении к высшему созерцанию мира (учение об Эросе). В средневековой философии творчество как высшее проявление представлено в трансцендентной личности (Боге), сотворяющей бытие из небытия. Главным компонентом творчества выступает воля, которая по отношению к человеку проявляется как историческое творчество.

Основные функции культуры.

1. Главная функция - человекотворческая, или гуманистическая функция. Цицерон говорил о ней - "cultura animi" - возделывание, взращивание духа. Сегодня эта функция "возделывания" духа человека приобрела не только важнейшее, но и во многом символическое значение. Бердяев считал, что судьбу нашего Отечества должны решать люди с обновленным духом, иной волей к "преображению жизни".

Все остальные функции так или иначе связаны с этой и даже вытекают из нее.

2. Функция трансляции (передачи) социального опыта. Ее называют функцией исторической преемственности или информационной. Культура представляет собой сложную знаковую систему. Она выступает единственным механизмом передачи социального опыта от поколения к поколению, от эпохи к эпохе, от одной страны к другой. Ведь кроме культуры общество не располагает никаким иным механизмом трансляции всего богатства опыта, который и накоплен людьми. Поэтому не случайно культуру считают социальной памятью человечества.

Однако культура - это не некий "склад", "хранилище" запасов социального опыта, а средство объективной оценки, жесткого отбора и активной передачи лучших "образцов", имеющих действительно непреходящее значение. Отсюда всякое нарушение данной функции чревато для общества серьезными, подчас катастрофическими последствиями. Разрыв в культурной преемственности обрекает новые поколения на потерю социальной памяти (феномен "манкуртизма") со всеми вытекающими отсюда последствиями.

3. Функция познавательная (гносеологическая) тесно связана с первой (человекотворческая) и, в известном смысле, вытекает из нее. Культура концентрирует в себе лучший социальный опыт множества поколений людей. Она (имманентно) приобретает способность накапливать богатейшие знании о мире и тем самым создавать благоприятные возможности для его познания и освоения. Можно утверждать, ч то общество интеллектуально настолько, насколько используются богатейшие знания, содержащиеся в культурном генофонде человечества.

4. Регулятивная (нормативна) функция связана прежде всего с определением (регулированием) различных сторон, видов общественной и личной деятельности людей. В сфере труда, быта, межличностных отношений культура так или иначе влияет на поведение людей и регулирует их поступки, действия и даже выбор тех или иных материальных и духовных ценностей. Регулятивная функция культуры поддерживается такими нормативными системами как мораль и право.

5. Семиотическая или знаковая (греч semenion - знак) функция является важнейшей в системе культуры. Представляя собой определенную знаковую систему, культура предполагает знание, владение ею. Без изучения соответствующих знаковых систем овладеть достижениями культуры не представляется возможным. Так, язык (устный или письменный) является средством общения людей. Литературный язык выступает в качестве важнейшего средства овладения национальной культурой. Специфические языки нужны для познания особого мира музыки, живописи, театра (музыка Шнитке, супрематизм Малевича, сюрреализм Дали, театр Витыка). Естественные науки (физика, математика, химия, биология) также располагают собственными знаковыми системами.

6. Ценностная, или аксиологическая (греч. axia - ценность) функция отражает важнейшее качественное состояние культуры. Культура как определенная система ценностей формирует у человека вполне определенные ценностные потребности и ориентации. По их уровню и качеству люди чаще всего судят о степени культурности того или иного человека. Нравственное и интеллектуальное содержание, как правило, выступает критерием соответствующей оценки.

Сущность культуры.

Понятие культура означает, по своей сути, все то, что создано человеческим трудом, то есть орудия и машины, технические средства и научные открытия, памятники литературы и письменности, религиозные системы, политические теории, правовые и этические нормы. Произведения искусств и т. д.

Понять сущность культуры можно лишь через призму деятельности человека, народов, населяющих планету. Культура не существует вне человека. Она изначально связана с человеком и порождена тем, что он постоянно стремится искать смысл своей жизни и деятельности, и, наоборот, нет ни общества ни социальной группы, ни человека без культуры и вне культуры. Согласно, одного из основоположников русской и американской социологических школ Сорокина: "... Любая организованная группа неизбежно обладает культурой. Более того, ни социальная группа, ни индивид (за исключением просто биологического организма) не могут существовать... без культуры".

Современные культурологи считают, что все народы имеют культуру, нет и не может быть "некультурных" народов, однако каждому народу присуща своя, уникальная и неповторимая культура, нетождественная культурам других народов, но совпадающая с ними по многим значимым параметрам.

Культурные процессы представляют собой сложные и многоплановые явления. Так как они могут быть исследованы различными методами, а значит истолкованы и поняты по-разному, существует не одна, а множество концепций культуры, каждая из которых по-своему объясняет и систематизирует культурные процессы.

В современной культурологии среди множества определений культуры, самыми распространенными являются технологические, деятельностные и ценностные. С точки зрения технологического подхода культура есть определенный уровень производства и воспроизводства общественной жизни. В деятельностной концепции культуры она рассматривается как способ жизнедеятельности человека, который определяет и все общество. Ценностная (аксиологическая) концепция культуры подчеркивает роль и значение идеальной модели, должного в жизни общества и в ней культура рассматривается как трансформация должного в сущее, реальное.

Все культурологи справедливо считают, что культурные процессы исследуются в главных сферах жизнедеятельности человека. Культура материальная - это производство, его технология, орудия труда, жилище, одежда, вооружение многое другое. Вторая сфера жизни людей - социальная, и культура раскрывается в социальных отношениях, она показывается процессы, происходящие в обществе, раскрывает его социальную структуру, организацию политической власти, существующие правовые и моральные нормы, типы управления и стили лидерства. И, наконец, важной сферой жизни человека является его духовная жизнь, которая раскрывается в понятии духовной культуры, включающей в себя все области духовного производства - науки и искусство, литературу и религию, миф и философию и основанной на едином, понятном всем членам данного сообщества языке.

Сущность культуры, ее подлинный смысл достаточно убедительно показывается в новых исследованиях культурологов. Независимо от общего подхода к проблеме культуры практически все исследователи отмечают, что культура характеризует жизнедеятельность личности, группы, общества в целом; что культура является специфическим способом бытия человека, имеет свои пространственно-временные границы; раскрывается культура через особенности поведения, сознание и деятельность человека равно как и через вещи, предметы, произведения искусства, орудия труда, через языковые формы, символы и знаки.

Первоначально в культурологии сложилась основанная на традициях Канта и Гегеля, точка зрения рассматривать культуру, главным образом, как искания человеческого духа, как ту область, которая лежит собственно за пределами природы человека и традициями его социального существования. Культура представлялась как область духовной свободы человека, творческий акт понимался как мистическое откровение, озарение художника, а все разнообразные культурные процессы сводились к духовному производуству и высшим из них считалось творчество в сфере искусства.

Такое понимание до сих пор весьма популярно, и в представлении массового обыденного сознания "культурный человек" это тот, кто разбирается в искусстве, понимает музыку, знает литературу.

Культура всегда внутренне противоречива - вот вывод. Она несет в себе два начала: "сохраняющее" (т.е. буквально "консервативное") и "развивающее" (т.е. буквально же "прогрессивное", "отменяющее" многое из выработанного на предыдущих этапах). Но тем и сильна и жизнеспособна культура, что обладает способностью отбирать, возвращаться к прежнему опыту или отказываться от него.

Материальная, духовная и социальная культура.

Материальная культура

Материальная культура - превращение природных материалов и энергии в соответствии с человеческих целей, создание искусственной среды обитания. Сюда включается также необходимый и достаточный набор технологий для сохранения и развития этой среды. Материальная культура создает и задает уровень жизни общества, формирует материальные запросы людей и предлагает способы их удовлетворения.

Материальная культура включает в себя такие элементы, как породы животных и сорта растений, почвы и природные вещества (ресурсы), которые подверглись обработке. К материальную культуру входят также: # здания и сооружения, # инструменты и оборудование для любых видов деятельности, # пути сообщения и средства транспорта, # связь и средства связи, # технологии.

Духовная культура

К ней относят продукты духовной деятельности человека, которые существуют преимущественно в идеальном виде: понятия, представления, верования, чувства и переживания, доступные сознанию и пониманию всех людей. Духовная культура создает особый мир ценностей, формирует и удовлетворяет наши интеллектуальные и эмоциональные потребности. Духовная культура - это продукт общественного развития, ее основное назначение заключается в продуцировании сознания.

Благодаря закреплению в знаках, символах, организационных формах, компьютерной технике, духовная культура становится относительно самостоятельной от своего создателя, человека.В ней объективируются и выделяются особые сферы духовного творчества. Духовное и духовно-практическое освоение всей реальности оформляется в философии, искусстве, различных науках. Духовно-практическое освоение (включая регулирование) общественной жизни осуществляется в политике, праве, морали. Универсальные духовные функции, как мировоззренческие, так и нормативно-регулятивные, выполняют миф и религия. В будущем, возможно, состоятся революционные изменения духовной культуры в связи с развитием экологического сознания и освоением космоса.

Украинский ученый А. Н. Костенко сформулировал так называемую натуралистическую концепцию "культуры человека": "Культура человека - это мера согласованности воли и сознания с законами Матери-Природы" (Костенко А. Н. Культура и закон - в противодействии злу. - Киев: Атика.- 2008. - 352 с.). Исходя из принципа социального натурализма (что составляет основу его "теории трех природ"), он считает, что специальным видом культуры человека является "социальная культура человека" как мера согласованности воли и сознания человека с естественными законами, по которым существует жизнь людей в обществе. Разновидностями социальной культуры человека является политическая культура человека, экономическая культура человека, правовая культура человека, нравственная культура человека, религиозная культура человека подобное.

Основные элементы культуры: ценности, нормы, учреждения.

Миф в культуре.

Миф представляет собой одну из фундаментальных ценностей культуры. Истоки любой культуры надо искать в мифах. В мифах раскрываются начала общественного и личностного бытия. Для понимания современной культуры, ее корней и следствий из нее вытекающих, также необходимо исследование сущности мифа, его роли в мифологизированном сознании современного человека и общества.

Велико значение мифов в становлении цивилизации. Для развития ранних цивилизация первостепенное значение имели природные условия. По мнению многих исследователей, основной причиной зарождения и развития цивилизации являются реки. (См. Мечников Л.И. Цивилизация и великие исторические реки. – М., 1995). Но не меньшее значение имели и культурные причины.

Именно в мифологии впервые оформилась идея появления мира как результат жертвоприношения: ничто не может быть создано без жертвоприношения, без жертв. Жизнь может произойти только от другой жизни, которая приносится в жертву. Насильственная смерть созидательна в том смысле, что приносимая в жертву жизнь проявляется в более совершенной форме и на другом уровне существования: жизнь, сконцентрированная в одной личности, выходит за ее пределы и проявляется на космическом или совокупном уровне. Единственное существо трансформируется в Космос или возрождается во множестве видов растений или человеческих рас. Живое «целое» разрывается на фрагменты и рассеивается мириадами осуществленных форм.

Миф – это одна из самых ранних форм мировоззрения, объясняющих возникновение и развитие мира. Первичная функция мифа – ответ на детские вопросы «почему?» и «зачем?». Ответ с современной точки зрения может показаться тоже детским, но первобытного человека он устраивал.

Миф выступает тем компонентом, без которого невозможно целостное восприятие действительности: не только религия или искусство, но и наука, идеология обретают свою завершенность лишь с мифологической составляющей. Современный миф находит свое выражение в научной гипотезе, фантастике, социальной утопии, идеологии. Другая значимая сторона мифа в том, что он, как и в древние времена, примиряет человека с действительностью.

Религия как социокультурный феномен.

Несколько подходов к определению религии: теологический, философский, критический, научный. Два основных взгляда: религия существует в многообразии религий (своего рода универсалия, «общий термин»); религии существуют как модификации единой первоначальной религии.
Структура развитых религий:
1) религиозное сознание – обыденное и концептуальное (Теология, Теизм, религиозная философия);
2) деятельность – культовая (Культ) и внекультовая;
3) отношения; 4) институты и организации.
Религиозное сознание – задает содержание и особенности Р. как области духовной жизни. Ему присущи: вера, чувственная наглядность, созданные воображением образы, соединение адекватного действительности с иллюзиями, символичность, аллегоричность, диалогичность, эмоциональная насыщенность, функционирование с помощью религиозной лексики.
Функции религии:
1) мировоззренческая - задает предельные критерии, Абсолюты; 2) компенсаторная - восполняет ограниченность, зависимость, относительность, эфемерность, ущербность бытия человека; 3) регулятивная - с помощью норм религиозного права, морали, обычаев, институтов осуществляет управление деятельностью и отношениями; 4) интегрирующее-дезинтегрирующая – объединяет и разъединяет; 5) культурно-транслирующая - являясь составной частью культуры способствует развитию определенных ее слоев – грамотности, письменности, школ. Но, с др. стороны определенные слои культуры отторгаются, отталкиваются – языческая культура, смеховая, портретная живопись; 6) легитимирующее-разлегитимирующая – узаконивает и утверждает неправомерность.
Предпосылки религии:
1) космические; 2) атмосферные; 3) геотектонические;
4) социумные; 5) социокультурные; 6) антропологические;
7) психологические; 8) гносеологические
Подходы к определению сущности религии:
1) объективно-идеалистический;
2) субъективно-идеалистический (Шлейермахер);
3) натуралистический (Фрейд «Тотем и табу»);
4) антропологический (Фейербах) - в его понимании, бог, предмет религиозного поклонения – это такой фантастический образ, созданный в сознании людей, который в определенной степени отражает их собственную сущность;
5) диалектико-материалистический - рассматривает религию как одну из форм общественного сознания, возникающую на определенной этапе существования человеческого общества. Истоки религии необходимо искать не в потустороннем мире, а в реальных связях и отношениях, характерных для повседневной общественной жизни. Здесь религия определяется как искаженное отражение действительных реальных отношений людей.
Таким образом, сущность религиозного мировоззрения заключается в том, что его основой является вера в сверхъестественный «абсолют», который в зависимости от конкретной религии имеет свой набор качеств и характерных особенностей. Кроме того, характерной чертой религиозного сознания является то, что оно основано на недоказуемых утверждениях о конечных причинах мира, о смысле и ценности человеческого существования.
Основой религиозного мировоззрения, таким образом, является религиозная вера, включающая в себя знание и принятие в качестве истинных религиозных идей, представлений и понятий, а кроме того, уверенность в существовании гипостазированных, т.е. сущностных основ, а также присущих им свойств и вещей.
Говоря о сущностных характеристиках религии, мы подчеркивали, что она есть феномен культуры. В этой связи целесообразно остановиться на соотношении этих понятий. При всех различиях в уровнях развития Р. и К. и их соотношениях между собой, они всегда являются существенными факторами личной, общественной и государственной жизни. Стоит отметить, что даже атеизм не представляет в этом ряду исключение, поскольку утверждает и определяет себя через то или иное отношение к религии.
Р. и К. соотносятся между собой как часть и целое, однако эти их значения могут меняться под влиянием исторических условий. Например, вплоть до начала эпохи Нового времени Р. безраздельно царила в обществе, образовывая одну из главных функциональных составляющих этого общества, она представляла собой своеобразный управленческий центр всей общественной жизни, являясь хранилищем коллективного социального опыта.
Существует два противоположных понимания роли Р. и К. в жизни современного общества. С одной стороны, в них видят источник общественного развития – в последние годы все чаще раздаются голоса, что источником возрождения России должно стать православие, являющееся, по мнению многих, первоисточником российской культуры и государственности. С другой стороны, признается, что само общество, в процессе своего развития обновляет Р. и К.
Религия, в свою очередь, также играет в культуре чрезвычайно важную роль. Важнейшая задача религий как социокультурного явления - в позитивном поддержании нормального течения жизни. Религиозные представления - это коллективные представления, выражающие коллективные реальности, обряды - это способы действия, возникающие в собравшихся вместе группах и призванные возбуждать, поддерживать или восстанавливать определенные ментальные состояния этих групп.
Эти задачи обеспечиваются тем, что религиозная вера имеет два главных источника. Один из них - это вера во всемогущего Бога, выступающего судьей людей. Второй источник - вера, вероятно, возникшая на основе нормальных и сверхнормальных переживаний, в нечто существующее в человеке, и остающееся существовать после его смерти. Эта вера возвышает природу человека, посредством нее он становится сыном Бога, его наследником, он - "дитя бессмертия", способное войти в вечную жизнь.
Т.е., наука дает возможность человеку накапливать информацию и факты, религия позволяет обрести моральные ценности и цель в жизни.
Однако для нашего времени характерно кризисное мироощущение. Одним из проявлений его в жизни современного человека стало усиление антисциентистских настроений (неверие в науку). Среди причин этих настроений в интересующем нас контексте выделим две.
Первая связана с разочарованием в традиционной науке, ее неспособностью решить некоторые жизненно важные проблемы - технические, медицинские и другие.
Вторая причина обусловлена дисциплинарной разрозненностью и утилитарной направленностью современной науки. Современный человек, имеющий определенное, узконаправленное образование, имеет дело не со всей сферой научного знания, а лишь с фрагментами, доступными ему, он не получает целостного представления о мире. Наука, следовательно, не достигает в этой ситуации главной познавательной цели.
Религия остается загадкой не только в теоретическом, но и в этическом смысле. Она полна теоретических и этических противоречий. Она обещает нам общение с природой, с людьми, со сверхъестественными силами и с самими богами. Однако ее воздействие прямо противоположно. Религия, в ее конкретном проявлении, становится источником непримиримых разногласий и фанатичной борьбы между людьми. Религия претендует на обладание абсолютной истиной, но ее история есть история ошибок и ересей.
Антропологов и этнологов часто поражало сходство элементарных идей, обнаруживаемых ими во всем мире и при совершенно различных социальных и культурных условиях. То же характерно и для религии. Предметы веры, догматы, теологические системы заняты бесконечной борьбой. Порой и этические идеалы различных религий настолько широко расходятся, что едва ли совместимы друг с другом. Тем не менее, все это не затрагивает специфической формы религиозного чувства и внутреннего единства религиозного мышления. Меняются религиозные символы, но основополагающие принципы, символическая деятельность, как таковая остаются неизменными.

Наука как феномен культуры.

Наука – одна из доминант культуры, ее элемент, без науки культура не может успешно осуществлять свои базовые социальные функции. Наука представляет собой систему развивающегося знания и в результате этого отличается от других явлений культуры, прежде всего тем, что ее содержанием является объективная истина. То есть содержание научного знания не зависит от намерений, настроений человека и человечества. В научном знании анализируются и раскрываются законы, свойства объективного мира, его связи и отношения. Поэтому развитие науки безгранично и бесконечно, поскольку безграничен и бесконечен окружающий мир.
Но, чтобы возникла наука, общество должно достичь не только определенного уровня социально-экономического развития, порождающего потребность в научных знаниях, но и сформулировать культуру определенного качества, культуру, в недрах которой возможно зарождение и развитие научного мышления, научного подхода к действительности, которая создает условия или, по крайней мере открывает известный простор для познавательной деятельности.
Следовательно, она – основное средство рациональной деятельности. Опираясь на научные знания, человек получает возможность овладевать природными и общественными силами. Такие «указания» наука дает, прежде всего, благодаря анализу законов, существенных связей и отношений действительности. Но люди развивают науку не только для решений практических задач, но и для раскрытия тайн, загадок природы.
Наука анализируется на многих, в том числе и на мировоззренческих уровнях. Эта тенденция все более усиливается, и большая часть крупнейших мировых ученых подчеркивают необходимость динамики морального созревания человечества до научных открытий, ведения широкой просветительской деятельности в этом направлении и в целом поднятия образовательного уровня народов мира. В совокупности это создает благоприятную ноосферу, которая и становится в свою очередь питательной средой для развития гуманистической науки. Иначе говоря, социальные корни возникновения и развития научных знаний следует искать в материальной практике общественного человека. Но, чтобы из этих корней возникло растение и дало плод, нужна благоприятная обстановка, а она зависит от наличия соответствующей культуры.
Таким образом, наука рождается в недрах определенной культуры и с помощью культурных норм. Научное знание создается людьми определенной культуры, возникает и развивается на соответствующей культурной основе.
Наука – чрезвычайно объемный организм. Он подразделяется на три большие группы: естественные, общественные и технические. Отрасли науки различают по своим предметам и методам. Не по мере развития социума и культуры наука все больше принимает интегративный вид. Наиболее активно сейчас развиваются «смежные» междисциплинарные отрасли науки: кибернетика, генная инженерия, биотехнология, радиогеология и др.

Объем и различные направления науки позволяют подразделять ее на фундаментальные и прикладные отрасли. Фундаментальные науки заняты познанием законов, управляющих поведением и взаимодействием базисных структур природы, общества и мышления. Эти законы изучаются в «чистом», то есть абстрактном виде.
Прикладные науки заняты изысканием возможностей применения результатов фундаментальных наук для решения не только и познавательных, и социально-практических проблем.
Сама наука обладает определенными характеристиками. Прежде всего, наука - объективна. Она отражает явления и предметы так, как это существует в мире, в отличии от искусства и религии, которые субъективируют или мифологируют этот процесс. Объективность в обязательном порядке должна сочетаться с системностью. В своем развитии наука постоянно систематизирует явления по определенным признакам, принципам, что обеспечивает стройность и логичность самого знания. Научные знания обладают еще одним признаком – истинность.
Наука, подобно религии и искусству, в недрах мифологического сознания и в дальнейшем процессе культуры отделяется от него. Многие примитивные культуры обходятся без науки, и только в достаточно развитой культуре она становится особой, самостоятельно сферой культурной деятельности. При этом наука в ходе своей исторической эволюции претерпевает существенные изменения, прежде чем принимает современный облик. Изменяется и представления о науке, характерные для культуры той или иной эпохи. Многие дисциплины, считавшиеся в прошлом науками, с современной точки зрения уже не относятся к ним (например, алхимия или хиромантия). Вместе с тем современная наука ассимилирует в себе элементы истинного знания, содержавшиеся в различных учениях прошлого.
Наука как явление общества и элемент его культуры в своем историческом развитии прошла две основные стадии.
Первая стадия характеризовала становление и развитие науки в процессе дифференциации античной культуры и утраты ею своей синкретичности, в процессе противостояния с религией в эпоху Средневековья и Возрождения. Многовековой процесс становления и различения материальных и духовных благ в Древнем Египте, Индии, Китае, античности и других центрах культуры привел к самостоятельному функционированию религии, морали, искусства, образования, воспитания, политики, права. Это подготовило социальную базу и для возникновения науки как самостоятельного явления духовной жизни.
Первоначально наука на протяжении многих веков была связана в основном с наблюдениями, первичным обобщением знаний, интуитивными выводами на основе богатого опыта и индивидуальных способностей мыслителей. Научные знания носили рецептурно-прикладной, непосредственно-практический характер. Они были сакрализованными – хранились и передавались другим в основном комплексно, вместе с религиозно-мистическими и мифологическими воззрениями, жизненным опытом и заимствованиями из народной устной культуры.
В результате научной революции XVI-XVII веков в Европе сформировалась наука в современном ее понимании. Началась вторая стадия ее социокультурной жизни. Культурными основаниями науки стали строгие, проверяемые теоретические и экспериментальные знания, имеющие гораздо большую ценность и значимость.

Наука масштабно используется в развитии техники и технологий, в организации и осуществлении производства материальных благ и всей материальной культуры. Научные рекомендации находят воплощение в освоении природы, в государственном управлении, обосновании прав и свобод личности, смысла жизни, в решении многих других задач. К сожалению, наука способствовала созданию новых средств вооруженного насилия, которые использовались в крупных региональных и мировых войнах. Мировая культура получила, таким образом, еще один опасный фактор кризисного существования. Огромная роль современной науки в развитии духовной культуры.
Признаки науки на первой стадии ее развития не потеряли своего ценностно-культурного значения. Они оказались интегрированными в современный «организм» науки.
Можно выделить два важных направления воздействия науки на прошлую и современную культуру. Одно из них состоит в том, что наука развивает культуру, а иногда и тормозит ее, своим собственным содержанием, формами и средствами функционирования. Другое направление раскрывает влияние науки на элементы культуры: систему ценностей, на материальную и духовную культуру, на культуру видов деятельности и самих субъектов.
Первое направление указывает на локальность науки в культуре. Наука, обладая самостоятельностью в культуре, как и другие ее элементы, развивается кумулятивно, по своим принципам, законам, условиям и т. п. Она способствует совершенствованию культурного процесса:
— участием в разложении на самостоятельные элементы синкретической архаической и более поздних «целостных» культур;
— формированием своих особых культурологических основ становления и развития: отделение умственного труда от физического и признание ценности умственной деятельности; связь с научным знанием; понимание специфики материальных и духовных ценностей для жизни людей; интеллект человека, его познавательные и конструктивно-творческие способности; потребность в точных знаниях и т. п.;
— своей динамикой исторического развития: взлет науки в эпоху античности; сдерживание ее в средневековой Европе и поддержка в арабо-мусульманском мире; становление подлинно-экспериментальной и точной науки в Новое время; научно-технический прогресс в Новейшее время; социально-гуманитарный прогресс науки в XXI веке;
— спецификой научной деятельности как разновидности социокультурного процесса;
— гносеологическим содержанием науки, представляющим ценность для общества: истинные знания; объективация (опредмечивание) научных знании в продуктах материального и духовного труда; сам научный процесс как ценность культуры; обоснование ценности человека в мире культуры, сохранение его дара жизни, мира в обществе и благоприятной среды обитания, а также принципы, способы, методы, средства добывания истинного научного знания и его воплощение в культуре;
Второе направление раскрывает воздействие науки на все содержание культуры, на ее конкретные элементы. Наука развивает культуру не только через свое собственное совершенствование, но и активно взаимодействуя с материальной и духовной культурой, с другими общественными явлениями и природой.
Сегодня наука проявляет себя в финансовой и материально-производственной сферах, в политике, праве, социальной сфере, в военном деле.

Наука тесно связана с образованием, воспитанием, видами искусства, свободой совести, информационной жизнью и другими элементами духовной культуры.
С различными компонентами культуры наука взаимодействует своеобразно на основе своей специфики и особенностей объекта взаимодействия. Но при этом проявляются и общие признаки функционирования науки в культуре. Некоторые из них рассматривались выше. Так, отношения науки с религией никогда не были «теплыми», органичными. Они всегда оставались сложными, а иногда приобретали враждебный характер. Наиболее ярко социально-культурный антагонизм науки и религии проявился в европейской средневековой инквизиции. Католическая церковь открыто и жестоко преследовала не только своих отступников от веры, но и ученых - естествоиспытателей, представителей других наук.
В современных развитых странах отношения науки и религии стали более лояльными. Но существует множество стран, в которых верования только подходят к взаимоуважительным отношениям с наукой. Еще имеют место факты провозглашения той или иной религии официальной религией. Данные факты относятся прежде всего к исламу. Но во многих странах церковь отделена от государства, а школа — от церкви. Тем самым создана положительная основа для равноценного и доброжелательного сосуществования науки и религии.

Наука и техника. Человек и машина.

Искусство как феномен культуры.

Политика и экономика как феномены культуры.

Культура и цивилизация.

Этапы становления соотношения между цивилизацией и культурой:

Первобытнообщинное обще



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 429; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.146.180 (0.02 с.)