Реформирование собственности: национализация, разгосударствление и приватизация. Реформирование собственности в РБ. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Реформирование собственности: национализация, разгосударствление и приватизация. Реформирование собственности в РБ.



Национализация – это отчуждение имущества у частных лиц в собственность государства, осуществляемое на основании специального акта компетентного государственного органа.

Целью национализации является обеспечение потребности страны в продукции, необходимой для обеспечения обороны страны и безопасности государства и в производственных мощностях, необходимых для выпуска указанной продукции.

Разгосударствление представляет собой процесс сокращения непосредственного государственного влияния на деятельность субъектов хозяйствования, в ходе которого устраняется государственный монополизм, формируется многоукладная, смешанная экономика.

Разгосударствление призвано решать три основные задачи:

1) нахождение новых форм реализации государственной собственности, которые позволили бы человеку стать хозяином производства и усилили бы мотивацию к труду;

2)формирование многообразия форм собственности, что является важным условием становления, развития и успешного функционирования рыночных отношений;

3) достижение финансовой стабилизации экономики.

При всей важности разгосударствления основным путем формирования рыночной экономики является приватизация.

Приватизация - это переход от госсобственности к любым негосударственным (включая и частную) ее формам.

Субъектами приватизации являются физические и юридические лица (в том числе и представители других стран), желающие приобрести право собственности на средства производства, собственники приватизируемого имущества или представляющие его органы управления, а также посредники в лице коммерческих и государственных банков, аудиторских и брокерских компаний и т.д.

В качестве объектов приватизации выступают предприятия (объединения), организации производственной и непроизводственной сферы, не находящиеся в частной собственности, т.е. вся приватизируемая доля государственного имущества.

Процесс приватизации в РБ регламентирует Декрет Президента РБ от 20.03.1998 № 3 «О разгосударствлении и приватизации государственной собственности в РБ». В Беларуси оно началось в 1991 году и продолжается по настоящее время.

Способы координации хозяйственной жизни: традиции, рынок, команда. Натуральное хозяйство и рыночное (товарное) хозяйство: условия развития виды, особенности. Типология современных экономических систем.

Способы координации хозяйственной жизни во многом зависят от трансакционных издержек, которые можно определить как издержки эксплуатации экономической системы. Они связаны не с производством как таковым (расходы на производственные ресурсы), а с сопутствующими ему затратами (поиск информации, различные измерения).

Способы координации бывают различными. Современная экономическая теория выделяет три основных способа координации хозяйственной жизни: традиции, рынок, команда.

Способ координации, базирующийся на традициях предполагает, что экономическое поведение людей регулируется на основе сложившихся в обществе религиозных, общественных, клановых и других традиций и обычаев, а иногда и на основе первоначальных инстинктов выживания. Это позволяет использовать позитивный опыт хозяйственной деятельности, накопленный предыдущими накоплениями.

Способ координации, базирующийся на рынке, предполагает, что регулирование экономического поведения людей осуществляется на принципах спонтанности, когда хозяйствующие субъекты и потребители, руководствуясь собственными экономическими интересами самостоятельно, на свой страх и риск, принимают решения и несут полную экономическую ответственность за их воплощение в жизнь. Поведение покупателей и продавцов определяется соотношением спроса и предложения.

Способ координации, базирующийся на команде, основан на иерархии, предполагающей строгую подчиненность снизу доверху. Благодаря жесткой вертикальной иерархии управления обеспечивается концентрация экономических ресурсов на главной задаче, выдвигаемой центром. В качестве такого центра может выступать руководящий орган государственного управлении или правящей партии, крупный феодал или вождь страны и т.п.

Для осуществления типологии экономических систем необходимо определить критерии, в соответствии с которыми ее можно произвести. Наибольшее распространение в мировой экономической литературе получила типология экономических систем по двум таким признакам, как форма собственности на средства производства и способ, посредством которого координируется и управляется экономическая деятельность.

На основе этих позиций можно выделить следующие типы экономических систем:

Ø традиционная экономика;

Ø классический (чистый) капитализм;

Ø административно-командная экономика;

Ø смешанная экономика.

Традиционная экономика характерна для слаборазвитых стран, в ней доминируют освященные временем традиции и обычаи, в соответствии с которыми и осуществляется координация экономических взаимодействий.

Классический капитализм, или капитализм эпохи свободной конкуренции, характеризуется координацией взаимодействия субъектов экономики на основе стихийного действия рыночных законов, спонтанных решений хозяйствующих субъектов и потребителей.

Административно- командной экономики – свое название она получила из-за способа управления и координации, которая осуществляется на основе строгой иерархической подчиненности некоему центру в лице государства. Оно принимает все решения о производстве, распределении, обмене и потреблении благ и услуг в обществе.

В современном мире экономические системы в подавляющем большинстве расположены между классическим капитализмом и административно-командной экономикой и являются смешанными экономиками. Координация и управление в них осуществляются на основе совмещения элементов спонтанного порядка и иерархии.

Натуральное хозяйство – такой род хозяйства, при котором люди создают продукты для удовлетворения собственных потребностей.

Рыночное хозяйство – тип организации хозяйства, при котором полезные продукты создаются для их продажи на рынке.

13) Рынок: понятие, функции. Роль частной собственности, свободного ценообразования и конкуренции в функционировании рынка. Виды конкуренции.

Рынок — это:

ü совокупность продавцов, покупателей и взаимосвязей между ними;

ü это форма координации связей между производителями и потребителями «по горизонтали», на основе свободного ценообразования (без вмешательства государства).

Функции рынка:

Ø информационная;

Ø стимулирующая;

Ø коммуникативная;

Ø распределительная и др.

Начнем с информационной функции. Для того чтобы принимать эффективные решения, экономическим агентам необходима информация о состоянии внешней среды. И чем полнее и достовернее информация, чем лучше субъекты рынка осведомлены о действиях конкурентов и желаниях потребителей, тем более правильные решения экономические субъекты принимают и тем эффективнее функционирует экономика. Важнейшим источником информации на рынке являются цены.

Второй важнейшей функцией рынка является стимулирующая функция (иногда ее называют регулирующей, санирующей). Эта функция также реализуется через ценовой механизм. Если потребители пожелают больше покупать какого-либо товара, цена на него поднимется. Это будет сигналом для производителей (продавцов) данного товара о том, что следует увеличить объемы производства (продаж).

Рынок выполняет также распределительную функцию. Получаемые индивидами доходы представляют собой выпла­ты за принадлежащие им производственные ресурсы — труд, капитал, землю, предпринимательскую способность. Доходы людей зависят как от количества и качества этих ресурсов, так и от цен, которые устанавли­ваются на рынках факторов производства.

Многие экономисты особо подчеркива­ют выполняемую рынком социально-политическую функцию. По их мнению, только рыночная система может надежно гаранти­ровать личные права и политические свободы человека.

Виды конкуренции:

Ø Совершенная конкуренция — это ситуация на рынке, при которой множество продавцов и покупателей торгуют однородными (абсолютно идентичными, недифференцированными) товарами, при этом доля каждого из них в общем объеме продаж или покупок чрезвычайно мала. Новый производитель может беспрепятственно вступать на данный рынок;

Ø Несовершенная конкуренция возникает в условиях, когда продавцы и (или) покупатели способны оказать существенное влияние на цену товара.

Монополистическая конкуренция устанавливается на рынке, где функционирует множество продавцов, продающих, однако, дифференцированную продукцию.

Олигополия характерна для рынка, на котором действует несколько продавцов (олигопсония — несколько покупателей), производящих однородный либо дифференцированный товар.

Монополия подразумевает присутствие на рынке одного продавца, монопсония — одного покупателя, двусторонняя монополия — одного продавца и одного покупателя.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 1098; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.204.217.37 (0.009 с.)