Внешний вид и поведение ребенка. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Внешний вид и поведение ребенка.



Ф.И.О.

ГОД РОЖД.

ДИАГНОЗ:

ДОМ. АДРЕС:

МАТЬ, ОТЕЦ:

Ф.И.О., год рождения, образование, профессия, социальный статус

Цель обследования:

Фиксируется характер запроса, жалобы.

АНАМНЕЗ:

Фиксируются краткие сведения из анамнеза (выписка из медицинской карты, результаты бесед с родителями).

ВНЕШНИЙ ВИД И ПОВЕДЕНИЕ РЕБЕНКА.

Состояние одежды, ногтей, кожи, конституциональные характеристики, соответствие паспортному возрасту.

Специфика поведения ребенка в процессе обследования, контактность, адекватность, критичность, мотивация. Анализ характера действий, отмечается наличие гиперактивности, двигательной расторможенности.

ХАРАКТЕР ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

Оценивается целенаправленность, возможность сосредоточения, импульсивность, неравномерность деятельности, инертность или ригидность, критичность. Отмечается изменение характера деятельности в зависимости от истощения, изменения внешних параметров обследования.

 

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ

Особенности внимания

Объем

Устойчивость

Переключаемость

Истощаемость

Общий уровень сформированности произвольного внимания

Методики исследования внимания.

Методика Пьерон-Рузера. Используется для исследования устойчивости внимания, возможностей его переключения. Одновременно можно отметить особенности темпа деятельности, «врабатываемость в задание», проявление признаков утомления и пресыщения.

Корректурная проба. Используется для исследования устойчивости внимания, возможностей его переключения, исследование особенностей темпа деятельности, «врабатываемость в задание», проявление признаков утомления и пресыщения.

Числовые таблицы Шульте. Исследуется темп характеристик сенсомоторных реакций, т.е. степени координированности между внешними и внутренними стимулами и моторными (двигательными) ответами, особенности переключения внимания, объем внимания, врабатываемость, концентрация, истощаемость, инертность психических процессов в целом.

Отсчитывание. Испытуемый выполняет вычитывание от 100 или от 50 одного и того же числа (3, 5, 7, 13). Отмечаются паузы, ошибки, следование инструкции, переключение, сосредоточенность, истощаемость внимания.

Кубики Кооса позволяет наблюдать многие особенности внимания, перечисленные выше.

Особенности памяти

Объем кратковременной памяти

Представленность в индивидуальных психических возможностях ребенка различных видов памяти: кратковременной слуховой, кратковременной зрительной, моторной, смешанной. .

Объем долговременной памяти

Опосредованное запоминание

Отмечаются ли трудности в запоминании новых слов, текстового материала, синтаксических конструкций (нужное подчеркнуть).

Методики исследования памяти.

Методика А.Р. Лурия «Запоминание 10 слов» направлена на исследование объема и скорости слухоречевого запоминания, возможности и объема отсроченного их воспроизведения. Использование методики дает дополнительную информацию об особенностях мнестической деятельности (наличие литеральных или вербальных парафазий), особенностях фонематического восприятия.

Запоминание двух групп слов. Методика направлена на исследование скорости и объема слухоречевого запоминания, влияния факторов интерференции мнестических следов, а также возможности удержания порядка предъявляемого материала.

Специально подобранный тестовый набор слов для запоминания (М. Битянова), который позволяет исследовать объем кратковременной памяти и способы запоминания материала, а также представленность в индивидуальных психических возможностях ребенка различных видов памяти.

Исследование зрительной памяти (альбом Н.Я. Семаго, лист 2). Методика направлена на исследование особенностей зрительного запоминания.

Метод пиктограмм. Методика направлена на изучение опосредованного запоминания.

Методика А.Н. Леонтьева Опосредованное запоминание. Методика разработана для исследования логического или опосредованного запоминания.

Психометрическое исследование памяти с помощью шкалы Векслера. Шкала памяти Векслера состоит из серии методик (7).

Особенности мыслительной деятельности

Доступность (или возможность) опосредования

Последовательность действий

Выделение главного

Исключение лишнего

Классификация

Способность к дифференциации

Способность к установлению причинно-следственных связей

Количественные представления

Уровень понятийного развития

Уровень невербального мышления

Особенности наглядно-действенного, наглядно-образного и логического мышления.

Методики исследования мышления.

Методика опосредованного запоминания по А.Н. Леонтьеву (для детей 6-8 лет) и методика пиктограмм (от 8 лет, если сформировнаы навыки графической деятельности) используется для оценки параметров интеллектуальной деятельности, а также для оценки мнестической функции ребенка (различия в объеме непосредственного и опосредованного запоминания).

Классификация предметов. Методика применяется для исследования уровня процессов обобщения и отвлечения, последовательности суждений.

Методика Э.Ф. Замбацявичене (на основе теста структуры интеллекта Р.Амтхауэра). Исследуется уровень развития и особенности понятийного мышления, сформированности важнейших логических операций. «Прогрессивные матрицы Равена» (цветной и черно-белый варианты) или невербальные субтесты Векслера, «Кубики Кооса», «Доски Сегена» изучают уровень невербального мышления ребенка, особенности наглядно-образного и наглядно-действенного мышления.

Установление последовательности событий по серии картинок. Методика изучает способность к установлению причинно-следственных связей.

Исключение. Данные, полученные при исследовании методикой исключения, позволяют судить об уровне развития процессов обобщения и отвлечения, о способности выделить существенные признаки. Существуют два варианта методики исключения – вербальный и предметный.

Понимание переносного смысла метафор, пословиц, рассказов. Методика применяется для исследования уровня развития мышления, его целенаправленности и критичности.

Образование аналогий (простые аналогии, сложные аналогии). Направлена на исследование логического мышления, возможность установления логических связей и отношений между понятиями.

Выделение существенных признаков. Методика выявляет способность дифференцировать существенные признаки явлений и предметов от несущественных.

 

Некоторые особенности развития сенсорных функций

Развитие пространственной ориентации

- на себе

- на плоскости

Ориентировка в пространстве

Понимание смысла пространственных предлогов

Развитие пространственного анализа и синтеза на наглядно-действенном уровне.

Методики исследования.

«Разрезные картинки».

«Кубики Кооса».

Альбом Н.Я. Семаго.

Развитие временных представлений

Дни недели

Месяцы

Распределение по сезонам

Последовательность

Развитие зрительного восприятия

Цветовосприятие

Сформированность представлений о форме предметов

Сформированность представлений о величине предметов

Целостность восприятия

Методики исследования.

Методика В.М. Когана.

«Доски Сегана»

Методика Ивановой.

«Разрезные картинки»

Альбом Н.Я. Семаго.

Развитие речи

Активный словарный запас

Вербальная память

Связность речи

Грамотность

Физическое состояние.

Общее физическое развитие

Двигательные нарушения

Определение ведущей руки

II. Работоспособность на занятиях

Включение в работу (быстрое, медленное, замедленное, с трудом)

Темп выполнения заданий

Переключаемость

Сосредоточенность

Качество работы

Продуктивность

Утомление наступает (начало, середина, к концу занятия)

Объективные и субъективные признаки утомления (снижение качества и продуктивности работы, появление ошибок, субъективные жалобы на усталость, головные боли и т.д.)

Методики исследования.

Счет по Е. Крепелину (модификация Р. Шульте). Методика предложена для исследования работоспособности – упражняемости, выявление параметров утомляемости (наличие истощения или пресыщения деятельностью) и «врабатываемости».

Карта наблюдений за поведением ребенка.

 

Методики исследования.

Фрустрационный тест Розенцвейга.

Цветовой тест М. Люшера.

Цветовой тест отношений.

Тест «Рука».

«Контурный С.А.Т.-Н».

«Эмоциональные лица».

«Метаморфозы».

САТ (Детский апперцептивный тест) и другие методики межличностных и детско-родительских отношений (в том числе в виде опросников).

Альбом Н.Я. Семаго.

Проективные методики: «Несуществующее животное», «Дом», «Дерево», «Человек».

Карта наблюдений за поведением ребенка.

 

Методики исследования.

Детский личностный вопросник Р.Кеттела.

Методика исследования самооценки (В.Г.Щур, С.Г. Якобсон).

Методика СОМОР (методика субъективной оценки межличностных отношений).

Тест Рене Жиля.

Тест «Рука».

Фрустрационный тест Розенцвейга.

Цветовой тест отношений.

САТ (Детский апперцептивный тест) и другие методики межличностных и детско-родительских отношений (в том числе в виде опросников).

Альбом Н.Я. Семаго.

Проективные методики: «Несуществующее животное», «Дом», «Дерево», «Человек», «Рисунок своей семьи». Пиктограммы.

Карта наблюдений за поведением ребенка.

После проведения обследования психологом составляется обобщенное заключение, в котором отражается комплекс основных характеристик ребенка.

Заключение

В заключении психолог должен отразить соответствие актуального развития возрастным нормам, особенности отклонений и возможные причины их возникновения, уровень социальной адаптации ребенка.

Рекомендации

Рекомендации должны определить круг специалистов для осуществления коррекционно-развивающей работы с ребенком, необходимые занятия, последовательность коррекционно-развивающей работы, предложения по организации обучения и воспитания.

Карта психического развития ребенка находится непосредственно у психолога. С целью ознакомления с особенностями психического развития специалистами консилиума все результаты обследования выносятся в специально составленное заключение (см. приложение 15), где кратко отражены основные характеристики.


Набор наиболее часто употребляемых диагностических методик

Для детей 7—12

1. Рисунок дерево — дом — человек.

2. Рисунок несуществующего животного.

3. Кружочки (тест Торренса).

4. Пиктограмма.

5. Последовательные картинки.

6. Систематизация (для детей 7—8 лет, тест Венгера).

7. Словесные пропорции.

8. Подведение под понятие.

9. Исключение лишнего понятия.

10. Тест Айзенка (4—5 заданий).

11. Матрицы Равена (серия В, начало серии С).

12. CAT (10 картинок).

13. Тест Розенцвейга (12 картинок).

14. Измерение самооценки.

15. Тест Роршаха (5—7 карточек).


Для детей 12—18

1. Рисунок несуществующего животного.

2. Рисунок себя в трех проекциях (реальный, идеальный, в глазах других).

3. Тест Кеттела.

4. Тест Торренса (параллельные прямые).

5. Пиктограмма.

6. Словесные пропорции.

7. Исключение лишнего.

8. Составление понятия.

9. Тест «Пословицы».

10. Классификация.

11. Тест Айзенка (4—5 заданий).

12. Тест Шмишека (или Айзенка на психодинамические качества).

13. Исследование самооценки (таблица).

14. Тест Роршаха (4—5 карточек).

 


Дополнительные методики

 

1.Лабиринт (тест Векслера).

2.Локус контроля.

3.Тест Когана.

4. Тесты Торренса (размести фигурку, назови картинку, использование предмета).

5.Тест Юнга.

6.Рисунок семьи.

7.Рисунок семьи в виде несуществующих животных.
8 Исследование импульсивности-рефлексивности.

9. Тест Люшера.

10.Тест Векслера.

11.Тест на творческое мышление.

12.Тест на предвидение.

13.Тест «Волшебная палочка» или «Три желания».

14.Тест Лири.

15.ТАТ - Тематический апперцептивный тест (используется вместо теста CAT с 13-14 лет).


Ф.И.О.

ГОД РОЖД.

ДИАГНОЗ:

ДОМ. АДРЕС:

МАТЬ, ОТЕЦ:

Ф.И.О., год рождения, образование, профессия, социальный статус

Цель обследования:

Фиксируется характер запроса, жалобы.

АНАМНЕЗ:

Фиксируются краткие сведения из анамнеза (выписка из медицинской карты, результаты бесед с родителями).

ВНЕШНИЙ ВИД И ПОВЕДЕНИЕ РЕБЕНКА.

Состояние одежды, ногтей, кожи, конституциональные характеристики, соответствие паспортному возрасту.

Специфика поведения ребенка в процессе обследования, контактность, адекватность, критичность, мотивация. Анализ характера действий, отмечается наличие гиперактивности, двигательной расторможенности.

ХАРАКТЕР ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

Оценивается целенаправленность, возможность сосредоточения, импульсивность, неравномерность деятельности, инертность или ригидность, критичность. Отмечается изменение характера деятельности в зависимости от истощения, изменения внешних параметров обследования.

 

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ

Особенности внимания

Объем

Устойчивость

Переключаемость

Истощаемость

Общий уровень сформированности произвольного внимания

Методики исследования внимания.

Методика Пьерон-Рузера. Используется для исследования устойчивости внимания, возможностей его переключения. Одновременно можно отметить особенности темпа деятельности, «врабатываемость в задание», проявление признаков утомления и пресыщения.

Корректурная проба. Используется для исследования устойчивости внимания, возможностей его переключения, исследование особенностей темпа деятельности, «врабатываемость в задание», проявление признаков утомления и пресыщения.

Числовые таблицы Шульте. Исследуется темп характеристик сенсомоторных реакций, т.е. степени координированности между внешними и внутренними стимулами и моторными (двигательными) ответами, особенности переключения внимания, объем внимания, врабатываемость, концентрация, истощаемость, инертность психических процессов в целом.

Отсчитывание. Испытуемый выполняет вычитывание от 100 или от 50 одного и того же числа (3, 5, 7, 13). Отмечаются паузы, ошибки, следование инструкции, переключение, сосредоточенность, истощаемость внимания.

Кубики Кооса позволяет наблюдать многие особенности внимания, перечисленные выше.

Особенности памяти



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 723; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.227.239.9 (0.095 с.)