Сказки о животных. Сказки - загадки 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Сказки о животных. Сказки - загадки



Знакомство детей с понятием «сказка». Сказки о животных, сказ­ки-загадки.

Прослушивание сказок «Заяц и лев», «Подарок».

Беседа о храбрости и находчивости, о мудром решении труд­ной задачи героем последней сказки.

Мой родной Башкортостан

Рассказ учителя об образовании Республики в 1919 году, геогра­фическом расположении, наиболее крупных городах, реках, горных массивах.

Прослушивание песен о реках, горах, районах («Долины пре­красной Агидели», «Долины прекрасной Демы», «Круглое озеро», «Мечетлино», «Абзелил», «Сармасан» и т.д.).

На уроке используются картины, иллюстрированные юбилейные издания, открытки, фотоальбом, физическая карта республики.

М. Хай. Я славлю жизнь.

Прослушивание песни 3. Исмагилова на слова Р. Нигмати «Сла­ва тебе, Башкирия!».

IV четверть

Исторические песни. Назидательные сказы.

Учитель дает сведения о башкирских народных песнях. Прослушивание песен «Любизар», «Банк», «Порт-Артур». Крат­кое объяснение их истории.

Прослушивание назидательной сказки «Золотая капля». Беседа о трудолюбии и смысле жизни.

Весна

Беседа с учащимися о весенней природе, о каждом из месяцев этого времени года. Разговор о весенних заботах людей. Использу­ются картинки, репродукции, цветные изображения с видами ве­сеннего пейзажа, календарь «Башкортостан».

М. Карим. Прилетай.

С. Алибаев. Кто принес весну?

К. Даян. Весенние цветы.

Прослушивание песен Р. Хасанова на слова М. Щигапова «Ве­сенняя песня».

Праздник в ауле

Беседа по картине А. Лутфуллина «Праздник в ауле». Сведения о жизни и творчестве художника, о его родине. Работа по картине.

Мы за мир, за дружбу

Рассказ учителя о праздниках I Мая и Дня Победы. Ознакомле­ние с историей возникновения этих праздников. Между двумя уро­ками можно сводить детей к обелискам воинов-земляков, павших в Великой Отечественной войне; в Уфе - к Вечному огню в парке им. И. Якутова; возложение цветов. Беседа о полученных впечатлениях.

Я. Кулмый. Отряд на параде.

Ф. Рахимгулова. Праздничные дары.

Р. Нигмати. Слава победителям.

Прослушивание песни 3. Исмагилова на слова Н. Идельбая «Лети, мой гнедой».

Скоро лето

Беседа с учащимися о летних месяцах, летней природе, об учас­тии детей в охране природы. Рассказ учителя о летних заботах и отдыхе людей, о башкирском национальном празднике сабантуй, истории его возникновения. (Используются цветные фоторепро­дукции из альбомов, календаря «Башкортостан» и др.).

Ф. Рахимгулова. Дождь идет. Р. Хисаметдинова. Тучи. Н. Грахов. Зеленый патруль. Обобщающая беседа по предмету.

Прослушивание песни Д. Хасаншина на слова С. Алибаева «Про­щай, первый класс!».

КЛАСС

Во II классе продолжается работа по закреплению навыков ус­воения и пересказа содержания прочитанных текстов. Постепенно углубляются знания учащихся о родном крае и ее истории за счет ввода новых текстов художественной литературы, народного твор­чества, произведений изобразительного искусства, музыки. Дети знакомятся с новыми именами башкирских поэтов, писателей, ху­дожников, композиторов и др. деятелей искусства. Учитель посте­пенно начинает обращать внимание детей на авторов изучаемых произведений литературы и искусства.

I четверть

Здравствуй, родная школа!

Рассказ учащихся о летних каникулах, о тех памятных местах родного края, где во время отдыха они побывали. В ходе беседы с детьми учитель выясняет усиление их привязанности к родной шко­ле, к коллективу класса. Обобщая разговор, объясняет, как школа за год учебы стала для них родным домом.

Г. Юнусова. Первое сентября.

Ш. Бабич. Книга.

Прослушивание песни Р. Хасанова на слова Ш. Галиева «Школь­ные годы».

Золотая осень

Беседа с учащимися об осенней природе. Можно провести урок, посвященный сбору урожая, хлеборобам. Рассказ учителя об отли­чительных приметах уральской осени.

X. Габитов. Осень.

А. Игебаев. Сентябрь.

Знакомство о картинами Народного художника СССР Б. Домаш-никова: «Осень. Электричка», «Птицы улетают», «Бабье лето».

Рассказы Фарита Исянгулова

Чтение рассказов Ф. Исянгулова «Батыры», «Кто глупышка?», «Лесная девочка» - беседа по прочитанным произведениям. Краткие сведения учителя о писателе Ф. Исянгулове.

В мире танца

Рассказ учителя о танцевальном искусстве башкир, Башкирс­ком государственном ансамбле народного танца, его основателе Ф. Гаскарове. Восстановление в памяти тех танцев, которые были ра­зучены на уроках и внеклассных занятиях в прошлом учебном году. Разучивание новых башкирских народных танцев. Прослушивание мелодий к ним. («Семь девушек», «Загида», «Три брата»).

Последующие занятия могут быть продолжены вне урока.

Курай - древний башкирский музыкальный инструмент

Сведения учителя о народном музыкальном инструменте курае. Чтение «Легенды о курае». Прослушивание исполненных на курае мелодий башкирских народных песен «Урал», «Журавлиная песнь», «Ирендек» и др. Рассказ о балете и кинофильме «Журавлиная песнь», созданных на основе древней легенды.

Славные люди Башкортостана

Рассказ учителя о революционных событиях в Башкортостане. Сведения о жизни и деятельности Ш. Худайбердина.

Беседа о его родине - Кугарчинском районе. Используются ил­люстрации, открытки, видеоматериалы и др.

II четверть

Мустай Карим - народный поэт Башкортостана

Ознакомление учащихся с некоторыми эпизодами из биогра­фии Мустая Карима. Рассказ о его творчестве, прозаических произ­ведениях, написанных для детей.

Чтение рассказов из его книги «Туда или сюда?».

По памятным местам г. Уфы

Рассказ учителя об истории возникновения г. Уфы, его основ­ных достопримечательностях - Монументе Дружбы, памятниках Салавату Юлаеву, героям гражданской войны, краеведческом му­зее. (В районах Башкортостана используются цветные фоторепро­дукции, альбомы, открытки).

Н. Наджми. В Уфе есть дом.

Г. Давлетов. Город на горе.

Прослушивание и разучивание песни X. Ахметова на слова Р. Янбулатовой «Уфа - моя столица».

Детский фольклор

Даются сведения о башкирских докучных сказках. Чтение ска­зок «УщипниТали и Неущипни-Гали», «Бык», «Желтая курица ста­рика «Хармантая», «Расскажи и не рассказывай». Дети вспоминают аналогичные докучные сказки других народов, населяющих территории республики и сравнивают их. Учитель объясняет функцию данного жанрового разнообразия сказок.

Народный артист А. Мубаряков

Информация учителя о Башкирском государственном акаде­мическом театре им. М. Гафури. Сведения из творческой биогра­фии народного артиста СССР А. Мубарякова. Рассказ о кинофиль­ме «Салават Юлиев» и исполнении в нем А. Мубаряковым главной роли.

На уроке используются альбомы, снимки из театральных спек­таклей с участием актера; если есть возможность - фрагменты из кинофильма «Салават Юлаев».

Н. Ирсаева. Актер и человек.

Башкирские народные игры

Игры «Улетели - улетели», «Эстафета». Объяснение условий игр, распределение обязанностей (ко второй игре). Игры проводятся на свежем воздухе.

III четверть

Наше счастье - в труде

Беседа о ежедневном труде учащихся в школе и дома, о трудо­вой деятельности взрослых (на примере различных профессией ро­дителей). Рассказ учителя о земляках - героях-тружениках, отме­ченных правительственными наградами. Краткая информация о знатных людях Башкортостана - Героях Социалистического труда-земляках и их профессии (Б. Батыровой. К. Сулейманове, Р. Яхине, X. Султанове, Э. Гулиной и др.).

X. Габитов. У нас у всех забота.

Р. Шаммас. За работу.

А. Ахметкужин. Грабли.

Прослушивание песни Р. Сальманова на слова Г. Гумера «Наша грядка».

Салават Юлаев - легендарный герой башкирского народа и поэт-импровизатор

Рассказ учителя об участии башкир в Крестьянской войне под предводительством Е. Пугачева. Сведения из биографии Са-лавата Юлаева и Юлая Азналина. Чтение стихотворений Сала-вата Юлаева «Мой Урал». «Родная страна», «Стрела», «Джиги­ту», «Битва».

Беседа по картине Р. Ишбулатова «Непокоренная воля».

Прослушивание народных песен о Салавате Юлаеве.

Сказки о животных

Чтение сказок о животных «Харыбай», «Лиса, беркут и Заяц у медведя в гостях».

Беседа по сказкам о доброте, дружбе и находчивости.

На страже мира

Рассказ об участии башкирского народа в Великой Отечествен­ной войне, о биографии наших земляков А. Матросова (Щ. Муха-метьянова) и М. Губайдуллина, их подвигах и присвоении им зва­ния Героя Советского Союза. Упоминание о памятнике этим героям в парке Победы г. Уфы. (В школах г. Уфы до урока можно совер­шить экскурсию к памятнику).

День 8 Марта

Информация учителя о Международном женском дне 8 Марта, о том, что этот день в нашей стране отмечается как всенародный праздник. Объяснение, что уважительное и внимательное отноше­ние, проявляемое к девочкам в школе и своим близким в семье в день 8 Марта, должно стать нормой поведения для каждого.

А. Ягафарова. Колючее платье.

Прослушивание и разучивание песни М. Гиляжева на слова В. Казыханова «Я видел во сне маму».

Из прошлого Башкортостана

Рассказ учителя в популярной форме об историческом прошлом края; о присоединении Башкирии к Русскому государству, о совме­стной борьбе башкир с русскими против иноземных захватчиков, о башкирских восстаниях и их предводителях - Алдаре, Карасака-ле, Батырше и др., об Отечественной войне 1812 г.

Беседа по картине неизвестного художника «Башкирский воин».

Прослушивание башкирских народных песен «Кутузов», «Эскад­рон» предварительным ознакомлением учащихся с их легендами.

Р. Бикбаев. Заветное слово.

Композитор 3. Исмагилов

Восстановление в памяти прослушанных песен 3. Исмагилова и краткая беседа о них. Информация учителя о жизни и творчестве композитора. Ознакомление учащихся с понятиями опера и балет. Краткий рассказ об опере 3. Исмагилова «Салават Юлаев».

Прослушивание увертюры к данной опере и арий Салавата в исполнении М. Хисматуллина, песни 3. Исмагилова на слова Р. Нигмати «Слава победителям».

Н. Наджми. Загиру Исмагилову.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 688; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.190.101 (0.023 с.)