ТОП 10:

Башкирские пословицы и поговорки



Культура Башкортостана

Программа для 1 – 4 классов общеобразовательных школ

(рекомендовано Министерством образования РБ)

ВВЕДЕНИЕ

На рубеже нового тысячелетия больше внимания стало уделять­ся гуманитаризации образования. На первый план начинает выхо­дить духовное, человеческое. Понятно поэтому - какое место отво­дится в нашей республике предмету «Культура Башкортостана», по которому предполагается введение обязательного экзамена во всех школах.

Культурное наследие, как результат творческой деятельности множества поколений, требует к себе пристального внимания. Бе­режное к нему отношение должно вырабатываться, прежде всего, в школе.

В предлагаемой программе, где краеугольным камнем стали принципы от простого к сложному, хронологическая последова­тельность и исторический подход, предусматривается получение системных знаний по материальной и духовной культуре башкир, а также других народов, населяющих Башкортостан. При этом при­оритет отдается изучению культуры коренного народа. Как опре­делено в документах ООН: «Коренной народ есть потомки абори­генов, населяющих данную территорию до того, как она была завоевана или заселена другими народами» (Коренное население. М., 1990, с.29).

Составители программы исходили из признания:

- самобытности и неповторимости национальной культуры как неотъемлемой части всей мировой культуры;

- процесса взаимодействия и взаимопроникновения нацио­нальных культур, их историзма и обусловленности исторической судьбой народа;

Основные задачи курса «Культура Башкортостана»:

- содействовать гуманизации образования и гармонизации меж­национальных отношений;

- формировать здоровые этико-эстетические представления школьников, привить любовь к Родине, к культурным ценностям народов Башкортостана, стремление быть достойными продолжа­телями славных традиций, гордиться тем, что ты представитель именно данной нации;

- способствовать возрождению и развитию национальных культур.

Отведенное в программе количество часов представляет собой обязательный минимум, который может быть увеличен за счет ча­сов школьного компонента.

Программа предмета для начальных классов составлен по тема­тическому принципу, в I – II классах он сочетается и с сезонным прин­ципом расположения материалов.

В связи с тем, что история родного края самостоятельно в на­чальных классах не изучается, в программу включен и историко-краеведческий материал. Ознакомление учащихся с некоторыми важнейшими событиями истории, биографическими данными вы­дающихся личностей прошлого Башкортостана должно способство­вать воспитанию с малых лет интереса и любви к родной земле и родному краю.

Тематическое построение программы обеспечивает цельность и системность урока, дает возможность осуществления межпред­метных связей, проведения интегрированных уроков культуры и музыки (изобразительного искусства, природоведения).

Содержание предмета составляют произведения детской лите­ратурной классики, музыкального, изобразительного, театрально­го искусства, сведения о наиболее значительных событиях из исто­рии Башкортостана, а также лучшие детские произведения современных башкирских писателей, композиторов, художников, материалы о жизни и творчестве известных актеров, певцов, танцо­ров, фольклорные тексты, описания народных праздников, обыча­ев, игр; сведения о жизни и творчестве деятелей культуры, произ­ведения литературы и искусства других национальностей, проживающих на территории республики Башкортостан. Содержа­ние предмета учитывает художественную, образовательную и вос­питательную ценность произведений, доступность материала со­ответственно возрастным особенностям учащихся, педагогическую целесообразность их изучения.

Обширная информация, полученная в начальных классах по литературе, музыкальному, изобразительному, театральному искус­ству, фольклору, создает необходимую базу для углубленного изу­чения данного предмета в старших классах.

В каждом классе отводится время для изучения регионального, местного материала. Иными словами, программа предполагает, что для наиболее полного удовлетворения духовных запросов учащих­ся и приобщения их к культурным национальным ценностям от­дельные вопросы могут изучаться и на региональном уровне.

Учащиеся по культуре Башкортостана должны знать:

- по народному творчеству: жанровое богатство и своеобразие башкирского фольклора (некоторые верования и обряды, послови­цы, загадки, сказки, легенды и предания, песни, особенно связан­ные с историей, байты, крупные эпические сказания, народные му­зыкальные инструменты) в сочетании с фольклором местного населения, творчество крупных сказителей-сэсэнов;

- по литературе: основные произведения крупных представите­лей башкирской литературы, народных писателей и поэтов, иметь общее представление об основных этапах развития башкирской литературы.

Учащиеся должны быть ознакомлены с творчеством некоторых писателей и поэтов других республик, выходцев из Башкортостана, быть осведомленными о русско-башкирских литературных связях.

- по декоративно-прикладному и изобразительному искусствам: знать об основных видах (вышивка, ткачество, художественная об­работка дерева, металла, кожи и т.д.) декоративно-прикладного ис­кусства и сферах его применения (украшения жилища, народный костюм, убранство коня, узорные ткани и т.д.), о связи (общие мо­менты и различия) декоративно-прикладного искусства башкир с аналогичным творчеством других народов, о творческой деятель­ности ведущих художников, скульпторов РБ;

- по музыкальному искусству: знать творчество ведущих ком­позиторов РБ, иметь представление об основных жанрах музыкаль­ного искусства (песни, вокальные, хоровые, инструментальные про­изведения, симфония, балет, опера и др.), знать ведущих исполнителей как народного, так и профессионального искусства (курсистов, певцов, скрипачей, дирижеров и т.д.).

- по театральному и хореографическому искусству: знать крат­кую историю профессиональных театров РБ, творчество ведущих исполнителей оперы и балета; знать природу, разнообразие народ­ных танцевальных традиций, творческий путь Башкирского госу­дарственного ансамбля народного танца им. Ф.Гаскарова, широко распространенные его танцы, выдающихся мастеров народного танца.

Для обеспечения преподавания культуры Башкортостана на высоком научно-методическим уровне необходимо наличие по всем ступеням школы полных комплектов учебной, методической лите­ратуры, наглядных пособий, видео и аудио кассет, слайдов и т.д.

Устному народному творчеству, а также музыкальной культуре выделено больше времени, исходя из того, что песни и музыку не­обходимо и прослушать. Вместе с тем авторы исходили и из того, что необходимо не ограничивать творческий подход учителей к данному предмету, а, наоборот, оставить право на выбор своего материала, метода и структуры урока. Главное - целенаправленно воспитывать в юных душах любовь к отчему краю, добрые чувства к народам, населяющим суверенную Республику Башкортостан. С этой целью в каждом классе отводится время для ознакомления учащихся с особенностями материальной и духовной культуры села, района, города, а также с творчеством деятелей литературы, искус­ства и культуры - выходцев из региона и т.д.

 

I КЛАСС

В I классе в первой половине учебного года ведется работа по закреплению приобретенных в детских садах умений и навыков слушать и понимать содержание прочитанных учителем текстов, аудио и видеоматериалов, а также навыков пересказа прослушан­ного, ответов на вопросы. Тексты художественных произведений башкирских писателей могут предлагаться для чтения после завер­шения обучения их грамоте.

Программа I класса предусматривает беседы с учащимися о род­ном крае, доме, семье, школе, учителе, окружающей природе, род­ной республике, ее столице - г. Уфе, Родине, временах года и т.д; ознакомление детей с текстами художественных произведений баш­кирских писателей и сведений из других источников по данным темам. В программу включены также стихи и рассказы; посвящен­ные праздникам, произведения некоторых жанров башкирского фольклора, музыки и живописи.

I четверть

Первый раз в первый класс

Рассказ учителя о школе, о начале нового учебного года, о клас­се, об уроках. Прослушивание стихотворений башкирских поэтов о школе.

X. Габитов. В школе.

А. Игебаев. Вилю так хочется запеть.

Прослушивание песни Р. Хасаншина на слова С. Алибаева «Здравствуй, школа!».

Родной дом, родной край.

Беседа с учащимися о родном селе (городе, поселке), его жите­лях, красоте окружающей природы, достопримечательностях. От­вечая на вопросы, дети рассказывают о своем доме, улицах. По за­данию учителя рисуют один из объектов родного села (города, поселка). Чтение художественных произведений о родном доме, родном крае.

М. Сюндекле. Красив Урал;

Р. Мифтахов. Обращение к птицам.

Уфа - столица Башкортостана

Ознакомление учащихся с названием Республики Башкортос­тан. Объяснение понятия «столица». Рассказ о г. Уфе, многонацио­нальном составе жителей, главных улицах, площадях и т.д. Рассказ о гербе города. В беседе используются цветные открытки, буклеты, фотоснимки и др.

Г. Рамазанов. Уфа;

Н. Грахов. Я живу в г. Уфе;

Прослушивание песен М. Валеева на слова К. Даяна «Уфа - го­род мой», X. Ахматова на слова Р. Янбулатовой «Уфа - прекрасная моя столица».

Золотая осень

До занятия можно организовать экскурсию на осеннюю приро­ду. Дети обращают внимание на цвета полей, деревьев и другие признаки осени. На уроке проводится беседа о полученных на экс­курсии впечатлениях.

Прослушивание стихотворений башкирских поэтов об осени.

Г. Шамсутдинов. Любит ли арбуз.

Г. Юнусова. Падают листья.

А. Ахметкужин. Осень.

Прослушивание песни 3. Исмагилова на слова М. Карима «Па­дают листья березы».

Наша школа, наш учитель.

Беседа о родной школе. Учитель знакомит детей типами школ (начальная, основная, средняя, гимназия и т.д.), контингентом и учащихся, количеством классов и т.д. Даются сведения о классе. Через ответы на вопросы первоклассники выражают свои впечат­ления о первых днях в школе.

Чтение художественных произведений башкирских писателей об учителе.

А. Игебаев. Серебряный колокольчик.

М. Карим. Моему учителю.

Прослушивание песни Д. Хасаншина на слова С. Алибаева «Мы -первоклассники».

День моей республики

Рассказ учителя о дне 11 октября 1991 года. Разъяснение детям значений о государственного гимна, флага и герба Республики Баш­кортостан, смысла цветов и эмблемы во флаге. Прослушивание государственного гимна Республики Башкортостан. Учащиеся ри­суют и раскрашивают флаг.

Башкирский орнамент

Объяснение понятия «орнамент», рассказ об орнаментах разных народов, их назначении. Ознакомление учащихся с основными от­личительными элементами башкирских орнаментов. Рисование и раскрашивание учащимися некоторых элементов башкирского ор­намента.

Играем и поем, весело живем

Беседа с учащимися о дружбе и товариществе. Объяснение учи­телем понятия «друг».

Определение взаимоотношений в классе через ответы на воп­росы учителя.

К. Киньябулатова. Зухра и цыплята.

М. Дильмухаметов. Игра.

Р. Тимершин. Спор.

Прослушивание мелодии Р. Хасанова «Игра».

Загадки и кулямасы

Разъяснение значения жанра загадки. Сведения о сходстве загадок у разных народов. Ознакомление с загадками башкир о растительном и животном мире Урала, о географических особенностях родного края.

Прослушивание кулямасов, высмеивающих ленивых и глупых людей;

«Суд Еренсе».

«Хорошие нравы».

«Как два ленивца сгорели».

«Семь волков».

II четверть

В мире танца

Рассказ учителя о башкирских народных танцах, их возникно­вении, значении движений, о мужских и женских национальных костюмах (используются костюмы или их макеты, цветные открыт­ки, фотоснимки, альбомы). При возможности демонстрируются наиболее популярные народные танцы: «Бишбармак», «Байык». Если их нет, то прослушиваются мелодии к этим танцам.

Г. Юнусова. Плясун.

Наша семья

Беседа о взаимоотношениях в семье, об отношении детей к ро­дителям, братьям, сестрам. В ходе беседы выясняются отношения детей к своим родственникам. Воспитание у учащихся чувства люб­ви и уважения к родным и близким.

Ш. Биккулов. Айбулат и Ташбулат. Сынок.

X. Габитов. Наша семья.

А. Игебаев. Мой братишка.

Прослушивание песни Р. Хасанова на слова Н. Наджми «Отчий дом».

Поиграем, ребята

Урок может проводиться во дворе школы, в спортзале, а также в классе.

Вступительное слово учителя о башкирских народных играх, их возникновении, характере. Привитие интереса у учащихся к народ­ным играм, развитие внимания, формирование двигательных на­выков.

Игра: «Ак тиряк, кук тиряк».

Уральская зима

Беседа об основных приметах зимы, опираясь на наблюдения учащихся. Рассказ учителя о зимних месяцах. Выяснение вместе с учащимися отличительных особенностей каждого из них - декаб­ря, января, февраля.

Б. Бикбай. Горка.

Ш. Биккулов. Зима.

С. Муллабаев. Следы на снегу.

Прослушивание песни Р. Муртазина на слова К. Даяна «Дед Мороз», «Елка - зимние иголки».

Наша Родина

Рассказ учителя о Российской Федерации ее границах, террито­рии, географическом положении. Доходчивые сведения о респуб­ликах и областях, входящих в состав РФ, столице РФ г. Москве.

Ш. Биккул. Слово даем.

Г. Байбурин. Подарю стране цветы.

Прослушивание песен К. Рахимова на слова Я. Кулмыя «Роди­на» и «Страна моя» (музыка и слова народные).

III четверть

В нашем доме - гость

Рассказ учителя о традициях и обычаях башкирского народа, связанных с гостеприимством. Используются пословицы и пого­ворки о гостях. Далее урок может строиться в игровой форме по сценарию, заранее составленному учителем.

Г. Юнусова. В гостях.

«Башкир - охотник»

Работа по картине К. Давлеткильдеева «Башкир - охотник». Све­дения о художнике, о художественной гимназии в г. Уфе, которая носит его имя. Беседа по картине связывается с отраслью хозяйства башкир - охотой.

Прослушивание башкирской народной сказки «Охотник Юл-дыбай».

В мир прекрасного

Разучивание башкирских народных танцев. Занятие можно про­вести с привлечением специалиста, который сначала знакомит с основными элементами движения, показывает их, затем со всем классом разучивает один из коллективных танцев. В дальнейшем разучивание башкирских народных танцев можно продолжить на внеклассных занятиях.

Народные танцевальные мелодии «Гульназира», «Карабай» и др.

Защитники мира

Беседа о Дне Защитников Отечества, вооруженных силах страны.

Чтение произведений писателей о воинах.

М. Харис. Пусть Родина не забывает меня.

Т Арслан. Стоят часовые.

Прослушивание мелодии X. Заимова «Будь готов».

Праздник сестер и матерей

Рассказ учителя о Дне 8 Марта, который ежегодно отмечается как праздник матерей, бабушек и сестер; объяснение, что в этот день в классе мальчики поздравляют девочек, а дома - матерей и других родственниц; что взрослые также дарят женщинам цветы и подар­ки. Лучшим подарком для первоклассника своим одноклассницам и матерям могут быть их прилежная учеба, примерное поведение, отличные оценки.

Г. Гумер. Буду как мама.

М. Гали. Аниса.

Прослушивание песни М. Бикбовой на слова Г. Гумера «Празд­ник матерей».

Мой родной Башкортостан

Рассказ учителя об образовании Республики в 1919 году, геогра­фическом расположении, наиболее крупных городах, реках, горных массивах.

Прослушивание песен о реках, горах, районах («Долины пре­красной Агидели», «Долины прекрасной Демы», «Круглое озеро», «Мечетлино», «Абзелил», «Сармасан» и т.д.).

На уроке используются картины, иллюстрированные юбилейные издания, открытки, фотоальбом, физическая карта республики.

М. Хай. Я славлю жизнь.

Прослушивание песни 3. Исмагилова на слова Р. Нигмати «Сла­ва тебе, Башкирия!».

IV четверть

Весна

Беседа с учащимися о весенней природе, о каждом из месяцев этого времени года. Разговор о весенних заботах людей. Использу­ются картинки, репродукции, цветные изображения с видами ве­сеннего пейзажа, календарь «Башкортостан».

М. Карим. Прилетай.

С. Алибаев. Кто принес весну?

К. Даян. Весенние цветы.

Прослушивание песен Р. Хасанова на слова М. Щигапова «Ве­сенняя песня».

Праздник в ауле

Беседа по картине А. Лутфуллина «Праздник в ауле». Сведения о жизни и творчестве художника, о его родине. Работа по картине.

Мы за мир, за дружбу

Рассказ учителя о праздниках I Мая и Дня Победы. Ознакомле­ние с историей возникновения этих праздников. Между двумя уро­ками можно сводить детей к обелискам воинов-земляков, павших в Великой Отечественной войне; в Уфе - к Вечному огню в парке им. И. Якутова; возложение цветов. Беседа о полученных впечатлениях.

Я. Кулмый. Отряд на параде.

Ф. Рахимгулова. Праздничные дары.

Р. Нигмати. Слава победителям.

Прослушивание песни 3. Исмагилова на слова Н. Идельбая «Лети, мой гнедой».

Скоро лето

Беседа с учащимися о летних месяцах, летней природе, об учас­тии детей в охране природы. Рассказ учителя о летних заботах и отдыхе людей, о башкирском национальном празднике сабантуй, истории его возникновения. (Используются цветные фоторепро­дукции из альбомов, календаря «Башкортостан» и др.).

Ф. Рахимгулова. Дождь идет. Р. Хисаметдинова. Тучи. Н. Грахов. Зеленый патруль. Обобщающая беседа по предмету.

Прослушивание песни Д. Хасаншина на слова С. Алибаева «Про­щай, первый класс!».

КЛАСС

Во II классе продолжается работа по закреплению навыков ус­воения и пересказа содержания прочитанных текстов. Постепенно углубляются знания учащихся о родном крае и ее истории за счет ввода новых текстов художественной литературы, народного твор­чества, произведений изобразительного искусства, музыки. Дети знакомятся с новыми именами башкирских поэтов, писателей, ху­дожников, композиторов и др. деятелей искусства. Учитель посте­пенно начинает обращать внимание детей на авторов изучаемых произведений литературы и искусства.

I четверть

Здравствуй, родная школа!

Рассказ учащихся о летних каникулах, о тех памятных местах родного края, где во время отдыха они побывали. В ходе беседы с детьми учитель выясняет усиление их привязанности к родной шко­ле, к коллективу класса. Обобщая разговор, объясняет, как школа за год учебы стала для них родным домом.

Г. Юнусова. Первое сентября.

Ш. Бабич. Книга.

Прослушивание песни Р. Хасанова на слова Ш. Галиева «Школь­ные годы».

Золотая осень

Беседа с учащимися об осенней природе. Можно провести урок, посвященный сбору урожая, хлеборобам. Рассказ учителя об отли­чительных приметах уральской осени.

X. Габитов. Осень.

А. Игебаев. Сентябрь.

Знакомство о картинами Народного художника СССР Б. Домаш-никова: «Осень. Электричка», «Птицы улетают», «Бабье лето».

Рассказы Фарита Исянгулова

Чтение рассказов Ф. Исянгулова «Батыры», «Кто глупышка?», «Лесная девочка» - беседа по прочитанным произведениям. Краткие сведения учителя о писателе Ф. Исянгулове.

В мире танца

Рассказ учителя о танцевальном искусстве башкир, Башкирс­ком государственном ансамбле народного танца, его основателе Ф. Гаскарове. Восстановление в памяти тех танцев, которые были ра­зучены на уроках и внеклассных занятиях в прошлом учебном году. Разучивание новых башкирских народных танцев. Прослушивание мелодий к ним. («Семь девушек», «Загида», «Три брата»).

Последующие занятия могут быть продолжены вне урока.

Славные люди Башкортостана

Рассказ учителя о революционных событиях в Башкортостане. Сведения о жизни и деятельности Ш. Худайбердина.

Беседа о его родине - Кугарчинском районе. Используются ил­люстрации, открытки, видеоматериалы и др.

II четверть

По памятным местам г. Уфы

Рассказ учителя об истории возникновения г. Уфы, его основ­ных достопримечательностях - Монументе Дружбы, памятниках Салавату Юлаеву, героям гражданской войны, краеведческом му­зее. (В районах Башкортостана используются цветные фоторепро­дукции, альбомы, открытки).

Н. Наджми. В Уфе есть дом.

Г. Давлетов. Город на горе.

Прослушивание и разучивание песни X. Ахметова на слова Р. Янбулатовой «Уфа - моя столица».

Детский фольклор

Даются сведения о башкирских докучных сказках. Чтение ска­зок «УщипниТали и Неущипни-Гали», «Бык», «Желтая курица ста­рика «Хармантая», «Расскажи и не рассказывай». Дети вспоминают аналогичные докучные сказки других народов, населяющих территории республики и сравнивают их. Учитель объясняет функцию данного жанрового разнообразия сказок.

Башкирские народные игры

Игры «Улетели - улетели», «Эстафета». Объяснение условий игр, распределение обязанностей (ко второй игре). Игры проводятся на свежем воздухе.

III четверть

Наше счастье - в труде

Беседа о ежедневном труде учащихся в школе и дома, о трудо­вой деятельности взрослых (на примере различных профессией ро­дителей). Рассказ учителя о земляках - героях-тружениках, отме­ченных правительственными наградами. Краткая информация о знатных людях Башкортостана - Героях Социалистического труда-земляках и их профессии (Б. Батыровой. К. Сулейманове, Р. Яхине, X. Султанове, Э. Гулиной и др.).

X. Габитов. У нас у всех забота.

Р. Шаммас. За работу.

А. Ахметкужин. Грабли.

Прослушивание песни Р. Сальманова на слова Г. Гумера «Наша грядка».

Сказки о животных

Чтение сказок о животных «Харыбай», «Лиса, беркут и Заяц у медведя в гостях».

Беседа по сказкам о доброте, дружбе и находчивости.

На страже мира

Рассказ об участии башкирского народа в Великой Отечествен­ной войне, о биографии наших земляков А. Матросова (Щ. Муха-метьянова) и М. Губайдуллина, их подвигах и присвоении им зва­ния Героя Советского Союза. Упоминание о памятнике этим героям в парке Победы г. Уфы. (В школах г. Уфы до урока можно совер­шить экскурсию к памятнику).

День 8 Марта

Информация учителя о Международном женском дне 8 Марта, о том, что этот день в нашей стране отмечается как всенародный праздник. Объяснение, что уважительное и внимательное отноше­ние, проявляемое к девочкам в школе и своим близким в семье в день 8 Марта, должно стать нормой поведения для каждого .

А. Ягафарова. Колючее платье.

Прослушивание и разучивание песни М. Гиляжева на слова В. Казыханова «Я видел во сне маму».

Из прошлого Башкортостана

Рассказ учителя в популярной форме об историческом прошлом края; о присоединении Башкирии к Русскому государству, о совме­стной борьбе башкир с русскими против иноземных захватчиков, о башкирских восстаниях и их предводителях - Алдаре, Карасака-ле, Батырше и др., об Отечественной войне 1812 г.

Беседа по картине неизвестного художника «Башкирский воин».

Прослушивание башкирских народных песен «Кутузов», «Эскад­рон» предварительным ознакомлением учащихся с их легендами.

Р. Бикбаев. Заветное слово.

Композитор 3. Исмагилов

Восстановление в памяти прослушанных песен 3. Исмагилова и краткая беседа о них. Информация учителя о жизни и творчестве композитора. Ознакомление учащихся с понятиями опера и балет. Краткий рассказ об опере 3. Исмагилова «Салават Юлаев».

Прослушивание увертюры к данной опере и арий Салавата в исполнении М. Хисматуллина, песни 3. Исмагилова на слова Р. Нигмати «Слава победителям».

Н. Наджми. Загиру Исмагилову.

Салют Победы

Доходчивый рассказ учителя о праздниках I Мая, День радио, День Победы, день пограничника. Рассказ строится как экскурсия с использованием цветных плакатов, фоторепродукций, произведе­ний изобразительного искусства.

Г. Юнусова. Двадцатипятилетний дед.

Прослушивание «Песни батыров» 3. Исмагилова на слова Н. Наджми.

Узоры года

Чтение стихотворений М. Карима «Первые капли», М. Гафури «Луг», Р. Нигмати «Летний дождь» из книги «Узоры года». (Уфа, Баш-книгоиздат, 1986). Беседа с учащимися о временах года, краткая ин­формация об авторах, чьи стихи опубликованы в этом сборнике.

В поход на природу

Беседа о местных достопримечательностях природы, топоними­ке местности, знакомство с их историей и легендами о них. Озна­комление детей с основными правилами, которые необходимо со­блюдать во время однодневного (без ночевки) похода.

После такого урока (в воскресный день во второй половине мая) можно организовать однодневный поход на природу.

Г.Юнусова. Походная песня.

Обобщающая беседа по предмету.

КЛАСС

В III классе продолжается закрепление навыков по восприятию, усвоению, запоминанию информации из книги или со слов учите­ля и пересказа их содержания, вместе с тем ведется целенаправлен­ная работа по углублению знаний о родном крае и ее истории. Уча­щиеся получают более широкую, в сравнении с 1-П классами, информацию о творчестве писателей, композиторов, художников, деятелей культуры Республики Башкортостан.

Уроки типа «Башкирские писатели - детям» или об отдельных личностях (к примеру: «А.Лутфуллин - народный художник СССР») полностью посвящаются ознакомлению с произведениями одного автора. В течение учебного года дети получают представления о жизни и творчестве писателей Г.Саляма, А.Карная, З.Биишевой,

Р.Гарипова, композиторов Х.Ахметова, Р.Габитова, М.Валиева, ху­дожников А.Лутфуллина, Р.Нурмухаметова, В.Дианова и др.

I четверть

С новым учебным годом!

Беседа о летних каникулах детей, о Дне знаний, о школе, классе.

Чтение произведений башкирских авторов, посвященных но­вому учебному году.

Г. Юнусова. Перемена.

Г. Давлетов. Отличник Юмагул.

Прослушивание песни Д. Хасаншина на слова С. Алибаева «Мы-третьеклассники».

В мире сказок

Сведения о волшебных сказках башкир, их сходствах и отличи­ях со сказками других народов. Чтение сказки «Урал батыр». Беседа по ее содержанию. Беседа о любви и преданности сказочных персо­нажей к родной земле.

Дается задание нарисовать иллюстрации к содержанию сказки. Наиболее удачные из них, используются на уроке.

Детский фольклор

Игра — «Перстень — бычок»

Объяснение условий игры, назначение ведущего, распределение ролей. По условиям игры проштрафившиеся игроки выполняют ка­кой-либо наказ коллектива (танец, песня, художественное слово и др.)

Игра проводится на улице, необходимо наличие музыкального инструмента.

С. Т. Аксаков - наш земляк

Рассказ о жизни и творчестве видного русского писателя-уро­женца г. Уфы Степана Тимофеевича Аксакова, о его произведени­ях, посвященных Башкортостану, об аксаковских местах г. Уфы.

Чтение отрывков из его произведений (по выбору учителя). С.Аксаков «Поздравление», «Три канарейки».

Поэт Г. Салям.

Чтение стихотворения Г. Саляма «Кошка и новогодняя елка». Рассказ учителя о биографии и творчестве поэта, чьим именем рань­ше была названа республиканская премия комсомола. Объяснение детям, кому и за что присуждалась премия им. Г. Саляма.

II четверть

Города Башкортостана

Рассказ о наиболее крупных городах Стерлитамаке, Салавате, Октябрьском, Белорецке, Нефтекамске, Ишимбае, а также о гор­няцких городах Кумертау, Сибае, Учалах. Сведения об истории ос­нования этих городов, главных отраслях промышленности в каж­дом из них.

Используются брошюры, путеводители, открытки с видами этих городов, значки с изображением их эмблем.

Б.Бикбай - Ишимбай.

В. Трубицын. Золотая Туймаза.

С. Злобин и Салават Юлаев

Рассказу учителя о работе русского писателя Степана Павлови­ча Злобина над произведениями о Салавате Юлаеве, их первых из­даниях, адресованных детям.

Чтение отрывков из исторического рассказа С.Злобина «Сала­ват» (Уфа, 1977, 1998).

Башкирские писатели детям

Краткое ознакомление с биографией А.Карная. Рассказ о его творчестве. Чтение его рассказа «Жаворонок», беседа о птицах, оби­тающих в наших краях.

Прослушивание башкирской народной песни «Кукушка».

Уральская зима

Рассказ учителя об особенностях уральской зимы, ее отличитель­ных признаках от зимней природы других уголков страны - сред­ней полосы, Сибири, тундры, Средней Азии и др.

Х.Габитов. Зима.

А.Ахметкужин. Дедушка Мороз.

Н.Наджми. Зима.

М.Карим. Когда Дед Мороз был маленьким.

Прослушивание песни Д. Хасаншина на слова С. Алибаева «Пер­вый снег».

III четверть

По музеям Уфы

Рассказ учителя о столице Башкортостана - орденоносном го­роде Уфе, его достопримечательностях. Разговор строится как экс­курсия по музеям столицы, учащиеся получают информацию о Национальном музее, Доме-музее М.Гафури, Художественном му­зее им.Нестерова, Музее археологии и этнографии Уфимского на­учного центра Российской Академии наук.

Используются путеводители, цветные фотоальбомы, репродук­ции из картин и т.д.

В Уфимских школах можно совершить экскурсию в один из на­званных музеев.

Сказки 3. Биишевой

Ознакомление учащихся с биографией видной писательницы З.Биишевой, краткий рассказ о ее творчестве. Чтение сказок, вошед­ших в сборник «Лети, лети моя тележка!», беседа по их содержанию.

Композитор Хусаин Ахметов

Рассказ учителя о биографии и творчестве видного композито­ра Х.Ахметова, восстановление в памяти его песен, прослушанных в классе. Прослушивание песен и мелодий X.Ахматова «Батыр по­лей», «Моя родная деревня», «Утро Урала». Обмен впечатлениями.

Шежере - моя родословная

Рассказ учителя о шежере, древнем уникальном виде письмен­ных памятников башкир, рассказывающем об истории родов и пле­мен. Сведения о времени возникновения шежере, формах его су­ществования, об обычае знания каждым башкиром имен своих предков до семи поколений.

Чтение отрывков текстов шежере из книги «Башкирские шеже­ре» (Уфа, 1960).

Поэт Р. Гарипов

Информация о республиканской премии им. Салавата Юлаева, условиях ее присуждения, некоторых лауреатах. Более подробный рассказ о жизни и творчестве народного поэта РБ, лауреата премии им. Салавата Юлаева Р.Гарипова.

Чтение его стихотворений «Жаворонок», «Курай».

Прослушивание песни Р. Сахаутдиновой на слова Р.Гарипова «Жизнь».

Театр и дети

Рассказ о ежегодно организуемой в республике неделе «Театр и дети». Ознакомление учащихся с государственными театрами Баш­кортостана - Башкирским академическим, Сибайским, Салаватским, Туймазинским драматическими; Уфимским и Стерлитамакским русскими драматическими, театром оперы и балета, кукольным, их ведущими актерами, детским и юношеским репертуаром на сегод­няшний день.

Используются альбомы, открытки, фотоснимки.

Прослушивание отрывков из спектаклей, арий из опер.

Мой родной Башкортостан

Рассказ учителя о событиях начала XX века на территории Баш­кортостана, об образовании Башкирской АССР в 1919 г. Краткие сведения о развитии промышленности, сельского хозяйства, куль­туры республики, информация о количестве районов республики, расположении своего района (города) на карте Башкортостана.

М.Карим. Березовый лист.

К.Киньябулатова. Чай.

Прослушивание песни М. Бикбовой на слова М. Сиражи «Баш­кортостан».

IV четверть

Любимые поэты детворы

Чтение стихотворений М.Гали, А.Игебаева, Г.Юнусовой. Крат­кие сведения о самих поэтах и их творчестве. М.Гали. Сабантуй. Г.Юнусова. Бумага и карандаши. А.Игебаев. Вы не верьте.

Тукай и Башкортостан

Рассказ о жизни и творчестве великого татарского поэта Г.Тукая, о его произведениях для детей, о приезде поэта в 1912 г. в г.Уфу и встрече с М.Гафури, о широком распространении стихотворений Г.Тукая в рукописях на территории Башкортостана.

Чтение стихотворений «Дождь и солнце», «Фатима и соловей».

Прослушивание и разучивание татарской народной песни «Род­ной язык» на слова Г.Тукая.

Никто не забыт

Сведения об участии башкирского народа в Великой Отечествен­ной войне, славных сынах Башкортостана - Героях Советского Со­юза, о боевом пути башкирской кавалерийской дивизии. Рассказ о генерале М. Шаймуратове. Упоминание имен земляков - бывших воинов кавалерийской дивизии.

Прослушивание и разучивание песни 3. Исмагилова на слова К. Даяна «Шаймуратов генерал».

Предания и сказы

Предания и сказы о недавнем прошлом. Особенности этого жан­ра фольклора, его отличие от легенд. Чтение преданий и сказов «Схватка с двадцатью танками», «Узаман апай», беседа по их содер­жанию.

Художники рисуют для детей

Урок строится в форме посещения выставки художников для детей. Просмотр картины Р. Гумерова «Подвиг Матросова», иллю­страции к башкирским народным сказкам, к сказке А. С. Пушкина «Золотой петушок»; картины 3. Гаянов'а «Зимние заботы», иллюст­раций к роману С. Злобина «Салават Юлаев»; картин Р. Нурмуха-метова «Легенда о батыре», «Жертвы шариата»; иллюстраций В. Дианова к башкирским народным эпосам «Урал - батыр», «Акбу-зат». Комментарии учителя к выставке, обмен мнениями.

Обобщающая беседа по предмету.

 

КЛАСС

В IV классе совершенствуются навыки учащихся по усвоению, запоминанию и устному изложению полученной из разных источ­ников информации, расширяются знания об истории, культуре, литературе родной республики.

На уроках намечается ориентация на более углубленную пода­чу материала по отдельным деятелям литературы и искусства, ис­торическим лицам. В IV классе дети знакомятся с жизнью, дея­тельностью и творчеством писателей М. Гафури, X. Давлетшиной, Р. Нигмати, Д. Юлтыя, Б. Бикбая, композиторов Р. Хасанова, Р. Саха-утдиновой, художников К. Давлеткильдеева, Б. Домашникова, А. Лежнева, Э. Тюлькина, Ф. Кащеева, Г. Нечаевой (по выбору), ак­теров 3. Бикбулатовой, 3. Насретдиновой и др.

I четверть

Здравствуй, новый учебный год!

Беседа о родной школе, одноклассниках, учителях, книге как источнике знаний. Обмен впечатлениями об уроке Мира.

М. Гали. Книга.

Г. Давлетова. Диктант.

Г. Юнусова. Живи, книга.

Прослушивание песни Н. Мустакимова на слова С. Алибаева. «Школьная дорога».

Природа Башкортостана.

Рассказ учителя о достопримечательностях природы Башкор­тостана - пещерах Шульган - Таш, Победы, Салавата Юлаева, род­нике Кургазак, горе Янган-тау. Используются цветные открытки, иллюстрации, фотоснимки календаря «Башкортостан». В близле­жащих к одному из данных объектов школах можно совершить

экскурсию и урок проводить по ее впечатлениям.

Прослушивание песни В. Мухамадиева на слова М. Закирова «Юрюзань».

По театрам республики







Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 35.173.234.237 (0.054 с.)