Наблюдения за педагогическим процессом и его анализ




ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Наблюдения за педагогическим процессом и его анализ



Студент в своей рабочей тетради выделяет достаточное количество страниц для данного раздела, заполняется самим студентом во время посещения уроков и воспитательных мероприятий. При письменном анализе урока студент обращает внимание на:

- соотнесенность содержания с целью и задачами урока;

- целенаправленность на развитие вторичной личности и совершенствование первичной языковой личности;

- формирование у учащихся языковой, речевой, социокультурной компетенций как условия межкультурной коммуникации в устной и письменной формах;

- развитие у учащихся самостоятельности в овладеваемой ими иноязычной речевой деятельности;

- содержательность урока;

- реализацию принципов: личностно-деятельностного, лингвосоцио-культурного, системного и интегрированного подходов, ситуативной обусловленности, коммуникативной направленности, соизучения языка и культуры, учета родного языка и др.;

- организационные формы познавательно-коммуникативной деятельности;

- использование новых технологий;

- активность учащихся;

- мотивационную обеспеченность (используемые стимулы);

- методическую обеспеченность;

- иноязычное речевое и неречевое поведение учителя, его соответствие целям, содержанию, условиям обучения и речевому опыту учащихся;

- результативность в решении образовательных, развивающих и воспитательных задач.

При анализе воспитательного мероприятия следует учитывать:

Ø актуальность темы;

Ø целесообразность выбора темы и формы;

Ø соответствие темы, содержания, формы воспитательным задачам;

Ø мотивы и цель предстоящего дела;

Ø способы активизации деятельности учащихся;

Ø характер взаимоотношений участников мероприятия;

Ø позицию учителя;

Ø результативность проведенного мероприятия.


Приложение 1

Основные направления и формы работы студентов

По профессионально-педагогической ориентации учащихся

Профориентационная работа студента в период практики осуществляется в двух направлениях:

- изучение личности школьников (профессиональных намерений, мотивов выбора профессии, отношение к профессии учителя, склонностей, способностей (педагогических, лингвистических) и др.);*

- подготовка и проведение конкретных форм профориентационной работы с учащимися, родителями во внеклассной работе в процессе обучения иностранному языку.

Примерная тематика и формы педагогически направленной профориентационной работы во внеклассной (внеаудиторной) работе

¨ Беседа об ИГЛУ (конкретных факультетах)

¨ Викторина «ИГЛУ – в вопросах и ответах»

¨ Встреча с преподавателями и студентами ИГЛУ

¨ Экскурсия в ИГЛУ

¨ Беседа «Учитель XXI века»

¨ Беседа «Загадки профессии учителя иностранного языка»

¨ Диспуты:

«Учителем рождаются или становятся?», «Школа без учителя – реальность или миф?», «Может ли компьютер заменить учителя?»

¨ КТД: «Педагогиада»

«Съезд учителей разных эпох» (проблема на выбор студента), «Школа XXI века» (защита фантастических проектов), «Учитель XXI века» (Защита моделей), «Аукцион мудрых мыслей» (классики педагогики, писатели, ученые и др. об учителе)

¨ Конкурс сочинений:

«Мой идеал учителя, в том числе учителя ИЯ», «Учительница первая моя …», «Учитель! – имя-то какое …», «Сколько б лет ни прошло …» (самый запомнившийся случай из школьной жизни)

В процессе обучения иностранному языку

- Подготовка и проведение дня культуры стран изучаемого языка.

- Урок-экскурсия на иностранном языке по ИГЛУ.

- Конкурс сочинений на иностранном языке:

«Известные педагоги (ученые, лингвисты) страны изучаемого языка»; «Заслуженные учителя иностранного языка в Иркутске»; «Почему я хочу быть учителем иностранного языка»; «Почему нужно изучать иностранные языки (в школе, вузе, самостоятельно)»; «Каким должен быть учитель иностранного языка?»

- Организовать и провести акцию «Один день в мире языка», «Один день в роли студента».

- Экскурсии в Британский, Американский центр.


Приложение 2

Содержание рабочей тетради

Титульный лист (ФИО, факультет, группа, база практики, класс (группа), директор образовательного учреждения, заместитель по учебной и воспитательной работе (зав.кафедрой), учитель иностранного языка, классный руководитель, руководители практики по педагогике, психологии, методике обучения иностранному языку.

Понедельный план работы на весь период практики, с указанием содержания, даты, отметки, постоянной текстовой оценки о выполнении.

«Фотографии» посещенных студентом уроков, воспитательных мероприятий, внеклассных занятий по иностранному языку с кратким анализом и выводами) (приложение 3).

Анализ деятельности студента и оценка зачетных уроков, воспитательных мероприятий (КТД) учителем иностранного языка, классным руководителем (куратором), руководителями практики, с последующими рекомендациями по профессиональному самосовершенствованию студента (Приложение 3).

Схема оформления индивидуального плана на неделю

(это примерный вариант планирования первой недели (адаптационной). Понедельный план составляется каждым студентом с учетом специфики образовательного учреждения, возрастных особенностей школьников в соответствии с основными направлениями работы)

 

НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ СОДЕРЖАНИЕ АНАЛИЗ И САМОАНАЛИЗ
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ 1. Посещение уроков иностранного языка и их анализ. 2. Изучение учебно-методических комплектов и пособий по иностранному языку. 3. Посещение и анализ занятий по иностранному языку.  
ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ 1. Посещение уроков других учебных дисциплин с целью изучения учащихся. 2. Посещение воспитательного мероприятия, ознакомление со школьной документация (журнал, личные дела, медицинские карты и др.) 3. Беседа с классным руководителем, с учителями-предметниками, школьным врачом и др. 4. Проведение диагностического среза. 5. Составление характеристики класса с последующим определением задач.  
УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ 1. Изучение уровня развития классного коллектива. 2. Составление методики выявления интереса учащихся к учебной деятельности. 3. Выявление интересов учащихся. 4. Изучение отношения учащихся к учебной деятельности и т.д.  

Примерный понедельный план работы

На период педагогической практики студент составляет индивидуальный понедельный план работы. Ниже приводим один из вариантов содержания понедельного планирования.

I неделя (адаптационная)

1. Знакомство со спецификой образовательного учреждения.

2. Изучение ученического коллектива класса, отдельных учащихся (беседа, наблюдение, диагностический срез и др.) и составление психолого-педагогической характеристики.

3. Знакомство с системой педагогического процесса (изучение учебных программ, учебников, учебных пособий, посещение и анализ учебных, внеклассных занятий по иностранному языку и воспитательных мероприятий (Приложение 1).

4. Составление индивидуального понедельного плана работы на период практики.

5. Разработка перспективного плана по сквозной теме.

6. Составление планов-конспектов уроков на предстоящую неделю.

II-III недели

1. Составление плана воспитательной работы с классом и его защита в присутствии группового руководителя и студентов-практикантов.

2. Подготовка и проведение уроков и воспитательных занятий.

3. Подготовка и проведение внеклассных занятий по иностранному языку.

4. Индивидуальная работа по иностранному языку с учащимися.

5. Посещение и анализ уроков, внеклассных занятий по иностранному языку и воспитательных мероприятий.

6. Работа с родителями.

7. Воспитательная работа с коллективом класса по плану.

8. Ознакомление с новыми поступлениями литературы по дисциплинам лингво-психолого-педагогического цикла.

 

IV-V недели

1. Подготовка и проведение зачетных уроков (внеклассных занятий по ИЯ).

2. Воспитательная работа с коллективом класса по плану.

3. Индивидуальная работа с учащимися.

4. Участие в подготовке и проведении родительского собрания.

5. Проведение учебно-исследовательской работы.

6. Посещение и анализ уроков, внеклассных занятий по иностранному языку и воспитательных мероприятий.

VI-VII недели

1. Подготовка и проведение зачетных уроков, внеклассных занятий по ИЯ, воспитательных мероприятий, КТД.

2. Индивидуальная работа с учащимися.

3. Посещение и анализ уроков, внеклассных занятий по иностранному языку и воспитательных мероприятий.

4. Текущая воспитательная работа по плану.

5. Учебно-исследовательская работа.

VIII неделя

1. Текущая учебная и воспитательная работа по плану.

2. Подготовка и представление руководителям от кафедр отчетной документации по практике.

3. Подведение итогов.

Примечание:

1. Содержание работы в образовательных учреждениях конкретизируется в зависимости от типа учебного заведения. Так, например, при работе в школе продленного дня студентам следует больше внимания уделять воспитательной работе с учащимися во второй половине дня.

2. При планировании и организации воспитательной работы следует шире использовать различные мероприятия, КТД, включая идеи миротворческого воспитания, диалога культур, а также различные формы работы по формированию здорового образа жизни.


Приложение 3





Последнее изменение этой страницы: 2016-08-15; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.236.156.34 (0.007 с.)