Раскрыть понятие и структуру налоговой системы. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Раскрыть понятие и структуру налоговой системы.



В узком смысле под налоговой системой понимается система налогов и сборов, взимаемых в установленном порядке на территории государства.

При трактовке налоговой системы в широком смысле под налоговой системой понимается достаточно большая гамма ее элементом, основным из которых является совокупность налогов и сборов.

Понятие налоговой системы в широком смысле является институциональным, выражающим предмет налогового права в его целостном понимании. В этой связи перечень отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, закрепленный в п. 1. ст. 1 НК должен вытекать из понятия налоговой системы, базироваться на нем, подкрепляться им. В противном случае в теории и на практике возникают многочисленные разногласия по поводу включения или невключения отдельных групп общественных отношений в число отношений, регулируемых налоговым правом.

В Республике Беларусь налоговая система (в ее узком понимании) первоначально была закреплена в ст. 3 Закона Республики Беларусь от 19 декабря 1991 г. «О налогах и сборах, взимаемых в бюджет Республики Беларусь», которая предусматривает следующие виды налоговых платежей: налог на добавленную стоимость; акцизы; налог на прибыль и доходы; налог на доходы от осуществления лотерейной деятельности; налог за пользование природными ресурсами (экологический налог); налог на недвижимость; налог на экспорт и импорт; земельный налог (плата за землю); налог на топливо; транзитный налог; государственная пошлина и сборы; подоходный налог с физических лиц.

С 1992 года данная совокупность налогов и сборов, опосредованная перманентными изменениями всех сфер общественной жизни, постоянно подвергалась значительным модификациям, в результате чего назрела необходимость законодательного закрепления нового перечня налогов и сборов, взимаемых на территории Республики Беларусь.

В соответствии со ст. 8 НК устанавливаются следующие виды республиканских налогов, сборов (пошлин): налог на добавленную стоимость; акцизы; налог на прибыль; налог на доходы иностранных организаций, не осуществляющих деятельность в Республике Беларусь через постоянное представительство; подоходный налог с физических лиц; налог на недвижимость; земельный налог; экологический налог; налог за добычу (изъятие) природных ресурсов; сбор за проезд автомобильных транспортных средств иностранных государств по автомобильным дорогам общего пользования Республики Беларусь; оффшорный сбор; гербовый сбор; консульский сбор; государственная пошлина; патентные пошлины; таможенные пошлины и таможенные сборы. К местным налогам и сборам в соответствии со ст. 9 НК относятся: налог за владение собаками; курортный сбор; сбор с заготовителей. Ст. 10 НК предусматривает следующие особые режимы налогообложения: налог при упрощенной системе налогообложения; налог на игорный бизнес; налог на лотерейную деятельность; единый налог для производителей сельскохозяйственной продукции; единый налог с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц, осуществляющих реализацию товаров (работ, услуг); сбор за осуществление ремесленной деятельности; сбор за осуществление деятельности по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма; налог доходы от проведения электронных интерактивных игр.

 

8. Дать определение налогового обязательства (НО) и перечислить основания его возникновения. В соотв-и с п. 1 ст. 36 НК НО призн-ся обязанность плательщика (иного обязанного лица) при наличии обстоятельств, установленных налоговым зак-вом, уплатить определённый налог, сбор (пошлину). Правовой основой возникновения любого НО выступают акты налогового зак-ва, посвящённые конкретному виду налога. Однако основанием возн-ния НО выступает юрфакт в виде обладания определ. лицом объектом налогооблож-я, в рез-те чего данн. лицо в с-вии с треб-ниями нал зак-ва приобретает статус налогоплат-ка. Так, в с-вии с нормами нал зак-ва основанием возник-ния Но является появление у налогопл-ка след. объектов налогооблож-я: выручки от реализации прод-ции; совокупн. дохода ФЛ, получен. им в денежн. и нат. форме в теч-нии календ. года, зем. уч-ка. Первичн. элементом воз-ния НО явл момент, с кот данн об-во начинает существовать. Момент возн-ния НО плат-ка (иного об-го лица) опр-ся днём появления у плат-ка объекта налогобл-я при наличии вступивш в силу нпа, уст-го об-ть плат-в (ьб-х лиц) уплатить определ. налог (сбор). У иного об-го лица моментом будет явл.:

- у нал. Агентов – день перечисления (выплаты) дохода

- у реорганизованн ЮЛ – момент гос рег-ции правопреемника/ момент внесения в ЕГР записи о прекращ. деят-ти присоединен. ЮЛ

- у наследников умершего ФЛ – момент принятия наследуемого им-ва

6. Дать понятие и раскрыть содержание структуры налоговых правоотношений. Дать правовую характеристику прав и обязанностей плательщиков (иных обязанных лиц) и налоговых органов Налоговое правоотношение – урегулированное нормами НП общ отношение, возникающее в процессе осущ-я налоговых изъятий принадлежащих организациям и ФЛ денежных средств с целью обеспеченья гос-ва финансовыми ресурсами.

Стр-ра:

-субъект – это индивидуально определенный участник конкретного правоотношения, являющийся носителем суб налоговых прав и юр обязанностей.

-объекты – то, по поводу чего возникают налог правоотношения, т.е. то, на что направлено поведение его участников.

-содержание – права и обяз-ти их уч-в.

1. Плательщик имеет право:

1.1. получать от налоговых органов по месту постановки на учет бесплатную информацию о действующих налогах, сборах (пошлинах), актах налогового законодательства, а также о правах и обязанностях плательщиков, налоговых органов и их должностных лиц;

1.2. получать от налоговых органов и других уполномоченных государственных органов письменные разъяснения по вопросам применения актов налогового законодательства;

1.3. представлять свои интересы в налоговых органах самостоятельно или через своего представителя;

1.4. использовать налоговые льготы при наличии оснований и в порядке, установленных настоящим Кодексом и иными актами налогового законодательства. Для подтверждения права на использование налоговых льгот плательщик может вести раздельный учет объектов налогообложения, по которым имеются основания для применения налоговых льгот;

1.5. на зачет или возврат излишне уплаченных, а также излишне взысканных сумм налогов, сборов (пошлин), пеней в порядке, установленном настоящим Кодексом;

1.6. присутствовать при проведении проверки, давать объяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки;

1.7. получать акт или справку проверки; представлять в налоговые органы и их должностным лицам пояснения по исчислению и уплате налогов, сборов (пошлин), а также возражения по акту или справке проверки;

1.8. требовать от должностных лиц налоговых органов соблюдения актов налогового законодательства при совершении ими действий в отношении плательщиков;

1.9. требовать соблюдения налоговой тайны;

1.10. обжаловать решения налоговых органов, действия (бездействие) их должностных лиц;

1.11. на возмещение убытков, причиненных незаконными решениями налоговых органов, неправомерными действиями (бездействием) их должностных лиц, в порядке, установленном законодательством

3. Плательщикам гарантируется административная и судебная защита их прав и законных интересов в порядке, определяемом настоящим Кодексом и иными актами законодательства.

Права плательщиков обеспечиваются соответствующими обязанностями налоговых органов.

 

1. Плательщик обязан:

1.1. уплачивать установленные налоговым законодательством налоги, сборы (пошлины);

1.2. стать на учет в налоговых органах в порядке и на условиях, установленных настоящим Кодексом;

1.3. вести в установленном порядке учет доходов (расходов) и иных объектов налогообложения, если такая обязанность предусмотрена актами налогового законодательства;

1.4. представлять в налоговый орган по месту постановки на учет в установленном законодательством порядке бухгалтерские отчеты и балансы, налоговые декларации (расчеты), а также другие документы и сведения, необходимые для исчисления, уплаты и взыскания налогов, сборов (пошлин);

1.5. вести учет дебиторской задолженности и не позднее десяти рабочих дней со дня возникновения задолженности по уплате налогов, сборов (пошлин), пеней представлять в налоговый орган по месту постановки на учет перечень дебиторов с указанием суммы дебиторской задолженности, а также копии документов, подтверждающих факт наличия дебиторской задолженности;

1.6. подписать акт или справку проверки. При наличии возражений по акту или справке проверки возражения по этим акту или справке представляются в срок, установленный пунктом 6 статьи 78 настоящего Кодекса;

1.7. выполнять законные требования налогового, таможенного органа и их должностных лиц, в том числе требования об устранении выявленных нарушений законодательства;

 

9. Перечислить и раскрыть способы обеспечения исполнения НО, уплаты пеней (залог им-ва, поручительство, пеня, приостановление операций по счетам в банке, арест им-ва плат-ка (иного об-го лица).

Способы обеспеч-я исп-я Но представляют собой правовые ср-ва, стимулирующие добросовестную уплату налогопл-ком нал платежей либо позволяющие нал органу осущ-ть принудительное взыскание налога. П. 1 ст. 49 НК относят: залог им-ва, поручительство, пени, приост-ние операций по счетам в банке, арест им-ва. Залог и поруч-во: данными видами об-ть по уплате м. б. обеспечена в случае изменения сроков исполнения НО в части как уплаты самих налогов (сборов), так и пеней. Поручительство в сфере нал. отн. не м.б. частичным, т.е. лицо отвечает за исполнение полностью. Пеня: универсальный способ, т.к. применяется вне зависимости от использования др. способов об-ния обяз-в, а также независимо от вины налогопл-ка. В с-вии с п.1 ст. 52 НК пенями призн-ся ден. суммы, кот плат-к (иное об-ное лицо) должен уплатить в случае исполнения НО в более поздние сроки по сравнению с установленным нал зак-вом. Уплач-ся доп0но к причитающейся к уплате сумме налога, сбора (пошлины) независимо от применения др способов обесп-ния, а также мер отв-ти за нарушение НО. Начисл-ся за каждый календ день просрочки, вкл день уплаты, в теч-нии всего срока исполнения НО, начиная со дня, след за уст-ным нал зак-вом днём уплаты налога. Приост-ние операций по счетам в банке (ст. 53 НК): призн-ся действие нал или таможенн органа, ограничивающее право плат-ка распоряжаться ден ср-вами, нах-ся или поступающими на его счета в банке, а также право этого лица на открытие новых счетов в этом же или другом банке. Случаи применения: 1. неисполнение в установленные сроки НО, неуплата пеней; 2. непредставление деклараций; 3. непредставление документов бухучёта, спец разрешений (лицензий), иных док-в для проведения нал проверки. Реш о приост-нии операций подлежит безусловному исполнению банком. Действует с момента получения банком решения о приостановлении операций до исполнения НО, уплаты пеней в полном объёме или до отмены реш. Арест им-ва: ст. 54НК призн-ся действие нал органа по ограничению имущ прав плательщика в отношении им-ва, принадлежащего ему на праве собственности, хоз ведения или операт упр-ния. Заключ-ся в проведении описи им-ва и объявлении запрета распоряжаться этим им-вом либо в изъятии описанного им-ва и передаче его на хранение плат-ку, его предс-лю или иному лицу с предупреждением об отв-ти за сохранность описанного им-ва. Основание: наличие неисполненного в уст-й срок НО, неуплаты пеней + наличие у нал/тамож органов достаточных оснований полагать, что указан лицо примет меры, чтобы скрыться или скрыть им-во. Реш о наложении в форме постановления. Припрекращ НО, уплате пеней реш об аресте отменяется, а им-во подлежит возврату плат-ку

10.ПРИНУДИТЕЛЬНОЕ ИСПОЛНЕНИЕ НАЛОГОВОГО ОБЯЗАТЕЛЬСТВА. В соответствии со ст. 55 НК взысканием налога, сбора (пошлины), пени признается принудительное исполнение налогового обязательства, уплаты пеней в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения плательщиком (иным обязанным лицом) в установленный срок налогового обязательства, неуплаты (неполной уплаты) пеней. НК в отношении организаций предусматривает бесспорный порядок взыскания задолженности, которое производится на основании решения руководителя (его заместителя) налогового или таможенного органа. В решении обязательно указывают те счета плательщика (иного обязанного лица), с которых должно быть произведено перечисление налога, сбора (пошлины), пени и сумму, подлежащую перечислению. При отсутствии на счетах плательщика денежных средств в национальной валюте и наличии иностранной валюты производится взыскание задолженности с валютных счетов плательщика (иного обязанного лица) – организации, а также счетов по учёту бюджетных средств государственного казначейства и местных бюджетов. При отсутствии на счетах плательщиков денежных средств в национальной валюте и наличии иностранной валюты производится взыскание задолженности с валютных счетов плательщика (иного обязанного лица) – организации в сумме, эквивалентной сумме платежа в белорусских рублях по курсу НБ РБ, действующего на дату взыскания. Ст. 57 определяет порядок взыскания задолженности за счёт наличных средств плательщика Решение налогового или таможенного органа о взыскании налога, сбора (пошлины), пени за счет наличных денежных средств выносится в форме постановления об их взыскании и должно содержать обязательное указание на сумму, подлежащую взысканию, и сумму фактически взысканных денежных средств. При этом сумма фактически взысканных денежных средств не должна превышать сумму, подлежащую взысканию. Наличные денежные средства в день их взыскания подлежат сдаче в банк для их зачисления в соответствующий бюджет. При невозможности сдачи указанных денежных средств в течение того же дня, они должны быть сданы в банк на следующий банковский день. Взыскание задолженности за счёт дебиторов плат.(иного обяз. Лица) – организации производится в бесспорном порядке на основании решения руководителя (его зама) налогового органа по месту постановки на учёт. Основанием для взыскания задолженности дебитов являются:1.Акт проверки плательщика, выявивший наличие дебиторской задолженности;2.Заявление плательщика-должника перед бюджетом об уступке требования кредитора и документ, подтверждающий наличие у сторон соответственно кредиторской и дебиторской задолженности.

Решение налогового органа о взыскании налога, сбора (пошлины), пени за счёт средств дебиторов и платёжная инструкция выдаются банку обслуживающему налоговый орган. Ответственность за достоверность сведений о дебиторской задолженности несёт плательщик – организация. НК определяет порядок и очерёдность взыскания налога, сбора (пошлины) пени за счёт имущества плательщика. При отсутствии денежных средств у плательщика – организации либо дебиторов плательщика – организации налоговые органы вправе обратиться в суд с иском о взыскании налога за счёт имущества плательщика, за искл случаев установленных законодательством. До подачи искового заявления о взыскании задолженности за счет имущества налоговый орган вправе принять решение о наложении ареста на данное имущество. Денежные средства, оставшееся после исполнения налогового обязательства подлежат возврату плательщику в порядке, установленном НК.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 154; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.156.140 (0.02 с.)