Ход Физического и Психического Развития. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Ход Физического и Психического Развития.



Чем больше индивидуальные существа приближаются к Высшей Сущности, тем тоньше становятся их физические и психические тела (которые сделаны из Макрокосмического вещества). В первой фазе Макрокосмического воображения, Познающая Способность движется от тонкого к грубому. Один атом или частица сближается с другими атомами или частицами. Название этого процесса - саинчара. А когда эти частицы начинают отдаляться друг от друга или переходить в более тонкое состояние, таким образом, выходя за пределы чувств восприятия, это называется процессом пратисаинчары. Когда объект становится более плотным, должно быть понятно, что в Макрокосмическом веществе разума уменьшаются межмолекулярные расстояния. Это является причиной тому, что объект постепенно входит в периферию чувств восприятия. Когда в структуре сжатого объекта возникает большая степень разнообразия, ей, для ее сохранения, поддержания и уничтожения, становится необходимым самопроизвольно формирующийся психический фактор. Этот психический объект (разум) создается в результате столкновений, вызванных межмолекулярной близостью. Таким образом, можно сказать, что разум возникает в результате столкновений в материальной структуре. Но нельзя забывать о том, что материя это ни что иное, как уплотненное состояние Макрокосмического вещества разума. То, что мы называем материей, не является грубой материей как таковой, но измененной формой Сознания.

Индивидуальный разум находит свое выражение благодаря столкновениям. Этот процесс столкновений является причиной того, что психические атомы утончаются и расширяются до такой степени, что разум расширяется до размеров вселенной, выходя за пределы маленького “Я”. Это продолжительное раскрытие и расширение разума благодаря постоянным столкновениям и трению возникает главным образом благодаря Пракрити. Индивидуальный разум сталкивается с естественными проблемами, которые ему необходимо решать, такими как: обеспечение пищи, поиск пристанища и забота о детях - не говоря уже просто о сохранении жизни. Чем труднее эти препятствия, тем больше для разума возможность раскрыться. Борьба в преодолении препятствий - это первичный фактор в развитии разума.

Но существует также вторичный фактор и это - влияние более развитого разума на менее развитый. Домашние животные, такие как собаки и кошки, получают огромный шанс ускоренного развития благодаря контакту с человеческим разумом. Компания людей часто ускоряет их прогресс сильнее чем природные силы, обеспечивающие их препятствиями для преодоления. Таким образом если в обычном ходе эволюции, разум собаки может развиться в разум обезьяны, а разум обезьяны в человеческий разум, то собака находящаяся в постоянном контакте с человеком может пережить громадный интеллектуальный рост и в новом рождении стать человеком, минуя стадию обезьяны. Такие сверхбыстрые изменения имеют место в процессе живой эволюции; и сравнительно неразвитые создания, если они оказались в более выгодном положении благодаря контакту с человеком, могут получить человеческую форму за более короткий срок, чем сравнительно развитые существа, лишенные человеческого контакта.

Когда микрокосм достигает состояния расширенного сознания, осуществив значительный психический прогресс, вытекающий из естественных столкновений или из контакта с более развитым разумом, и способен контролировать психические наклонности, в противоположность тому, чтобы быть подчиненным им, он называется манушья [человек]. Термин манушья или мануша, значит "существо, в котором преобладает разум ".

С развитием разума, физическая структура становится более сложной. Или, иначе говоря: физическая структура становится более сложной для того, чтобы быть надлежащей машиной для выражения развитого разума. Когда психическая деятельность протекает в различных направлениях или направлена на преодоление различных препятствий, мозг, посредник разума, вынужден стать более сложным.

Похожим образом, неразвитые люди могут иметь быстрый психический прогресс благодаря естественным столкновениям или контакту с великими личностями. Чем сильнее применение психической энергии к индивидуальному существу, тем больше его физического вещества будет трансформировано в разум. Это помогает достичь большего психического расширения, и как следствие более сильного отражения Космического Сознания на индивидуальной ментальной пластине.

Индивидуальные существа получили человеческое тело после того, как эволюционировали из стадии животности через структуры постоянно растущей сложности. Поэтому, люди имеют усвоенный опыт животной жизни, но не божественной.

Человеческое психическое развитие идет вровень с возрастающей сложностью их физических тел. Кроме того, возникают различные новые болезни в качестве деструктивных сил этого сложного физического тела.

В человеческом обществе есть много людей, чье мышление является чем-то средним между мышлением лесных приматов и мышлением людей. Некоторые из них только что вышли из животной жизни, поднявшись до этой точки, в процессе пратисаинчары; в то время как другие вернулись в эту точку с более развитого человеческого уровня, по вине их низких мыслей. Если они и дальше будут позволять низким мыслям господствовать в их разумах, они опустятся до даже еще более грубого состояния неподвижной материи, став кирпичами, камнем или деревом. Точно также, как животные не имеют возможности возвышать их мысли или практиковать духовность, так и люди, превращающие свой разум в нечто животное посредством животного мышления, не в состоянии выполнять духовные практики. Даже получив духовную инициацию или образование, они ведут себя подобно невежественным глупцам. Но те, кто по менталитету является неразвитым человеком, но не животным, будут, если получат инициацию, выполнять духовные практики и будут, если получат образование, вести себя как умные люди.

Духовная инициация и образование принесут ментальное развитие тем, кто деградировал до животного уровня, но для них будет почти невозможным развить духовность. Мы должны уделять большее внимание тем людям, которые неразвиты, но которые не утратили полностью их человеческий разум. Если мы окажемся не в состоянии возвысить их, вся наша общественная система, культура и цивилизация будут бесполезны.

Все существа сделаны из одного и того же сознания. Поэтому, хотя мы и можем быть на различных этапах психического развития, брахман и кшатрия, индиец и англичанин, чистильщик и мусорщик, зулус и маори, и даже крошечный муравей, все связаны узами братства. Если мы помним это, если мы работаем для всеобщего благополучия, тогда неразвитые люди смогут развивать их духовный потенциал, придя в контакт с нами. Даже коровы, собаки, тигры и медведи, которые будут в тесном контакте с нами, будут развивать психическое богатство и постепенно приобретут духовные сокровища.

В самых развитых умах, пробуждается жажда бесконечности. Эта жажда бесконечности может быть утолена с достижением высшего уровня Брахмы - олицетворенного блаженства. Постоянная попытка достичь состояния блаженства называется дхарма садхана. Но если люди не находят способа как надлежащим образом утолить их жажду, они сбиваются с пути. То есть, те, кто не следует духовному пути, могут совершить приносящее вред действие в любое время. Даже те, кого в обществе уважают как умных или ученых, в действительности, могут быть не лучше "прилизанных монстров" или тех, кого писания называют "демонами". Наше современное общество полно таких людей. Они словно попугаи твердят об универсализме. Они не имеют какой-либо определенной идеологии в их индивидуальной и коллективной жизни, и просто посвящают себя обману человеческой расы, так как они пытаются осуществить свои ничтожные личные интересы любыми средствами, честными или нечестными. Мы не можем ожидать от них какого либо благоприятного вклада.

Отдача Действий Брахме.

Существование микрокосма тесно связано с действием. Микрокосмы должны действовать и двигаться; жизнь - это от начала и до конца динамический процесс. Никто не пришел в этот мир, чтобы оставаться статичным, статичность противоположна жизни. Даже физическое тело каждую секунду изменяется, даже тело сохраняет динамическое движение.

Люди выполняют два вида действий: пратьяяму’лака [исходные действия] и сам’ска’раму’лака [действия реакции - действия вызываемые или управляемые сам’ска’рами. ] Исходные действия выполняются по личной инициативе человека, поэтому он всецело ответственен за них. Каждое исходное действие - это новое действие. Оно может представлять собой расширение опыта прошлого, но оно не является реакцией. А действия, которые люди вынуждены выполнять как реакции на их прошлые действия называются действиями реакции. Иначе говоря, исходные действия составляют усилия, а действия реакции составляют результаты [исходных действий].

Предположим, вам нужно ехать в Дханбад, но вы не знаете дороги. Останавливая кого-нибудь на улице, вы вежливо спрашиваете: "Извините, скажите пожалуйста, как добраться до Дханбада?" В ответ на это человек сердито и резко говорит: "Вы что думаете, я регулировщик движения, который указывает направление всяким Тому, Дику или Гарри?" Конечно же вам станет обидно, но вы должны помнить, что это должно было случиться с вами как реакция на одно из ваших прошлых плохих действий. Поэтому даже не смотря на то, что вы вежливо обратились к человеку, вы должны были пережить психическую боль. Ваше действие спрашивания человека является действием реакции.

Когда люди грабят других, или лицемерят, или обманывают людей, или хвастаются, они совершают исходные действия. Когда нечестный правительственный служащий принимает взятку - это исходное действие, а когда его сын заболевает, и он мчится к доктору - это действие реакции (реакции на прямое действие). Когда его сын умирает, он сокрушается: "Я не знаю, в чем я провинился. О, Господи, почему ты дал мне такое жестокое наказание". Но Бог не давал ему какого-либо наказания - глубокая печаль, которую он испытал из-за смерти своего сына - это результат его прошлых исходных действий.

В тот момент когда садхаки начинают духовную практику они должны начать отдавать все их исходные действия Брахме, чтобы им не нужно было переносить реакции на них. Эта отдача - важнейший аспект духовной практики.

Брахма’рпан’ам’ Брахмахавирбрахма’гнао Брахман’а’хутам;
Брахмаева тена гантавьям’ Брахмакармасама’дхина’.

(Действие жертвования - это Брахма, ги, приносимое на жертвенный огонь - это Брахма, огонь это Брахма, и человек, который жертвует - это Брахма. Те, кто будет сохранять это чувство в каждом действии в конечном счете сольется с Брахмой.)

Реакции как искупление за прошлые действия обычно случаются чаще в жизни духовного искателя, чем в жизни обычного человека. Причина в том, что когда все исходные действия отдаются Брахме, остаются лишь действия реакции. Реакции могут быть хорошими или плохими [согласно тому, результатом каких действий, хороших или плохих, они являются]. Но только подумайте, сколько дел вы выполнили перед тем, как стать на тропу садханы, сколько из них было хороших и сколько плохих. Неприятная правда заключается в том, что девяносто девять процентов ваших действий были плохими. Поэтому часто получается так, что садхаки вынуждены претерпевать гораздо больше плохих реактивных моментов, чем наслаждаться хорошими. Можно даже сказать, что чем больше садхака страдает от реакций, тем больше его прогресс на пути садханы.

Конечно, искупление реактивных моментов может быть приятным вместо того, чтобы быть болезненным; все зависит от характера действий. В любом случае, чем больше человек отдает свои действия Брахме, тем короче будет период искупления, вызванный реакциями. В этом случае интенсивность воздаяния будет выше обычной; но это хороший знак, потому что интенсивное искупление значит, что наказание будет исчерпано за короткое время.

Предположим, вы заняли тысячу рупий. Если вы будете выплачивать ежемесячно по одной рупии, на погашение долга у вас уйдет тысяча месяцев. Одна рупия - это так мало, вряд ли это заставит вас страдать. Но если вы хотите отдать долг быстро, вы должны будете каждый месяц платить большую сумму, что, очевидно, доставит больше неудобств. Подобным же образом, если некоторый человек не чувствует потребности в быстром освобождении от моментов реакций, он может испытывать меньшие бедствия, но тогда, чтобы исчерпать все моменты реакций, ему может понадобиться десять или двадцать жизней. Кроме того, в течение этих десяти жизней он может подвергнуться психической дегенерации, и по причине плохих действий приобрести новые моменты реакций.

Поэтому настоящие садхаки всегда пытаются освободиться от накопленных ими сам’ска’р насколько это возможно быстро; поэтому они полностью отдаются Брахме. Совершенная самоотдача ускоряет искупление сам’ска’р. Это искупление может происходить в стадиях Шакты, Вайшнавы или Шайвы, но в стадии Шайвы воздаяние ощущается не так остро, и поэтому может не считаться воздаянием в истинном смысле этого слова. Искупление реактивных моментов ощущается наиболее остро в стадии Шакты, потому что эта стадия включает в себя неимоверную борьбу с Пракрити.

В стадии Шакты преобладает гьяна и карма, не бхакти. * Везде, где есть борьба, обязательно начинает доминировать действие; также человек должен получать знание - знание того, как бороться. Посредством знания, Шакта садхаки в полной мере осознают, что все их страдания и беды являются результатом их прошлых исходных действий. Чтобы освободиться от страданий, они не просят жалобно Парама Пурушу, но проявляют мужество и говорят: "О, Парама Пуруша, дай мне силы продолжать борьбу. Я не хочу спастись от бед и страданий, я хочу достичь Тебя в радостной борьбе против страдания и горя". Великий поэт Рабиндранат Тагор в этом отношении сказал:

Випаде море ракша’ кара е нахе мор пра’ртхана’,
Випаде джена на’ карикабху бхай;
Духкха та’пе вьятитха чите на’и ба’ дилэ са’нтвана’
Духкхе джена карите па’ри джай.

(Моя молитва - не "Спаси меня от опасности", но "Благослови меня, чтобы я смог преодолеть опасность." Тебе не нужно утешать меня в моем страдании, но нужно благословить меня, чтобы я смог преодолеть страдание.)

* Гьяна, карма и бхакти это формы духовной практики, которые акцентируют знание, бескорыстное действие и преданность, соответственно. - Ред.

Это фундаментальный дух Шакты. Дух лежащий в основе Вишнуитской садханы – немного отличен. Земные события, друзья и враги, сливаются в мире блаженной идеации садхак Вайшнавитов. С кем они будут бороться? Они чувствуют что вся вселенная это непрерывная божественная игра состоящая из Радхи и Кришны. На этом этапе имеет место ясное превосходство действия и преданности. Вайшнавитская садхана это воистину блаженный поток. Такие садхаки подобно точкам периферии Космического Круга движутся по направлению к Ядру, Пурушоттаме, по радиусу, который является их садханой. А пространство сквозь которое они по радиусу движутся к Нему - рупасагар [океан прекрасных форм], расамритасинду [океан блаженства]. Такие садхаки лишь пожинают последствия их прошлых действий через реактивные действия. Гьяна не доминирует на этой Вайшнавитской стадии. Вайшнава садхаки говорят, что Пурушоттама разыгрывает свою лилу [божественную игру]с помощью этой выраженной вселенной. Они говорят: "О, Господи, ты мудрость и невежество, счастье и страдание. Некоторых ты садишь на золотой трон как королей, других бросаешь на улицу побираться от двери к двери с протянутой нищенской чашкой. Ты моя радость, Ты мое горе. Делай все, что хочешь со мной." Такие садхаки никогда не скажут: "О Господи, убереги меня от опасности," но скажут:

Шудха’расео бха’ша’о джякхан
Дханья Хари дханья Хари;
Вьятха’ дийе ка’нда’о джякхан
Дханья Хари дханья Хари;.

"Когда ты колышешь меня на волнах блаженства, О Господи, ты воистину прекрасен, и когда Ты заставляешь меня плакать от боли, Ты тоже прекрасен. В счастье я чувствую Твое нежное прикосновение, и начинаю смеяться, развеселенный Твоей божественной игрой. В страдании я тоже чувствую Твое нежное прикосновение и начинаю плакать, сокрушенный Твоей божественной игрой. Какой странен Ты! Как удивителен! Мне не на что жаловаться."

В финальной стадии Вайшнавитской садханы индивидуальный разум соединяется с Космическим Разумом. В момент перед окончательным слиянием, садхаки понимают, что Сущность, которая приходит в форме счастья - это их любимейший Господь, и Сущность, которая приходит в форме страдания, - это также их любимейший Господь. Они чувствуют божественную радость Космической игры. Они никогда не сдаются, потому что пройдя через стадию Шакты они приобрели бесконечную храбрость и мужество. Тот, кто не является идеальным Шактой, не может быть идеальным Вайшнавой. На последней стадии Вайшнава культа, садхаки приносят в жертву свое величайшее сокровище - разум - Брахме, и не ожидают ничего взамен на этот высший дар. В отсутствие разума они не могут больше наслаждаться блаженством божественной игры. На этой высшей стадии отдачи, лилананда трансформируется в нитьянанду. Когда садхаки утверждаются в нитьянанде, о них говорят, что они достигли стадии Шайвы. Тот, кто не является идеальным Вайшнавой, не может быть идеальным Шайвой. Шиваиты не имеют собственных разумов, они уже отдали свои разумы дорогому Господу. Это высшая жертва, это высшее достижение.

Ратна’караштава грихам’ гриджин’и ча падма’;
Дейам’ кимапи бхавате Пурушоттама’йя.
А’бхирава’манаянапхритаманаша’йя;
Даттам’ мана джядупате твамидам’ гриха’н’а
.

(Твое жилище переполнено драгоценностями. Богиня удачи - хранительница Твоего очага. Что я могу предложить Тебе, О Господи? О да, Ты испытываешь недостаток в одной вещи, которая была украдена Твоими преданными; это Твой ум. Поэтому я предлагаю Тебе в жертву мой разум. Пожалуйста, прими его.)

Стадии Пратьяхара Йоги.

Как я уже упоминал, Ананда Марга гармонично сочетает садханы Шакты, Вайшнавы и Шайвы. Из трех, наиболее важной является Шакта садхана, потому что это начальная стадия путешествия микрокосма к Макрокосму. Прогресс в этом путешествии осуществляется через пратьяхара йогу. Как знают все духовные искатели, цель пратьяхары, дхараны и дхъяны - это достижение самадхи. * Пратьяхара - это сознательная попытка отрешения разума от мирских качеств и желаний - легче сказать, чем сделать! Процесс варнаргхьядана * в большинстве случаев очень трудно выполнять надлежащим образом. Пратьяхара содержит четыре стадии: Джятамана, вьятирека, екендрия и вашикара. Джятамана - это сознательная попытка преодолеть негативное влияние наклонностей. Предположим, вы видите одного из своих коллег, берущего взятку, и говорите: "Если бы я не был в Ананда Марге, я бы тоже мог получать кое-какие лишние деньги таким способом". Это показывает, что ваша наклонность жадности не полностью контролируется, но так как вы имеете сильное желание контролировать ее, вы принимаете стиль жизни Ананда Марги. Благодаря этому сознательному усилию с вашей стороны, вы заслуживаете называться джятамана.

* Пратьяхара, дхарана, дхьяна и самадхи это последние четыре части аштанга [восьмеричной] йоги. - Ред.

**Предложение ментальных цветов Господу, также известное как Гуру Пуджа. - Ред.

Во вьятиреке, второй стадии, некоторые наклонности могут часть времени быть под контролем, но другую часть времени быть не контролируемыми. Или человек может контролировать физические желания, но страдать от усиления гнева; или может избавиться от жадности к деньгам, но развивать сильное желание к славе. Произнеся красивую речь, он или она скажет: "Все дано Брахмой. Это только по Его милости я смог дать такую речь", но в его или ее сердце будет думать: "Какую отличную речь я дал сегодня". Это называется вьятирека.

В стадии екендрии, наклонности без сомнения контролируются, но не навсегда. Иногда для того, чтобы искупить реактивные моменты, наклонности с силой заявляют о себе, в результате чего человек потом раскаиваться. (Спросите себя, был ли у вас опыт такого вида ментального страдания.) Поэтому эта стадия также не представляет завершенной пратьяхары, потому что паша и рипу [оковы и враги разума] не полностью взяты под контроль.

Паша и рипу заявляют о себе через разум и индрии. * Если даже одна индрия остается неконтролируемой, следует заключить, что в цветке разума все еще есть червь; а объеденный червем цветок не может быть предложен Господу. Только тогда, когда индрии полностью контролируются, можно сказать, что разум под совершенным контролем атмана [единичного сознания]. Это истинная пратьяхара или вишикара сиддхи, потому что это означает, что Пракрити влилась в Высший Познающий Принцип. Это называется Кришнашарана [обретение приюта в Кришне] в психологии преданности.

Важность пратьяхара садханы огромна, потому что она содержит гармоничное сочетание знания, действия и преданности. В этой садхане, Шакта бхава достигает своего совершенства, и дремлющая преданность начинает пускать ростки. Этот росток, в конечном счете, развивается в высочайшую Вайшнава бхаву. Шайва бхава - это путь знания. Таким образом, в общественной жизни существует огромная необходимость в Шактах и Вайшнавах. Пратьяхара йога, с которой Шакта начинает воздавать служение миру, достигает ее совершенства в совершенном и полном служении Вайшнавы. Пратьяхара начинается с энергичных действий и достигает своей высшей точки в самозабвенной преданности.

Вашикара сиддхи достижима лишь преданными. Даже Шанкарачарья [великий приверженец гьяны ] признал: Мокшака’рана самагрьям’ бхактирева гарияси - Из всех путей достижения освобождения, путь бхакти или преданности - величайший.

Если знание сравнить со старшим братом в семье, преданность - его младшая сестра, счастливо держа брата за руку, она идет рядом с ним. Маленькая сестра не может гулять одна, да это и небезопасно для нее, но когда она весело гуляет вместе с братом, люди смотрят на нее с любовью и говорят ей нежные слова. Они, возможно, будут спрашивать старшего брата: "Это твоя маленькая сестра?"

Вайшакхи Пурнима 1958 ДМЧ, Ранчи.
Субхашита Самграха, Часть 7.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 573; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.137.243 (0.157 с.)