Критерии и нормы текущего контроля и промежуточной аттестации 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Критерии и нормы текущего контроля и промежуточной аттестации



Формы текущего контроля Условия допуска Критерии и нормы оценки
Оформление индивидуального плана практики Допускаются студенты, оформившие индивидуальный план по практике в течение трех дней от начала практики Студент в течение трех дней от начала практики составляет индивидуальный план практики совместно с руководителем практики. Индивидуальный план подписан руководителем практики.
Оформление дневника практики Допускаются студенты, еженедельно предоставляющие оформленный дневник по практике руководителю практики Студент еженедельно представляет заполненный дневник руководителю практики по выполненным заданиям. Дневник по практике подписан руководителем практики.
Составление отчета по практике Допускаются студенты, представившие отчет по практике в течение недели после завершения практики Студент в течение двух недель после прохождения практики предоставляет отчет по практике на кафедру. Отчет полностью сформирован, подписан руководителем практики, получена характеристика.
Форма проведения промежуточной аттестации Условия допуска Критерии и нормы оценки
Оценка Допускаются студенты, посещавшие практику и выполнившие самостоятельную работу в объеме 80-100%. «отлично» Студент присутствует на практике в течение всего срока ее прохождения, выполняет все необходимые задания, проявляет инициативность в различных видах психолого-педагогической деятельности. Показывает творческий уровень выполнения заданий практики (сущностное понимание практических видов и форм работы психолога, основанное на привлечении теоретических знаний, понимании целесообразности использования тех или иных технологий в психологической работе применительно к конкретной ситуации, прогнозирование последствий психолого-педагогических воздействий, предложение собственных вариантов решения психолого-педагогических задач, рефлексивный анализ собственных профессионально-личностных ресурсов). Студент представляет полностью соответствующую всем требованиям отчетную документацию в указанные сроки.
  «хорошо» Студент присутствует на практике в течение всего срока ее прохождения, выполняет все необходимые задания. Показывает аналитический уровень выполнения заданий практики (сущностное понимание практических видов и форм работы психолога-консультанта, основанное на привлечении теоретических знаний, понимании целесообразности использования тех или иных технологий в психологической работе применительно к конкретной ситуации). Студент представляет отчетную документацию в указанные сроки и в соответствии с основными требованиями.
  «удовлетворительно» Студент присутствует на практике в течение всего срока ее прохождения, выполняет все необходимые задания. Показывает репродуктивный уровень выполнения заданий практики (поверхностный психологический анализ, низкий уровень навыков привлечения теоретических знаний к выполнению практических заданий, отсутствие самостоятельных суждений и выводов). Студент представляет в указанные сроки отчетную документацию, не полностью соответствующую требованиям по ее содержанию и оформлению.
  «неудовлетворительно» Студент отсутствует на базе практики без уважительных причин, несвоевременно и небрежно выполняет задания.

 

 

Время проведения промежуточной аттестации _ Итоговая конференция проводится на второй учебной неделе после практики.

Образовательные технологии

Во время прохождения производственной практики проводятся: разработка и апробирование различных психологических методик, первичная обработка и первичная или окончательная интерпретация данных; составление рекомендаций и предложений (при этом может быть использован различный арсенал вычислительной техники и программного обеспечения).


Учебно-методическое обеспечение практики

8.1. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов на практике

Задание 1. Анализ производственной ситуации.

Цель - изучение особенностей организационной структуры и определение круга потенциальных клиентов.

Задачи:

­ определение структурных характеристик организации, стратегической конфигурации организационных функций, рабочих мест и модели политики, которая лучше всего соответствует достижению целей организации;

­ определение готовности организационных подсистем к изменению;

­ выявление подсистем, наиболее готовых к изменению

 

Методические указания к заданию:

Задание предполагает использование широкого арсенала методов сбора данных. Может быть рекомендовано использование как обтрузивных (нарушающих привычный распорядок в организации), так и необтрузивных методов. К первым можно отнести интервью, сессии диагностики проблем, опросы, анкеты. Ко второй группе методов относятся наблюдение, анализ отчетов и документов, исследование истории клиента. (Приложение № 1)

Прогнозируемая результативность:

Обобщение, категоризация и анализ полученных данных с целью формулировки точного диагностического впечатления, включающего в себя характеристики организационной системы, определение круга проблем (описание спорных вопросов, потребностей или трудностей) и идентификация основных целей консультирования. (Приложение № 2)

 

Результаты оформляются в виде «портрета» организации (структура учреждения, кадровый состав, социальные и психолого-педагогические особенности контингента, актуальные проблемы данной организации, специфика их решения коллективом). Выполненная работа должна быть использована для подготовки пакета документов, включена в него в виде психологической характеристики изучаемой ситуации и представлены групповому руководителю практикой по истечении второй недели практики. (Приложение № 3)

Задание 2. Подготовка документации и материальной базы для начала практической работы психологической консультации.

Цель – определение исоздание условий реализации поставленных производственных задач.

Задачи:

­ определение модели собственной деятельности и структурирование консультативного пространства, которое лучше всего соответствовало бы достижению целей психологической консультации;

­ разработка и/или подбор методов диагностики (стандартизированные опросники, разработанные анкеты, рейтинговые листы, стандартизированные интервью);

­ подготовка материально- технической базы процедур диагностики;

­ определение режима и регламента работы.

Методические указания к заданию:

Для решения поставленных задач необходимо использовать:

1) знания о видах деятельности практического психолога;

2) знания об организации консультативного пространства;

3) сборники психологических опросников и психодиагностических методик исследования;

Прогнозируемая результативность:

Оформления пакета документов, необходимых для реализации деятельности.

 

Документы должны быть подготовлены и представлены групповому руководителю практикой по истечении второй недели практики. (Приложение № 3)

Задание 3. Подготовка и распространение информации о работе консультации среди потенциальных клиентов.

Цель - составление, оформление и продвижение информации о психологическом сопровождении организации или личности во всех сферах социальных практик.

Задачи:

­ составить информацию о деятельности психолога-консультанта, о возможностях и результатах психологической помощи или сопровождения психологического развития личности;

­ оформить информационные буклеты;

­ подготовить видеопрезентацию деятельности психолога-консультанта;

­ разработать и реализовать стратегию продвижения психологических услуг.

 

Методические указания к заданию:

Для решения поставленных задач необходимо:

­ использовать теоретические знания о видах деятельности практического психолога, их целях;

­ владеть информацией о целях психологического консультирования как вида деятельности;

­ уметь в доступной для понимания потенциального клиента форме излагать направленность деятельности и ее предполагаемую эффективность;

­ уметь составлять рекламную продукцию на бумажных и электронных носителях.

Прогнозируемая результативность:

Оформление и распространение информационных буклетов о возможностях и преимуществах психологической помощи и других видов рекламной продукции.

 

Буклеты должны быть подготовлены и представлены групповому руководителю практикой для обсуждения и доработки по истечении первой недели практики. (Приложение № 5)

 

 

Задание 4. Разработка и реализация программ углубленной психодиагностики личности или группы.

Цель - составление программы углубленной психодиагностики личности или группы в аспекте планирования психологического вмешательства и ее реализация.

 

 

Задачи:

­ определить клиента или консультируемого;

­ выделить задачи психологического изучения личности или группы;

­ подобрать средства психодиагностики;

­ методологически обосновать отобранные психодиагностические методики;

­ реализовать разработанную программу;

­ определить ее эффективность.

 

Методические указания к заданию:

Для решения поставленных задач необходимо:

­ использовать теоретические знания о способах получения психологической информации и их целях;

­ владеть психологическим инструментарием;

­ уметь интерпретировать полученную информацию и составлять психологическое заключение;

­ уметь проводить беседу по результатам диагностики с учетом требований и этических норм профессиональной деятельности.

Прогнозируемая результативность:

Получение достоверной и объективной психологической информации о клиенте, отработка навыков ведения беседы в целях сообщения и осмысления полученной информации.

 

Результаты должны быть оформлены согласно требованиям психодиагностики, должны включать в себя отчет о проведенной стандартизированной беседе с перечнем запланированных вопросов и тем, обсуждаемых с клиентом. Материалы представляются и обсуждаются на супервизионных сессиях с групповыми руководителями и студентами – практикантами. (Приложение № 6)

Задание 5. Подготовка и проведение индивидуальных и групповых консультаций.

Цель - формирование технологических компетенций психолога – консультанта.

Задачи:

­ отработать навыки установления и поддержания контакта;

­ уметь создавать терапевтические отношения;

­ уметь анализировать первичную жалобу клиента, определять его мотивационную ориентацию и решать задачи реориентации в ситуации консультативной беседы;

­ уметь формулировать запрос и принимать решения о виде или типе проводимой психологической консультации (консалтинг, консилинг, коучинг, деловое консультирование, психолого-педагогическое консультирование, консультирование по проблемам психического здоровья, интимно-личностное консультирование);

­ уметь структурировать консультативный процесс;

­ уметь эффективно использовать техники и стратегии психологического консультирования.

 

Методические указания к заданию:

Для решения поставленных задач необходимо:

­ использовать теоретические знания о психологическом консультировании как виде деятельности;

­ уметь создавать и удерживать психологический контакт;

­ владеть технологией ведения беседы и техниками активного слушания;

­ уметь интерпретировать полученную информацию и формулировать ее в форме, понятной и терапевтичной для клиента;

­ владеть методами и способами психологического воздействия.

Прогнозируемая результативность:

Приобретение навыков ведения консультативной беседы в целях оказания психологической помощи клиенту в рамках его индивидуального запроса и социально-психологической ситуации. Приобретение обязательных компетенций в аспекте формирования профессиональной компетентности.

 

Результаты оформляются в индивидуальном журнале консультаций, по материалам которого проводится обсуждение и анализ деятельности на супервизионных сессиях с групповыми руководителями и студентами – практикантами. (Приложение № 7)

Задание 6. Разработка программы психологического просвещения и реализация ее в различных сферах социальных практик.

Цель - формирование умений у студентов передавать значимую для личности или группы психологическую информацию в целях актуализации потребностей личностного роста, саморазвития, самореализации и повышения личностной эффективности.

 

Задачи:

­ уметь планировать и организовывать просвещенческую деятельность;

­ уметь передавать теоретические психологические знания доступным языком;

­ владеть различными методами и способами реализации этого вида деятельности;

­ уметь ставить и решать задачи психологической профилактики;

­ уметь ставить и решать задачи формирования делового адекватного психологического запроса у потенциальных клиентов;

 

Методические указания к заданию:

Для решения поставленных задач необходимо:

­ использовать теоретические знания о психологическом просвещении как виде деятельности;

­ уметь создавать и удерживать психологический контакт;

­ владеть различными формами работы (лекции, беседы, диспуты, проблемные группы и др.)

Прогнозируемая результативность:

Приобретение навыков изложения психологических теорий в аспекте их доступности для понимания неспециалистом. Накопление индивидуального профессионального пакета информационных материалов для использования их в своей профессиональной деятельности.

 

Результаты оформляются в виде тематических развернутых отчетов с характеристикой потребителя, указанием темы, цели работы, задач, формы и методов работы. Материалы предоставляются для обсуждения и анализа эффективности деятельности на супервизионные сессии с групповыми руководителями и студентами – практикантами. (Приложение № 8)

Задание 7. Разработка коррекционно – развивающей программы и ее реализация.

Цель - формирование умений у студентов планировать и реализовывать коррекционно-развивающую деятельность психолога в целях актуализации потребностей личностного роста, саморазвития, самореализации и повышения личностной эффективности.

Задачи:

­ уметь формулировать цель развивающей или коррекционной работы;

­ планировать и организовывать коррекционно-развивающую деятельность;

­ владеть различными методами и способами реализации этого вида деятельности;

­ уметь ставить и решать задачи психологической профилактики;

­ уметь ставить и решать задачи формирования делового адекватного психологического запроса у потенциальных клиентов;

 

Методические указания к заданию:

Для решения поставленных задач необходимо:

­ использовать теоретические знания о психологической коррекции и профилактике как виде деятельности;

­ уметь создавать и удерживать психологический контакт;

­ владеть различными формами работы (тренинги, психологические беседы, индивидуальное и групповое консультирование).

Прогнозируемая результативность:

Приобретение навыков психологической профилактики, коррекции, консультирования. Накопление индивидуального профессионального пакета информационных и методических материалов для использования их в своей профессиональной деятельности.

 

Результаты оформляются в виде тематических развернутых отчетов с характеристикой потребителя, указанием темы, цели работы, задач, формы и методов работы. Обязательно представляются конспекты развивающих и коррекционных занятий. Материалы предоставляются для обсуждения и анализа эффективности деятельности на супервизионные сессии с групповыми руководителями и студентами – практикантами. (Приложение № 8)

Задание 8. Организация супервизии.

Цель - развитие навыков профессионального самоанализа и рефлексии в целях формирования профессионального сознания и профессиональной компетентности.

Задачи:

­ уметь описывать и анализировать свою деятельность;

­ уметь выявлять и обозначать затруднения, возникшие в работе с клиентом;

­ анализировать причины своих затруднений;

­ намечать пути дальнейшей работы с клиентом

 

Методические указания к заданию:

Для решения поставленных задач необходимо:

­ использовать теоретические знания о специфике психологической помощи;

­ уметь соотносить психологическую теорию, методологию, индивидуальность клиента и его ситуации с технологией работы психолога-консультанта;

­ владеть навыками самоанализа и рефлексии;

­ владеть навыками обратной связи.

Прогнозируемая результативность:

Приобретение навыков профессионального самоанализа и рефлексии, более глубокая осознанность как в личностном плане, так и в профессиональном.

 

Результаты оформляются в виде индивидуальных дневниковых записей с указанием анализируемой проблемы, зон анализа, результатов совместного обсуждения деятельности и личной рефлексии. Материалы предоставляются в отчеты по практике. Супервизионная работа проводится еженедельно в заранее оговоренное время. Участниками супервизионной сессии являются все студенты и групповые руководители. Желательно фиксировать эту форму работы при помощи аудио-, видео- оборудования. (Приложение № 9)

Содержание отчета по практике

 

Во время производственной практики студенты ведут дневник, в котором делают ежедневные записи (Приложение № 10).

Дневник имеет следующие разделы:

1. Краткие сведения о базе практики (название, структура, сфера деятельности), ФИО группового руководителя и руководителя учебно-производственной базы практики.

2. Индивидуальный план работы практиканта на период практики (составляется в течение первых 3-х дней практики и заверяется групповым руководителем).

3. Выполнение плана (фиксируется ежедневно с приложением анализа наблюдений, методик, диагностического материала).

4. Отчет студента о практике (с подробным анализом проделанной работы).

5. Характеристика работы практиканта с итоговой оценкой группового руководителя практики, заверенной печатью.

В индивидуальном плане фиксируется выполнение различных заданий в соответствии с целями и задачами практики, проведенная в ходе практики запланированная работа, методическая или творческая работа студента. Здесь же указывается оценка зачетных дел, отметки о выполнении запланированного. Индивидуальный план заполняется в конце первой недели практики, утверждается групповым руководителем практики. В конце индивидуального плана выставляются оценки за различные виды деятельности (диагностическую, аналитическую, коррекционно-развивающую, культурно-просветительскую, и др.). Оценки подтверждаются подписями руководителей.

Отчет о практике печатается на компьютере на отдельных страницах формата А4 (Приложение № 11).

Отчет завершается общими выводами о практике, предложениями по совершенствованию ее содержания и организации.

После завершения практики дневник сдается групповому руководителю, который выставляет итоговую отметку в зачетную книжку.

 

8.2. Обязательная литература

 

Основная литература

№ п/п Библиографическое описание Тип (учебник, учебное пособие, учебно-методическое пособие, практикум, др.) Количество в библиотеке
  Алешина Ю. Е. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование / Ю. Е. Алешина. - М.: Независимая фирма "Класс", 2004. - 204 с. - (Б-ка психологии и психотерапии, Вып. 62). - Библиогр.: с. 201-203. - ISBN 5-86375-111-8: 97-75    
  Андрущенко Т. Ю. Диагностические пробы в психологическом консультировании: учеб. пособие для студ. вузов / Т. Ю. Андрущенко. - Гриф УМО. - М.: Академия, 2002. - 77 с.: ил. - (Высш. образование). - Библиогр.: с. 71-72. - Примеч.: с. 73-76. - ISBN 5-7695-1030-7: 106-90 Учебное пособие  
  Бурлачук Л. Ф. Психодиагностика: учеб. для вузов / Л. Ф. Бурлачук. - 2-е изд., перераб. и доп. - СПб.: Питер, 2010. - 378, [1] с.: ил. - (Учеб. для вузов). - Библиогр.: с. 345-374. - Алф. указ.: с. 375-378. - Прил.: с. 379. - ISBN 978-5-91180-841-9: 203-36 Учебник  
  Бурлачук Л. Ф. Психодиагностика: учеб. для вузов / Л. Ф. Бурлачук. - 2-е изд., перераб. и доп.; Гриф УМО. - СПб.: Питер, 2009. - 379 с.: ил. - (Учеб. для вузов). - Библиогр.: с. 345-374. - Алф. указ.: с. 375-378. - Прил.: с. 379. - ISBN 978-5-91180-841-9: 192-09 Учебник  
  Дружинин В. Н. Экспериментальная психология: учеб. для вузов по напр. и спец. психологии / В. Н. Дружинин. - 2-е изд., доп.; Гриф МО. - СПб.: Питер, 2009. - 318 с.: ил. - (Учеб. для вузов). - Библиогр.: с. 311-318. - Словарь: с. 303-310. - ISBN 978-5-8046-0176-9: 163-36 Учебник  
  Дружинин В. Н. Экспериментальная психология: учеб. для студ. вузов, обуч. по напр. и спец. психологии / В. Н. Дружинин. - 2-е изд., доп.; Гриф МО. - СПб.: Питер, 2008. - 318 с.: ил. - (Учеб. для вузов). - Библиогр.: с. 311-318. - Прил.: с. 298-302. - Словарь: с. 303-310. - ISBN 978-5-8046-0176-9: 231-00 Учебник  
  Корнилова Т. В. Экспериментальная психология: теория и методы: учебник для вузов / Т. В. Корнилова. - Гриф МО. - М.: Аспект Пресс, 2005. - 384 с. - (Классич. унив. учебник). - Библиогр.: с. 364-368. - Имен. указ.: с. 369. - Предм. указ.: с. 370-376. - ISBN 5-7567-0373-X: 240-91 Учебник  

Согласовано

 

Директор научной библиотеки____________ А.М. Асаева

(подпись) (И.О. Фамилия)

«___»________20___г.

Дополнительная литература

1. Абрамова Г. С. Графика в психологическом консультировании. Учебное пособие для вузов. - М.: ПЕРСЭ, 2001.

2. Абрамова Г. С. Психологическое консультирование. Теория и опыт. Учебное пособие. - М.: Академия, 2001.

3. Бадмаев Б.Ц. Психология: как ее изучить и усвоить. - М.: Учеб. лит., 1997.- 256 с.

4. Бакли Р., Кэйпл Д. Теория и практика тренинга. – СПб., 2002.

5. Биркенбиль В. Ф. Коммуникативный тренинг. - М.: ФАИРПРЕСС, 2002.

6. Битянова М.Р. Организация психологической работы в школе. - М.: Генезис, 2000. - 298с.

7. Бурменская Г.В., Захарова Е.И., Карабанова О.А. Возрастно-психологический подход в консультировании детей и подростков. - М.: Академия, 2002. - 416 с.

8. Вачков И. Основные технологии группового тренинга. Психотехники. - М., 1989.

9. Головей Л.А., Рыбалко Е.Ф. Практикум по возрастной психологии. - СПб.: Речь, 2001. - 688 с.

10. Данилова Е.Е. Практикум по возрастной и педагогической психологии. - М.: Академия, 1999. - 160 с.

11. Захаров В.П., Хрящева Н.Ю. Социально-психологический тренинг. - Л., 1989.

12. Кричевский Р.Л., Дубовская Е.М. Психология малой группы. - М., 1991.

13. Лидерс А.Г. Психологический тренинг с подростком. - М.: Академия, 2001. - 256 с.

14. Макшанов С., Сидоренко Е., Хрящева Н. Психогимнастика в тренинге - СПб., 1993.

15. Овчарова Р.В. Технологии практического психолога образования. - М.: ТЦ Сфера, 2000. - 448 с.

16. Практическая психология образования/Под ред. И.В. Дубровиной. - М.: ТЦ «Сфера», 1997. - 528 с.

17. Райгородский Д. Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие. – Самара: Издательский Дом «БАХРАХ-М», 2000.

18. Роджерс К. Консультирование и психотерапия. - М., Эксмо-Пресс, 1999.

19. Руководство практического психолога / Под ред. И.В. Дубровиной. - М.: Академия, 1995. - 128 с.

20. Сидоренко Е. Тренинг коммуникативной компетентности в деловом взаимодействии. - СПб., 2002.

21. Хухлаева О.В. Основы психологического консультирования и психологической коррекции. - М.: Академия, 2001. - 208 с.

22. Чистякова М.И. Психогимнастика. - М.: Просвещение, Владос, 1995. - 160 с.

Приложение № 1



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 174; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.144.219.156 (0.088 с.)