Понятие многоукладности в экономике. Основные соц-эк. Уклады в системе российского промышл. Произ-ва 2полов 19века. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие многоукладности в экономике. Основные соц-эк. Уклады в системе российского промышл. Произ-ва 2полов 19века.



Многоукладность - Наличие в стране разных видов экономических укладов в виде форм осуществления хозяйственной деятельности, собственности, организации хозяйства (частное, коллективное, государственное, общинное, натуральное хозяйство). Наряду высокоразвитой капиталистической индустрией большой удельный вес в ней принадлежал различным раннекапиталистическим и полуфеодальным формам хозяйства - от мануфактурного, мелкотоварного до патриархально-натурального. Наряду с общими закономерностями в России имелись существенные особенности развития капитализма. Для экономики России была характерна многоукладность: крупное капиталистическое производство соседствовало с патриархальным крестьянским хозяйством, полуфеодальным помещичьим, мелкотоварным в городе и деревне. Бурный рост промышленности контрастировал с рутинным состоянием сельского хозяйства. Развитие капитализма-экспроприация мелких товаропроизвод. Сохранилось многоукладность промышленности, поэтому крупная машинная индустрия соседствовала с мануфактурой и мелкотоварным производством. Еще одна особенность - это неравномерное развитие промышленности по территории России. Наряду с высокоразвитыми районами, оставались совсем неосвоенные районы Сибирь и Средняя Азия.

Мелкая пром-ть:уход в земледельч.губернии.-расширение мелк. пром.произ-ва на новых террит.

Промысловые центры. Перерастали в центры мануфакт.произ-ва.

Крупная пром-ть -1)до 80х производили предметы потребления 2)после-средства произ-ва.

Легкая пром-ть-текстильная. Горнодобывающая.

Развивались не только старые отрасли (текстильная, пищевая), но возникают новые — нефтедобывающая, химическая, машиностроительная.

Во второй половине XIX в. в экономике России существенно возрастает роль промышленности. Именно в ее развитии хорошо просматриваются те два этапа:

первый – с начала 60-х гг. до середины 80-х гг.;

второй – с середины 80-х гг. до конца века.

В ходе первого этапа создаются предпосылки для динамичного индустриального развития. Происходит переход старых отраслей на вольнонаемный труд, появляются новые производства.

1860-1870 гг. вошли в историю страны как период железнодорожной горячки. В конце 70-х гг. железные дороги связали крупные зерновые районы с промышленными центрами и важнейшими морскими портами – черноморскими и балтийскими. Железнодорожное строительство дало мощный импульс развитию промышленности. В это время рождаются новые отрасли: транспортное машиностроение (паровозо- и вагоностроение), угле- и нефтедобывающая, химическая и др.

К началу 80-х гг. в крупной промышленности завершился промышленный переворот. В основных отраслях промышленности и на транспорте ручной труд был вытеснен машинным. Паровые машины и механические станки составили основу технического оснащения горнодобывающей, металлообрабатывающей и текстильной отраслей промышленности. Горнодобыв.пром-ть-Урал,донецкий бассейн. Машиностроение:коломна,луганск-вагоны, пароходы. С\х-Харьков, одесса.

На протяжении второго этапа осуществляется коренная реконструкция промышленного производства, охватившая важнейшие отрасли. В их числе были добыча минерального топлива, выплавка коксового чугуна, производство цемента и соды. Происходит освоение электрической энергии. Особенно быстро развивались те отрасли, которые изготовляли средства производства. Рост тяжелой промышленности обгонял рост легкой, что характерно для индустриального развития страны. За 1890-е гг. промышленное производство удвоилось. К началу ХХ в. Россия вышла на 5-е место в мире и 4-е в Европе по общему объему промышленного производства. Особенно значительна была роль таких энергичных министров как Н. Х. Бунге, И. А. Вышнеградский и С. Ю. Витте

 

17.

 

19. Завершение промышленного переворота в России. Его специфика сравнительно с европейской.

Завершение промышленного переворота определяется – вытеснением ручного труда машинной техникой: водяное колесо вытесняется паровым двигателем. Это вытеснение происходит, главным образом, в горнодобывающей, металлообрабатывающей и текстильной промышленности. Сначала промышленный облик получила легкая промышленность в Московском, Петербургском и в Прибалтийских регионах. На эти регионы приходилось 75% ткацких станков, 80% мощности паровых машин. Горная промышленность получила рассвет на Урале. Новые отрасли: нефтедобывающая, угольная, химическая, машиностроительная. К старым регионам промышленности добавлялись и новые – Донбасс, Баку – нефть, Харьков, Екатеринослав, Юзовка, Горловка, Нарва, Лодзь.

Быстрее всего был рост горнодобывающей промышленности. К концу 19-ого века – 90 млн пудов чугуна, каменного угля – с 18 до 5556 млн пудов, нефти с 500 тыс. до 377 млн. пудов. Но существовала тенденция увеличения роста объемов у юга, нежели у Урала – энерговооруженность Юга была выше, да и на Урале еще оставались крепостные порядки.

Позже вырастает роль Донецкого бассейна и Бакинской добычи нефти. К концу 19-ого века Донбасс давал 70% угля, а Бакинская нефть составляла 74% от всей добычи. Позже – 95 %. Развивалось также и машиностроение – строили паровозы, вагоны и пароходы – Сормово, Луганск, Коломна. Сельскохозяйственное машиностроение – Харьков, Одесса, Бердянск.

Существовала тенденция «прихода» фабрики к мужику, в деревню. Крестьянин был связан с наделом, да и в деревне уже были развиты некоторые промыслы, которые сразу давали кадры. Это дало толчок к развитию промышленных поселков, которые стягивали к себе население. В Европейской России – 329 таких поселков, в которых была половина всех рабочих крупной промышленности. В тяжелой промышленности к концу 19 века общая сумма производства возросла в три раза. В России была высокая концентрация рабочей силы на производстве, в отличии от западного производства, где по средствам усовершенствования технической оснащенности требуемое количество работников сокращалось. Поэтому высокая концентрация не говорила о преимуществе перед капиталистическими странами.

20. Промышленный переворот в металлургии. Значение внедрения доменного процесса и мартеновкого передела чугуна. Д. п. — отрасль чёрной металлургии. Доменный процесс (выплавка чугуна из руды) Производство чугуна из железных руд осуществляется в специальных доменных печах и носит название «доменный процесс».

В России первые доменные печи были построены в 1632 г. вблизи Тулы (Городищенские заводы). Развитие производства чугуна и стали на Урале объяснялось наличием там богатых железных руд, больших лесных массивов и многочисленных быстрых рек, энергия которых применялась для приведения в движение основных механизмов (воздуходувок) металлургических заводов. В конце XIX в. возникает новая металлургическая база на юге России. Открытие в 1881 г. огромных запасов железных руд в районе Кривого Рога и наличие местного топлива (кокса) вызвали быстрый рост металлургического производства на юге России, и уже к концу первого десятилетия XX в. южные заводы выплавляли большую часть чугуна, получаемого в то время в России.

Главная роль в наступившем переломе сыграло изобретение трёх новых процессов производства литой стали: в 1856 г. — бессемеровского процесса, в 1864 г. — мартеновского и в 1878 г. — томасовского процесса. Распространение этих процессов (в первую очередь мартеновского, которому свойственно использование большого количества металлического лома) привело к тому, что к середине 20 в. выпуск чугуна составлял уже только 70% от выплавки стали. Первая мартеновская печь садкой 2,5 т на Сормовском заводе (ныне завод «Красное Сормово») была пущена в феврале 1870 г. Эта первая русская мартеновская печь, построенная А. А. Износковым и Н. Н. Кузнецовым, в конструктивном отношении превосходила первенцев мартеновского дела Франции и США, построенных по чертежам Сименса, и служила образцом при дальнейшем развитии мартеновского производства. Уже в 1880 г была построена первая в России мартеновская печь с основным подом. На этой печи русскими металлургами была успешно разрешена сложная металлургическая задача передела в сталь чугуна с повышенным содержанием фосфора (0,5—1 % при шихте, состоящей из 80% чугуна и 20% скрапа). Почти в то же время (1881 г.) основной мартеновский процесс зарождается в Петербурге на Александровском заводе, а в 1882 г. — в Колпино на Ижорском заводе. Дальнейшее развитие мартеновского передела шло быстрыми темпами на Урале и Юге России. Уже в 1895 г. средняя масса плавки составляла 8—15 т, а в некоторых случаях достигала 30—40 т.

 

 

21. Промышленный переворот на транспорте. Формирование российской сети железных дорог. Основные этапы и значение.

 

Россия – огромные пространства; бездорожье, которое проявилось в Крымской войне. 1857 год – учреждение главного общества российских железных дорог. Быстрая доставка войск, предпринимательство, торговля. Государство строительство железных дорог предоставило частному капиталу с выгодными льготами. Но постепенно жел/дор переходили в казну, так как частники не справились с задачей. Те дороги, которые остались в руках частников, оставались под жестким контролем. Выкупные платежи с крестьян позволили государству самому строить дороги. 1861 год – 1,5 тыс. верст дорог, а к 1901 уже 58 тыс. верст. Два «бума»: конец 60 и начало 70 – в год строилось 2 тысячи; и вторая половина 90-ых – уже 8 тыс. В начале 70-ых железные дороги бы в северных, поволжских, черноземных губерниях, порты Черного и Балтийского море; Москва стала центром железных дорог. Позже – Закавказье, Средняя Азия, Урал. В 1891 году – строительство Транссибирской магистрали. Железные дороги решали вопрос хлебного снабжения, дали толчок к промышленности, связь сырьевой базы и рынка сбыта. Если первые десятилетия перевозили больше хлеба, то постепенно больше перевозят продукцию промышленности. К началу 20 века в на жел/дор было занято около полумиллиона человек. Паровой водный транспорт: 60-ые – 400 речных пароходов, то в 95 – свыше 2,5 тыс. передвигались по крупным рекам. Морские пароходы – за 60 – 90 года возросло в 10 раз (552 в 1896).В 90-ые годы – 30% водного и гужевого транспорта, 70% - по железным дорогам.

 

22. Понятие внутреннего рынка. Основные тенденции его развития в пореформенной России.

Особенно развивался внутренний рынок хлеба. В 60-70 года – поступало 500-700 млн пудов хлеба. В 90-ых – 1 млрд. пудов. Крупный потребитель – сама промышленность

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 482; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.165.246 (0.009 с.)