Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Понятие многоукладности в экономике. Основные соц-эк. Уклады в системе российского промышл. Произ-ва 2полов 19века. ⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2
Многоукладность - Наличие в стране разных видов экономических укладов в виде форм осуществления хозяйственной деятельности, собственности, организации хозяйства (частное, коллективное, государственное, общинное, натуральное хозяйство). Наряду высокоразвитой капиталистической индустрией большой удельный вес в ней принадлежал различным раннекапиталистическим и полуфеодальным формам хозяйства - от мануфактурного, мелкотоварного до патриархально-натурального. Наряду с общими закономерностями в России имелись существенные особенности развития капитализма. Для экономики России была характерна многоукладность: крупное капиталистическое производство соседствовало с патриархальным крестьянским хозяйством, полуфеодальным помещичьим, мелкотоварным в городе и деревне. Бурный рост промышленности контрастировал с рутинным состоянием сельского хозяйства. Развитие капитализма-экспроприация мелких товаропроизвод. Сохранилось многоукладность промышленности, поэтому крупная машинная индустрия соседствовала с мануфактурой и мелкотоварным производством. Еще одна особенность - это неравномерное развитие промышленности по территории России. Наряду с высокоразвитыми районами, оставались совсем неосвоенные районы Сибирь и Средняя Азия. Мелкая пром-ть:уход в земледельч.губернии.-расширение мелк. пром.произ-ва на новых террит. Промысловые центры. Перерастали в центры мануфакт.произ-ва. Крупная пром-ть -1)до 80х производили предметы потребления 2)после-средства произ-ва. Легкая пром-ть-текстильная. Горнодобывающая. Развивались не только старые отрасли (текстильная, пищевая), но возникают новые — нефтедобывающая, химическая, машиностроительная. Во второй половине XIX в. в экономике России существенно возрастает роль промышленности. Именно в ее развитии хорошо просматриваются те два этапа: первый – с начала 60-х гг. до середины 80-х гг.; второй – с середины 80-х гг. до конца века. В ходе первого этапа создаются предпосылки для динамичного индустриального развития. Происходит переход старых отраслей на вольнонаемный труд, появляются новые производства. 1860-1870 гг. вошли в историю страны как период железнодорожной горячки. В конце 70-х гг. железные дороги связали крупные зерновые районы с промышленными центрами и важнейшими морскими портами – черноморскими и балтийскими. Железнодорожное строительство дало мощный импульс развитию промышленности. В это время рождаются новые отрасли: транспортное машиностроение (паровозо- и вагоностроение), угле- и нефтедобывающая, химическая и др.
К началу 80-х гг. в крупной промышленности завершился промышленный переворот. В основных отраслях промышленности и на транспорте ручной труд был вытеснен машинным. Паровые машины и механические станки составили основу технического оснащения горнодобывающей, металлообрабатывающей и текстильной отраслей промышленности. Горнодобыв.пром-ть-Урал,донецкий бассейн. Машиностроение:коломна,луганск-вагоны, пароходы. С\х-Харьков, одесса. На протяжении второго этапа осуществляется коренная реконструкция промышленного производства, охватившая важнейшие отрасли. В их числе были добыча минерального топлива, выплавка коксового чугуна, производство цемента и соды. Происходит освоение электрической энергии. Особенно быстро развивались те отрасли, которые изготовляли средства производства. Рост тяжелой промышленности обгонял рост легкой, что характерно для индустриального развития страны. За 1890-е гг. промышленное производство удвоилось. К началу ХХ в. Россия вышла на 5-е место в мире и 4-е в Европе по общему объему промышленного производства. Особенно значительна была роль таких энергичных министров как Н. Х. Бунге, И. А. Вышнеградский и С. Ю. Витте
17.
19. Завершение промышленного переворота в России. Его специфика сравнительно с европейской. Завершение промышленного переворота определяется – вытеснением ручного труда машинной техникой: водяное колесо вытесняется паровым двигателем. Это вытеснение происходит, главным образом, в горнодобывающей, металлообрабатывающей и текстильной промышленности. Сначала промышленный облик получила легкая промышленность в Московском, Петербургском и в Прибалтийских регионах. На эти регионы приходилось 75% ткацких станков, 80% мощности паровых машин. Горная промышленность получила рассвет на Урале. Новые отрасли: нефтедобывающая, угольная, химическая, машиностроительная. К старым регионам промышленности добавлялись и новые – Донбасс, Баку – нефть, Харьков, Екатеринослав, Юзовка, Горловка, Нарва, Лодзь.
Быстрее всего был рост горнодобывающей промышленности. К концу 19-ого века – 90 млн пудов чугуна, каменного угля – с 18 до 5556 млн пудов, нефти с 500 тыс. до 377 млн. пудов. Но существовала тенденция увеличения роста объемов у юга, нежели у Урала – энерговооруженность Юга была выше, да и на Урале еще оставались крепостные порядки. Позже вырастает роль Донецкого бассейна и Бакинской добычи нефти. К концу 19-ого века Донбасс давал 70% угля, а Бакинская нефть составляла 74% от всей добычи. Позже – 95 %. Развивалось также и машиностроение – строили паровозы, вагоны и пароходы – Сормово, Луганск, Коломна. Сельскохозяйственное машиностроение – Харьков, Одесса, Бердянск. Существовала тенденция «прихода» фабрики к мужику, в деревню. Крестьянин был связан с наделом, да и в деревне уже были развиты некоторые промыслы, которые сразу давали кадры. Это дало толчок к развитию промышленных поселков, которые стягивали к себе население. В Европейской России – 329 таких поселков, в которых была половина всех рабочих крупной промышленности. В тяжелой промышленности к концу 19 века общая сумма производства возросла в три раза. В России была высокая концентрация рабочей силы на производстве, в отличии от западного производства, где по средствам усовершенствования технической оснащенности требуемое количество работников сокращалось. Поэтому высокая концентрация не говорила о преимуществе перед капиталистическими странами. 20. Промышленный переворот в металлургии. Значение внедрения доменного процесса и мартеновкого передела чугуна. Д. п. — отрасль чёрной металлургии. Доменный процесс (выплавка чугуна из руды) Производство чугуна из железных руд осуществляется в специальных доменных печах и носит название «доменный процесс». В России первые доменные печи были построены в 1632 г. вблизи Тулы (Городищенские заводы). Развитие производства чугуна и стали на Урале объяснялось наличием там богатых железных руд, больших лесных массивов и многочисленных быстрых рек, энергия которых применялась для приведения в движение основных механизмов (воздуходувок) металлургических заводов. В конце XIX в. возникает новая металлургическая база на юге России. Открытие в 1881 г. огромных запасов железных руд в районе Кривого Рога и наличие местного топлива (кокса) вызвали быстрый рост металлургического производства на юге России, и уже к концу первого десятилетия XX в. южные заводы выплавляли большую часть чугуна, получаемого в то время в России. Главная роль в наступившем переломе сыграло изобретение трёх новых процессов производства литой стали: в 1856 г. — бессемеровского процесса, в 1864 г. — мартеновского и в 1878 г. — томасовского процесса. Распространение этих процессов (в первую очередь мартеновского, которому свойственно использование большого количества металлического лома) привело к тому, что к середине 20 в. выпуск чугуна составлял уже только 70% от выплавки стали. Первая мартеновская печь садкой 2,5 т на Сормовском заводе (ныне завод «Красное Сормово») была пущена в феврале 1870 г. Эта первая русская мартеновская печь, построенная А. А. Износковым и Н. Н. Кузнецовым, в конструктивном отношении превосходила первенцев мартеновского дела Франции и США, построенных по чертежам Сименса, и служила образцом при дальнейшем развитии мартеновского производства. Уже в 1880 г была построена первая в России мартеновская печь с основным подом. На этой печи русскими металлургами была успешно разрешена сложная металлургическая задача передела в сталь чугуна с повышенным содержанием фосфора (0,5—1 % при шихте, состоящей из 80% чугуна и 20% скрапа). Почти в то же время (1881 г.) основной мартеновский процесс зарождается в Петербурге на Александровском заводе, а в 1882 г. — в Колпино на Ижорском заводе. Дальнейшее развитие мартеновского передела шло быстрыми темпами на Урале и Юге России. Уже в 1895 г. средняя масса плавки составляла 8—15 т, а в некоторых случаях достигала 30—40 т.
21. Промышленный переворот на транспорте. Формирование российской сети железных дорог. Основные этапы и значение.
Россия – огромные пространства; бездорожье, которое проявилось в Крымской войне. 1857 год – учреждение главного общества российских железных дорог. Быстрая доставка войск, предпринимательство, торговля. Государство строительство железных дорог предоставило частному капиталу с выгодными льготами. Но постепенно жел/дор переходили в казну, так как частники не справились с задачей. Те дороги, которые остались в руках частников, оставались под жестким контролем. Выкупные платежи с крестьян позволили государству самому строить дороги. 1861 год – 1,5 тыс. верст дорог, а к 1901 уже 58 тыс. верст. Два «бума»: конец 60 и начало 70 – в год строилось 2 тысячи; и вторая половина 90-ых – уже 8 тыс. В начале 70-ых железные дороги бы в северных, поволжских, черноземных губерниях, порты Черного и Балтийского море; Москва стала центром железных дорог. Позже – Закавказье, Средняя Азия, Урал. В 1891 году – строительство Транссибирской магистрали. Железные дороги решали вопрос хлебного снабжения, дали толчок к промышленности, связь сырьевой базы и рынка сбыта. Если первые десятилетия перевозили больше хлеба, то постепенно больше перевозят продукцию промышленности. К началу 20 века в на жел/дор было занято около полумиллиона человек. Паровой водный транспорт: 60-ые – 400 речных пароходов, то в 95 – свыше 2,5 тыс. передвигались по крупным рекам. Морские пароходы – за 60 – 90 года возросло в 10 раз (552 в 1896).В 90-ые годы – 30% водного и гужевого транспорта, 70% - по железным дорогам.
22. Понятие внутреннего рынка. Основные тенденции его развития в пореформенной России. Особенно развивался внутренний рынок хлеба. В 60-70 года – поступало 500-700 млн пудов хлеба. В 90-ых – 1 млрд. пудов. Крупный потребитель – сама промышленность
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 482; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.165.246 (0.009 с.) |