Тема № 3. Две эпохии в истории философии. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема № 3. Две эпохии в истории философии.



Тема № 3. ДВЕ ЭПОХИИ В ИСТОРИИ ФИЛОСОФИИ.

История философии и ее изучение.

Характерные черты классической философии.

Основные периоды и представители классической философии.

А. Античная философия. 7 в. до н.э. – 5 в н.э.

Б. Философия средневековья. 2 – 16 вв. н.э.

В. Философия Нового времени 17 – 19 вв.

Характерные черты постклассической философии.

Основные направления и представители постклассической философии.

Как уже говорилось, университетский курс философии состоит из двух частей. В первой, вам предстоит познакомиться с историей философии, во второй – с категориальным аппаратом и проблемами философии.

 

История философии и ее изучение.

Обращаясь к изучению истории философии, необходимо определить, что такое «история философии», какие трудности могут возникнуть при ее изучении, и каких методов, при этом следует придерживаться.

Начнем с вопроса – «Что такое история философии»? Для ответа на него, необходимо различить так называемую «объективную историю философии» и «субъективную историю философии». Объективная история философии – это совокупность всех реальных философских теорий. Субъективная история философии – это описание, анализ, интерпретирование объективной истории философии.

Объективная история философии возникает с началом философского мышления, субъективная – значительно позже, лишь в XIX веке. Объективную историю философии можно представить как собрание сочинений всех философов всех народов. Субъективную – как осмысление этих произведений. Историк философии стремиться найти в реальном историко-философском процессе тот или иной смысл, закон, выявить тенденции и закономерности. Наиболее ценными работами в области истории философии являются труды, посвященные анализу истории философской мысли, созданные самими философами. Среди них можно назвать труды по истории философии Аристотеля, Г.В.Ф. Гегеля, Л. Фейербаха, К. Маркса, В. Вундта, Рассела, М. Хайдеггера.

Изучение объективной истории философии требует значительно большего времени и представляет собой самостоятельное знакоместо и анализ конкретных философских текстов, интерпретации их другими философами. Изучение субъективной истории философии подразумевает знакомство не столько с самими философскими системами, сколько с их изложением другими авторами, поэтому необходимо включает анализ и сопоставление нескольких историко-философских описаний.

Говоря об истории философии, необходимо так же остановиться на проблеме возможности включения в историю философии неевропейской традиции абстрактной мысли, например древнекитайской, индийской, или мысли средневекового Арабского Востока. По этому поводу позиции историков философии расходятся. Одни из них считают возможным включение неевропейской традиции в историю философии, ссылаясь на достаточно высокую степень абстрактности этих размышлений. Другие считают, что наряду с абстрактностью размышлений, философия, необходимо должна касаться строго определенной проблематики, которая была чужда неевропейским мыслителям, и следовательно не рассматривают их размышления изучаю историю философской мысли.

Какие же трудности возникают при изучении истории философии? Их множество. Но три из них можно назвать объективными, т.е. не зависящими от способностей и особенностей того, кто приступает к изучению истории философии.

Первой, и наиболее существенной трудностью является адекватность понимания конкретного философского текста и философской системы в целом. Эта трудность наиболее очевидна для философских систем наиболее далеких от нас по времени создания. Три причины делают философские размышления тем менее нам понятными, чем в более глубокой древности жил их автор. Во-первых – современный читатель, как правило, очень слабо представляет себе контекст создания теории, т.е. те мировоззренческие установки, которые разделял со своими современниками философ. Во-вторых, существует разночтение в терминологии вообще, и философских категорий в частности. В-третьих, наше восприятие философских размышлений, хотим мы этого или нет, оказывается связанным с нашим собственным временным контекстом, мировоззренческими установками современности.

Второй трудностью, при изучении истории философии может стать необходимость представить философию конкретного автора как многостороннее целостное учение, касающееся целого спектра самых разных проблем, и в то же время, единого по исходным установкам.

Наконец третьей, существенной трудностью при изучении истории философии выступает необходимость рассматривать всю историю философии как единый, взаимосвязанный процесс, а не как мозаику из обособленных мнений. История философии, как заметил Гегель, это «галерея героев мыслящего разума», которые проникали все глубже в сущность вещей, и добывали величайшие сокровища – знания, поэтому история философии – это внутренне необходимое, последовательное, поступательное движение мысли.

Какими же путями можно преодолеть эти, и многие другие трудности изучения истории философии? Или, другими словами, каких методов следует придерживаться при изучении истории философии? На этот вопрос не так легко ответить. В ХХ веке возникло даже целое направление – философская герменевтика, занимающаяся его решением. Поэтому мы остановимся на самых общих положениях, необходимых для его решения.

Можно сказать, что первым условием понимания любой философской системы выступает установление культурно-исторической ситуации, в которой формировалось мировоззрение конкретного философа. Безусловно, можно констатировать наличие определенной взаимосвязи между структурой жизни конкретного общества и структурой мировоззрения этого общества, структурой мировоззрения и особенностями философской системы, им вырабатываемой.

Вторым условием понимания философской системы является определение круга проблем, рассматриваемых философом. Для этого необходимо: определить вопросы, интересующие философа, уяснить особенности этих вопросов, и определить позиции автора, при размышлении по центральным разделам философского знания.

Наконец, третьим условием изучения истории философии, является знакомство с самими философскими текстами.

 

Патристика 2 – 7 вв.

Основная задача мыслителей этого периода – разработка основных христианских доктрин. Это эпоха Вселенских Соборов и Отцов Церкви (участники Вселенских Соборов, чей вклад имел значение в разработке учения Церкви). Ранняя патристика сосредотачивала внимание на решении вопроса о возможности использования в теологии дохристианских философов, поэтому мыслителей этого периода принято называть апологеты. Среди апологетов можно назвать: Григория Нисского, Оригена, Тертуллиана. Но центральной фигурой этого периода является Августин Аврелий (Блаженный), создавший первую христианскую систему философии.

Ранняя схоластика 8 – 12 вв.

Рациональное обоснование догматов веры – является основной задачей этого периода философии. Разворачивается «спор об универсалиях» - полемическое размышление о природе общих понятий. Предлагаются доказательства бытия Бога. Видными мыслителями этого периода являются Фредегизий Турский, Росцелин, Ансельм Кентерберийский, Пьер Абеляр.

Расцвет схоластики 13 в.

12 век принес для европейской философии два важных события: расширение школьного образования и контакты с исламским миром. В Европу стали поступать тексты античных авторов с комментариями арабских авторов. Возникла необходимость их адаптации к христианскому мировоззрению. В первую очередь это касалось наследия Аристотеля. Этой задаче посвятили свои труды Альберт Великий и Фома Аквинский.

Поздняя схоластика 14 в.

В этот период граница между философией и богословием становится более зримой, что касается философии, то здесь, главным образом, развивается логика, продолжают обсуждаться проблемы философских категорий, которые поднимаются на небывалый уровень абстракции. Виднейшими представителями являются Дунс Скот, Уильям Оккам.

Тема № 3. ДВЕ ЭПОХИИ В ИСТОРИИ ФИЛОСОФИИ.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 205; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.243.184 (0.007 с.)