Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Суперсегментные единицы речи.
Ударение Кроме фонетических единиц, в речи используют фонетические средства – это ударение и интонация, которые называют просодическими способами (от гр. Prosodia «ударение»). Ударение – это выделение слога в слове с помощью фонетических средств (силой голоса, долготой звучания, высотой тона и т.д.).В зависимости от того с какой сегментной единицей функционально соотносится ударение, различают словесное, фразовое, логическое и эмфатическое ударения эмоциональное выделение тех или иных слов в высказывании). Словесное ударение бывает динамическим, музыкальным и количественным. Динамическое (силовое) ударение – основано на большей интенсивности, силе звука. Оно характерно для укр, рус., анг, нем., франц., итальн., испан. языков. Музыкальное (тоническое) ударение – основано на повышении или понижении тона (хар-но для норвежского, шведского, литовского, словенского, сербского, хорватского и японского языков. Отдельные лингвисты считают, что тоническое ударение наблюдается и в китайском, вьетнамском, тайском и бирманском языках. Количественное (квантитативное от гр. «количество») основано на удлинении звука, при этом ударный слог удлиняется. Такое ударение может быть в тех языках, в которых не различают долгих и кратких гласных. В чистом виде встречается очень редко: в новогреческом языке. В большинстве языков один из типов ударения преобладает, но и есть элементы другого ударения. Напр., в рус яз. количественно-динамическое, в нем. яз. динамично-тоническое. В зависимости от расположения ударения в слоговой структуре слова различают фиксированное (связанное) ударение – всегда падает на определенный по порядку слог, напр., первый или последний: во франц. – на последний; в польск. – на предпоследний; в чешском, словацком, латышском, венгерском – на первый. Свободное (нефиксированное) ударение – может падать на любой слог в слове. Такое ударение характерно для укр., рус., бел., сербском, хорватском, анг., нем. и др. В языках с фиксированным и нефиксированным ударением ударение может быть подвижным и неподвижным. Подвижное ударение в формах одного и того же слова может падать как на основу, так и на окончание, напр., в рус. яз. (рука – руки); укр. яз. (стіл – стола). Неподвижное ударение наблюдается в анг. яз. Оно всегда падает на одну и ту же морфему в разных словоформах слова.
Функции ударения 1) Кульминативная (вершинообразующая) – функция фонетического объединения слова – ударение обеспечивает цельность и отдельность фонетического облика слова путем выделения просодического центра, т.е. ударного слога, который составляет вершину слога. 2) Дистинктивная (дифференциальная, слово- и форморазличительная) – ударение различает грамматические формы одного и того же слова, а также разных слов, напр.: замок – замок, окна (мн.ч.) – окна (р.п., ед. ч.). 3) Делимитативная (словоразграничительная) – ударение способствует выделению границ между словами. Интонация – (от лат. Intonatio «громко произношу») – движение, смена, динамика тона, которая сопровождает высказывание, ритмико-мелодический рисунок речи. С помощью интонации происходит членение речевого потока на смысловые отрезки. Интонация складывается из мелодики, интенсивности, пауз, темпа и тембра речи. Мелодика речи (от гр. Melodikos «мелодически, песенный») – смена частоты основного тона, его диапазон, интервалов, понижения и повышения, направление его движения. Интенсивность (от лат intensio «напряжение») – повышение и усиление голоса в слове, которое хотят выделить (логическое ударение). Пауза (от лат. Pausa «остановка») – перерыв в звучании, остановка в потоке речи. Паузы влияют на ритмику речи, способствуют выделению определенного смысла. Темп речи (от лат. Tempus «время») – скорость речи. Темп речи передает отношение говорящего к высказыванию. Тембр речи – эмоциональная окраска. Тембр речи не следует путать с тембром голоса и тембром звука. Все элементы интонации составляют одно единое целое. Интонация выполняет следующие функции: различает коммуникативные типы высказывания (повествование, вопрос, побуждение), части высказывания по их смысловой значимости, оформляют высказывание в единое целое, одновременно членя его на ритмические группы; выражает конкретные эмоции.
Фонетические процессы
Звуки в речи произносятся не изолированно, а в звуковом потоке связанной речи, поэтому они могут испытывать влияние общих условий произнесения или влиять друг на друга. Все изменения звуков подразделяются на комбинаторные и позиционные. Комбинаторные изменения вызваны влиянием артикуляции находящихся в непосредственной близости звуков. К комбинаторным изменениям относятся аккомодация, ассимиляция, диссимиляция, диэреза, эпентеза, метатеза, гаплология и др.
Аккомодация (от лат. Accomodatio «приспособление») – частичное приспособление артикуляции смежных согласного м гласного звуков в потоке речи. В укр. и рус. языках гласные звуки изменяют свою артикуляцию под влиянием мягких согласных. Под влиянием мягких согласных гл. звуки в сильной позиции (под ударением) [а], [о], [у], [э] становятся более передними, закрытыми и напряженными. По направлению аккомодация может быть прогрессивной, регрессивной или прогрессивно-регрессивной. Аккомодация в транскрипции обозначается точкой рядом со звуком: сяду [ саду ], моль [ мол’ ], мять [ м’ат’ ]. В анг. яз. аккомодации нет. Ассимиляция (от лат. Assimilatio «уподобление») – уподобление одного звука другому в речевом потоке в пределах слова или словосочетания. Этот процесс происходит между гласными звуками (вокальная) или согласными звуками (консонантная) и характерен для многих языков: анг., нем, укр. Ассимиляция отличается от аккомодации тем, что при ассимиляции взаимодействуют однородные звуки. Различают несколько разновидностей ассимиляции: 1) по степени уподобления – полную (отдать [Δдат’], сжечь [ж:эч]) и частичную, при которой происходит уподобление по одному артикуляционно-акустическому признаку: по мягкости (кость [кос’т’]), глухости (лавка [лафкъ]), звонкости (просьба [проз’бъ]); 2) по направлению – прогрессивную и регрессивную (лавка [лафкъ]); 3) по расстоянию между звуками – контактную (взаимодействуют соседние звуки) и дистактную (звуки взаимодействуют на расстоянии). Ассимиляцию между гласными звуками принято называть сингармонизмом (от гр. Syn «вместе», harmonia «созвучие»). Сингармонизм является также примером дистактной ассимиляции. Он характерен для тюркских, монгольских, финно-угорских языков. Диссимиляция (от лат. Dissimilatio «расподобление») – расподобление двух одинаковых звуков или подобных звуков в пределах слова, утрата ими одинаковых фонетических признаков. Диссимиляция, как и ассимиляция, может быть прогрессивной / регрессивной; контактной / дистактной: прорубь – пролубь, коридор – колидор, бомба – бонба, лампа – ланпа, доктор – дохтор. Особенно распространена диссимиляция в диалектной и просторечной речи. Позиционные изменения звуков вызваны влиянием общих условий произнесения звуков, т.е. от позиции звука в слове: в конце, под ударением или в безударной позиции. К позиционным изменениям относятся редукция гласных, оглушение звонких согласных в конце слова и протеза. Редукция гласных (от лат. Reductio «отведение назад») Ослабление артикуляции безударных звуков и изменение их звучания. Редукция гласных может быть количественной и качественной. Количественная – редукция, при которой гласные в безударных слогах утрачивают силу и долготу, но сохраняют характерный для них тембр. Качественная – редукция, при которой безударные гласные становятся не только слабее и короче, но и утрачивают некоторые особенности своего тембра, т.е. свое качество. Качественная редукция характерна для языков с динамическим ударением: рус., анг. (в конце слова гл. не произносится, напр., feise). В рус. яз. две степени качественной редукции: 1 степень – в 1 предударном слоге и в абсолютном начале слова; 2 степень – во 2 предударном слоге и в заударных слогах. Качественно изменяются в рус. яз. звуки [а], [о], [э], звуки [у], [и], [ы] – не подвергаются качественной редукции, а – только количественной (дать таблицу). Для современного укр. яз. качественная редукция не характерна. Позиционные изменения согласных обусловлены их положением в конце слова. Во многих языках конечные звонкие согласные оглушаются. Такой процесс наблюдается в рус., нем., польс., бел. языках: рус. дед [д’эт], дуб [дуп] и т.д. Для укр. и анг яз. этот процесс не характерен.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 245; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.253.93 (0.006 с.) |