Игра «Sorry, конфликта не будет». 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Игра «Sorry, конфликта не будет».



Отработать прием, который помогает избежать конфликта из-за пустяка.
Перед началом упражнения тренер рассказывает участникам о том, что многих конфликтов можно из­бежать, если вовремя остановиться. Так, например, в нашей культуре, для того чтобы не доводить дело до конфликта, принято извиняться. Один человек берет на себя роль виновного и просит извинения, а второй отвечает ему: «Ничего страшного». Англичане посту­пают еще проще, они не выясняют, кто был виноват, — извиняются обе стороны. Например, если в магазине кто-то нечаянно задел кого-то и попросил извинения: «I’m sorry», он услышит в ответ: «I’m sorry». Первое «I’m sorry» означает: «Простите, что я задел вас», вто­рое «I’m sorry» — «Простите, что я встал на дороге в тот момент, когда вы проходили». Если же кто-то умышленно задевает другого, потому что у него пло­хое настроение, он снова услышит в ответ «Sorry», что означает: «Извините, но конфликта не будет» или «Я очень сожалею, что у вас плохое настроение, но мне совсем не хочется ругаться с вами». Выполняя данное упражнение, участникам пред­стоит действовать в соответствии с правилами англий­ского этикета. По команде тренера все начинают свободно перемещаться по аудитории, стараясь не за­девать друг друга. По определенному сигналу (напри­мер, звук колокольчика), каждый участник находит себе пару и ладонью, локтем или плечом легонько дотрагивается до плеча партнера. Оба участника пары извиняются любым способом: «Sorry», «Извините, по­жалуйста», «Простите», «Сожалею о случившемся» или на любом другом языке в любой другой форме. После этого участники приветливо машут друг другу рукой и пары меняются. По следующему сигналу ве­дущего участники снова перемещаются по аудитории, стараясь не задевать друг друга.
Участники рассказывают о своих чувствах и о том, как и в каких жизненных ситуациях можно использо­вать данный прием. Как правило, участники замеча­ют, что можно не произносить вслух слова: «Извини­те, конфликта не будет», а просто вспомнить их и вовремя остановиться, если, конечно, речь идет о не­значительной для человека ситуации и конфликт, ко­торый мог бы разгореться, никому не нужен. Далее тренер просит участников смоделировать ситуации в общении с родителями, в которых приме­нение данного приема было бы эффективно и целе­сообразно.  
Смысл данного упражнения заключается не в том, чтобы не выяснять, кто прав, кто виноват, а в том, что­бы продемонстрировать свою вежливость, и вариан­ты ответов: «Ах, что вы. Это я вас задела», «Нет, нет, это вы меня извините», «Ну что вы, какой пустяк, это вы простите меня» — в данном случае неприемлемы. Поэтому до начала игры можно предупредить участ­ников об этом. Если кто-то из участников считает, что нет смысла извиняться в ситуации, в которой ты не виноват, можно напомнить старую поговорку: «В лю­бом конфликте виноват тот, кто умнее». Мы извиня­емся не потому, что сделали что-то не так, а потому, что мы выше конфликтов, которые происходят из-за пустяков, потому что мы уверены в своем поведении. Мы извинились или высказали свое сожаление о том, что случилось, и забыли. Мы сделали все, чтобы из­бежать конфликта, который нам не нужен. Мы оста­лись в хорошем настроении, потому что держали себя на высоте.  

Мини-лекция «Манипуляции».

В связи с тем, что работа педагога связана с обще­нием с большим количеством родителей и детей, он неизбежно сталкивается с различными манипуляци­ями, предпринимаемыми ими. Чтобы защитить себя и сделать общение эффективным, учитель и воспита­тель должны владеть навыками распознавания различ­ных типов манипуляций и способами защиты от них.

Упражнение «Манипуляции».

Научить участников тренинга распознавать различ­ные типы манипуляции, с которыми можно столк­нуться в педагогической практике.  
Группа делится на подгруппы по три-четыре чело­века (желательно, чтобы число участников в каждой подгруппе было одинаковым). Затем каждая подгруп­па просматривает таблицу (см. главу «Конфликты») и обсуждает, какие типы манипуляций встречаются в общении педагога с родителями часто, а какие — редко. После того как подгруппы составят списки наибо­лее часто встречающихся манипуляций, каждый участ­ник вспоминает случай из своей практики или из практики своих коллег, иллюстрирующий один из ти­пов, отмеченных в списке. Затем каждый участник подгруппы (по очереди) рассказывает свою ситуацию, а остальные внимательно слушают и пытаются опре­делить тип манипуляций и ответить на вопрос: «На­сколько эффективны были действия педагога и что можно было сделать лучше?»  
Проходит в кругу. Участники зачитывают свои списки и вырабатывают стратегии поведения в наи­более типичных для педагогического общения ситуа­циях.    
Если группа достаточно большая (от 10 до 12 чело­век), то тренер может установить временные рамки работы в подгруппах. Например, на составление списка манипуляций можно отвести 10-20 минут, а на рассказы участников — до 35 минут, на обсуждение каждого случая — до 3-5 минут. За временем может сле­дить тренер, подавая определенные сигналы перед окончанием каждого вида деятельности.  

Мини-лекция «Формы работы с родителями»

Тренер знакомит слушателей с различными фор­мами работы: как с традиционными, так и с новыми; предлагает поделиться своими наработками в этой об­ласти. Наиболее интересные предложения могут быть описаны, по желанию слушателей вывешены на стен­де или отксерокопированы для раздачи всем участ­никам.

 

Упражнение «Нелепая просьба»

  Отработать навыки отказа собеседнику в письменной форме.  
Группа делится на четное число подгрупп по 3-5 человек. Каждая подгруппа получает задание напи­сать письмо в школу от имени родителей. Письмо дол­жно содержать самую что ни на есть нелепую просьбу, касающуюся ребенка ученика школы. Например, родители (авторы письма) могут попросить, чтобы учитель физкультуры после каждого урока давал на дом задание в виде комплекса утренней гимнастики и каждую неделю проверял, как дети выполняют его, или чтобы учительница русского языка проверяла тет­ради по другим предметам, потому что их ребенок пишет грамотно только в тетради по русскому языку; или, например, родители просят заведующую, чтобы она доставляла их ребенку обед из ресторана, так как ребенку не нравится та пища, которую готовят в детс­ком саду, и т. д. После того как все подгруппы будут готовы, тре­нер собирает письма, запечатывает их в конверты, пе­ремешивает и предлагает каждой подгруппе выбрать по письму. Далее участники «перевоплощаются» в представителей школьной администрации или адми­нистрации детского сада, они получили письмо от ро­дителей и должны дать на него ответ в виде очень веж­ливого и тактичного отказа. Например: «Спасибо Вам за то доверие, которое Вы оказываете школе» или «Вчера на экстренном педсовете мы рассмотрели Ваше письмо и обсудили возможные пути решения Вашей проблемы...» Далее следует отказ.  
Затем каждая подгруппа зачитывает свое письмо. Тренер спрашивает участников о том, получили ли они удовлетворение от написанного ими ответа роди­телям и почему. Получили ли они удовлетворение, будучи в роли родителей, от письма, которое им при­слала администрация учебного заведения, и почему? Возможна ли подобная форма работы в реальной пе­дагогической практике? Как бы восприняли родите­ли ответ педагогов? Отдали бы они младшего братиш­ку или сестренку ученика, о котором шла речь, в эту же школу или садик, почему? Будут ли родители доверять педагогическому составу? Какие еще вари­анты ответов возможны на каждое из написанных писем?  

Обратная связь. Проводится, как в предыдущие дни.

 

ДЕНЬ ЧЕТВЕРТЫЙ. СТРЕСС-МЕНЕДЖМЕНТ

1. Игра-приветствие.

2. Упражнение «Аукцион».

3. Мини-лекция «Что такое стресс».

4. Упражнение «Стресс».

5. Мини-лекция «Эмоции и эмоциональный интеллект».

6. Обратная связь.

 

Игра-приветствие.

 

  Продолжение знакомства участников тренинга друг с другом.  
Каждый участник делит лист А-4 пополам и на одной половине пишет свое имя (или имя и фамилию, имя и город) и сдает тренеру, на другой половине за­писывает любой вопрос, касающийся профессиональ­ной деятельности или личных пристрастий слушате­лей, например: любите ли вы путешествовать? если ли у вас опыт работы с родителями дошкольников? уме­ете ли вы кататься на велосипеде? Передвигаясь по аудитории, каждый ищет пять желающих написать свое имя под любым вопросом (в случае как положительного, так и отрицательного от­вета). Затем тренер называет одно из имен из слан­ных ему листков, например: «Анна из Владивостока». Все участники, в ответе на вопрос которых есть это имя, говорят: «Я уверена, что Анна очень любит печь пироги», другой участник добавляет: «Я знаю, что Анна недавно ездила в Египет» и т. д. Затем тренер зачитывает по очереди все имена, а участники рассказывают о названном товарище все, что он сообщил о себе, отвечая на вопросы. Таким образом, о каждом участнике можно узнать много раз­нообразной информации.   Упражнение «Аукцион». Заинтересовать участников в обсуждении темы «Стресс», выявить их запросы. Все участники делятся на группы по три человека, каждая тройка по очереди называет одну причину, вы­зывающую стресс педагога в школе (высказывания дол­жны быть краткими, не более 3—4 слов). После очеред­ного высказывания тренер считает до 3, и если команда, которая должна была называть причину, молчит, вмес­то нее за секунду до того, как ведущий произнесет «3», выступает любая другая тройка. Побеждает команда, последней назвавшая причину стресса в школе. Тренер просит участников вспомнить о причинах,не названных во время «аукциона», и задает вопрос: могло ли данное упражнение спровоцировать стрес­совую ситуацию у участников Мини-лекция «Что такое стресс». Ведущий дает определение понятия «стресс», рассказывает о возможных причинах его возникновения в условиях образовательного учреждения. Участники делятся мнением, нужна ли работа с педагогами по профилактике стресса. Упражнение «Стресс». Развитие способности анализировать и управлять стрессовыми ситуациями. Группа разбивается на тройки, каждая из которых организует пространство удобным образом, чтоб при обсуждении тройки не мешали друг другу. Затем каж­дому участнику лается задание: вспомнить ситуацию, которая произошла с ними или с их коллегами, роди­телями, знакомыми и в которой они (сами слушатели или их близкие) испытывали стресс после взаимодей­ствия с учителем, с администрацией (желательно, что­бы ситуация не касалась лично участников). Затем каждый в тройках по очереди рассказывает ситуацию, в это время двое остальных участников используют нерефлексивное слушание. После окончания расска­за два слушателя помогают изменить эту ситуацию так, чтобы она не являлась травмирующей, и отвечают на вопрос: «Как могли повести себя работники школы, чтобы эта ситуация не была стрессовой?» В это время 3-й участник, который рассказывал, слушает, а потом сообщает, какое решение ему показалось наиболее приемлемым в рассказанной им ситуации. 7. Мини-лекция «Эмоции и эмоциональный интеллект». 8. Игра «Турнир эрудитов». 9. Упражнение «Тропа эмоций». 10. Мини-лекция «Как справиться со своими эмоциями». 11. Тест «Как вы заботитесь о себе?». 12. Мини-лекция «Профилактика и управление стрессом». 13. Упражнение «Порой я балую себя». 14. Мини-лекция «Ассертивность». 15. Упражнение «Я говорю "нет"». 16. Упражнение «Комплименты звезде». 17. Упражнение «Я дарю себе звезды». 18. Упражнение «Блиц-интервью». 19. Обобщающее упражнение «Мемуары великого гения». 20. Обратная связь.  

ситуацию у участников семинара? Почему?

 

  Ведущий дает определение понятия «стресс», рассказывает о возможных причинах его возникновения в условиях образовательного учреждения. Участники делятся мнением, нужна ли работа с педагогами по профилактике стресса.  

___________________________________________________

УПРАЖНЕНИЕ «СТРЕСС»____________________________________________

Цель Методические рекомендации Развитие способности анализировать и управлять стрессовыми ситуациями.  
Содержание Группа разбивается на тройки, каждая из которых организует пространство удобным образом, чтоб при обсуждении тройки не мешали друг другу. Затем каж­дому участнику лается задание: вспомнить ситуацию, которая произошла с ними или с их коллегами, роди­телями, знакомыми и в которой они (сами слушатели или их близкие) испытывали стресс после взаимодей­ствия с учителем, с администрацией (желательно, что­бы ситуация не касалась лично участников). Затем каждый в тройках по очереди рассказывает ситуацию, в это время двое остальных участников используют нерефлексивное слушание. После окончания расска­за два слушателя помогают изменить эту ситуацию так, чтобы она не являлась травмирующей, и отвечают на вопрос: «Как могли повести себя работники школы, чтобы эта ситуация не была стрессовой?» В это время 3-й участник, который рассказывал, слушает, а потом сообщает, какое решение ему показалось наиболее приемлемым в рассказанной им ситуации.
Методические рекомендации На выполнение этого упражнения желательно либо ограничить время рассказа каждого участника (5 ми­нут на каждого участника), либо предложить высту­пить только одному участнику из тройки.  

 

___________________________________________________

МИНИ-ЛЕКЦИЯ «ЭМОЦИИ И ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ»___________

  Вданной мини-лекции тренер обращает внимание слушателей на взаимосвязь эмоций и мышления и дает определение эмоционального интеллекта, а также зна­комит с его составляющими.

 

 

ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ_________________________________________________

  Проводится так же, как в предыдущие дни тренин­га. Но на данном занятии подводится итог не только прошедшего дня, но и всего тренинга.    

ПРИЛОЖЕНИЯ К ТРЕНИНГУ

 

Приложение 1



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 599; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.60.166 (0.02 с.)