Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Раздел 2. Инструктивно-методические материалы к практике
ИНСТРУКТИВНЫЕ МАТЕРИАЛЫ К ПРАКТИКЕ 2.1.1. Права и обязанности студента-практиканта Студент-практикант имеет право: • за 10 дней до выхода на педагогическую практику знать о месте прохождения практики (база практики, Ф.И.О. учителя и классного руководителя, руководителя практики, методиста от университета); • просить о направлении его в желаемое образовательное учреждение, из числа предлагаемых баз практики КемГУКИ; • при наличии запроса образовательного учреждения (с последующим трудоустройством), а также при определенных семейных обстоятельствах, студент может быть направлен на педагогическую практику по месту жительства с промежуточным отчетом о ходе практики и защите результатов педагогической практики после ее завершения на факультете перед методистом и руководителем практики; • устанавливать контакты с учителями, классными руководителями и другими педагогическими работниками, кураторами вуза; • вносить предложения по организации практики, по совершенствованию воспитательно-образовательного процесса, участвовать в работе педсовета, производственных совещаниях, учительских конференциях; пользоваться учебно-методическими пособиями и дидактическим раздаточным материалом, библиотекой, оборудованием образовательного учреждения, где проходит педагогическую практику; Студент-практикант обязан: • прибывать в учебное заведение за 20 минут до начала рабочего дня и находиться на рабочем месте в течение 6 часов; • подчиняться правилам внутреннего распорядка образовательного учреждения. • выполнять все виды деятельности, предусмотренные инструкцией и содержанием практики; • соблюдать трудовую дисциплину; полностью выполнять задания, тщательно готовиться к каждому уроку, к проведению всех видов занятий (классных и внеклассных); • находясь на практике, всегда иметь при себе необходимую документацию практиканта: ежедневный план работы, план воспитательной работы с классом, план-конспект проведения уроков; • выполнять все требования учителя, классного руководителя, методистов и других педагогических работников; • посещать групповые и индивидуальные консультации. Студент-практикант должен иметь опрятный внешний вид, быть образцом трудолюбия, организованности, вежливости, постоянно проявлять должный педагогический такт в общении с учениками, преподавателями, администрацией и родителями; принимать активное участие в общественной жизни коллектива образовательного учреждения.
Практиканты подчиняются правилам внутреннего распорядка учебного заведения, выполняют распоряжения руководителей практики и администрации. В случае невыполнения требований, предъявляемых практикантам, по представлению групповых руководителей, методистов университета или образовательного учреждения руководитель практики может отстранить студента от прохождения практики до решения Совета факультета. Отстраненные по решению Совета факультета студенты проходят педагогическую практику повторно без освобождения от учебных занятий в университете. В случае конфликтной ситуации в период прохождения студентами педагогической практики руководитель практики по согласованию с кафедрой педагогики и психологии, с отделом практик вуза имеет право перевести студента в другое образовательное учреждение. Выписка из Приказа Министерства образования Российской Федерации № 1154 от 25.03.2003 г. П.13 Продолжительность рабочего дня студентов при прохождении практики в организациях для студентов в возрасте от 18 лет и старше – не более 40 часов в неделю (ст. 91 ТК РФ). С момента зачисления студентов в период практики в качестве практикантов на рабочие места, на них распространяются правила охраны труда, внутреннего распорядка, действующие в организации. П. 16 Оценка по практике или зачет приравнивается к оценкам по теоретическому обучению и учитывается при подведении итогов общей успеваемости. П.17 Студенты, не выполнившие программы практики по уважительной причине, направляются на практику вторично в свободное от учебы время. Студенты, не выполнившие программы практики без уважительной причины или получившие отрицательную оценку, могут быть отчислены из учебного заведения как имеющие академическую задолженность в порядке, предусмотренном уставов ВУЗа. Требования к составлению отчетной документации по практике
В период педагогической практики студент ведет дневник педагогической практики (отчет). В начале дневника приводятся сведения об образовательном учреждении, сведения о руководителях практики и т.д. Инструкция по педагогической практике требует, чтобы дневник был единым на протяжении всех педагогических практик, т.к. он служит своеобразным профессиональным портретом будущего специалиста (при условии, что дневник содержит не просто фиксацию действий учителя и учеников, но и анализ наблюдаемых явлений, прогнозирование своих действий). В отчете следует описать весь объем проведенной работы в школе. Отчет оформляется на отдельных листах А 4. Дневник педагогической практики должен иметь следующую форму: 1. Дневник педагогической практики (обложка) (Приложение 1). 2. Характеристика студента – практиканта от образовательного учреждения, заверенная печатью (или в свободной форме). (Приложение 2). Сведения о руководителях педагогической практики (Приложение 3). 4. Характеристика образовательного учреждения (Приложение 4). 5. Отчет студента о педагогической практике (Приложение 5). 6. Индивидуальный план работы (Приложение 6). Анализ посещенного урока (занятия) (не менее двух) (Приложение 7). План-конспект урока (занятия) не менее двух (Приложение 8). План воспитательной работы (Приложение 9). Анализ воспитательного мероприятия (одно воспитательное мероприятие) (Приложение 10). 11. План-конспект мероприятия, проводимого студентом (Приложение 11). Примечание: вместо плана-конспекта студент может представить сценарий любого воспитательного мероприятия. Характеристика коллектива класса или творческого коллектива (Приложение 12). Психолого-педагогическая характеристика учащегося (Приложение 13). Примерные темы учебно - исследований заданий (Приложение 14). К отчету прикладываются «Самоанализ воспитательной работы», «Самоанализ деятельности студента-практиканта в качестве учителя, педагога дополнительного образования» (см. Раздел 4.). К отчету также могут быть приложены таблицы, результаты анкетирования и интервьюирования учащихся, видеоматериалы, фотографии и др. Примечание: если студент занимался учебно-исследовательской работой в отчете должны быть представлены соответствующие материалы.
2.1.3. Характеристика базового учреждения
1. Общие сведения (местонахождение образовательного учреждения и материальная база; количественный и качественный состав учащихся; количество творческих коллективов и общественных объединений; сколько лет образовательному учреждению; какие традиции и достижения имеет образовательное учреждение в различных областях деятельности, особенно в социально-культурной; социальное партнерство с различными субъектами образовательно-воспитательного процесса, в том числе с социально-культурными процессами; проблемы и перспективы развития образовательного учреждения). 2. Организация учебно-воспитательного процесса (общая организационная структура учебно-воспитательного процесса образовательного учреждения; основные направления учебно-воспитательной и социально-культурной деятельности образовательного учреждения; наличие социально-культурных программ, проектов; работа по совершенствованию культурно-массовых мероприятий и досуга учащихся; формы воспитательной работы во внеурочное время; традиционные и инновационные формы учебно-воспитательной работы; результаты культурно-досуговой деятельности учащихся за последние три года на региональном, всероссийском уровне) (Приложение 4).
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА
Планирование урока (занятия) Внимательно ознакомьтесь с учебной программой, по которой работает образовательное учреждение. Годовой план-график прохожденияучебного материала уже разработан и утвержден директором школы, поэтому Ваша задача изучить и перенести в индивидуальный план, номера и темы, посещаемых и проводимых вами уроков (занятий), приходящихся на период педагогической практики. План-конспект урока (занятия) составляется Вами самостоятельно. При планировании учебного материала необходимо руководствоваться следующими правилами: - решаемые на уроке (занятии) задачи должны требовать от учащихся разнообразной познавательной деятельности, а средства оказывать разностороннее воздействие на физическое, умственное, психическое, нравственное развитие, укреплять здоровье. После определения стержневых обучающих задач подбираются основные упражнения, решающие эти задачи, далее формируется перечень дополнительных упражнений, использующихся в подготовительной и заключительной части уроков. Работа над конспектом начинается с определения и формулировки цели и задач урока. Предусматриваются задачи по сообщению знаний, развитию творческих способностей, воспитание морально-волевых, нравственных, умственных способностей, формирование мотивов и умений самостоятельных занятий и т.д. После формулирования целей и задач планируется основная часть (содержание) урока. В основной части подробно записываются все задания, а также содержание теоретических сведений в той последовательности, в которой предполагается их проведение на уроке. Все задания должны быть записаны достаточно полно. При этом необходимо соблюдать терминологию. Также должна быть полно раскрыта методика обучения: конкретные методы и методические приемы обучения. Например: содержание объяснения учителя, использование наглядных пособий, ориентиров, приемов, повышающих активность учащихся, способы контроля и оценки выполнения заданий учащимися, методы индивидуального подхода, содержание и методы воспитательной работы.
Важно определить методы организации учащихся (фронтальный, поточный, групповой, индивидуальный) и способы управления ими. Содержание подготовительной части урока определяется задачами и средствами основной части. Методы проведения подготовительной части и применяемые средства должны быть разнообразными и усложняться от класса к классу. В заключительной части особое внимание уделяется формам подведения итогов деятельности, определения домашнего задания и переключения внимания на работу по другим предметам. Студент разрабатывает конспект урока за 2-3 дня до его проведения и представляет его на проверку и утверждение учителю или групповому руководителю. Методические требования к конспекту: - конспекты пишутся разборчиво и аккуратно; - записи должны быть краткими, но достаточно полными по смысловому содержанию; - словесное изложение может быть дополнено рисунком или схемой. В конце конспекта практикант проводит самоанализ проведенного урока по схеме (Приложение 8). 2.3.2. Алгоритм подготовки к уроку (занятию)
1. Изучение коллектива учащихся. 2. Изучение уровня обученности учащихся класса проводится по следующим направлениям: а) характеристика активности и самостоятельности учащихся в процессе работы на уроках (наличие сосредоточенности, устойчивости, объема, распределения, переключения внимания; отчетливое понимание конкретной задачи, выполняемой деятельности; оптимальные условия работы; уровень аналитического мышления; умение планировать свой ответ; умение анализировать и оценивать итоги своей деятельности и деятельности своих товарищей; навык контроля и самоконтроля; взаимный контроль учащихся; умение совершенствовать свою учебно-познавательную деятельность; уровень развития устной и письменной речи и др.); б) характеристика сформированности умений и навыков учебного труда (умений внимательно слушать, наблюдать, отвечать на вопросы и формулировать их; выявлять (анализировать) и оценивать факты, события, явления; навыков самостоятельной работы с учебником и книгой; навыков письменного и устного изложения содержания прочитанного, выполнения самостоятельных работ (репродуктивных и творческих); навыков планирования собственного ответа, конспекта, реферата, ведения записей, рисунков, схем, чертежей; умений проводить эксперименты, измерения, умений применять полученные знания в различных учебно-практических работах и т.п.). 3. Консультация с учителем-предметником, руководителем практики и методистами университета. 4. Изучение программы по предмету, учебников, учебных и методических пособий. 5. Определение основных целей и задач уроков на период педагогической 6. Изучение тематического плана и планирование системы занятий: уроки-лекции, семинары, экскурсии, лабораторные занятия, самостоятельная работа и т.д.
7. Определение роли и места конкретного урока в изучаемой теме; анализ 8. Определение целей и задач урока с учетом особенностей класса и от 9. Изучение учебной и методической литературы и др. источников по теме урока. 10. Отбор содержания учебного материала с учетом следующих принципов: научность, доступность и посильность изучаемого материала, актуальность и связь содержания обучения с жизнью (связь теории с практикой), степень новизны, проблемности содержания учебного материала, оптимальность объема предложенной для усвоения информации и методика домашнего задания. 11. Выбор методов и организационных форм обучения с учетом возрастных, индивидуальных особенностей и уровнем знаний учащихся. 12. Отбор наглядных пособий, различного дидактического материала, ТСО и др. 13. Разработка структуры и плана урока с вычленением основных видов и этапов деятельности и учащихся по схеме:
14.Уточнение и корректировка плана урока и его утверждение учителем-предметником иди руководителем практики (Приложение 8).
2.3..3. Рекомендации по подготовке и проведению урока (занятия) ПРИ ПОДГОТОВКЕ урока: • Мысленно представьте отдельные фрагменты всех частей урока. • Проговорите вслух объяснение упражнений в сочетании с показом. Следите за своей речью. • Отработайте показ всех изучаемых упражнений или заданий. Ознакомьтесь с часто встречающимися ошибками, будьте готовы к их исправлению. • Мысленно проведите подвижную игру, проговорите объяснение так, чтобы оно было кратким, интересным, доступным. • Проверьте санитарно-гигиеническое состояние кабинета. • Подготовьте инвентарь, оборудование, реквизит. Расставь его в удобном месте. • Проверьте готовность учащихся к уроку. • Положите план- конспект урока там, где удобно будет им пользоваться при необходимости. • Настройся на урок, проверь свой внешний вид.
пРИ ПРОВЕДЕНИИ урока:
• Ведите урок по плану. • Контролируйте дисциплину класса. • Владейте собой, не подавайте виду, что ошиблись или сделали что-то не так. • Контролируйте выполнение задание каждым учеником. • Следите за своей речью. • Постоянно общайтесь с учащимися в ходе урока. • Привлекайте учащихся к подготовке и уборке места занятий, на раздачу и сбор инвентаря или реквизита. • Используйте приемы повышения интереса учащихся к занятиям. • Мотивируйте оценки, укажите каждому учащегося над чем ему следует работать. Старайтесь замечать и отмечать любые положительные результаты, особенно у слабых учащихся. • Старайтесь не делать лишних замечаний. • Истинный интерес к учению возникает у учащихся не только во время увлекательного рассказа учителя, но и в результате их успешной самостоятельной деятельности. • Не отчаивайтесь, если что-то не получилось так, как Вы задумали. • Совершенствуйте свою личность (путем самообразования и самовоспитания)!
2.3.4. Самоанализ проведенного урока (занятия) студентом-практикантом 1 этап – самоанализ проведенного урока (занятия) 1. Трудности, возникшие при подготовке к уроку (занятию). 2. Положительные стороны в работе. 3. Просчеты и ошибки в работе, их причины. 4. Ваши собственные недостатки, послужившие причиной ошибок и пути их устранения. 5. Предложение по улучшению качества проведения урока (мероприятия).
2 этап – анализ занятия присутствующими педагогическими работниками. На каждом занятии, проводимом практикантом, должен присутствовать преподаватель или групповой руководитель. Ответьте на возникшие вопросы. После обсуждения выслушайте все замечания и предложения, высказанные учителем, групповым руководителем, студентами-практикантами. Обменяйтесь мнениями по поводу замечаний и рекомендаций. Проанализируйте все замечания и предложения, сделайте выводы. Корректируйте свою деятельность с учетом характера замечаний (Приложение 8).
ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА
|
|||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-15; просмотров: 458; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.236.219 (0.05 с.) |