Раздел 2. Инструктивно-методические материалы к практике 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Раздел 2. Инструктивно-методические материалы к практике



ИНСТРУКТИВНЫЕ МАТЕРИАЛЫ К ПРАКТИКЕ

2.1.1. Права и обязанности студента-практиканта

Студент-практикант имеет право:

• за 10 дней до выхода на педагогическую практику знать о месте прохождения практики (база практики, Ф.И.О. учителя и классного руководителя, руководителя практики, методиста от университета);

• просить о направлении его в желаемое образовательное учреждение, из числа предлагаемых баз практики КемГУКИ;

• при наличии запроса образовательного учреждения (с по­следующим трудоустройством), а также при определенных семейных обстоя­тельствах, студент может быть направлен на педагогическую практику по месту жительства с промежуточным отчетом о ходе практики и защите результатов педагогической практики после ее завершения на факультете перед методистом и руководи­телем практики;

• устанавливать контакты с учителями, классными руководителями и другими педагогическими работниками, кура­торами вуза;

• вносить предложения по организации практики, по совершенст­вованию воспитательно-образовательного процесса, участвовать в работе педсовета, производственных совещаниях, учительских конференциях; поль­зоваться учебно-методическими пособиями и дидактическим раздаточным материалом, библиотекой, оборудованием образовательного учреждения, где проходит педагогическую практику;

Студент-практикант обязан:

• прибывать в учебное заведение за 20 минут до начала рабочего дня и на­ходиться на рабочем месте в течение 6 часов;

• подчиняться правилам внутреннего распорядка образовательного учреждения.

• выполнять все виды деятельности, предусмотренные инструкцией и со­держанием практики;

• соблюдать трудовую дисциплину; полностью выполнять задания, тщательно готовиться к каждому уроку, к проведению всех видов занятий (классных и внеклассных);

• находясь на практике, всегда иметь при себе необходимую документацию практиканта: ежедневный план работы, план воспитательной работы с клас­сом, план-конспект проведения уроков;

• выполнять все требования учителя, классного руководителя, методистов и других педагогических работников;

• посещать групповые и индивидуальные консультации.

Студент-практикант должен иметь опрятный внешний вид, быть образцом трудолюбия, организованности, вежливости, постоянно проявлять долж­ный педагогический такт в общении с учениками, преподавателями, админи­страцией и родителями; принимать активное участие в общественной жизни коллектива образовательного учреждения.

Практиканты подчиняются правилам внутреннего распорядка учебного заведения, выполняют распоряжения руководителей практики и администра­ции.

В случае невыполнения требований, предъявляемых практикантам, по представлению групповых руководителей, методистов университета или об­разовательного учреждения руководитель практики может отстранить студента от прохождения практики до решения Совета факультета. Отстра­ненные по решению Совета факультета студенты проходят педагогическую практику повторно без освобождения от учебных занятий в университете.

В случае конфликтной ситуации в период прохождения студентами пе­дагогической практики руководитель практики по согласованию с ка­федрой педагогики и психологии, с отделом практик вуза имеет право перевести студента в другое образовательное учреждение.

Выписка из Приказа Министерства образования Российской Федерации

№ 1154 от 25.03.2003 г.

П.13 Продолжительность рабочего дня студентов при прохождении практики в организациях для студентов в возрасте от 18 лет и старше – не более 40 часов в неделю (ст. 91 ТК РФ). С момента зачисления студентов в период практики в качестве практикантов на рабочие места, на них распространяются правила охраны труда, внутреннего распорядка, действующие в организации.

П. 16 Оценка по практике или зачет приравнивается к оценкам по теоретическому обучению и учитывается при подведении итогов общей успеваемости.

П.17 Студенты, не выполнившие программы практики по уважительной причине, направляются на практику вторично в свободное от учебы время. Студенты, не выполнившие программы практики без уважительной причины или получившие отрицательную оценку, могут быть отчислены из учебного заведения как имеющие академическую задолженность в порядке, предусмотренном уставов ВУЗа.

Требования к составлению отчетной документации по практике

В период педагогической практики студент ведет дневник педагогической практики (отчет). В начале дневника приводятся сведения об образовательном учреждении, сведения о руко­водителях практики и т.д.

Инструкция по педагогической практике требует, чтобы дневник был единым на протяжении всех педагогических практик, т.к. он служит своеоб­разным профессиональным портретом будущего специалиста (при условии, что дневник содержит не просто фиксацию действий учителя и учеников, но и анализ наблюдаемых явлений, прогнозирование своих действий). В отчете следует описать весь объем проведенной работы в школе. Отчет оформляется на отдельных листах А 4.

Дневник педагогической практики должен иметь следующую форму:

1. Дневник педагогической практики (обложка) (Приложение 1).

2. Характеристика студента – практиканта от образовательного учреждения, заверенная печатью (или в свободной форме).

(Приложение 2).

Сведения о руководителях педагогической практики

(Приложение 3).

4. Характеристика образовательного учреждения (Приложение 4).

5. Отчет студента о педагогической практике (Приложение 5).

6. Индивидуальный план работы (Приложение 6).

Анализ посещенного урока (занятия) (не менее двух)

(Приложение 7).

План-конспект урока (занятия) не менее двух

(Приложение 8).

План воспитательной работы (Приложение 9).

Анализ воспитательного мероприятия (одно воспитательное мероприятие) (Приложение 10).

11. План-конспект мероприятия, проводимого студентом

(Приложение 11).

Примечание: вместо плана-конспекта студент может представить сценарий любого воспитательного мероприятия.

Характеристика коллектива класса или творческого коллектива (Приложение 12).

Психолого-педагогическая характеристика учащегося

(Приложение 13).

Примерные темы учебно - исследований заданий (Приложение 14).

 

К отчету прикладываются «Самоанализ воспитательной работы», «Самоанализ деятельности студента-практиканта в качестве учителя, педагога дополнительного образования»

(см. Раздел 4.).

К отчету также могут быть приложены таблицы, результаты анкетирования и интервьюирования учащихся, видеоматериалы, фотографии и др.

Примечание: если студент занимался учебно-исследовательской работой в отчете должны быть представлены соответствующие материалы.

 

2.1.3. Характеристика базового учреждения

 

1. Общие сведения (местонахождение образовательного учреждения и материальная база; количественный и качественный состав учащихся; количество творческих коллективов и общественных объединений; сколько лет образовательному учреждению; какие традиции и достижения имеет образовательное учреждение в различных областях деятельности, особенно в социально-культурной; социальное партнерство с различными субъектами образовательно-воспитательного процесса, в том числе с социально-культурными процессами; проблемы и перспективы развития образовательного учреждения).

2. Организация учебно-воспитательного процесса (общая организационная структура учебно-воспитательного процесса образовательного учреждения; основные направления учебно-воспитательной и социально-культурной деятельности образовательного учреждения; наличие социально-культурных программ, проектов; работа по совершенствованию культурно-массовых мероприятий и досуга учащихся; формы воспитательной работы во внеурочное время; традиционные и инновационные формы учебно-воспитательной работы; результаты культурно-досуговой деятельности учащихся за последние три года на региональном, всероссийском уровне) (Приложение 4).

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА

 

Планирование урока (занятия)

Внимательно ознакомьтесь с учебной программой, по которой работает образовательное учреждение.

Годовой план-график прохожденияучебного материала уже разработан и утвержден директором школы, поэтому Ваша задача изучить и перенести в индивидуальный план, номера и темы, посещаемых и проводимых вами уроков (занятий), приходящихся на период педагогической практики.

План-конспект урока (занятия) составляется Вами самостоятельно. При планировании учебного материала необходимо руководствоваться следующими правилами:

- решаемые на уроке (занятии) задачи должны требовать от учащихся разнообразной познавательной деятельности, а средства оказывать разностороннее воздействие на физическое, умственное, психическое, нравственное развитие, укреплять здоровье.

После определения стержневых обучающих задач подбираются основные упражнения, решающие эти задачи, далее формируется перечень дополнительных упражнений, использующихся в подготовительной и заключительной части уроков.

Работа над конспектом начинается с определения и формулировки цели и задач урока. Предусматриваются задачи по сообщению знаний, развитию творческих способностей, воспитание морально-волевых, нравственных, умственных способностей, формирование мотивов и умений самостоятельных занятий и т.д.

После формулирования целей и задач планируется основная часть (содержание) урока. В основной части подробно записываются все задания, а также содержание теоретических сведений в той последовательности, в которой предполагается их проведение на уроке. Все задания должны быть записаны достаточно полно. При этом необходимо соблюдать терминологию. Также должна быть полно раскрыта методика обучения: конкретные методы и методические приемы обучения. Например: содержание объяснения учителя, использование наглядных пособий, ориентиров, приемов, повышающих активность учащихся, способы контроля и оценки выполнения заданий учащимися, методы индивидуального подхода, содержание и методы воспитательной работы.

Важно определить методы организации учащихся (фронтальный, поточный, групповой, индивидуальный) и способы управления ими. Содержание подготовительной части урока определяется задачами и средствами основной части. Методы проведения подготовительной части и применяемые средства должны быть разнообразными и усложняться от класса к классу. В заключительной части особое внимание уделяется формам подведения итогов деятельности, определения домашнего задания и переключения внимания на работу по другим предметам.

Студент разрабатывает конспект урока за 2-3 дня до его проведения и представляет его на проверку и утверждение учителю или групповому руководителю.

Методические требования к конспекту:

- конспекты пишутся разборчиво и аккуратно;

- записи должны быть краткими, но достаточно полными по смысловому содержанию;

- словесное изложение может быть дополнено рисунком или схемой.

В конце конспекта практикант проводит самоанализ проведенного урока по схеме (Приложение 8).

2.3.2. Алгоритм подготовки к уроку (занятию)

 

1. Изучение коллектива учащихся.

2. Изучение уровня обученности учащихся класса прово­дится по следующим направлениям:

а) характеристика активности и самостоятельности учащихся в процес­се работы на уроках (наличие сосредоточенности, устойчивости, объема, распределения, переключения внимания; отчетливое понимание конкретной задачи, выполняемой деятельности; оптимальные условия работы; уровень аналитического мышления; умение планировать свой ответ; умение анализи­ровать и оценивать итоги своей деятельности и деятельности своих товари­щей; навык контроля и самоконтроля; взаимный контроль учащихся; умение совершенствовать свою учебно-познавательную деятельность; уровень раз­вития устной и письменной речи и др.);

б) характеристика сформированности умений и навыков учебного тру­да (умений внимательно слушать, наблюдать, отвечать на вопросы и форму­лировать их; выявлять (анализировать) и оценивать факты, события, явления; навыков самостоятельной работы с учебником и книгой; навыков письмен­ного и устного изложения содержания прочитанного, выполнения самостоя­тельных работ (репродуктивных и творческих); навыков планирования соб­ственного ответа, конспекта, реферата, ведения записей, рисунков, схем, чер­тежей; умений проводить эксперименты, измерения, умений применять по­лученные знания в различных учебно-практических работах и т.п.).

3. Консультация с учителем-предметником, руководителем практики и методистами университета.

4. Изучение программы по предмету, учебников, учебных и методиче­ских пособий.

5. Определение основных целей и задач уроков на период педагогической
практики.

6. Изучение тематического плана и планирование системы занятий: уро­ки-лекции, семинары, экскурсии, лабораторные занятия, самостоятель­ная работа и т.д.

7. Определение роли и места конкретного урока в изучаемой теме; анализ
ранее изученного программного материала и уровень его усвоения
учащимися класса.

8. Определение целей и задач урока с учетом особенностей класса и от­
дельных учеников.

9. Изучение учебной и методической литературы и др. источников по те­ме урока.

10. Отбор содержания учебного материала с учетом следующих принци­пов: научность, доступность и посильность изучаемого материала, ак­туальность и связь содержания обучения с жизнью (связь теории с практикой), степень новизны, проблемности содержания учебного материала, оптимальность объема предложенной для усвоения информации и методика домашнего задания.

11. Выбор методов и организационных форм обучения с учетом возрастных, индивидуальных особенностей и уровнем знаний учащихся.

12. Отбор наглядных пособий, различного дидактического материала, ТСО и др.

13. Разработка структуры и плана урока с вычленением основных видов и этапов деятельности и учащихся по схеме:

 

Текущее время урока Действие учителя Действие ученика

 

14.Уточнение и корректировка плана урока и его утверждение учителем-предметником иди руководителем практики (Приложение 8).

 

 

2.3..3. Рекомендации по подготовке и проведению урока (занятия)

ПРИ ПОДГОТОВКЕ урока:

• Мысленно представьте отдельные фрагменты всех частей урока.

• Проговорите вслух объяснение упражнений в сочетании с показом. Следите за своей речью.

• Отработайте показ всех изучаемых упражнений или заданий. Ознакомьтесь с часто встречающимися ошибками, будьте готовы к их исправлению.

• Мысленно проведите подвижную игру, проговорите объяснение так, чтобы оно было кратким, интересным, доступным.

• Проверьте санитарно-гигиеническое состояние кабинета.

• Подготовьте инвентарь, оборудование, реквизит. Расставь его в удобном месте.

• Проверьте готовность учащихся к уроку.

• Положите план- конспект урока там, где удобно будет им пользоваться при необходимости.

• Настройся на урок, проверь свой внешний вид.

 

пРИ ПРОВЕДЕНИИ урока:

 

• Ведите урок по плану.

• Контролируйте дисциплину класса.

• Владейте собой, не подавайте виду, что ошиблись или сделали что-то не так.

• Контролируйте выполнение задание каждым учеником.

• Следите за своей речью.

• Постоянно общайтесь с учащимися в ходе урока.

• Привлекайте учащихся к подготовке и уборке места занятий, на раздачу и сбор инвентаря или реквизита.

• Используйте приемы повышения интереса учащихся к занятиям.

• Мотивируйте оценки, укажите каждому учащегося над чем ему следует работать. Старайтесь замечать и отмечать любые положительные результаты, особенно у слабых учащихся.

• Старайтесь не делать лишних замечаний.

• Истинный интерес к учению возникает у учащихся не только во время увлекательного рассказа учителя, но и в результате их успешной самостоятельной деятельности.

• Не отчаивайтесь, если что-то не получилось так, как Вы задумали.

• Совершенствуйте свою личность (путем самообразования и самовоспитания)!

 

2.3.4. Самоанализ проведенного урока (занятия) студентом-практикантом

1 этап – самоанализ проведенного урока (занятия)

1. Трудности, возникшие при подготовке к уроку (занятию).

2. Положительные стороны в работе.

3. Просчеты и ошибки в работе, их причины.

4. Ваши собственные недостатки, послужившие причиной ошибок и пути их устранения.

5. Предложение по улучшению качества проведения урока (мероприятия).

 

2 этап – анализ занятия присутствующими педагогическими работниками.

На каждом занятии, проводимом практикантом, должен присутствовать преподаватель или групповой руководитель. Ответьте на возникшие вопросы. После обсуждения выслушайте все замечания и предложения, высказанные учителем, групповым руководителем, студентами-практикантами. Обменяйтесь мнениями по поводу замечаний и рекомендаций. Проанализируйте все замечания и предложения, сделайте выводы. Корректируйте свою деятельность с учетом характера замечаний (Приложение 8).

 

 

ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-15; просмотров: 458; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.236.219 (0.05 с.)