Семинар 1: кодекс царя Хаммураби 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Семинар 1: кодекс царя Хаммураби



МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ (УНИВЕРСИТЕТ)

МИД РОССИИ

 

 

Кафедра конституционного права.

 

 

ПЛАНЫ

Семинарских занятий

по курсу:

«История права и государства зарубежных стран»

 

 

Автор:

доктор юридических наук,

доцент М.А. ИСАЕВ

 

 

Рецензия: Сектор истории государства, права и политических учений ИГП РАН: 27.02. 2009 г.

 

МОСКВА 2011 год

 

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ:

Рекомендуется следующий порядок подготовки студентов к семинарам. Изучение соответствующих разделов учебной литературы, пособий. Непосредственная работа над первоисточником (памятником), под которой подразумевается: ознакомление с содержанием, памятника и анализ его статей, разделов согласно вопросам семинарского задания, сопоставление проанализированного содержания памятника с материалом лекционного курса. Необходимо составление плана-конспекта, в котором студент отмечает те места памятника, на которые он ссылается при ответе на вопрос семинарского задания.

Студент обязан готовиться ко всем вопросам, вынесенным на семинарское обсуждение. Выборочная подготовка расценивается как общая неподготовленность к семинару. Активность на семинарском занятии учитывается при экзаменационном испытании студента.

Рекомендованная к изучению литература в громадном большинстве случаев находится в научной библиотеке МГИМО или других научных библиотеках гор. Москвы.

 

***

Основной учебник по курсу: ИСАЕВ М.А. «История государства и права зарубежных стран». М.: Юрайт, 2011

 

© М.А. ИСАЕВ, 2011 г.


СЕМИНАР 1: КОДЕКС ЦАРЯ ХАММУРАБИ

Вопросы:

1. Общая характеристика кодекса Хаммураби.

2. Правовое положение групп населения по кодексу.

3. Вещное и обязательственное право по кодексу.

4. Брак и семья по кодексу.

5. Уголовное право по кодексу.

6. Суд и процесс по кодексу.

 

При ответе на первый вопрос студент должен установить типологическое сходство и преемственность памятников права Месопотамии с кодексом Хаммураби. Дальнейший шаг – выделение составных частей кодекса, выявление его источников. Особо следует обратить внимание на способ фиксации норм права и самого текста документа.

Отвечая на второй вопрос, студент анализирует группы норм кодекса, которые регулируют правовое положение групп населения. Весьма полезным в этой связи может оказаться привлечение дополнительного археографического материала, приведенного в общих хрестоматиях по курсу. Особо следует обратить внимание на институт срочного рабства (ст. 117-119 памятника) и подробно их прокомментировать.

При рассмотрении третьего вопроса студент длен иметь в виду, что основным объектом права собственности в странах древнего Востока выступала земля, поэтому необходимо начать ответ с освещения различия в статусе объектов поземельной собственности, обусловленном статусом владельцев этих объектов. Особого внимания требует анализ положения общинных земель, общий анализ объектов движимости и недвижимости. Рассмотрение обязательственных отношений уместно начать с определения понятия обязательства, принятого в вавилонском праве (долга). Затем необходимо, сгруппировав нормы памятника по отдельным видам обязательств, подвергнуть их тщательному комментированию.

Отвечая на четвертый вопрос, студент должен на основании конкретных положений кодекса Хаммураби выявить типические черты брачно-семейных отношений в Вавилонии, проанализировать положения о форме заключения брака, его цели, условиях его расторжения, имущественные отношения между супругами. В конце ответа на вопрос студент указывает на связь брачно-семейного права с религией вавилонян и наследственными отношениями, особо выделяя статус детей от наложниц.

Пятый вопрос предполагает освещение понятия преступления, как оно сформулировано в кодексе, далее выясняются обстоятельства совершения преступления, проводится классификация преступлений и наказаний. Указывается зависимость наказания от общественного статуса преступника.

Отвечая на шестой вопрос, студент обращает в первую очередь внимание на первые пять статей кодекса. Проанализировав их содержание, он должен уяснить, насколько в древнем Вавилоне правосудие считалось не частным, а публичным делом. Следует связать преамбулу кодекса с характером наказания за предвзятость судьи и выявить объективную связь между ними. При ответе не этот вопрос студенту следует руководствоваться помимо кодекса обширным археографическим материалом, протоколами судебных заседаний, приведенных в частности в фундаментальной работе Б.А. Тураева: История древнего Востока, а также формулами исковых заявлений, приведенных в обширной компиляции: Вестник древней истории, 1952, № 3-4.

Памятники:

Законы Вавилонии, Ассирии и Хеттского царства (пер. И.А. Дьяконов) // Вестник древней истории, 1952, № 3-4.

Рифтин А.П. Старо-вавилонские документы в собраниях СССР. М., 1937

Hammurabi’s laws: text, translation and glossary (trans. by M.E.J. Richardson). Sheffield Academic Press, 2000

Пособия:

Авдеев В.И. История древнего Востока. М., 1970

Дандамаев М.А. Рабство в Вавилонии VII-IV вв. М., 1974

История древнего Востока. Ч. 1. Месопотамия. М., 1983

История древнего мира. Ранняя древность/ Ред. И.А.Дьяков. М., 1989

Тураев Б.А. История древнего Востока. Ч. 1-2. М., 1928-29

Ainsworth W. Researches in Assyria, Babylonia and Chaldea. L., 1838

The Cambridge ancient history. Vol. 1-6. Cambridge, 1924

Wigmore J.H. A panorama of the world’s legal systems. Washington, 1936

 

СЕМИНАР 5: LEX PACTUS SALICA

Вопросы:

1. Общая характеристика Lex Pactus Salica в контексте Leges Barbarorum.

2. Правовое положение основных групп населения по Lex Salica.

3. Вещное право по Салической Правде.

4. Уголовное право, суд и процесс по Lex Pactus Salica.

 

Отвечая на первый вопрос, студент должен в первую очередь определиться с типологией таких памятников права как Варварские Правды. Далее необходимо установить генетическую связь Салической Правды с памятниками эпохи, указав на характерные черты, связывающие Салическую Правду с памятниками эпохи варварства.

Отвечая на второй вопрос, студент должен показать на конкретных примерах, почерпнутых их текста памятника различия в правовом положении различных групп населения раннего Франкского королевства: благородных, свободных, римлян, литов и рабов. Необходимо выяснить, чем определялась различие в статусе, сто лежало в качестве главного критерия, разделявшего свободное населения на различные группы? Особо следует остановиться на статусе королевских слуг (анустрионов), церковных служителей. Последний штрих в ответе – анализ положения самого короля и его ближайшего окружения.

Ответ на третий вопрос целесообразно начинать с анализа общего понятия собственности, выработанного варварами ко времени вторжения в пределы Римской империи. Далее должно остановиться в своем анализе на положениях тех титулов Правды, которые трактуют положение общинников, их права по отношению друг к другу. В этой части ответа также необходимо осветить вопрос «раннефеодальных» владений. Насколько оправдана сама концепция раннего феодализма в условиях Варварских Правд?

Четвертый вопрос следует начинать с освещения лестницы наказаний, указанных в Правде, далее следует остановиться на вопросе, чем обусловлена столь подробная градация наказаний и преступлений по этой лестнице. Затем отвечающий переходит к освещению вопроса об инстанциях судов франков. При этом следует учитывать то, что суд в это время несет в себе черты ярко выраженной расщепленности: церковный суд, суд короля и суд местной общины. При этом особо следует рассмотреть положение следующих положений титулов Правды: XVIII, XLVI, LVII, после необходимо остановиться на анализе судебных доказательств, присущих процессу эпохе варварства: I, XLVIII, XLIX, LIII, LVI.

 

Памятники:

Салическая Правда. М., 1950

Пособия:

Гуревич А.Л. Проблемы генезиса феодализма в Западной Европе – любое издание

Лебек С. Происхождение франков V – IX вв. М., 1993

Право в Средневековом мире/ Отв. Ред. О. Варьяш. М., 1996

 

 

СЕМИНАР 8: ШАРИАТ

Вопросы:

1. История источников мусульманского права

2. Частное право в исламе

3. Исламская государственность

4. Уголовное право, суд и процесс в исламе

 

Студентам, отвечающим на первый вопрос, необходимо уяснить специфику мусульманского права, сложившегося в исключительны обстоятельствах и исключительными же средствами. Это право – часть одной из мировых религий, поэтому ответ на тот вопрос необходимо начать с краткой характеристики истории ислама и главного его источника – священного Корана. Приемлются любые переводы, но с условием обязательного комментирования текста. Далее, следует проследить основные этапы становления исламского права, с указанием на те конкретные виды источников мусульманского права, которые появись на каждом конкретном этапе. Особый интерес в этой связи представляет вопрос об эволюции фикха и становления правовых мазхабов (суннитов). Заканчивая ответ на этот вопрос, студент подробно должен охарактеризовать каждый из источников мусульманского права в отдельности.

Последний штрих в ответе – анализ источников права шиитов, особенно основного мазхаба шиитов (джафари).

Ответ на второй вопрос следует начать с анализа следующих сур Корана: Воскресение 63-65, Женщины 5, 26-32, Корова 188, 282. Далее, следует проанализировать соответствующие сунны (хадисы) и положения мазхабов, толкующие понятие собственности, находки, преимущественного права соседей, законного и незаконного завладения имуществом. Особый интерес в этой связи представляет так наз. вакф. Следует раскрыть исторические условия его возникновения, и указать те формы, в которых он чаще всего встречается у суннитов. Заканчивая анализ норм вещного права ислама, следует обратить внимание на обязанность закята членов уммы, которая с современной точки зрения может быть квалифицировано как ограничение прав собственности: Покаяние 60, Ночь 5-10, Семейство Имрана 180 и др. суры Корана.

Анализ норм обязательственного права студентам необходимо предварить с обсуждения общего понятия справедливости, положенного в основу взаимоотношений мусульман: 6: 153, 42: 14, 49: 13, 57: 25. Содержание обязательственных отношений необходимо показать на основе анализа следующих сур Корана: Собрание 10-11, Корова, 205, 278, 276, Женщины 5, 33, 58, Худ 18 и др. В дальнейшем, используя материал доктрины, следует охарактеризовать по отдельности основные виды договоров, известных мусульманскому праву.

При анализе брачно-семейного права мусульман, следует обратить внимание на различие цели исламского брака от, например, христианского. Особо стоит остановиться на влиянии на институт брака такого источника исламского права как адат.

Ответ на третий вопрос следует начать с анализа понятия уммы, ее структуры, главе и т.п. Следует четко представлять себе коренное отличие исламского понятия государства от аналогичного понятия, принятого европейской наукой. Весьма полезным при ответе на этот вопрос станет освещение истории арабского халифата как конкретного примера реализации на практике концепции исламского государства. Закончить ответ на этот вопрос следует анализом положений исламского права, регулирующих налоговые отношения в умме, правила раздела военной добычи и др.

Четвертый вопрос. Анализ сур Крана, хадисов и доктрины должен привести студентов к следующему плану ответа на вопрос. В первую очередь необходимо определить понятие преступления в исламе, сравнив его, например, с принятым порядком в светском мире. Затем необходимо перейти к классификации видов преступлений, сравнив их опять с современностью. Весьма примечательной в этой связи может оказаться попытка сравнения отдельных сур Корана с положениями Моисеева законодательства, регулирующих право кровной мести дикой виры и др. Последняя часть ответа должна строиться по традиционной схеме. Сначала студент определяет порядок судебных инстанций, их юрисдикцию, затее анализирует основные стадии процесса и виды доказательств.

Памятники:

Коран – любое комментированное издание

Пособия:

Белов Е.А. Арабы, ислам и арабский халифат в раннее средневековье. М., 1966

Садагдар М.И. Основы мусульманского права. М., 1968

Сюкияйнен Л.Р. Основы мусульманского права. М., 1984

Шарль Р. Мусульманское право. М., 1959

Хидоя. Комментарии мусульманского права. Ч. 1-2. М., 2008

Coulson N.J. A History of Islamic Law. Edinburgh, 1964

Engineer A. The Islamic State. New-Dehli, 1980

The Legacy of Islam. Oxford, 1979

Schacht J. An Introduction to Islamic Law. Oxford, 1960

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ (УНИВЕРСИТЕТ)

МИД РОССИИ

 

 

Кафедра конституционного права.

 

 

ПЛАНЫ

Семинарских занятий

по курсу:

«История права и государства зарубежных стран»

 

 

Автор:

доктор юридических наук,

доцент М.А. ИСАЕВ

 

 

Рецензия: Сектор истории государства, права и политических учений ИГП РАН: 27.02. 2009 г.

 

МОСКВА 2011 год

 

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ:

Рекомендуется следующий порядок подготовки студентов к семинарам. Изучение соответствующих разделов учебной литературы, пособий. Непосредственная работа над первоисточником (памятником), под которой подразумевается: ознакомление с содержанием, памятника и анализ его статей, разделов согласно вопросам семинарского задания, сопоставление проанализированного содержания памятника с материалом лекционного курса. Необходимо составление плана-конспекта, в котором студент отмечает те места памятника, на которые он ссылается при ответе на вопрос семинарского задания.

Студент обязан готовиться ко всем вопросам, вынесенным на семинарское обсуждение. Выборочная подготовка расценивается как общая неподготовленность к семинару. Активность на семинарском занятии учитывается при экзаменационном испытании студента.

Рекомендованная к изучению литература в громадном большинстве случаев находится в научной библиотеке МГИМО или других научных библиотеках гор. Москвы.

 

***

Основной учебник по курсу: ИСАЕВ М.А. «История государства и права зарубежных стран». М.: Юрайт, 2011

 

© М.А. ИСАЕВ, 2011 г.


СЕМИНАР 1: КОДЕКС ЦАРЯ ХАММУРАБИ

Вопросы:

1. Общая характеристика кодекса Хаммураби.

2. Правовое положение групп населения по кодексу.

3. Вещное и обязательственное право по кодексу.

4. Брак и семья по кодексу.

5. Уголовное право по кодексу.

6. Суд и процесс по кодексу.

 

При ответе на первый вопрос студент должен установить типологическое сходство и преемственность памятников права Месопотамии с кодексом Хаммураби. Дальнейший шаг – выделение составных частей кодекса, выявление его источников. Особо следует обратить внимание на способ фиксации норм права и самого текста документа.

Отвечая на второй вопрос, студент анализирует группы норм кодекса, которые регулируют правовое положение групп населения. Весьма полезным в этой связи может оказаться привлечение дополнительного археографического материала, приведенного в общих хрестоматиях по курсу. Особо следует обратить внимание на институт срочного рабства (ст. 117-119 памятника) и подробно их прокомментировать.

При рассмотрении третьего вопроса студент длен иметь в виду, что основным объектом права собственности в странах древнего Востока выступала земля, поэтому необходимо начать ответ с освещения различия в статусе объектов поземельной собственности, обусловленном статусом владельцев этих объектов. Особого внимания требует анализ положения общинных земель, общий анализ объектов движимости и недвижимости. Рассмотрение обязательственных отношений уместно начать с определения понятия обязательства, принятого в вавилонском праве (долга). Затем необходимо, сгруппировав нормы памятника по отдельным видам обязательств, подвергнуть их тщательному комментированию.

Отвечая на четвертый вопрос, студент должен на основании конкретных положений кодекса Хаммураби выявить типические черты брачно-семейных отношений в Вавилонии, проанализировать положения о форме заключения брака, его цели, условиях его расторжения, имущественные отношения между супругами. В конце ответа на вопрос студент указывает на связь брачно-семейного права с религией вавилонян и наследственными отношениями, особо выделяя статус детей от наложниц.

Пятый вопрос предполагает освещение понятия преступления, как оно сформулировано в кодексе, далее выясняются обстоятельства совершения преступления, проводится классификация преступлений и наказаний. Указывается зависимость наказания от общественного статуса преступника.

Отвечая на шестой вопрос, студент обращает в первую очередь внимание на первые пять статей кодекса. Проанализировав их содержание, он должен уяснить, насколько в древнем Вавилоне правосудие считалось не частным, а публичным делом. Следует связать преамбулу кодекса с характером наказания за предвзятость судьи и выявить объективную связь между ними. При ответе не этот вопрос студенту следует руководствоваться помимо кодекса обширным археографическим материалом, протоколами судебных заседаний, приведенных в частности в фундаментальной работе Б.А. Тураева: История древнего Востока, а также формулами исковых заявлений, приведенных в обширной компиляции: Вестник древней истории, 1952, № 3-4.

Памятники:

Законы Вавилонии, Ассирии и Хеттского царства (пер. И.А. Дьяконов) // Вестник древней истории, 1952, № 3-4.

Рифтин А.П. Старо-вавилонские документы в собраниях СССР. М., 1937

Hammurabi’s laws: text, translation and glossary (trans. by M.E.J. Richardson). Sheffield Academic Press, 2000

Пособия:

Авдеев В.И. История древнего Востока. М., 1970

Дандамаев М.А. Рабство в Вавилонии VII-IV вв. М., 1974

История древнего Востока. Ч. 1. Месопотамия. М., 1983

История древнего мира. Ранняя древность/ Ред. И.А.Дьяков. М., 1989

Тураев Б.А. История древнего Востока. Ч. 1-2. М., 1928-29

Ainsworth W. Researches in Assyria, Babylonia and Chaldea. L., 1838

The Cambridge ancient history. Vol. 1-6. Cambridge, 1924

Wigmore J.H. A panorama of the world’s legal systems. Washington, 1936

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 182; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.244.201 (0.051 с.)