Тема 2. Методика формирования произносительной стороны речи дошкольников с тяжелыми нарушениями речи 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 2. Методика формирования произносительной стороны речи дошкольников с тяжелыми нарушениями речи



Понятия «культура речи» и «звуковая культура речи». Задачи и содержание коррекционной работы по формированию произносительной стороны речи. Методы и приемы формирования произносительной стороны речи.

Особенности овладения произносительной стороны речи дошкольников с тяжелыми нарушениями речи. Содержание и усложнение по годам обучения программных требований по соответствующему разделу. Организация работы по формированию произносительной стороны речи дошкольников с тяжёлыми нарушениями речи.

Тема 3. Методика формирования лексико-грамматической стороны речи дошкольников с тяжелыми нарушениями речи.

Основные закономерности овладения ребенком лексикой. Основные задачи и направления словарной работы в специальном дошкольном учреждении. Методы и приемы формирования лексики у дошкольников с тяжёлыми нарушениями речи.

Поэтапность усвоения ребенком грамматических средств языка. Направления и задачи коррекционной работы по формированию грамматического строя речи. Методы и приемы формирования грамматического строя речи у дошкольников с тяжёлыми нарушениями речи.

Тема 4. Методика развития связной речи и обучение грамоте дошкольников с тяжелыми нарушениями речи

Методика обучения дошкольников с тяжёлыми нарушениями речи пересказу. Методика обучения дошкольников с тяжёлыми нарушениями речи рассказыванию. Методика обучения грамоте.

 

Раздел IV. Сенсорное воспитание.

Тема 1. Теоретические основы сенсорного воспитания дошкольников с тяжелыми нарушениями речи.

Основные положения сенсорного воспитания. Сенсорное развитие, сенсорное воспитание, их взаимосвязь. Психологические основы сенсорного воспитания дошкольников. Системы сенсорного воспитания. Задачи и содержание сенсорного воспитания детей с нарушениями речи. Создание систем сенсорного воспитания в условиях дошкольных учреждений для детей с нарушениями речи.

Тема 2. Организация процесса сенсорного воспитания дошкольников с тяжелыми нарушениями речи.

Занятие как основная форма организации процесса сенсорного воспитания дошкольников с ТНР. Содержание сенсорного воспитания дошкольников с тяжёлыми нарушениями речи. Условия и средства сенсорного воспитания дошкольников с тяжёлыми нарушениями речи. Формирование сенсорно-персептивной деятельности дошкольников с тяжёлыми нарушениями речи в процессе работы по всем разделам программы «Воспитание и обучение детей с тяжелыми нарушениями речи».

Содержание сенсорного воспитания дошкольников с тяжёлыми нарушениями речи. Формирование сенсорно-персептивной деятельности дошкольников с тяжёлыми нарушениями речи в процессе работы по всем разделам программы «Воспитание и обучение детей с тяжелыми нарушениями речи».

Тема 3. Методы и приемы сенсорного воспитания дошкольников с тяжелыми нарушениями речи.

Развитие различных форм восприятия; представлений о величине у дошкольников с нарушениями речи. Сенсорные эталоны цвета, формы, величины. Особенности развития зрительного восприятия у детей с нарушениями речи. Развитие слухового восприятия, формирование фонематического слуха в условиях дошкольного учреждения для детей с нарушениями речи. Ориентировка в пространстве, пространственные представления. Методика формирования представлений о величине у детей с нарушениями речи.

 

Раздел V. Формирование элементарных математических представлений.

Тема 1. Общие вопросы методики формирования элементарных математических представлений у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи

Понятие «математическое развитие дошкольников». Общая характеристика сформированности математических представлений у дошкольников с тяжёлыми нарушениями речи. Задачи формирования элементарных математических представлений в специальном дошкольном учреждении для детей с тяжёлыми нарушениями речи. Методы и приемы по формированию элементарных математических представлений у дошкольников с тяжёлыми нарушениями речи.

Требования программы «Воспитание и обучение детей с тяжёлыми нарушениями речи» по разделу «Формирование элементарных математических представлений».

Тема 2. Методика формирования количественных представлений у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи.

Формирование количественных представлений у дошкольников с тяжёлыми нарушениями речи на II; III; III, IV годах обучения.

Требования к планированию работы по формированию элементарных математических представлений у детей с общим недоразвитием речи, заиканием.

Тема 3. Методика формирования представлений о величине, форме, пространственно-временных представлений у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи

Формирование представлений о величине, сопоставлении предметов по величине (больше – меньше – маленький; узкий – шире – широкий и т.д.). Методы и приемы формирования геометрических представлений.

Особенности пространственно-временных представлений у дошкольников с тяжёлыми нарушениями речи. Программные требования раздела «Формирование элементарных математических представлений» по формированию пространственно-временных представлений у дошкольников с тяжёлыми нарушениями речи. Формирование пространственных представлений у дошкольников с тяжёлыми нарушениями речи. Формирование представлений о времени у дошкольников с тяжёлыми нарушениями речи.

Тема 4. Виды дискалькулии и их профилактика у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи.

Основные концептуальные подходы к проблеме механизмов дискалькулии. Симптоматика дискалькулии. Профилактика дискалькулии у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи.

 

Раздел VI. Изобразительная деятельность и конструирование

Тема 1. Общие вопросы методики изодеятельности и конструирования в специальном дошкольном учреждении для детей с тяжелыми нарушениями речи.

Значение занятий по изодеятельности и конструированию в системе коррекционно-развивающего процесса обучения и воспитания дошкольников с тяжёлыми нарушениями речи. Основные задачи обучения дошкольников с тяжёлыми нарушениями речи изодеятельности и конструированию. Содержание обучения изодеятельности и конструированию в специальном дошкольном учреждении. Подготовка детей с нарушениями речи к школе на занятиях по изодеятельности и конструированию.

Тема 2. Методика обучения дошкольников с тяжелыми нарушениями речи изобразительной деятельности.

Виды рисования в специальном дошкольном учреждении для детей с тяжёлыми нарушениями речи. Методика обучения рисованию предметов. Методика обучения сюжетному и декоративному рисованию.

Методика обучения лепке дошкольников с тяжёлыми нарушениями речи на разных годах обучения. Методика обучения аппликации дошкольников с тяжёлыми нарушениями речи на разных годах обучения.

Тема 3. Методика обучения дошкольников с тяжелыми нарушениями речи конструированию.

Особенности конструктивного праксиса дошкольников с тяжёлыми нарушениями речи. Методика обучения конструированию из строительного материала на разных годах обучения дошкольников с тяжёлыми нарушениями речи. Обучению конструированию из бумаги дошкольников с тяжёлыми нарушениями речи.

Методика обучения созданию сложных конструкций. Обучение конструированию по рисунку, представлению. Развитие творчества дошкольников с тяжёлыми нарушениями речи на занятиях по конструированию. Приемы развития речи дошкольников с тяжёлыми нарушениями речи на занятиях по конструированию.


УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ КАРТА ДИСЦИПЛИНЫ

 

Номер раздела, темы, задания Название раздела, темы, занятия; перечень изучаемых вопросов Количество аудиторных часов Материальное обеспечение занятия (наглядные, методические пособия и др.) Литература Формы контроля знаний
Лекции Практические (семинарские) занятия Лабораторные занятия Управляемая (контролируемая) самостоятельная работа
1. 2. 3. 4.
I. «Развитие игровой деятельности и движений»              
1.1. Теоретические основы обучения игровой деятельности дошкольников с тяжелыми нарушениями речи.          
  1. Психическое и умственное развитие ребенка в процессе игровой деятельности. 2. Цель игровой деятельности, ее значение в психическом и умственном развитии ребенка. 3. Особенности развития игровой деятельности у детей с тяжелыми нарушениями речи. 4. Классификация и характеристика игр.       Схемы-опоры, нормативные документы     Схемы-опоры Осн. [1;5] Доп.[10;32] Рефлексия   Обсуждение опорных схем
1.2. Виды игры и педагогическое руководство ими у дошкольников с нарушениями речи.          
  1. Творческие игры и игры с готовыми правилами и содержанием. 2. Сюжетно-ролевые игры как основной вид творческих игр. 3. Дидактические и конструктивные игры. 4. Развитие речи в процессе игры у дошкольников с общим недоразвитием речи. 5. Использование игры в коррекционно-воспитательной работе с заикающимися дошкольниками. 6. Методика руководства сюжетно-ролевой игрой, дидактической и подвижной игрой дошкольников с тяжёлыми нарушениями речи в специальном дошкольном учреждении. 7. Приемы руководства различными видами игр дошкольников с тяжёлыми нарушениями речи. 8. Требования программы по соответствующему разделу на разных годах обучения.       –   Схемы-опоры   нормативные документы, конспекты различных видов игр, программа для специальных дошкольных учреждений Осн. [1;3;5] Доп.[6;10;15;32]     Осн. [1;3;5] Доп.[6;10;15;32]   Экспресс-контроль     Анализ конспектов игр
1.3. Развитие движений у дошкольников с нарушениями речи.        
  1. Физическое воспитание как часть общей системы воспитания дошкольников с тяжелыми нарушениями речи. 2. Специфика задач физической подготовки дошкольников с учетом двигательных особенностей детей с различными нарушениями речи (дизартрия, алалия, заикание). 3. Современные формы и методы работы с дошкольниками с тяжелыми нарушениями речи по формированию основ здорового образа жизни. 4. Система планирования и проведения занятий по физическому воспитанию в группах для детей с тяжелыми нарушениями речи.   нормативные документы, конспекты различных подвижных игр, программа для специальных дошкольных учреждений Осн.[1;5] Доп.[6;15;28] Рефлексия, анализ нормативных документов
II «Ознакомление с окружающим миром и бытовой труд»              
2.1. Общие вопросы методики ознакомления с окружающим миром дошкольников с тяжелыми нарушениями речи        
  1. Предмет, задачи курса «Ознакомление с окружающим миром». 2. Особенности представлений об окружающем мире дошкольников с тяжелыми нарушениями речи. 3. Общая характеристика программных требований раздела «Ознакомление с окружающим миром» по годам обучения. 4. Методы и приемы ознакомления с окружающим миром дошкольников с тяжелыми нарушениями речи.   Нормативные документы, схемы-опоры Осн.[1;5] Доп.[2;15;26] Рефлексия
2.2. Методика ознакомления дошкольников с тяжелыми нарушениями речи с предметным миром, социальным окружением, бытом людей, их трудом. -        
  1. Содержание коррекционно-педагогической работы по ознакомлению дошкольников с тяжёлыми нарушениями речи с окружающими предметами и социальными явлениями. 2. Методика ознакомлению дошкольников с тяжёлыми нарушениями речи с предметным миром. 3. Методика ознакомлению дошкольников с тяжёлыми нарушениями речи с социальным окружением, бытом людей, их трудом. --   Программа для специальных дошкольных учреждений, конспекты занятий Осн.[1;5] Доп [2;15;26] Анализ конспектов занятий
2.3. Методика ознакомления дошкольников с тяжелыми нарушениями речи с растительным и животным миром     -      
  1. Ознакомление дошкольников с тяжелыми нарушениями речи с растениями поля, леса, луга. 2. Ознакомление дошкольников с тяжелыми нарушениями речи с комнатными растениями. 3. Методы и приемы ознакомления дошкольников с тяжелыми нарушениями речи с растительным миром. 4. Содержание коррекционно-педагогической работы по ознакомлению дошкольников с тяжелыми нарушениями речи с животными. 5. Методы и приемы ознакомления дошкольников с тяжелыми нарушениями речи с животными (наблюдение, сравнение, рассказ и др.).   –   –     Программа для специальных дошкольных учреждений, конспекты занятий     Программа для специальных дошкольных учреждений, конспекты занятий Осн.[1;5] Доп [2;5;26]   Осн.[1;5] Доп. [2;5;26]   Осн.[1;5] Доп [2;5;26] Рефлексия.     Анализ конспектов занятий Рефлексия
2.4. Методика обучения самообслуживанию и хозяйственно-бытовому труду дошкольников с тяжелыми нарушениями речи          
  1. Содержание и усложнение программных требований по обучению дошкольников с тяжелыми нарушениями речи самообслуживанию и хозяйственно-бытовому труду. 2. Методы и приемы обучения хозяйственно-бытовому труду дошкольников с тяжелыми нарушениями речи. 3. Методические рекомендации по формированию трудовых умений по самообслуживанию на разных гадах обучения в специальном дошкольном учреждении. 4. Обучение дошкольников с тяжелыми нарушениями речи навыкам самообслуживанию в процессе режимных моментов: на прогулке; во время игр; занятий; при соблюдении правил личной гигиены; при приеме пищи. 5. Методические рекомендации по формированию трудовых умений хозяйственно-бытового содержания на разных гадах обучения в специальном дошкольном учреждении.   -     Программа для специальных дошкольных учреждений, конспекты занятий   Хрестоматия Осн.[1;5] Доп [2;26]   Осн.[1;5] Доп [2;26] Рефлексия анализ конспектов занятий   Собеседование
III «Развитие речи».              
3.1. Общие вопросы методики развития речи дошкольников с тяжелыми нарушениями речи        
  1. Лингводидактические принципы выбора средств обучения языку. 2. Направления современных исследований обучения языку дошкольников с нарушениями речи. 3. Сущность методики развития речи в специальном дошкольном учреждении, связь с другими учебными дисциплинами. 4. Задачи развития речи детей с тяжёлыми нарушениями речи в специальном дошкольном учреждении. 5. Требования к занятиям по развитию речи в специальном дошкольном учреждении. 6. Требования к речи педагога. 7. Основные методы развития речи дошкольников с тяжёлыми нарушениями речи.   Схемы-опоры Осн.[1;5;6] Доп [1;24;25] Рефлексия, анализ схем
3.2. Методика формирования произносительной стороны речи дошкольников с тяжелыми нарушениями речи          
  1. Понятия «культура речи» и «звуковая культура речи». 2.Задачи и содержание коррекционной работы по формированию произносительной стороны речи. 3.Методы и приемы формирования произносительной стороны речи. 4.Особенности овладения произносительной стороны речи дошкольников с тяжелыми нарушениями речи. 5. Содержание и усложнение по годам обучения программных требований по соответствующему разделу. 6.Организация работы по формированию произносительной стороны речи дошкольников с тяжёлыми нарушениями речи.   - -   –   - –   - Программа для специальных дошкольных учреждений, конспекты занятий     Программа для специальных дошкольных учреждений, конспекты занятий Осн.[1;5;6] Доп [1;22;25;30]     Осн.[1;5;6] Доп [1;2;22;25;30] Рефлексия анализ конспектов занятий     Экспресс-контроль анализ конспектов занятий
3.3. Методика формирования лексико-грамматической стороны речи дошкольников с тяжелыми нарушениями речи.            
  1. Основные закономерности овладения ребенком лексикой. 2. Основные задачи и направления словарной работы в специальном дошкольном учреждении. 3. Методы и приемы формирования лексики у дошкольников с тяжёлыми нарушениями речи. Содержание и усложнение программных требований по соответствующему разделу 4. Поэтапность усвоения ребенком грамматических средств языка. 5. Направления и задачи коррекционной работы по формированию грамматического строя речи. 6. Методы и приемы формирования грамматического строя речи у дошкольников с тяжёлыми нарушениями речи.   -     -   Схемы- опоры     Конспекты занятий     Конспекты занятий, дидактические игры Осн.[1;6] Доп [1;18;19;24;25]   Осн.[1;6] Доп [1;18;19;24;25]   Осн.[1;6] Доп [1;18;19;24;25]   Рефлексия     Анализ конспектов игр   Анализ проведенных игр
3.4. Методика развития связной речи и обучение грамоте дошкольников с тяжелыми нарушениями речи        
  1.Методика обучения дошкольников с тяжёлыми нарушениями речи пересказу. 2. Методика обучения дошкольников с тяжёлыми нарушениями речи рассказыванию. 3. Методика обучения грамоте.   Хрестоматия, конспекты занятий Осн.[1;6] Доп [1;11, 17, 20;24;25] Тест-контроль
IV Сенсорное воспитание.            
4.1. Теоретические основы сенсорного воспитания дошкольников с тяжелыми нарушениями речи.        
  1. Основные положения сенсорного воспитания. 2. Сенсорное развитие, сенсорное воспитание, их взаимосвязь. 3. Психологические основы сенсорного воспитания дошкольников. 4. Системы сенсорного воспитания. 5. Задачи и содержание сенсорного воспитания детей с нарушениями речи. 6. Создание систем сенсорного воспитания в условиях дошкольных учреждений для детей с нарушениями речи.   Схемы-опоры Осн.[1;4, 5] Доп [4] Рефлексия
4.2. Организация процесса сенсорного воспитания дошкольников с тяжелыми нарушениями речи.          
  1. Занятие как основная форма организации процесса сенсорного воспитания дошкольников с ТНР. Содержание сенсорного воспитания дошкольников с тяжёлыми нарушениями речи. 2. Условия и средства сенсорного воспитания дошкольников с тяжёлыми нарушениями речи. Формирование сенсорно-персептивной деятельности дошкольников с тяжёлыми нарушениями речи в процессе работы по всем разделам программы «Воспитание и обучение детей с тяжелыми нарушениями речи». 3. Содержание сенсорного воспитания дошкольников с тяжёлыми нарушениями речи. 4. Формирование сенсорно-персептивной деятельности дошкольников с тяжёлыми нарушениями речи в процессе работы по всем разделам программы «Воспитание и обучение детей с тяжелыми нарушениями речи».     Программа для специальных дошкольных учреждений, конспекты занятий     Дидактический материал, конспекты занятий Осн.[1;4, 5] Доп [4]   Осн.[1;4, 5] Доп [4] Анализ нормативных документов     Анализ составленных конспектов, анализ планов
4.3. Методы и приемы сенсорного воспитания дошкольников с тяжелыми нарушениями речи.          
  1. Развитие различных форм восприятия; представлений о величине у дошкольников с нарушениями речи. 2. Сенсорные эталоны цвета, формы, величины. 3. Особенности развития зрительного восприятия у детей с нарушениями речи. 4. Развитие слухового восприятия, формирование фонематического слуха в условиях дошкольного учреждения для детей с нарушениями речи. 5. Ориентировка в пространстве, пространственные представления. 6. Методика формирования представлений о величине у детей с нарушениями речи.     Дидактический материал, конспекты занятий   Дидактический материал, конспекты игр и упражнений Осн.[1;4, 5] Доп [4]   Осн.[1;4, 5] Доп [4] Рефлексия     Анализ дидактического материала и конспектов игр
V. Формирование элементарных математических представлений.            
5.1. Общие вопросы методики формирования элементарных математических представлений у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи        
  1. Понятие «математическое развитие дошкольников». 2. Общая характеристика сформированности математических представлений у дошкольников с тяжёлыми нарушениями речи. 3. Задачи формирования элементарных математических представлений в специальном дошкольном учреждении для детей с тяжёлыми нарушениями речи. 4. Методы и приемы по формированию элементарных математических представлений у дошкольников с тяжёлыми нарушениями речи. 5. Требования программы «Воспитание и обучение детей с тяжёлыми нарушениями речи» по разделу «Формирование элементарных математических представлений».   Схемы-опоры Осн.[1;2, 5] Доп [3, 13, 14, 16, 29] Обсуждение опорных схем
5.2. Методика формирования количественных представлений у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи.          
  1. Общая характеристика сформированности математических представлений у дошкольников с ТНР. 2. Требования программы по разделу «Формирование элементарных математических представлений у дошкольников с ТНР». 3. Формирование количественных представлений у дошкольников с тяжёлыми нарушениями речи на II; III; III, IV годах обучения. 4. Требования к планированию работы по формированию элементарных математических представлений у детей с общим недоразвитием речи, заиканием.     Программа для специальных дошкольных учреждений, конспекты занятий   Дидактический материал, конспекты игр и упражнений, примеры планирования Осн.[1;2, 5] Доп [3, 13, 14, 29]   Осн.[1;2, 5] Доп [3, 13, 14, 29] Анализ нормативных документов и конспектов занятий. Анализ конспектов занятий и планов
5.3. Методика формирования представлений о величине, форме, пространственно-временных представлений у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи          
  1. Формирование представлений о величине, сопоставлении предметов по величине (больше – меньше – маленький; узкий – шире – широкий и т.д.). 2. Методы и приемы формирования геометрических представлений. 3. Особенности пространственно-временных представлений у дошкольников с тяжёлыми нарушениями речи. 4. Программные требования раздела «Формирование элементарных математических представлений» по формированию пространственно-временных представлений у дошкольников с тяжёлыми нарушениями речи. 5. Формирование пространственных представлений у дошкольников с тяжёлыми нарушениями речи. 6. Формирование представлений о времени у дошкольников с тяжёлыми нарушениями речи.     Дидактический материал, конспекты игр и упражнений     Программа для специальных дошкольных учреждений, конспекты занятий Осн.[1;2, 5] Доп [3, 13, 14, 16, 29]     Осн.[1;2, 5] Доп [3, 13, 14, 16, 29] Рефлексия,     Анализ нормативных документов и конспектов занятий
5.4. Виды дискалькулии и их профилактика у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи.        
  1. Основные концептуальные подходы к проблеме механизмов дискалькулии. 2. Симптоматика дискалькулии. 3. Профилактика дискалькулии у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи.   Схемы-опоры Осн.[1; 5] Доп [3] Экспресс-контроль
VI. Изобразительная деятельность и конструирование              
6.1. Общие вопросы методики изодеятельности и конструирования в специальном дошкольном учреждении для детей с тяжелыми нарушениями речи.        
  1. Значение занятий по изодеятельности и конструированию в системе коррекционно-развивающего процесса обучения и воспитания дошкольников с тяжёлыми нарушениями речи. 2. Основные задачи обучения дошкольников с тяжёлыми нарушениями речи изодеятельности и конструированию. 3. Содержание обучения изодеятельности и конструированию в специальном дошкольном учреждении. 4. Подготовка детей с нарушениями речи к школе на занятиях по изодеятельности и конструированию.   Нормативные документы Осн.[1; 5] Доп [8, 9, 12, 26] Рефлексия
6.2. Методика обучения дошкольников с тяжелыми нарушениями речи изобразительной деятельности.   -        
  1. Методика обучения лепке дошкольников с тяжёлыми нарушениями речи на разных годах обучения. 2. Методика обучения аппликации дошкольников с тяжёлыми нарушениями речи на разных годах обучения. 3. Виды рисования в специальном дошкольном учреждении для детей с тяжёлыми нарушениями речи.   4. Методика обучения рисованию предметов. 5. Методика обучения сюжетному и декоративному рисованию.   -     -   Поделки детей, нормативные документы   Рисунки детей, Программа для специальных дошкольных учреждений.   Конспекты занятий, рисунки детей Осн.[1; 5] Доп [23] Рефлексия   Анализ нормативных документов, рисунков детей. Анализ конспектов занятий
6.3. Методика обучения дошкольников с тяжелыми нарушениями речи конструированию.          
  1. Особенности конструктивного праксиса дошкольников с тяжёлыми нарушениями речи. 2. Методика обучения конструированию из строительного материала на разных годах обучения дошкольников с тяжёлыми нарушениями речи. 3. Обучению конструированию из бумаги дошкольников с тяжёлыми нарушениями речи. 4. Методика обучения созданию сложных конструкций. Обучение конструированию по рисунку, представлению. 5. Развитие творчества дошкольников с тяжёлыми нарушениями речи на занятиях по конструированию. 6. Приемы развития речи дошкольников с тяжёлыми нарушениями речи на занятиях по конструированию.     Хрестоматия     Программа для специальных дошкольных учреждений, конспекты занятий Осн.[1; 5] Доп [12, 21]   Осн.[1; 5] Доп [12, 21] Собеседование     Анализ программных требований и конспектов занятий

 


 

ИНФОРМАЦИОННО-

МЕТОДИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

 

 

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Дневное отделение



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 543; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.46.36 (0.018 с.)