Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Общая характеристика этнопсихологии, ее методы. История возникновения и развития этнопсихологии
1. Понятие этнопсихологии, предметная область и взаимодействие с другими дисциплинами. 2. Развитие этнопсихологических идей в отечественной и зарубежной науке: – Психология народов В.Вундта. – Г.Г. Шпет о предмете этнической психологии. – Психологическое направление в американской этнологии. Теория «Культура и личность, ее основные положения». 3. Методы этнопсихологии: – принципы этнопсихологических исследований; – основные и вспомогательные методы этнопсихологических исследований Литература 1. Крысько В.Г. Этническая психология: Уч. пос. для студ. вузов. -М.: Изд-кий центр «Академия», 2002. (2007, 2004) -320с. 2. Платонов Ю.П. Психология национального характера: учеб. пособие для студ вузов / Ю.П.Платонов. – М.: Издательский центр «Академия», 2007. – 240 с. 3. Стефаненко Т.Г. Этнопсихология. – М.: ИП РАН, академический проект; Екатеринбург: деловая книга, 2000. Рекомендуемая литература 1. Вундт В. Проблемы психологии народов. – СПб.: Питер, 2001. 2. Душков Б.А. Актуальные проблемы этнической психологии // Психологический журнал журнал 1981, том 2. – №5. 3. Кукушкин В.С., Столяренко Л.Д. Этнопедагогика и этнопсихология. Ростов-на-Дону: феникс, 2000. С.91-110. 4. Лебедева Н.М. Введение в этническую и кросс-культурную психологию: Учебное пособие. – М., «Ключ-С», 1999. С. 6-17. 5. Мухина В.С. Феноменология развития и бытия личности. – М.: Московский психолого-социальный институт, Воронеж: НПО «МОДЕК», 1999. С.434-451. 6. Психология и культура / Под ред. Д.Мацумото. – СПб.: Питер, 2003. – 718 с.: ил. – (Серия «Мастера психологии»). Практическое занятие 2 (4 часа) Тема: Психологическая характеристика этнических общностей Теоретические вопросы: 1. Соотношение понятий «человечество», «этнос», «нация». 2. Психологические составляющие этнических различий: этническое (национальное) сознание, этнические интересы, чувство национального достоинства, национальные традиции, национальный язык. 3. Супер- и субэтносы. Практическое задание Подготовить доклад о психологических особенностях различных этнических групп. С этой целью группа разбивается на подгруппы по 2-3 человека, выбирает интересующую их нацию и осуществляет анализ этнопсихологических и социологических исследований по данной этногруппе.
Примерный перечень вопросов, которые необходимо рассмотреть и осветить в докладе: - краткая история возникновения культуры народа, ее трабиции; - особенности национального характера, чувств и настроений этноса; - данные о стереотипных представлениях о рассматриваемой группе. Для решения поставленной задачи необходимо проанализировать статьи в журналах «Психологический журнал» (Раздел «Этнопсихология»), «Вопросы психологии», «Социс», «Этнографическое обозрение» и др.
Литература 1. Крысько В.Г. Этническая психология: М.:Академия,2007.-314с. 2. Налчаджян А.А. Этнопсихология /А.А.Налчаджян.-2-е изд.-СПб.:Питер, 2004.-380с. 3. Платонов Ю.П. Этнический фактор: Геополитика и психология/Ю.П. Платонов.-СПб.:Речь,2002.-519с 4. Стефаненко Т.Г. Этнопсихология: Т.Г.Стефаненко.-М.;Екатеринбург:ИП РАН: Академический Проект:Деловая книга,2000.-320с. 5. Платонов Ю.П. Психология национального характера:.-М.:Академия,2007.-234с Семинар-конференция 3 (4 часа) Проблема этнического самосознания и идентичности Вопросы для обсуждения 1. Социальная идентичность. Понятие этнического (национального) самосознания и этнической идентичности в психологии, социологии и других науках. Структура этнического самосознания. 2. Этническая идентификация и этноцентризм. 3. Своеобразие формирования этнической идентичности и самосознания в моно- и полиэтнической среде. 4. Гендерные особенности в структуре этнической (национальной идентичности). Литература 1. Налчаджян А.А. Этнопсихология. 2-е изд. – Спб.: Питер, 2004. – 381 с.: ил. 2. Платонов Ю.П. Психология национального характера: учеб. пособие для студ вузов / Ю.П.Платонов. – М.: Издательский центр «Академия», 2007. – 240 с. Дополнительная литература 1. Культура и коммуникация: глобальные и локальные измерения / Под общ. ред. Ю.В.Петрова.-Томск: Изд-во Научно-технической литературы, 2004. -397с. 2. Рябов О.В. «Матушка Русь»: Опыт гендерного анализа поисков национальной идентичности России в отечественной и зарубежной историографии. – М.: Ладомир, 2001. – 202 с. 3. Формирование толерантной личности в полиэтнической образовательной среде. Учеб. пособие / В.Н.Гуров, Б.З.Вульфов, В.Н.Галяпина и др. – М.: педагогическое общество России, 2004. – 240 с.
Рекомендуемые статьи для изучения 1. Иванова Н.Л. Социальная идентичность в различных социокультурных условиях // Вопросы психологии. – 2004. – №4. 2. Левкович В.П., Мин Л.В. Особенности сохранения этнического самосознания корейских переселенцев Казахстана // Психологический журнал. – 1996. – № 6 3. Лопухова О.Г. Влияние этнокультурных традиций на становление психологического пола личности // Вопросы психологии. – 2001. – №5. 4. Налчаджян А.А. Этническое самосознание и его подструктуры на примере армянского этноса // Вопросы психологии. – 2006. – №5. 5. Павленко В.Н., Кряж И.В., Барретт М. Этнические и национальные идентификации и представления у украинских детей и подростков // Психологический журнал. – 2002. – № 5 6. Ратанова Т.А., Шогенов А.А. Психологические особенности Этнического самосознания горских евреев и осетин (на материале диаспор Кабардино-Балкарии) // Психологический журнал. – 2001. – № 3 7. Ставропольский Ю.В. Модели этнокультурной идентичности в современной американской психологии // Вопросы психологии 2004. – № 6. 8. Татарко А.Н., Козлова М.А. Сравнительный анализ структуры ценностей и характеристик этнической идентичности в традиционных и современных культурах // Психологический журнал. – 2006. – № 4 9. Татарко А.Н., Лебедева Н.М., Козлова М.А. Роль модернизации образа жизни в трансформации этнической идентичности // Вопросы психологии. – 2006. – №2. 10. Хотинец В.Ю. психологические характеристики этнокультурного развития человека // Вопросы психологии. – 2001. – №5. Практическая часть занятия Цель: ознакомление с методиками диагностики этнического самосознания и этнической идентичности Оборудование: бланк анкеты ЭСС (В.Ю.Хотинец) и методики исследования этнической идентичности План занятий: 1. Практическая часть: – анкета исследования этнического самосознания (ЭСС) [6] – опросник исследования этнической идентичности детей и подростков в разработке О.Л.Романовой [1] – ознакомление с методической разработкой «Типы этнической идентичности» [4] 2. Обработка данных и формулирование выводов. Основные понятия: этничность, этническая идентификация, этническое самосознание, когнитивный и аффективный компоненты этнической идентичности, типы этнической идентичности (интегрированная, ассимилированная, изолированная, маргинальная). Литература 1. Белинская Е.П., Стефаненко Т.Г. Этническая социализация подростка. – М.-Воронеж., 2000 2. Крысько В.Г. Этническая психология: Уч. пос. для студ. вузов. -М.: Изд-кий центр «Академия», 2007. (2002, 2004) -320с. 3. Налчаджян А.А. Этнопсихология. 2-е изд. – СПб.: Питер, 2004. – 381 с.: ил. 4. Солдатова Г.У. Психология межэтнической напряженности. – М., 1998. 5. Хотинец В.Ю. Этническое самосознание – СПб.: Алетейя, 2000. – 240 с. 6. Хотинец В.Ю. Этнопсихологическое обеспечение в национальной системе образования /Практические и методические рекомендации/ – Ижевск: Изд-во Удм. ун-та, 1995. – 50 с. 7. Хотинец В.Ю. Этническая идентичность и толерантность. – Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2002. – 124 с. Семинарское занятие 4 (4 часа) Учет национально-психологических особенностей в многонациональном коллективе 1. Обучение и воспитание в поликультурной образовательной среде
2. Учет национально-психологических особенностей людей при осуществлении воспитательных мероприятий. 3. Формирование этнической толерантности в системе образования.
Практическое задание Этнопсихологические проблемы родительства и воспитания детей в различных культурах Подобрать материал по особенностям воспитания у различных народов: - Отношения между мужем и женой; - Культурно обусловленные обязанности мужа и жены; - Требования, предъявляемые культурой к родительскому поведению (материнству и отцовству); - Есть ли традиции связанные с половой дифференциацией в воспитании детей мужского и женского пола; - Обязанности матери по отношению к детям; - Обязанности отца по отношению к детям, степень участия в воспитании ребенка; - Современное состояние родительского поведения в данной культуре - Проблема неполных семей (при наличии информации). Литература 1. Крысько В.Г. Этническая психология: Уч. пос. для студ. вузов. -М.: Изд-кий центр «Академия», 2002. (2007, 2004) -320с. Дополнительная литература 2. Толерантность и образование: современные проблемы формирования толерантного сознания: Коллектив. монография/ Отв. ред. А.В.Перцев. -Екатеринбург: Полиграфист. -(МИОН: Межрегиональные исследования в общественных науках).-(ИНЦентр: Информация. Наука. Образование). Вып.16.-2006.-190с. 3. Формирование толерантной личности в полиэтнической образовательной среде. Учеб. пособие / В.Н.Гуров, Б.З.Вульфов, В.Н.Галяпина и др. – М.: педагогическое общество России, 2004. – 240 с.
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-25; просмотров: 275; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.220.114 (0.017 с.) |