ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ № 10



МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ

по дисциплине «Здоровый образ жизни»

для специальности060101– Лечебное дело (очная форма обучения)

К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ № 10

Тема: «Употребление алкоголя. Разумные дозы алкоголя. Подсчет доз по количеству и крепости алкоголя. Вопросник на выявление злоупотребления алкоголем. Вред от злоупотребления алкоголем»

Утверждены на кафедральном заседании

протокол №… от «____»_______________ 2012 г.

 

Зав. кафедрой д.м.н., профессор ……………… Петрова М.М,

 

Составитель:

к.м.н. доцент ……………… Барон И.И.

 

Красноярск

Занятие № 10

Тема: «Употребление алкоголя. Разумные дозы алкоголя. Подсчет доз по количеству и крепости алкоголя. Вопросник на выявление злоупотребления алкоголем. Вред от злоупотребления алкоголем»

2. Форма организации занятия: практическое занятие (77 мин).

3. Значение изучения темы: В настоящее время злоупотребление алкоголем приобретает характер пандемии по всему миру. Являясь предтечей многих сосудистых катастроф, тяжелых нейропатий, травматизма, хроническая зависимость от алкоголя требует обязательной коррекции. В связи с этим обучение студентов методам её ранней диагностики, лечения и профилактики приобретает всё большую актуальность.

4. Цели обучения:

4.1. Общая:

· Обучающийся должен овладеть:

- способностью и готовностью анализировать социально-значимые проблемы и процессы, использовать на практике методы гуманитарных, естественнонаучных, медико-биологических и клинических наук в различных видах профессиональной и социальной деятельности (ОК-1).

- способностью и готовностью применять современные социально-гигиенические методики сбора и медико-статистического анализа информации о показателях здоровья взрослого населения и подростков на уровне различных подразделений медицинских организаций (акушерско-гинекологический, педиатрический сельский врачебный участок) в целях разработки научно-обоснованных мер по улучшению и сохранению здоровья мужчин и женщин (ПК-10);

- способностью и готовностью проводить с прикрепленным населением профилактические мероприятия по предупреждению возникновения наиболее часто встречающихся заболеваний, осуществлять общеоздоровительные мероприятия по формированию здорового образа жизни с учетом возрастно-половых групп и состояния здоровья, давать рекомендации по здоровому питанию, по двигательным режимам и занятиям физической культурой, оценить эффективность диспансерного наблюдения за здоровыми и хроническими больными (ПК-12).

· Обучающийся должен получитьнеобходимую информацию для диагностики, лечения и профилактики алкогольной зависимости (ПК-17), а также принять принципы гуманизма и медицинской этики в работе с пациентами, страдающими хронической алкогольной зависимостью (ОК-8)

4.2. Учебная:

· знать следующие теоретические вопросы:

История употребления алкоголя. Культурные традиции. 2. Виды алкогольной продукции 3. Употребление алкоголя. Вред от злоупотребления алкоголя.

4. Разумные дозы алкоголя. Подсчет доз по количеству и крепости алкоголя.

5. Вопросник на выявление злоупотребления алкоголем

· уметь:

-определять допустимые дозы приёма алкоголя

- выявлять «микросимптомы» хронической алкогольной зависимости

- составлять план беседы о вреде алкоголя

· владеть:

- методикой выявления хронической алкогольной зависимости по вопроснику

 

 

5. План изучения темы:

5.1. Контроль исходного уровня знаний (тесты исходного уровня, разбор учебно-целевых вопросов).

5.2. Основные понятия и положения темы (см. Приложение)

5.3. Самостоятельная работа по теме:

· физикальный осмотр и анкетирование больного с возможной алкогольной зависимостью

· анкетирование одногруппников для определения уровня потребления алкоголя

 

5.4. Итоговый контроль знаний:

- ответы на вопросы по теме занятия

- решение ситуационных задач, тестов итогового контроля

 

 

6. Домашнее задание для уяснения темы занятия

6.1. Контрольные вопросы по теме занятия

Задача № 1

Мужчина 40 лет заболел гриппом: температура 39 граусов С, сильная головная боль, боли в горле, мышцах. Добрые друзья дают совет: «Приди домой выпей водки - завтра жив и здоров!».

Вопросы:

1) Оцените этот дружеский совет с точки зрения медицины

2) На каком положительном эффекте алкоголя он был основан?

3) Какие осложнения возможны при употреблении алкоголя во время тяжелой инфекции?

4) Что нужно было посоветовать больному в данном случае?

5) В какой клинической ситуации приём небольшого количества алкоголя мог бы помочь?

Задача № 2

Вы вернулись домой после напряженного трудового дня. По дороге встретился молодой сосед, который гостеприимно пригласил Вас к себе выпить вина, снять усталость и расслабится. Сам он работает на тяжелой физической работе и употребляет небольшие дозы алкоголя почти каждый день.

Вопросы:

1) Можно ли улучшить алкоголем аппетит перед ужином?

2) На чем основан положительный эффект алкоголя при усталости?

3) Можно ли назвать человека, который ежедневно или более 4 раз в неделю предпочитает расслабиться именно так, "Тайным алкоголиком"?

4) Что Вы скажете своему соседу в ответ на приглашение?

5) Какие способы снятия усталости предпочтительнее для студента медицинского вуза?

Задача № 3

У русского народа есть меткое выражение: «Пропил мозги»

Вопросы:

1) На чем основано это наблюдение?

2) Можно ли с ним согласиться в наше время?

3) Через сколько лет после регулярного приёма алкоголя можно ожидать деградацию личности?

4) Почему великие гениальные люди тоже нередко страдали алкогольной зависимостью?

5) Можно ли рекомендовать небольшие дозы алкоголя для снятия стресса?

 

 

Задача № 4

В Вашей группе разгорелись дебаты по поводу законопроекта, принятого Государственной думой, об ограничении торговли алкогольной продукцией вблизи школ, техникумов, детских садов, принят закон об ограничении демонстрации рекламы пива и табака в СМИ в дневное время. Часть одногруппников категорически против этого новшества.

Вопросы:

1) Почему этого закона не было раньше?

2) Почему нельзя принять абсолютный «сухой» закон?

3) Каково влияние алкоголя на подростков?

4) Зачем запрещать рекламу пива, если содержание этанола там всего 3%?

5) Какова Ваша позиция по этому вопросу?

 

Задача № 5

В гости к родителям пришел их бывший одноклассник и рассказал, что на работе сплошные придирки начальства, дома – скандалы с женой из-за денег, дети не уважают и не считаются со мнением. В течение года – несколько больничных листков из-за небольших травм («на улице - гололед, дома – лестница скользкая»). Последние недели – бессонница из-за тяжелых мыслей, иногда подташнивает, вздувает живот.

Визуально: лицо несколько отёчно, «сосудистые звездочки» на щеках, немного трясутся руки. При общении многословен, перебивает собеседника, быстро перескакивает на другую тему. Считает, что его никто не ценит. При этом обида на жизнь чередуется с агрессией. По впечатлениям родителей, их знакомый за последнее время очень изменился (в школе был успешным и добрым человеком).

 

Вопросы:

1) Можно ли в данном случае заподозрить скрытую алкогольную зависимость?

2) На чем может быть основано это предположение?

3) Как объяснить личностную деформацию этого человека?

4) Можно ли ему помочь?

5) Как правильно построить беседу при общении?

 

 

7. Рекомендации по выполнению НИРС:

· Алкоголь и подростки

· Алкогольная болезнь

· Кодирование при алкоголизме

· Алкогольный травматизм: сравнительный анализ диагнозов пострадавших по картам вызовов скорой медицинской помощи (по материалам МБУЗ ГССМП г. Красноярска)

8.Рекомендованная литература по теме занятия:

Основная литература

№ п/п Наименование, вид издания Автор (-ы), составитель (-и), редактор (-ы) Место издания, издательство, год Кол-во экземпляров
в библиотеке на кафедре
1. Руководство по медицинской профилактике ред. Оганова Р. Г. , Хальдина Р. А. М. : ГЭОТАР-Медиа, 2007    

Дополнительная литература

№ п/п Наименование, вид издания Автор (-ы), составитель (-и), редактор (-ы) Место издания, издательство, год Кол-во экземпляров
в библиотеке на кафедре
1. Основы здорового человека и общества Брындин Е. Г., Брындина И. Е. Томск : ТЛУ, 2009      
3. Профилактика зависимостей : опыт создания системы первичной профилактики. Лозовой В. В., Кремлева О. В., Лозовая Т. В. М. : б/и., 2011      
4. Оказание медицинской помощи в отказе от курения табака : учебно-методическое пособие Аристов А. И. [и др.]. Красноярск : тип. КрасГМУ, 2011      
5. Здоровый образ жизни: методологические, социальные, биологические, педагогические, экологические аспекты Щедрина А. Г. Новосибирск : Альфа – Виета, 2007  
6. Здоровье молодежи Абросимова М. Ю., Альбицкий В. Ю., Галямовч Ю. А. [и др.]. Казань : Медицина, 2007      

Электронные ресурсы:

1. БД Медицина

2. БД МедАрт

3. Ресурсы Интернет

 

 

Приложение к разделу 5.2.

Краткое содержание темы:Тема: «Употребление алкоголя. Разумные дозы алкоголя. Подсчет доз по количеству и крепости алкоголя. Вопросник на выявление злоупотребления алкоголем. Вред от злоупотребления алкоголем»

По данным ВОЗ 90% населения употребляют алкоголь;

· 40-45% употребляют его ежемесячно 1–2 раза;

· 10% мужчин и 3–5% женщин употребляют его ежедневно;

· В России на 1 пьющего приходится 50–60 л в год;

 

ž Опасное потребление алкоголя – уровень потребления алкоголя который может нанести вред, если человек этим злоупотребляет. Например, мужчина в неделю потребляет 350 г. и более в пересчёте на чистый спирт ( 35 и более единиц или стандартных доз), а женщина 210 г и более (21 и более единиц или доз).

ž Верхний предел самого низкого уровня риска для мужчин составляет 140-280 г алкоголя в неделю в пересчёте на чистый спирт, предел для женщин, которые более подвержены токсическому воздействию алкоголя, меньше - 140 г в неделю, тот же уровень для молодых и пожилых.

ž Стандартная доза 8-12 г алкоголя в пересчёте на чистый спирт – это примерно 250 мл пива или 125 мл вина, или 25 мл крепких напитков (водка и др.).

Критические дозы этанола

ВОЗ -21 порция для мужчин и 14 порций для женщин (1 порция = 150 мл сухого вина, 250 мл пива или 40 мл 40% алкогольных напитков.

Мужчины – более 80 г/сутки

Женщины – более 20 г/сутки

В течение 5 лет – АБП

 

Анкета – АУДИТ

Информация для пациента

ž 1 стандартная доза алкоголя =

25 мл крепких спиртных напитков (водка, коньяк)

или 125 мл вина;

или 250 мл пива

 

1. Как часто вы употребляете напитки, содержащие алкоголь?

(0) Никогда;

(1) Не чаще 1 раза в месяц;

(2) 2-4 раза в месяц;

(3) 2-3 раза в неделю;

(4) Не менее 4 раз в неделю.

2. Сколько стандартных доз Вы выпиваете в тот день, когда пьете?

(0) 1-2 дозы;

(1) 3-4 дозы;

(2) 5-6 доз;

(3) От 7 до 9 доз;

(4) Не менее 10 доз.

3. Как часто вы выпиваете 6 и более доз за один раз?

(0) Никогда;

(1) Реже 1 раза в месяц;

(2) Ежемесячно;

(3) Ежемесячно;

(4) Ежедневно или почти ежедневно.

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ

по дисциплине «Здоровый образ жизни»

для специальности060101– Лечебное дело (очная форма обучения)

К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ № 10

Тема: «Употребление алкоголя. Разумные дозы алкоголя. Подсчет доз по количеству и крепости алкоголя. Вопросник на выявление злоупотребления алкоголем. Вред от злоупотребления алкоголем»

Утверждены на кафедральном заседании

протокол №… от «____»_______________ 2012 г.

 

Зав. кафедрой д.м.н., профессор ……………… Петрова М.М,

 

Составитель:

к.м.н. доцент ……………… Барон И.И.

 

Красноярск

Занятие № 10

Тема: «Употребление алкоголя. Разумные дозы алкоголя. Подсчет доз по количеству и крепости алкоголя. Вопросник на выявление злоупотребления алкоголем. Вред от злоупотребления алкоголем»

2. Форма организации занятия: практическое занятие (77 мин).

3. Значение изучения темы: В настоящее время злоупотребление алкоголем приобретает характер пандемии по всему миру. Являясь предтечей многих сосудистых катастроф, тяжелых нейропатий, травматизма, хроническая зависимость от алкоголя требует обязательной коррекции. В связи с этим обучение студентов методам её ранней диагностики, лечения и профилактики приобретает всё большую актуальность.

4. Цели обучения:

4.1. Общая:

· Обучающийся должен овладеть:

- способностью и готовностью анализировать социально-значимые проблемы и процессы, использовать на практике методы гуманитарных, естественнонаучных, медико-биологических и клинических наук в различных видах профессиональной и социальной деятельности (ОК-1).

- способностью и готовностью применять современные социально-гигиенические методики сбора и медико-статистического анализа информации о показателях здоровья взрослого населения и подростков на уровне различных подразделений медицинских организаций (акушерско-гинекологический, педиатрический сельский врачебный участок) в целях разработки научно-обоснованных мер по улучшению и сохранению здоровья мужчин и женщин (ПК-10);

- способностью и готовностью проводить с прикрепленным населением профилактические мероприятия по предупреждению возникновения наиболее часто встречающихся заболеваний, осуществлять общеоздоровительные мероприятия по формированию здорового образа жизни с учетом возрастно-половых групп и состояния здоровья, давать рекомендации по здоровому питанию, по двигательным режимам и занятиям физической культурой, оценить эффективность диспансерного наблюдения за здоровыми и хроническими больными (ПК-12).

· Обучающийся должен получитьнеобходимую информацию для диагностики, лечения и профилактики алкогольной зависимости (ПК-17), а также принять принципы гуманизма и медицинской этики в работе с пациентами, страдающими хронической алкогольной зависимостью (ОК-8)

4.2. Учебная:

· знать следующие теоретические вопросы:





Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 184.72.102.217 (0.021 с.)