Понятие хозяйственного учёта. Виды хозяйственного учёта (оперативный, статистический, бухгалтерский). 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие хозяйственного учёта. Виды хозяйственного учёта (оперативный, статистический, бухгалтерский).



Понятие хозяйственного учёта. Виды хозяйственного учёта (оперативный, статистический, бухгалтерский).

Возникновение хозяйственного учета связано с возникновением и развитием самого процесса производства, экономической деятельностью хозяйственных объектов (предприятий и организаций). Чтобы управлять реальным экономическим объектом, необходимо не только понимать закономерности его развития (направление, тенденции), но и оценивать его фактическое состояние. Это достигается путем наблюдения, измерения, регистрации и систематизации данных об экономическом объекте. Учет в системе управления предприятием обеспечивает: сбор (наблюдение и измерение), регистрацию, обработку, передачу данных об уже свершившихся фактах хозяйственной деятельности, и на этой основе формирование информационной модели о хозяйственных фактических процессах и фактическом состоянии хозяйственной деятельности объекта управления.

Оперативный учет - система регистрации определенной хозяйственной операции на месте и в момент ее совершения с целью получения систематической информации на отдельных участках хозяйственной деятельности. Оперативный учёт - учёт за короткие промежутки времени: декаду, сутки, смену, час.

Статистический учет - учет однородных массовых явлений и процессов в рамках всего общества. Для статистического учёта используются натуральные, трудовые и денежные показатели.

Бухгалтерский учет - упорядоченная система сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах, финансовых результатах путём сплошного непрерывного документального оформления всех хозяйственных организаций.

В соответствии с законодательством РФ все организации и индивидуальные предприниматели обязаны вести бухгалтерский учёт и составлять бухгалтерскую отчётность для внутренних и внешних пользователей. Особенностью составления и ведения бухгалтерского учёта в современных условиях является то, что должен вестись бухгалтерский учёт и составляться бухгалтерская отчётность, а также налоговый учёт и составляться налоговая отчётность.

2)Первичные документы для оформления продажи продукции. Синтетический учёт продажи продукции. Характеристика счёта 90 «Продажи». Пример.

 

Согласно нормативным документам по бухгалтерскому учету, продукция считается проданной (реализованной) с момента ее отгрузки (отпуска) покупателям и предъявления им расчетных документов - платёжное поручение-требование. Этот документ выставляют поставщики, требующие оплатить поставленные материалы или товары согласно договору.

Переход права собственности происходит в момент передачи продукции покупателю либо транспортной организации.

Синтетический учет продажи продукции зависит от выбранного метода учета продажи продукции. Организациям для целей налогообложения разрешается определять выручку от продажи продукции (работ, услуг) либо по моменту оплаты отгруженной продукции (выполненных работ, оказанных услуг), либо по моменту отгрузки и предъявления платежных документов покупателю. Выбранный момент продажи для целей налогообложения должен быть отражен в их учетной политике. Независимо от выбранного метода продажи для учета проданной продукции (работ, услуг) используется активно-пассивный счет 90 «Продажи». При помощи этого счета выявляется результат хозяйственной деятельности организации в части произведенной и реализованной продукции (работ, услуг).

Счет 90 "Продажи" предназначен для обобщения информации о доходах и расходах, связанных с обычными видами деятельности организации, а также для определения финансового результата по ним. На этом счете отражаются, в частности, выручка и себестоимость по:

готовой продукции и полуфабрикатам собственного производства;

работам и услугам промышленного характера;

работам и услугам непромышленного характера;

…2) покупным изделиям (приобретенным для комплектации);

строительным, монтажным, проектно-изыскательским, геолого-разведочным, научно-исследовательским и т.п. работам и др.

При признании в бухгалтерском учете сумма выручки от продажи товаров, продукции, выполнения работ, оказания услуг и др. отражается по кредиту счета 90 "Продажи" и дебету счета 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками". Одновременно себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг и др. списывается с кредита счетов 43 "Готовая продукция", 41 "Товары", 44 "Расходы на продажу", 20 "Основное производство" и др. в дебет счета 90 "Продажи".

К счету 90 "Продажи" могут быть открыты субсчета:

  • 90-1 "Выручка";
  • 90-2 "Себестоимость продаж";
  • 90-3 "Налог на добавленную стоимость";
  • 90-4 "Акцизы";
  • 90-9 "Прибыль / убыток от продаж".

Записи по субсчетам 90-1 "Выручка", 90-2 "Себестоимость продаж", 90-3 "Налог на добавленную стоимость", 90-4 "Акцизы" производятся накопительно в течение отчетного года. Ежемесячно сопоставлением совокупного дебетового оборота по субсчетам 90-2 "Себестоимость продаж", 90-3 "Налог на добавленную стоимость", 90-4 "Акцизы" и кредитового оборота по субсчету 90-1 "Выручка" определяется финансовый результат (прибыль или убыток) от продаж за отчетный месяц. Этот финансовый результат ежемесячно (заключительными оборотами) списывается с субсчета 90-9 "Прибыль / убыток от продаж" на счет 99 "Прибыли и убытки".

В декабре отчетного года после списания финансового результата за указанный месяц внутри счета 90 «Продажи» производятся заключительные записи по закрытию всех субсчетов. Субсчета 90-2, 90-3,90-4 закрываются записями по кредиту в дебет субсчета 90-9. Сумма субсчета 90-1 списывается с дебета в кредит субсчета 90-9. В результате такой операции по состоянию на 1 января нового отчетного года ни один из субсчетов счета 90 «Продажи» сальдо не имеет.

Аналитический учет по счету 90 "Продажи" ведется по каждому виду проданных товаров, продукции, выполняемых работ, оказываемых услуг и др. Кроме того, аналитический учет по этому счету может вестись по регионам продаж и другим направлениям, необходимым для управления организацией.

Пример. Организация продала выполненные работы на сумму 480 000 руб., в т.ч. НДС - 80 000 руб. Себестоимость проданных работ - 250 000 руб. Выручка для целей налогообложения определяется методом «по отгрузке».

В бухгалтерском учете организации операции, связанные с продажей работ, должны быть отражены следующими записями:

1. Сданы выполненные работы

Д-т 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками»

К-т 90 «Продажи», субсчет «Выручка» - 480 000 руб.

2. Начислен НДС по сданным работам

Д-т 90 «Продажи», субсчет «Налог на добавленную стоимость»

К-т 68 «Расчеты по налогам и сборам», субсчет «Расчеты по НДС» - 80 000 руб.

3. Списана себестоимость сданных работ

Д-т 90 «Продажи», субсчет «Себестоимость продаж»

К-т 20 «Основное производство» -250000руб.

Финансовый результат от продажи - прибыль

(480 000 - 80 000 - 250 000 =150 000 руб.)

Д-т 90 «Продажи», субсчет «Прибыль/убыток от продаж»

К-т 99 «Прибыли и убытки» -150000руб.

Характеристика двойной записи, сущность метода двойной записи, её контрольное значение, методика составления Бухгалтерских проводок. Примеры.

Двойная запись – это специфический бухгалтерский прием.

Двойная запись является способом отражения на бухгалтерских счетах вызываемых хозяйственными операциями двойных взаимосвязанных изменений в составе капитала, источниках и обязательствах организации (активы = капитал + обязательства).

Таким образом, двойная запись – это способ регистрации хозяйственных операций на счетах бухгалтерского учета, при котором сведения о совершении каждой хозяйственной операции находят одновременное отражение на двух разных счетах в равных суммах.

Внимание: правило, не имеющее исключений, – для каждой хозяйственной операции сумма по дебету должна равняться сумме по кредиту.

В связи с этим метод двойной записи имеет контрольное значение. Так, регистрация хозяйственной операции, в которой сумма по дебету не равна сумме по кредиту, изначально неверна, так как нарушается равенство сторон.

Если такое равенство не достигнуто, то это является следствием следующих ошибок:

· вместо кредита записан дебет или наоборот;

· неправильно выведено сальдо счета;

· при перенесении сальдо в баланс допущена ошибка;

· неправильно подсчитана валюта баланса.

Корреспонденция счетов – это взаимосвязь между дебетом одного и кредитом другого счета, возникающая в результате двойной записи на них хозяйственной операции. Счета при этом называются корреспондирующими.

Внешние связи между счетами (их корреспонденция) и величина изменения (факт хозяйственной деятельности) составляют сущность бухгалтерской проводки.

Бухгалтерская проводка – это выраженное в письменной форме указание дебета и кредита счетов, затрагиваемых данной хозяйственной операцией, на которые следует на основании первичных учетных документов отнести стоимостную оценку показателя, характеризующего конкретный хозяйственный факт. Например, Д–т 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» - К–т 51 «Расчетный счет» – отражено перечисление денежных средств поставщику за приобретенные ценности.

Оборотные ведомости по счетам аналитического учета представляют собой итоги оборотов и сальдо по всем счетам аналитического учета, объединяемые одним синтетическим, и предназначены для проверки правильности учетных записей по этим счетам, а также для наблюдения за состоянием и движением отдельных видов средств.

В зависимости от того, как ведется учет по аналитическим счетам - в денежном и натуральном или только в денежном выражении, - оборотные ведомости подразделяются на два вида.

Оборотная ведомость по аналитическим счетам, в которых приведены только денежные показатели, в основном совпадает в приведенной формой, применяемой по синтетическим счетам. В ней в первой колонке вместо наименования синтетических счетов даются наименования аналитических счетов. Подобные оборотные ведомости составляются по счетам аналитического учета: 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками», 76 «Расчеты с дебиторами и кредиторами», 71 «Расчеты с подотчетными лицами» и др.

Оборотная ведомость по счетам аналитического учета расчетов с поставщиками и подрядчиками за март 200__ г.

№ п/п   Наименование поставщиков   Остаток на 1 anреля   Оборот на апрель   Остаток на 1 мая  
Дебет   Кредит   Дебет   Кредит   Дебет   Кредит  
  2              

Оборотная ведомость по аналитическим счетам, в которых приведены показатели в денежных и натуральных единицах, используются по счетам аналитического учета: 01 «Основные средства», 10 «Материалы», 43 «Готовая продукция», 41 «Товары» и др.

Оборотная ведомость аналитического учета строительных материалов (10/8) за март 200_ г.

№ п/п   Наименование строительных материалов   Единица измерения   Цена в тыс. руб.   Остаток на 1 апреля   Оборот за апрель   Остаток на 1 мая  
приход   Расход  
кол-во   сумма   кол-во   Сумма   кол-во   сумма  
  2         6   7        

 

В отличие от оборотной ведомости по синтетическим счетам итоги оборотов по аналитическим счетам не совпадают. Это объясняется тем, что если один синтетический счет дебетуется, а другой обязательно кредитуется, то по аналитическим счетам, открытым в развитие синтетического счета, будет сделана запись счета либо по дебету, либо по кредиту. Таким образом, оборотные ведомости по счетам аналитического учета имеют контрольное и оперативное значение. Они позволяют обнаружить несоответствие данных аналитического и синтетического учета и выявить имеющиеся ошибки, а также способствуют усилению контроля за использованием и сохранностью имущества организации.

В оборотных ведомостях по аналитическим счетам иногда для сокращения их объема обороты не записывают, а отражают только остатки по счетам. Такие сокращенные ведомости называются сальдовыми ведомостями.

Состав прочих доходов и расходов. Хозяйственные операции, связанные с формированием и использованием прочих доходов и списанием расходов организации. Учёт расчётов с бюджетами по налогу на прибыль. Учёт нераспределённой прибыли.

К прочим относятся доходы и расходы, не связанные с обычными видами деятельности предприятия.

Прочими доходами являются:

• поступления, связанные с предоставлением за плату во временное пользование (временное владение и пользование) активов организации;

• поступления, связанные с предоставлением за плату прав, возникающих из патентов на изобретения, промышленные образцы и других видов интеллектуальной собственности;

• поступления, связанные с участием в уставных капиталах других организаций (включая проценты и иные доходы по ценным бумагам);

• прибыль, полученная организацией в результате совместной деятельности (по договору простого товарищества); поступления от продажи основных средств и иных активов, отличных от денежных средств (кроме иностранной валюты), продукции, товаров;

• проценты, полученные за предоставление в пользование денежных средств организации, а также проценты за использование банком денежных средств, находящихся на счете организации в этом банке;

• штрафы, пени, неустойки за нарушение условий договоров;

• активы, полученные безвозмездно, в том числе по договору дарения;

• поступления в возмещение причиненных организации убытков;

• прибыль прошлых лет, выявленная в отчетном году;

• суммы кредиторской и депонентской задолженности, по которым истек срок исковой давности;

• курсовые разницы;

• сумма дооценки активов;

• прочие доходы.

Прочими доходами также являются поступления, возникающие как последствия чрезвычайных обстоятельств хозяйственной деятельности (стихийного бедствия, пожара, аварии, национализации и т.п.): стоимость материальных ценностей, остающихся от списания непригодных к восстановлению и дальнейшему использованию активов, и т.п.

Прочими расходами являются:

• расходы, связанные с предоставлением за плату во временное пользование (временное владение и пользование) активов организации;

• расходы, связанные с предоставлением за плату прав, возникающих из патентов на изобретения, промышленные образцы и других видов интеллектуальной собственности;

• расходы, связанные с участием в уставных капиталах других организаций;

• расходы, связанные с продажей, выбытием и прочим списанием основных средств и иных активов, отличных от денежных средств (кроме иностранной валюты), товаров, продукции;

• проценты, уплачиваемые организацией за предоставление ей в пользование денежных средств (кредитов, займов);

• расходы, связанные с оплатой услуг, оказываемых кредитными организациями;

• отчисления в оценочные резервы, создаваемые в соответствии с правилами бухгалтерского учета (резервы по сомнительным долгам, под обесценение вложений в ценные бумаги и др.), а также резервы, создаваемые в связи с признанием условных фактов хозяйственной деятельности;

• штрафы, пени, неустойки за нарушение условий договоров;

• возмещение причиненных организацией убытков;

• убытки прошлых лет, признанные в отчетном году;

• суммы дебиторской задолженности, по которой истек срок исковой давности, других долгов, нереальных для взыскания;

• курсовые разницы;

• сумма уценки активов;

• перечисление средств (взносов, выплат и т.д.), связанных с благотворительной деятельностью, расходы на осуществление спортивных мероприятий, отдыха, развлечений, мероприятий культурно-просветительского характера и иных аналогичных мероприятий;

• прочие расходы.

Прочими расходами также являются расходы, возникающие как последствия чрезвычайных обстоятельств хозяйственной деятельности (стихийного бедствия, пожара, аварии, национализации имущества и т.п.).

Учет прочих доходов и расходов ведется на сч.91 «Прочие доходы и расходы».

К сч. 91 могут быть открыты субсчета:

91-1 «Прочие доходы»;

91-2 «Прочие расходы»;

91-9 «Сальдо прочих доходов и расходов».

Примеры ведения бухгалтерского учета прочих доходов и расходов:

Вид хозяйственной операции Содержание хозяйственной операции Основание/первичный документ Отражено в учете

Дт счета Кт счета

 

 

Продажа

Имущества Отражены доходы от продажи Акт приема-передачи, накладная 62 91-1

Отражена первоначальная стоимость выбывающего объекта основных средств Акт о приеме-передаче объекта основных средств 01-2 01-1

Отражена сумма начисленной амортизации по проданному объекту основных средств Акт о приеме-передаче объекта основных средств 02 01-2

Списана остаточная стоимость проданных основных средств, иного имущества Бухгалтерская справка 91-2 01-2 (10)

Начислен НДС с выручки от продаж Счет-фактура 91-2 68

Реализация (отчуждение) исключительного права на результат интеллектуальной собственности Признан прочий доход от реализации (отчуждения) исключительного права на результат интеллектуальной собственности Договор об отчуждении исключительного права на результат интеллектуальной деятельности 62 91-1

Списана сумма начисленной амортизации по выбывающему НМА Карточка учета нематериальных активов 05 04

Списана остаточная стоимость реализованного НМА Бухгалтерская справка - расчет 91-2 04

Благотворительные взносы Начислены благотворительные взносы, расходы на проведение спортивных мероприятий и др. Договор, письмо 91-2 76

Штрафы Начислены суммы пеней, штрафов за нарушение хоздоговоров Договор, претензия 91-2 76

По окончании каждого месяца определяется финансовый результат (прибыль, убыток) от прочих

видов деятельности: из суммы прочих доходов (кредитовый оборот по сч. 91-1) вычитается сумма прочих расходов (дебетовый оборот по сч. 91-2).

Если разница положительная – получена прибыль:

Дт сч. 91-9 - Кт сч. 99 - отражена прибыль от прочих видов деятельности.

Если разница отрицательная – получен убыток:

Дт сч. 99 - Кт сч. 91-2 - отражен убыток от прочих видов деятельности.

Счет 91 в конце года закрывается аналогично сч. 90.

 

 

Состав бухгалтерской отчётности. Требования, сроки предоставления отчётности, содержания и структура бухгалтерского баланса, отчёта прибыли и убытков.

Бухгалтерская отчетность — единая система данных об имущественном и финансовом положении организации и о результатах ее хозяйственной деятельности, составляемая на основе данных бухгалтерского учета по установленным формам. Бухгалтерская отчетность организации (кроме бюджетных и страховых организаций и банков) состоит из:

• бухгалтерского баланса (ф. 1);

• отчета о прибылях и убытках (ф. 2);

• отчета об изменениях капитала (ф. З);

• отчета о движении денежных средств (ф.4);

• приложений к бухгалтерскому балансу (ф.5);

• пояснительной записки;

• аудиторского заключения, подтверждающего достоверность бухгалтерской отчетности организации, если она в соответствии с федеральным законом подлежит обязательному аудиту.

Содержание и формы бухгалтерского баланса, отчета о прибылях и убытках, других отчетов и приложений применяются последовательно от одного отчетного периода к другому. В бухгалтерской отчетности данные по числовым показателям приводятся минимум за два года — отчетный и предшествующий отчетному. При несопоставимости с данными за отчетный период они подлежат корректировке, исходя из правил, установленных нормативными актами. Данные, подвергшиеся корректировке, обязательно отражаются в пояснительной записке вместе с указанием причин, вызвавших эту корректировку.

В бухгалтерской отчетности после ее утверждение возможно изменение данных, в которых были обнаружены искажения, но зачет между статьями активов и пассивов, статьями прибылей и убытков, кроме случаев, когда такой зачет предусмотрен правилами, установленными нормативными актами, недопустим.

Организации по результатам своей хозяйственной деятельности составляют месячную, квартальную и годовую бухгалтерскую отчетность; месячная и квартальная бухгалтерская отчетность являются промежуточными.

Отчетный год для всех организаций — с 1 января по 31 декабря календарного года включительно. Первый отчетный год для создаваемых организаций считается с даты их государственной регистрации по 31 декабря для организаций, созданных после 1 октября, — с даты государственной регистрации по 31 декабря следующего года включительно.

 

Бухгалтерский баланс — основная форма бухгалтерской отчётности, способ группировки активов и пассивов организации в денежном выражении. Он характеризует имущественное и финансовое состояние организации на отчётную дату.

Имеет форму двусторонней таблицы: одна сторона — активы, то есть требования и вложения; вторая — пассивы, то есть обязательства и капитал.

Основное свойство отчёта в том, что суммарные активы всегда равны суммарным пассивам. Это обусловлено тем, что при отражении операций на счетах в балансе соблюдается принцип двойной записи.

Отчет о прибылях и убытках — одна из основных форм бухгалтерской отчетности (форма № 2), которая характеризует финансовые результаты деятельности организации за отчетный период и содержит данные о доходах, расходах и финансовых результатах в сумме нарастающим итогом с начала года до отчетной даты.

В форме № 2 отражается величина балансовой прибыли или убытка и отдельные слагаемые этого показателя:

• прибыль/убытки от реализации продукции;

• операционные доходы и расходы (положительные и отрицательные курсовые разницы);

• доходы и расходы от прочей внереализационной деятельности (штрафы, безнадежные долги);

Также представлены:

• затраты предприятия на производство реализованной продукции по полной или производственной стоимости,

• коммерческие расходы, управленческие расходы,

• выручка нетто от реализации продукции,

• сумма налога на прибыль, отложенные налоговые обязательства (ОНО), активы (ОНА) и постоянные налоговые обязательства (активы) (ПНО(А)),

• чистая прибыль.

 

 

Учет резервного капитала

1)Отражено направление чистой прибыли на формирование резервного капитала. ДТ 84 КТ 82

2)Средства резервного капитала направлены на покрытие убытка отчетного года. ДТ 82 КТ 84

 

Учет уставного капитала

1)Объявлен уставный капитал организации, зафиксированный у учредительских документах.

ДТ 75 КТ 80

2)Отражено поступление материалов, внесенных учредителями в счет вклада в уставный капитал по стоимости, составленной с учредителями. ДТ 10 КТ 75-1

3)Отражена денежная оценка объекта ОС, внесенная учредителями в счет вклада в уставный капитал. ДТ 08-4 КТ 75-1

4)Принят к учету объект ОС по первоначальной стоимости, равной оценке, составленной учредителями. ДТ 01 КТ 08-4

5)Отражено увеличение уставного капитала за счет увеличения номинальной стоимости долей, номинальной стоимости акций, выпуска дополнительных акций. ДТ 75-1 КТ 80

6)Отражено увеличение уставного капитала за счет сумм добавочного капитала. ДТ 83 КТ 80

7)Отражено увеличение уставного капитала за счет нераспределенной прибыли. ДТ 84 КТ 80

8)Отражено уменьшение уставного капитала до величины его чистых активов. ДТ 80 КТ 84

9)Отражена стоимость акций, выкупленных у акционеров. ДТ 81 КТ 75-1

10) Произведена оплата, выкупленных у акционеров акций. ДТ 75-1 КТ 50,51,52

11)Отражено уменьшение уставного капитала акционерного общества, путем онулирования, выкупленных акций. ДТ 80 КТ 81

12)Отражена отрицательная разница между номинальной стоимостью и рыночной. ДТ 91-2 КТ 81

 

Учет добавочного капитала

1)Отражена дооценка первоначальной стоимости объекта ОС. ДТ 01 КТ 83

2)Отражена дооценка начисленной амортизации по объекту ОС. ДТ 83 КТ 02

3)Отражено превышение фактической стоимости различных акций над их номинальной стоимостью (эмиссионный доход). ДТ 75 КТ 83

 

Учет нераспределенной прибыли

1)Отражена сумма прибыли отчетного года. ДТ 99 КТ 84

2)Начисления дивидендов учредителями – юридическим лицам, а также физическим лицам, не состоявшим в данной организации. ДТ 84 КТ 75-2

3)Начисления дивидендов учредителями – работникам данной организации. ДТ 84 КТ 70

 

Учет безналичных денежных средств

1)Поступили денежные средства в оплату отгруженной продукции от покупателей.

ДТ 51 КТ 62

2)Сданы в банк денежные средства из кассы (выручка, депонированная З/П). ДТ 51 КТ 50

3)Поступили денежные средства в виде взносов в уставный капитал. ДТ 51 КТ 75-1

4)Поступил кредит банка. ДТ 51 КТ 66, 67

5)Получены доходы по вкладам у уставный капитал по ценным бумагам. ДТ 51 КТ 91-1

6)Получены проценты по займам, выданный другими организациями. ДТ 51 КТ 91-1

7)Получены наличные денежные средства из кассы с расчетного счета (на выплату З/П, командировочных расходов, хозяйственных нужд). ДТ 50 КТ 51

8)Перечислены денежные средства с расчетного счета в счет вклада в уставный капитал другим организациям. ДТ 58 КТ 51

9)Перечислены с расчетного счета денежные средства поставщикам за полученные материальные ценности, выполненные работы, оказанные услуги. ДТ 60 КТ 51

10)Перечислены с расчетного счета в бюджет налоги. ДТ 68 КТ 51

11)Перечислены с расчетного счета страховые взносы во внебюджетные фонды. ДТ 69 КТ 51

12)Перечислены с расчетного счета денежные средства на аккредитивы. ДТ 55-1 КТ 51

13)Денежные средства аккредитива использованы на оплату счетов поставщиков. ДТ 60 КТ 55-1

 

 

Типовые проводки по счету 50 (касса)

1)Получены наличные денежные средства с расчетного счета в банк для выдачи З/П, командировочных расходов, на хозяйственные нужды. ДТ 50 КТ 51

2)Получены наличные денежные средства от покупателей и заказчиков за проданную (отгруженную) продукцию. ДТ 50 КТ 62

3)Поступили наличные денежные средства от учредителей в счет вклада в уставный капитал.

ДТ 50 КТ 75-1

4)Возвращены в кассу деньги подотчетным лицом. ДТ 50 КТ 71

5)Поступили наличные денежные средства от организации погашенной задолженности по выданным им займам. ДТ 50 КТ 73-1

6)Сдана в банк выручка, депонированная З/П. ДТ 51 КТ 50

7)Выданы денежные средства из кассы поставщикам и подрядчикам. ДТ 60 КТ 50

8)Выдана из кассы З/П. ДТ 70 КТ 50

9)Выданы наличные денежные средства подотчетным лицам. ДТ 71 КТ 50

10)Выплачена депонированная З/П. ДТ 76 КТ 50

11)В случае обнаружения излишек в кассе - они оприходуются. ДТ 50 КТ 91-1

12)В случае обнаружения недостачи- списывается сумма недостачи. ДТ 94 КТ 50

13)Сумма недостачи должна быть удержана с кассира при этом оформлении. ДТ 73-1 КТ 94

14)При внесении кассиром суммы недостачи составляется: ДТ 50 КТ 73-2

15)Если вина кассира не установлена, то недостача относится на прочие расходы. ДТ 91-2 КТ 94

16)Возмещение перерасхода по авансовому отчету. ДТ 71 КТ 50

17)Выручка от реализации продукции. ДТ 51 КТ 50

 

 

Понятие хозяйственного учёта. Виды хозяйственного учёта (оперативный, статистический, бухгалтерский).

Возникновение хозяйственного учета связано с возникновением и развитием самого процесса производства, экономической деятельностью хозяйственных объектов (предприятий и организаций). Чтобы управлять реальным экономическим объектом, необходимо не только понимать закономерности его развития (направление, тенденции), но и оценивать его фактическое состояние. Это достигается путем наблюдения, измерения, регистрации и систематизации данных об экономическом объекте. Учет в системе управления предприятием обеспечивает: сбор (наблюдение и измерение), регистрацию, обработку, передачу данных об уже свершившихся фактах хозяйственной деятельности, и на этой основе формирование информационной модели о хозяйственных фактических процессах и фактическом состоянии хозяйственной деятельности объекта управления.

Оперативный учет - система регистрации определенной хозяйственной операции на месте и в момент ее совершения с целью получения систематической информации на отдельных участках хозяйственной деятельности. Оперативный учёт - учёт за короткие промежутки времени: декаду, сутки, смену, час.

Статистический учет - учет однородных массовых явлений и процессов в рамках всего общества. Для статистического учёта используются натуральные, трудовые и денежные показатели.

Бухгалтерский учет - упорядоченная система сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах, финансовых результатах путём сплошного непрерывного документального оформления всех хозяйственных организаций.

В соответствии с законодательством РФ все организации и индивидуальные предприниматели обязаны вести бухгалтерский учёт и составлять бухгалтерскую отчётность для внутренних и внешних пользователей. Особенностью составления и ведения бухгалтерского учёта в современных условиях является то, что должен вестись бухгалтерский учёт и составляться бухгалтерская отчётность, а также налоговый учёт и составляться налоговая отчётность.

2)Первичные документы для оформления продажи продукции. Синтетический учёт продажи продукции. Характеристика счёта 90 «Продажи». Пример.

 

Согласно нормативным документам по бухгалтерскому учету, продукция считается проданной (реализованной) с момента ее отгрузки (отпуска) покупателям и предъявления им расчетных документов - платёжное поручение-требование. Этот документ выставляют поставщики, требующие оплатить поставленные материалы или товары согласно договору.

Переход права собственности происходит в момент передачи продукции покупателю либо транспортной организации.

Синтетический учет продажи продукции зависит от выбранного метода учета продажи продукции. Организациям для целей налогообложения разрешается определять выручку от продажи продукции (работ, услуг) либо по моменту оплаты отгруженной продукции (выполненных работ, оказанных услуг), либо по моменту отгрузки и предъявления платежных документов покупателю. Выбранный момент продажи для целей налогообложения должен быть отражен в их учетной политике. Независимо от выбранного метода продажи для учета проданной продукции (работ, услуг) используется активно-пассивный счет 90 «Продажи». При помощи этого счета выявляется результат хозяйственной деятельности организации в части произведенной и реализованной продукции (работ, услуг).

Счет 90 "Продажи" предназначен для обобщения информации о доходах и расходах, связанных с обычными видами деятельности организации, а также для определения финансового результата по ним. На этом счете отражаются, в частности, выручка и себестоимость по:

готовой продукции и полуфабрикатам собственного производства;

работам и услугам промышленного характера;

работам и услугам непромышленного характера;

…2) покупным изделиям (приобретенным для комплектации);

строительным, монтажным, проектно-изыскательским, геолого-разведочным, научно-исследовательским и т.п. работам и др.

При признании в бухгалтерском учете сумма выручки от продажи товаров, продукции, выполнения работ, оказания услуг и др. отражается по кредиту счета 90 "Продажи" и дебету счета 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками". Одновременно себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг и др. списывается с кредита счетов 43 "Готовая продукция", 41 "Товары", 44 "Расходы на продажу", 20 "Основное производство" и др. в дебет счета 90 "Продажи".

К счету 90 "Продажи" могут быть открыты субсчета:

  • 90-1 "Выручка";
  • 90-2 "Себестоимость продаж";
  • 90-3 "Налог на добавленную стоимость";
  • 90-4 "Акцизы";
  • 90-9 "Прибыль / убыток от продаж".

Записи по субсчетам 90-1 "Выручка", 90-2 "Себестоимость продаж", 90-3 "Налог на добавленную стоимость", 90-4 "Акцизы" производятся накопительно в течение отчетного года. Ежемесячно сопоставлением совокупного дебетового оборота по субсчетам 90-2 "Себестоимость продаж", 90-3 "Налог на добавленную стоимость", 90-4 "Акцизы" и кредитового оборота по субсчету 90-1 "Выручка" определяется финансовый результат (прибыль или убыток) от продаж за отчетный месяц. Этот финансовый результат ежемесячно (заключительными оборотами) списывается с субсчета 90-9 "Прибыль / убыток от продаж" на счет 99 "Прибыли и убытки".

В декабре отчетного года после списания финансового результата за указанный месяц внутри счета 90 «Продажи» производятся заключительные записи по закрытию всех субсчетов. Субсчета 90-2, 90-3,90-4 закрываются записями по кредиту в дебет субсчета 90-9. Сумма субсчета 90-1 списывается с дебета в кредит субсчета 90-9. В результате такой операции по состоянию на 1 января нового отчетного года ни один из субсчетов счета 90 «Продажи» сальдо не имеет.

Аналитический учет по счету 90 "Продажи" ведется по каждому виду проданных товаров, продукции, выполняемых работ, оказываемых услуг и др. Кроме того, аналитический учет по этому счету может вестись по регионам продаж и другим направлениям, необходимым для управления организацией.

Пример. Организация продала выполненные работы на сумму 480 000 руб., в т.ч. НДС - 80 000 руб. Себестоимость проданных работ - 250 000 руб. Выручка для целей налогообложения определяется методом «по отгрузке».

В бухгалтерском учете организации операции, связанные с продажей работ, должны быть отражены следующими записями:

1. Сданы выполненные работы

Д-т 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками»

К-т 90 «Продажи», субсчет «Выручка» - 480 000 руб.

2. Начислен НДС по сданным работам

Д-т 90 «Продажи», субсчет «Налог на добавленную стоимость»

К-т 68 «Расчеты по налогам и сборам», субсчет «Расчеты по НДС» - 80 000 руб.

3. Списана себестоимость сданных работ

Д-т 90 «Продажи», субсчет «Себестоимость продаж»

К-т 20 «Основное производство» -250000руб.

Финансовый результат от продажи - прибыль

(480 000 - 80 000 - 250 000 =150 000 руб.)

Д-т 90 «Продажи», субсчет «Прибыль/убыток от продаж»

К-т 99 «Прибыли и убытки» -150000руб.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 279; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.128.129 (0.149 с.)