Схема записи протокола графической регистрации педагогического общения на уроке, характерного для системы «учитель - ученик», «учитель - ученический коллектив» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Схема записи протокола графической регистрации педагогического общения на уроке, характерного для системы «учитель - ученик», «учитель - ученический коллектив»



 

Цель просмотра (видеозаписи) урока: __________________________________

__________________________________________________________________

Урок______________________________________________________________

Дата:__________Класс____________Школа_____________________________

Учитель___________________________________________________________

Тема______________________________________________________________

Цели урока:

Ø образовательная_______________________________________________

Ø воспитательная________________________________________________

Ø развивающая__________________________________________________

Оборудование урока_________________________________________________

Готовность класса к уроку ___________________________________________

__________________________________________________________________

Примечание__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Время урока                  
Приветствие                  
Контроль домашнего задания                  
Постановка цели                  
Разъяснение цели                  
Изложение материала                  
Выделение главного                  
Обобщение                  
Рефлексия                  
Выводы                  
Дифференцированное домашнее задание                  
Монолог                  
Диалог                  
Полилог                  
Дискуссия                  
Ситуация выбора                  
Ситуация успеха                  
Самостоятельная работа                  
Групповая работа                  
Использование элементов соревнования                  
Сравнение успехов ученика с его прежними результатами                  
Рецензия товарища на ответ ученика                  
Юмористическая минутка                  
Креативная минутка                  
Проговаривание вслух                  
Умышленная ошибка                  
Активизирующий вопрос                  
Убедительность                  
Аналогии                  
Повторение                  
Доверительность                  
Интерес                  
Одобрение                  
Критика – сопереживание                  
Позитивное оценивание                  
Неодобрение                  
Контроль поведения                  
Оценка поведения                  
Затруднения в общении                  
Конфликт деловой                  
Конфликт личностный                  
Прямое воспитательное воздействие (требование-приказ, команда …)                  
Косвенное воспитательное воздействие (требование-совет, просьба, намек …)                  
Мимическая, пластическая яркость, обаятельность учителя                  

 

В схему включены показатели оценки эффективности педагогического общения, характерные для системы “учитель-ученик”, “учитель-ученический коллектив”.

Заполняя таблицу, необходимо отмечать, какой используется прием, его продолжительность, а также насыщенность данного приема (например, условно обозначая нейтральную насыщенность синим, положительную - красным, негативную - черным цветом).

Применение разработанной схемы графической регистрации общения учителя на уроке позволит вам повысить и свою коммуникативную компетентность в таких направлениях:

- умение ставить коммуникативные задачи, способные уже в начале урока мобилизовать и объединить весь класс;

- умение анализировать наиболее типичных ошибки в общении, причины их возникновения, а также их связь с личностными особенностями учителя;

- отрабатывать приемы выхода из ситуации затрудненного общения.

 

Приложение 3

 

Примерный план устного анализа педагогического общения учителя и учащихся на уроке

1. Как учитель вошел в класс, делал ли замечания по поводу доски, дисциплины, внешнего вида учащихся и т.д.

2. Как обращался к ученикам (по имени, фамилии, на "ты" или "вы"?

3. Удалось ли ему создать комфортную обстановку на уроке? Как он решил эту задачу? Приведите примеры.

4. Каким образом учитель стимулировал активность класса?

5. Имели ли место реплики учителя в адрес нерадивых учеников, неправильных ответов и т.д.

6. В какой плоскости строилось общение учителя и учеников (в горизонтальной или вертикальной)?

7. Допускались ли учителем резкие перемещения психологического пространства, порождающие нежелательную напряженность?

8. Как пространственно располагался учитель к школьнику (школьникам) на уроке (сидит, стоит над ним, все время у окна, смотрит на свои руки и т.д.)?

9. Была ли ощутима "дистанция", которую держал учитель? В чем она проявилась?

10. Устанавливался ли личный контакт с каждым ребенком? Каким образом (взгляд, улыбка, жест, приветливое слово, вопрос, реплика, просьба, тактильный контакт и т.д.)?

11. Какие функции выполняли мимика и пантомимика учителя (сопереживание, соучастие, презрение, брезгливость, досада, насмешка, ненависть и т.д.)?

12. Как можно охарактеризовать общение учителя с учащимися? Наблюдалось ли:

- достоинство + уверенность в себе учителя и учащихся;

- умение слушать и внимательно смотреть на партнера;

- естественность и искренность, вежливость по отношению к ученику и взаимно;

- была ли ирония во взаимоотношениях;

- была ли попытка говорить с партнером на его «языке», не опускаясь до жаргона?

 

Ключевые слова и выражения для устного анализа

 

А. Речевое поведение учителя

Речь учителя: ясна, правильна, доступна, лаконична, логична, богатый лексический запас, использование жаргонизмов, слов-паразитов.

Особенности речи: темп, интонационная гибкость, выразительность, использование пауз, дикция.

Характеристики голоса: сила, тембр, высота.

Умение ставить коммуникативные задачи, способные уже в начале урока мобилизовать и объединить весь класс.

Б. Невербальное поведение учителя

Жестовый рисунок урока: жесты указательные, описывающие, вспомогательные, поддержки, угрозы, запрещающие, частота и оправданность их использования, характер жестикуляции (активная, не выражена, сдержанная).

Мимика учителя: ситуации, когда лицо учителя выражает радость, гнев, огорчение, сожаление, сочувствие, ожидание, внимание, выразительность мимики (выразительная, не выражена, отсутствует).

Пантомимика учителя: позы, телодвижения, дистанция при общении с учениками, использование пространства класса.

Личный контакт с учащимися: взгляд, улыбка, жест, кивок, приветливое слово, вопрос, реплика, просьба, тактильный контакт.

В. Педагогический такт и этикет

Этикетностъ ситуаций приветствия и прощания, использование этикетных формул (просьба, приветствие, прощание, извинение, одобрение, сожаление, благодарность).

Тактичность по отношению к ученикам, поведение в конфликтной ситуации, проявление бестактности.

Умение создать комфортную обстановку на уроке, построение общения в горизонтальной/вертикальной плоскости.

Г. Способы воздействия и оценивания учащихся

Способы организации деятельности и общения учащихся, поддержания дисциплины на уроке, формирования и поддержания интереса к предмету, приемы индивидуального и фронтального воздействия, их целесообразность.

Способы оценки: одобрение учащихся (мимика, жесты, слова, предметно-вещные,формализованные), частота использования качественной оценки, похвалы, соблюдение единства требований к оценке знаний учащихся, наличие предпочтений в оценке отдельных учащихся.

Д. Характеристика стиля общения учителя (существуют разные классификации стилей общения)

Демократический стиль = увлеченность совместной деятельностью = дружеское расположение: побуждение к совместной деятельности, разделение ответственности, «делегирование полномочий», уважение к говорящему, организация диалога, преобладание в речи местоимения «Мы», конструкции «Давайте вместе...», «Кто считает иначе...», «Как вы считаете» и т.д.

Авторитарный стиль - устрашение, дистанция: повелительная интонация, монолог, стремление к единоличной ответственности, преобладание в речи местоимения «Я», конструкции «Я считаю», «Внимание!», «Тише!», «Слушать!», «Пишите!».

Либеральный стиль - заигрывание: преобладание призывов, просьб, сокращение дистанции в общении с учениками, попытки утвердиться за счет других, демонстрация тождественности с учениками, ответственность перекладывается на учеников, нарушения педагогической этики, использование в речи молодежного сленга.

Непоследовательный стиль: сочетаются характеристики всех стилей, общение не подчинено определенной цели, смена стилей происходит ситуативно, стихийно.

Возможно сочетание разных стилей: авторитарно-демократический, либерально-демократический и т.п. Возможно умелое использование и смена стилей учителем в зависимости от обстоятельств для решения определенных дидактических и воспитательных задач.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 340; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.108.241 (0.058 с.)