Предмет и структура политологии 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Предмет и структура политологии



Предмет и структура политологии

В самом общем виде политология – наука о политике и власти, их сущность и содержание. Основным объектом политологии является политика. Вопрос о предмете политологии трактуется неоднозначно.

В понимании данной проблемы выделяют следующие подходы:

1. Политология – наука, которая изучает деятельность государства, политических партий и др. общественных институтов, осущ-их связь в обществе. Данный подход был популярен в западной политологии, но в посл. время утрачивает свое влияние.

2. Политология – единая наука о политике, но она включает не все знания о политике, а только те, которые опираются на строго научные эмпирические термины, поэтому здесь исключены проблемы: история политической мысли, политич. психология и др. Такой подход развивается в США сторонниками бихевиоризма, которые отождествляют политологию с естественными науками, основанных на точных эмпирических и математических методах.

3. Политология – общая единая наука о политике во всех ее проявлениях. Этот подход сегодня является главенствующим.

В структуре политологии выделяют элементы:

1. Теория и методология политики – изучает и раскрывает главные философские вопросы политики, ее основы, основы полит. отношений, сущность и содержание власти.

2. Теория полит. систем и их элементов – исследует сущность, стр-ру и ф-ции полит. систем, характеристику осн-ых полит. институтов (гос-во, партия, общ-ые орг-ции и движения).

3. Теория управления социально-полит-им процессом – изучает цели и задачи и формы полит. руководства и управление в обществе. Изучает мех-змы принятия и реал-ции полит. решений.

4. История полит. учений и полит. идеология, которая раскрывает генезис политической науки, содержание основных идей, положений, роль и функции политической идеологии и политического сознания.

5. Теория международных отношений – рассматривает проблемы внешней политики государств, отношения между государствами и народами.

Функции политики:

1. определение цели для всего общества и составляющих его политических субъектов.

2. обеспечение общественного порядка.

3. выработка приемлемых для всех политических субъектов правил поведения

4. предотвращение, регулирование и разрешение правовых конфликтов

5. организация масс на решение поставленных задач

6. разработка принципов распределения материальных благ в обществе и их реализация

Условия перехода к демократии

1. экономические предпосылки: высокий уровень экономического развития общества в целом,

высокая степень урбанизации;развитая система массовых коммуникаций;рыночная конкурентная экономика 2. социальные предпосылки: относительно высокий уровень благосостояния граждан,сглаживание соц. Неравенства,соц. Плюрализм,наличие многочисленного и влиятельного среднего класса,грамотность населения, его образованность в целом

Пути перехода к демократии:

1) расширение прав Парламента

2) соглашение полит. элит

3) партийный плюрализм

Происхождение и сущность государства

Гос-во – основной элемент политич. системы общества. Именно госуд-ая власть явл. высшей формой политич-ой власти.

В широком смысле гос-во – это общность людей, проживающих на одной территории. В узком смысле: гос-во – системе организаций и учреждений, осуществляющих высшую суверенную власть на определенной территории.

Концепции происхождения государства:

1. Теологическая – гос-во возникло по божьей воле

2. Патриархальная – гос-во является следствием соединения семей в племена, племен – в большие общности вплоть до гос-ва.

3. Соц-экономич – возникновение гос-ва связано с возникновением частной собственности и разделения общества на классы. Гос-во рассматривается как аппарат, с помощью которых господствующие классы эксплуатируют угнетенных.

Факторы возникновения гос-ва:

1. развитие общественного разделения труда и выделение управленческого труда в отдельную отрасль

2. формирование и развитие частной собственности и разделение общества на классы

3. завоевание одних народов другими

4. рост численности и плотности населения, переход от кочевого образа жизни к оседлому.

5. антропологич. фактор: госуд-я форма организации изначально присуща самому человеку.

6. психологич. фактор: в качестве главного толчка к возникновению гос-ва рассматривается страх людей перед агрессией со стороны др. людей.

Типы политических партий

Политические партии – добровольное объединение граждан, которое придерживается одной идеологии и ставит своей целью завоевание, удержание и использование власти.

По месту в сис-ме гос. власти партии делятся на правящие и оппозиционные. Рассматривают партии по условиям деят-ти: легальные (разработаны официально и зарегистрированы), нелегальные (официально не зарегистрированы), полулегальные (официально не зарегистрированы, но не запрещены).

По отношению к сущ-щему режиму выделяют партии: 1) революционные, кот-е стремятся к радикально кач-нымизм-ниям общ-ва; 2) реформистские, кот-е стремятся к улучшению жизни, но без особых потенциальных изм-ний; 3) консервативные, кот-е отстаивают сохранение сложившихся форм общ-ной жизни; 4) реакционные, кот-е стремятся к восст-нию отживших норм и порядков.

Очень популярнымявл. деление партий на правые и левые. Левые выступают за передачу ср-в пр-ва в общ-ную собственность, за твердые соц. гарантии трудящимся (коммунисты, социал-демократы). Правые – за частную собственность, рыночные отношения (консерваторы и либералы). Центристские – и частная собственность, и государственная.

В соответствии с организационными признаками политические партии делят на:

- кадровые. Отличаются немногочисленностью и опираются на профессиональных политиков, ориентированы на участие и победу в выборах

- массовые. Отличаются многочисленностью. Они имеют ярко-выраженную идеологическую направленность, занимаются пропагандой и воспитанием масс.

В к.19в. стали возникать полит.партии, кот. трудно отнести к какому-либо из выше перечисленных. Их называют партиями новой волны. Их отличительные черты:

+ ориентация на общечеловеческие ценности

+высокая степень свободы внутри самой партии.

Типы избирательных систем

Избирательная система – это совокупность установленных законом параметров, приемов и процедур, с помощью которых определяются результаты голосования и распределяются депутатские мандаты. Выделяют 3 вида избирательных систем:

· Мажоритарная

· Пропорциональная

· Смешанная

В основе мажоритарной системы лежит принцип большинства при определении рез-тов голосования. Избранным считается кандидат, получивший большинство голосов. Обычно выделяют мажоритарную систему абсолютного большинства и относительного большинства. При системе абсолютного большинства для избрания кандидату необходимо получить более 50% голосов. В случае необходимости при такой системе проводится 2-ой тур голосования (РБ). При системе относительного большинства кандидату необходимо набрать простое большинство голосов избирателей (США). Главный «+» мажоритарной системы – учет мнений большинства избирателей определенного округа. Кроме того, такая система позволяет создать относительно стабильную исполнительную власть. Эта система стимулирует объединение мелких партий в предвыборные блоки. Главный «-» системы – она не учитывает полит. волю всего населения округа. Голоса, поданные за кандидатов, получивших поражение, пропадают. Главное отличие пропорциональной системы – она основана не на принципе большинства, а на принципе пропорциональности между полученными голосами и завоеванными мандатами. Такая система существует в странах, где сложилось несколько полит. партий. Депутатские мандаты распределяются здесь не между отдельными депутатами, а между полит. партиями в соответствии с числом поданных за них голосов. Избиратели голосуют здесь за партийный список, т.е. за ту или иную полит. программу. Сущ-т различные виды списков. В нек-рых странах существует с-ма жестких (закрытых) списков (Россия, Португалия), т.е. избиратель голосует за весь список целиком, а избранными счит-ся кандидаты, находящиеся в списке первыми. Такая система дает преимущества лидерам, которые формируют партии. В нек-рых странах применяется с-ма открытых списков, т.е. избиратели голосуют за список, но могут изменять в них места кандидатов, отдавая свое предпочтение тому или иному кандидату. Избранными счит-ся кандидаты, получившие наибольшее число предпочтений. В Австрии и Дании существует с-ма полужестких списков, т.е. 1-ое место, завоеванное партией на выборах получает кандидат, находящийся в списках под №1, а остальные места распределяются в зависимости от предпочтений избирателей.Главный «+» пропорциональной с-мы – она учитывает полит. волю всего населения. Эта с-ма стимулирует многопартийность. Однако «-» этой с-мы – в условиях многопартийности очень сложно сформировать стабильное правительство. Такая с-ма не позволяет учитывать личные качества кандидата, т.к. избиратель голосует не за конкретного человека, а за партийный список. Смешанная избирательная с-ма соединяет в себе все «+» и «-» 2-х предыдущих систем. Одна часть избирается по мажоритарной с-ме относ-ного больш-ва, а вторая – по пропорциональной с-ме. Каждый избиратель здесь имеет 2 голоса: 1 за кандидата, 1 за партийный список. Голоса подсчитываются отдельно.


Либерализм и неолиберализм.

Фундаментальный принцип либеральной идеологии - свобода человека как условие реализации им своих неотъемлемых жизненных прав. Либерализм во всех его проявлениях неизменно отстаивал требование индивидуальной свободы, достоинство человеческой личности и терпимости ко взглядом и убеждениям других людей.

Основными политическими идеями сторонников либерализма были и остаются существование определенных «естественных» прав человека на жизнь, свободу, частную собственность, создание государства на основе общего консенсуса с единственной целью - сохранить и защитить естественные права человека; договорной характер отношений между государством и индивидом; ограничения объема и сфер деятельности государства; защищенность, прежде всего от произвола государства, частной жизни индивида, обеспечение свободы его действий во всех сферах общественной жизни. На раннем этапе развития либеральной идеологии была выдвинута идея «государства-ночного сторожа», суть которой состоит в том, что оно должно быть наделено лишь минимальными, самыми необходимыми функциями, обеспечивающими развитие частного предпринимательства, охрана порядка и защиту страны от внешней опасности. Не случайно именно в либеральной идеологии выдвинута идея приоритета гражданского общества над государством.

В экономической сфере идеология либерализма основывается на отождествлении свободы и частной собственности, которая рассматривается в качестве гаранта и меры свободы человека.

В духовной области либералами провозглашается свобода взглядов, свобода совести, свобода волеизъявления. Они утверждают, что главными принципами устройства общества является индивидуализм, опоры на собственные силы, а не расчета благотворительность и гарантии государства.

Либеральное мировоззрение можно в целом характеризовать как антиэтатистское, т.е. отрицательно относящееся к вмешательству государства в общественную жизнь.

Идеология неолиберализма сформировалась в 30-е гг, ХХ в. Неолибералы выступают за государственное, доступное всем слоям медицинское обслуживание, бесплатное образования, дальнейшие расширение системы социального обеспечения, за политику прогрессивного налогообложения. Они отдают предпочтение государственному сектору в экономике.

Неолиберализм проповедует принципы плюралистической демократии, призванной обеспечить учет интересов всех социальных общностей в области политической власти, т.е. речь идет о консенсусе управляющих и управляемых. По мнению либералов, подлинная демократия-это не правление народа, а свободная конкуренция между потенциальными политическими и государственными лидерами за голоса избирателей.

Неолибералы ввели свое понимание справедливости. Это прежде всего политическая справедливость, т.е. равные политические права, все остальное зависит от самого человека.

Понятия и функции СМИ

Важной составной частью политики яв-ся массов. коммуникация. Политика как коллективная деятельность нуждается в постоянной связи м/у субъектами. СМИ представляют собой учреждение, созданное для открытой и публичной передачи с помощью специальных технических инструментов различных сведений другими лицами. Отличительными признаками СМИ яв-ся:

1)непостоянный характер аудитории,

2)Наличие специальных технических приборов,

3)непрямое, разделенное в пространстве и времени взаимодействие коммуникативных партнеров,

4)публичность.

СМИ выполняет след. ф-ии:

1)Информационная ф-ия. Ее суть состоитв получении и распространении сведений о наиболее важных для граждан и органов власти событий. К политич. информации относятся сведения, которые имеют большую общественную значимость и требуют внимания со стороны гос. органов.

2)Образовательная. Она состоит в сообщении гражданам знаний о политике и политических явлений. 3)Политической социализации. СМИ помогает гражданам усваивать политические нормы, ценности и образцы поведения в сложившимся данном обществе. 4) Критики и контроля. Эту ф-ию кроме СМИ выполняет аппозиция. Критика СМИ основывается на авторитете общественного мнения. 5) Ф-ия артикуляции различных общественных интересов, т.е. СМИ обеспечивает представителям различных общественных групп возможность публично выражать свое мнение. 6)Мобилизационная. Она проявляется в побуждении людей к определенным политическим действиям и их вовлечение в политику.

Виды политических кризисов

―кризис отношений законодат. и исполнит. власти,

―кризис доверия, т.е. кризис отношения власти и общества,

―парламентский кризис,

―правительственный кризис.

В развитии политич. кризиса выделяют 3- фазы.

1) Скрытая (легитимная). Обнаруж-тся первые симптомы и причины возможн.кризиса.

2) Разгар(кульминация). Хар-но разрушение сис-мы, её переход в новое состояние.

3) Разрешение кризиса.

Внутренние

―экономич-кие, выработка стратегии и тактики экономич. развития страны и её реализация.

―политические, обеспеч. целостности и сохранности того общ-ва в пользу котор. выступает данн. гос-во.

―социальная, т.е. обеспеч. нормальных условий жизнедеят-сти общ-ва.

―нормативно-правовая, принятие документов про общественню жизнь

―экологич. ф-ция.

2) внешние деят-сть гос-ва на международной арене

―оборона гос-ва, ―дипломатические переговоры ―внешнеэкономич. (торговля)

―Сотрудничество по решению глобальн. проблем.

Эффек-сть управления означ. её результативность, достиж. наилучш. рез-тов, при min затратах ресурсов. Виды эфф-сти: - экономич., - соц-ная.,- экологич., - внешнеполитич.

ГРУППЫ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ЭФФЕКТ-СТИ госуд. упраления

1. Общий объём и расчет на душу населения ВВП, ВНП, НАЦ. ДОХОД.

2. Отраслевая стр-ра нац-ной эк-ки. Отрасли обеспеч. научно- технич. прогресс.

3. Пр-во осн. видов продукции на душу населения(удовл. населения продуктами)

4. Уровень жизни населения.оценивается по показателю ВВП на душу.

Для анализа уровня жизни исп. показатели:

-потребительская корзина, -прожиточный минимум, - средн. прод-сть жизни, -потребление на душу населения продуктов питания,- уровень квалификации трудовых ресурсов, - численность студентов и учащихся на 10000 чел.,- обеспеч. жильём.

Для определения кач-ва жизни есть показатель- индекс развития человеч. потенциала, состю из 3-ёх компонентов: прод-сть жизни, уровень образованности, уровень жизни.

Предмет и структура политологии

В самом общем виде политология – наука о политике и власти, их сущность и содержание. Основным объектом политологии является политика. Вопрос о предмете политологии трактуется неоднозначно.

В понимании данной проблемы выделяют следующие подходы:

1. Политология – наука, которая изучает деятельность государства, политических партий и др. общественных институтов, осущ-их связь в обществе. Данный подход был популярен в западной политологии, но в посл. время утрачивает свое влияние.

2. Политология – единая наука о политике, но она включает не все знания о политике, а только те, которые опираются на строго научные эмпирические термины, поэтому здесь исключены проблемы: история политической мысли, политич. психология и др. Такой подход развивается в США сторонниками бихевиоризма, которые отождествляют политологию с естественными науками, основанных на точных эмпирических и математических методах.

3. Политология – общая единая наука о политике во всех ее проявлениях. Этот подход сегодня является главенствующим.

В структуре политологии выделяют элементы:

1. Теория и методология политики – изучает и раскрывает главные философские вопросы политики, ее основы, основы полит. отношений, сущность и содержание власти.

2. Теория полит. систем и их элементов – исследует сущность, стр-ру и ф-ции полит. систем, характеристику осн-ых полит. институтов (гос-во, партия, общ-ые орг-ции и движения).

3. Теория управления социально-полит-им процессом – изучает цели и задачи и формы полит. руководства и управление в обществе. Изучает мех-змы принятия и реал-ции полит. решений.

4. История полит. учений и полит. идеология, которая раскрывает генезис политической науки, содержание основных идей, положений, роль и функции политической идеологии и политического сознания.

5. Теория международных отношений – рассматривает проблемы внешней политики государств, отношения между государствами и народами.

Функции политики:

1. определение цели для всего общества и составляющих его политических субъектов.

2. обеспечение общественного порядка.

3. выработка приемлемых для всех политических субъектов правил поведения

4. предотвращение, регулирование и разрешение правовых конфликтов

5. организация масс на решение поставленных задач

6. разработка принципов распределения материальных благ в обществе и их реализация



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 482; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.22.70.9 (0.048 с.)