Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Предмет и структура политологииСтр 1 из 15Следующая ⇒
Предмет и структура политологии В самом общем виде политология – наука о политике и власти, их сущность и содержание. Основным объектом политологии является политика. Вопрос о предмете политологии трактуется неоднозначно. В понимании данной проблемы выделяют следующие подходы: 1. Политология – наука, которая изучает деятельность государства, политических партий и др. общественных институтов, осущ-их связь в обществе. Данный подход был популярен в западной политологии, но в посл. время утрачивает свое влияние. 2. Политология – единая наука о политике, но она включает не все знания о политике, а только те, которые опираются на строго научные эмпирические термины, поэтому здесь исключены проблемы: история политической мысли, политич. психология и др. Такой подход развивается в США сторонниками бихевиоризма, которые отождествляют политологию с естественными науками, основанных на точных эмпирических и математических методах. 3. Политология – общая единая наука о политике во всех ее проявлениях. Этот подход сегодня является главенствующим. В структуре политологии выделяют элементы: 1. Теория и методология политики – изучает и раскрывает главные философские вопросы политики, ее основы, основы полит. отношений, сущность и содержание власти. 2. Теория полит. систем и их элементов – исследует сущность, стр-ру и ф-ции полит. систем, характеристику осн-ых полит. институтов (гос-во, партия, общ-ые орг-ции и движения). 3. Теория управления социально-полит-им процессом – изучает цели и задачи и формы полит. руководства и управление в обществе. Изучает мех-змы принятия и реал-ции полит. решений. 4. История полит. учений и полит. идеология, которая раскрывает генезис политической науки, содержание основных идей, положений, роль и функции политической идеологии и политического сознания. 5. Теория международных отношений – рассматривает проблемы внешней политики государств, отношения между государствами и народами. Функции политики: 1. определение цели для всего общества и составляющих его политических субъектов. 2. обеспечение общественного порядка. 3. выработка приемлемых для всех политических субъектов правил поведения 4. предотвращение, регулирование и разрешение правовых конфликтов
5. организация масс на решение поставленных задач 6. разработка принципов распределения материальных благ в обществе и их реализация Условия перехода к демократии 1. экономические предпосылки: высокий уровень экономического развития общества в целом, высокая степень урбанизации;развитая система массовых коммуникаций;рыночная конкурентная экономика 2. социальные предпосылки: относительно высокий уровень благосостояния граждан,сглаживание соц. Неравенства,соц. Плюрализм,наличие многочисленного и влиятельного среднего класса,грамотность населения, его образованность в целом Пути перехода к демократии: 1) расширение прав Парламента 2) соглашение полит. элит 3) партийный плюрализм Происхождение и сущность государства Гос-во – основной элемент политич. системы общества. Именно госуд-ая власть явл. высшей формой политич-ой власти. В широком смысле гос-во – это общность людей, проживающих на одной территории. В узком смысле: гос-во – системе организаций и учреждений, осуществляющих высшую суверенную власть на определенной территории. Концепции происхождения государства: 1. Теологическая – гос-во возникло по божьей воле 2. Патриархальная – гос-во является следствием соединения семей в племена, племен – в большие общности вплоть до гос-ва. 3. Соц-экономич – возникновение гос-ва связано с возникновением частной собственности и разделения общества на классы. Гос-во рассматривается как аппарат, с помощью которых господствующие классы эксплуатируют угнетенных. Факторы возникновения гос-ва: 1. развитие общественного разделения труда и выделение управленческого труда в отдельную отрасль 2. формирование и развитие частной собственности и разделение общества на классы 3. завоевание одних народов другими 4. рост численности и плотности населения, переход от кочевого образа жизни к оседлому. 5. антропологич. фактор: госуд-я форма организации изначально присуща самому человеку. 6. психологич. фактор: в качестве главного толчка к возникновению гос-ва рассматривается страх людей перед агрессией со стороны др. людей.
Типы политических партий Политические партии – добровольное объединение граждан, которое придерживается одной идеологии и ставит своей целью завоевание, удержание и использование власти. По месту в сис-ме гос. власти партии делятся на правящие и оппозиционные. Рассматривают партии по условиям деят-ти: легальные (разработаны официально и зарегистрированы), нелегальные (официально не зарегистрированы), полулегальные (официально не зарегистрированы, но не запрещены). По отношению к сущ-щему режиму выделяют партии: 1) революционные, кот-е стремятся к радикально кач-нымизм-ниям общ-ва; 2) реформистские, кот-е стремятся к улучшению жизни, но без особых потенциальных изм-ний; 3) консервативные, кот-е отстаивают сохранение сложившихся форм общ-ной жизни; 4) реакционные, кот-е стремятся к восст-нию отживших норм и порядков. Очень популярнымявл. деление партий на правые и левые. Левые выступают за передачу ср-в пр-ва в общ-ную собственность, за твердые соц. гарантии трудящимся (коммунисты, социал-демократы). Правые – за частную собственность, рыночные отношения (консерваторы и либералы). Центристские – и частная собственность, и государственная. В соответствии с организационными признаками политические партии делят на: - кадровые. Отличаются немногочисленностью и опираются на профессиональных политиков, ориентированы на участие и победу в выборах - массовые. Отличаются многочисленностью. Они имеют ярко-выраженную идеологическую направленность, занимаются пропагандой и воспитанием масс. В к.19в. стали возникать полит.партии, кот. трудно отнести к какому-либо из выше перечисленных. Их называют партиями новой волны. Их отличительные черты: + ориентация на общечеловеческие ценности +высокая степень свободы внутри самой партии. Типы избирательных систем Избирательная система – это совокупность установленных законом параметров, приемов и процедур, с помощью которых определяются результаты голосования и распределяются депутатские мандаты. Выделяют 3 вида избирательных систем: · Мажоритарная · Пропорциональная · Смешанная В основе мажоритарной системы лежит принцип большинства при определении рез-тов голосования. Избранным считается кандидат, получивший большинство голосов. Обычно выделяют мажоритарную систему абсолютного большинства и относительного большинства. При системе абсолютного большинства для избрания кандидату необходимо получить более 50% голосов. В случае необходимости при такой системе проводится 2-ой тур голосования (РБ). При системе относительного большинства кандидату необходимо набрать простое большинство голосов избирателей (США). Главный «+» мажоритарной системы – учет мнений большинства избирателей определенного округа. Кроме того, такая система позволяет создать относительно стабильную исполнительную власть. Эта система стимулирует объединение мелких партий в предвыборные блоки. Главный «-» системы – она не учитывает полит. волю всего населения округа. Голоса, поданные за кандидатов, получивших поражение, пропадают. Главное отличие пропорциональной системы – она основана не на принципе большинства, а на принципе пропорциональности между полученными голосами и завоеванными мандатами. Такая система существует в странах, где сложилось несколько полит. партий. Депутатские мандаты распределяются здесь не между отдельными депутатами, а между полит. партиями в соответствии с числом поданных за них голосов. Избиратели голосуют здесь за партийный список, т.е. за ту или иную полит. программу. Сущ-т различные виды списков. В нек-рых странах существует с-ма жестких (закрытых) списков (Россия, Португалия), т.е. избиратель голосует за весь список целиком, а избранными счит-ся кандидаты, находящиеся в списке первыми. Такая система дает преимущества лидерам, которые формируют партии. В нек-рых странах применяется с-ма открытых списков, т.е. избиратели голосуют за список, но могут изменять в них места кандидатов, отдавая свое предпочтение тому или иному кандидату. Избранными счит-ся кандидаты, получившие наибольшее число предпочтений. В Австрии и Дании существует с-ма полужестких списков, т.е. 1-ое место, завоеванное партией на выборах получает кандидат, находящийся в списках под №1, а остальные места распределяются в зависимости от предпочтений избирателей.Главный «+» пропорциональной с-мы – она учитывает полит. волю всего населения. Эта с-ма стимулирует многопартийность. Однако «-» этой с-мы – в условиях многопартийности очень сложно сформировать стабильное правительство. Такая с-ма не позволяет учитывать личные качества кандидата, т.к. избиратель голосует не за конкретного человека, а за партийный список. Смешанная избирательная с-ма соединяет в себе все «+» и «-» 2-х предыдущих систем. Одна часть избирается по мажоритарной с-ме относ-ного больш-ва, а вторая – по пропорциональной с-ме. Каждый избиратель здесь имеет 2 голоса: 1 за кандидата, 1 за партийный список. Голоса подсчитываются отдельно.
Либерализм и неолиберализм. Фундаментальный принцип либеральной идеологии - свобода человека как условие реализации им своих неотъемлемых жизненных прав. Либерализм во всех его проявлениях неизменно отстаивал требование индивидуальной свободы, достоинство человеческой личности и терпимости ко взглядом и убеждениям других людей. Основными политическими идеями сторонников либерализма были и остаются существование определенных «естественных» прав человека на жизнь, свободу, частную собственность, создание государства на основе общего консенсуса с единственной целью - сохранить и защитить естественные права человека; договорной характер отношений между государством и индивидом; ограничения объема и сфер деятельности государства; защищенность, прежде всего от произвола государства, частной жизни индивида, обеспечение свободы его действий во всех сферах общественной жизни. На раннем этапе развития либеральной идеологии была выдвинута идея «государства-ночного сторожа», суть которой состоит в том, что оно должно быть наделено лишь минимальными, самыми необходимыми функциями, обеспечивающими развитие частного предпринимательства, охрана порядка и защиту страны от внешней опасности. Не случайно именно в либеральной идеологии выдвинута идея приоритета гражданского общества над государством.
В экономической сфере идеология либерализма основывается на отождествлении свободы и частной собственности, которая рассматривается в качестве гаранта и меры свободы человека. В духовной области либералами провозглашается свобода взглядов, свобода совести, свобода волеизъявления. Они утверждают, что главными принципами устройства общества является индивидуализм, опоры на собственные силы, а не расчета благотворительность и гарантии государства. Либеральное мировоззрение можно в целом характеризовать как антиэтатистское, т.е. отрицательно относящееся к вмешательству государства в общественную жизнь. Идеология неолиберализма сформировалась в 30-е гг, ХХ в. Неолибералы выступают за государственное, доступное всем слоям медицинское обслуживание, бесплатное образования, дальнейшие расширение системы социального обеспечения, за политику прогрессивного налогообложения. Они отдают предпочтение государственному сектору в экономике. Неолиберализм проповедует принципы плюралистической демократии, призванной обеспечить учет интересов всех социальных общностей в области политической власти, т.е. речь идет о консенсусе управляющих и управляемых. По мнению либералов, подлинная демократия-это не правление народа, а свободная конкуренция между потенциальными политическими и государственными лидерами за голоса избирателей. Неолибералы ввели свое понимание справедливости. Это прежде всего политическая справедливость, т.е. равные политические права, все остальное зависит от самого человека. Понятия и функции СМИ Важной составной частью политики яв-ся массов. коммуникация. Политика как коллективная деятельность нуждается в постоянной связи м/у субъектами. СМИ представляют собой учреждение, созданное для открытой и публичной передачи с помощью специальных технических инструментов различных сведений другими лицами. Отличительными признаками СМИ яв-ся: 1)непостоянный характер аудитории, 2)Наличие специальных технических приборов, 3)непрямое, разделенное в пространстве и времени взаимодействие коммуникативных партнеров, 4)публичность. СМИ выполняет след. ф-ии: 1)Информационная ф-ия. Ее суть состоитв получении и распространении сведений о наиболее важных для граждан и органов власти событий. К политич. информации относятся сведения, которые имеют большую общественную значимость и требуют внимания со стороны гос. органов.
2)Образовательная. Она состоит в сообщении гражданам знаний о политике и политических явлений. 3)Политической социализации. СМИ помогает гражданам усваивать политические нормы, ценности и образцы поведения в сложившимся данном обществе. 4) Критики и контроля. Эту ф-ию кроме СМИ выполняет аппозиция. Критика СМИ основывается на авторитете общественного мнения. 5) Ф-ия артикуляции различных общественных интересов, т.е. СМИ обеспечивает представителям различных общественных групп возможность публично выражать свое мнение. 6)Мобилизационная. Она проявляется в побуждении людей к определенным политическим действиям и их вовлечение в политику. Виды политических кризисов ―кризис отношений законодат. и исполнит. власти, ―кризис доверия, т.е. кризис отношения власти и общества, ―парламентский кризис, ―правительственный кризис. В развитии политич. кризиса выделяют 3- фазы. 1) Скрытая (легитимная). Обнаруж-тся первые симптомы и причины возможн.кризиса. 2) Разгар(кульминация). Хар-но разрушение сис-мы, её переход в новое состояние. 3) Разрешение кризиса. Внутренние ―экономич-кие, выработка стратегии и тактики экономич. развития страны и её реализация. ―политические, обеспеч. целостности и сохранности того общ-ва в пользу котор. выступает данн. гос-во. ―социальная, т.е. обеспеч. нормальных условий жизнедеят-сти общ-ва. ―нормативно-правовая, принятие документов про общественню жизнь ―экологич. ф-ция. 2) внешние деят-сть гос-ва на международной арене ―оборона гос-ва, ―дипломатические переговоры ―внешнеэкономич. (торговля) ―Сотрудничество по решению глобальн. проблем. Эффек-сть управления означ. её результативность, достиж. наилучш. рез-тов, при min затратах ресурсов. Виды эфф-сти: - экономич., - соц-ная.,- экологич., - внешнеполитич. ГРУППЫ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ЭФФЕКТ-СТИ госуд. упраления 1. Общий объём и расчет на душу населения ВВП, ВНП, НАЦ. ДОХОД. 2. Отраслевая стр-ра нац-ной эк-ки. Отрасли обеспеч. научно- технич. прогресс. 3. Пр-во осн. видов продукции на душу населения(удовл. населения продуктами) 4. Уровень жизни населения.оценивается по показателю ВВП на душу. Для анализа уровня жизни исп. показатели: -потребительская корзина, -прожиточный минимум, - средн. прод-сть жизни, -потребление на душу населения продуктов питания,- уровень квалификации трудовых ресурсов, - численность студентов и учащихся на 10000 чел.,- обеспеч. жильём. Для определения кач-ва жизни есть показатель- индекс развития человеч. потенциала, состю из 3-ёх компонентов: прод-сть жизни, уровень образованности, уровень жизни. Предмет и структура политологии В самом общем виде политология – наука о политике и власти, их сущность и содержание. Основным объектом политологии является политика. Вопрос о предмете политологии трактуется неоднозначно. В понимании данной проблемы выделяют следующие подходы: 1. Политология – наука, которая изучает деятельность государства, политических партий и др. общественных институтов, осущ-их связь в обществе. Данный подход был популярен в западной политологии, но в посл. время утрачивает свое влияние. 2. Политология – единая наука о политике, но она включает не все знания о политике, а только те, которые опираются на строго научные эмпирические термины, поэтому здесь исключены проблемы: история политической мысли, политич. психология и др. Такой подход развивается в США сторонниками бихевиоризма, которые отождествляют политологию с естественными науками, основанных на точных эмпирических и математических методах. 3. Политология – общая единая наука о политике во всех ее проявлениях. Этот подход сегодня является главенствующим. В структуре политологии выделяют элементы: 1. Теория и методология политики – изучает и раскрывает главные философские вопросы политики, ее основы, основы полит. отношений, сущность и содержание власти. 2. Теория полит. систем и их элементов – исследует сущность, стр-ру и ф-ции полит. систем, характеристику осн-ых полит. институтов (гос-во, партия, общ-ые орг-ции и движения). 3. Теория управления социально-полит-им процессом – изучает цели и задачи и формы полит. руководства и управление в обществе. Изучает мех-змы принятия и реал-ции полит. решений. 4. История полит. учений и полит. идеология, которая раскрывает генезис политической науки, содержание основных идей, положений, роль и функции политической идеологии и политического сознания. 5. Теория международных отношений – рассматривает проблемы внешней политики государств, отношения между государствами и народами. Функции политики: 1. определение цели для всего общества и составляющих его политических субъектов. 2. обеспечение общественного порядка. 3. выработка приемлемых для всех политических субъектов правил поведения 4. предотвращение, регулирование и разрешение правовых конфликтов 5. организация масс на решение поставленных задач 6. разработка принципов распределения материальных благ в обществе и их реализация
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 482; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.22.70.9 (0.048 с.) |