Оценка и методы анализа риска. (30 вопрос) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Оценка и методы анализа риска. (30 вопрос)



Назначение анализа риска – дать потенциальным партнерам необходимые данные для принятия решений о целесообразности участия в проекте и предусмотреть меры по защите от возможных финансовых потерь. При этом используются следующие критерии:

1.потери от риска независимы друг от друга

2.потери по одному направлению из портфеля рисков необязательно увеличивают вероятность потери по другому

3.максимально возможный ущерб не должен превышать финансовых возможностей участника

Риск обычно делится на динамический (риск непредвиденных изменений стоимости основного капитала вследствие принятия управленческих решений или непредвиденных изменений рыночных или политических обстоятельств может привести как к потерям так и к дополнительным доходам) и статистический (риск потерь реальных активов вследствие нанесения ущерба собственности, а также потерь дохода из – за недееспособности организации. Приводит только к потерям).

Анализ рискавключает сбор и обработку данных по аспектам риска, качественный и количественный анализ риска

Качественный анализпредполагает: выявление источников и причин риска, этапов и работ, при выполнении которых возникает риск, т.е.: установление потенциальных зон риска; идентификацию (установление) всех возможных рисков; выяв­ление практических выгод и возможных негативных последствий, которые могут наступить при реализации содержащего риск ре­шения.

Количественный анализпредполагает численное определение отдельных рисков и риска проекта (решения) в целом.

Зоны риска:

1. Зона приемлемого (минимального) риска характеризуется уровнем потерь, не превышающим размеры чистой прибыли.

2. Зона допустимого (повышенного) риска характеризу­ется уровнем потерь, не превышающим размеры расчетной прибыли.

Осторожные предприниматели стараются действовать таким образом, чтобы возможная величина потерь не выходила за пре­делы допустимого риска.

3. Зона критического риска характеризуется тем, что в границах этой зоны возможны потери, величина которых превы­шает размеры расчетной прибыли, но не превышает размер ожидаемых доходов. Иначе говоря, зона критического риска характеризуется опас­ностью потерять не только прибыль, но и средства, вложенные предпринимателем в операцию.

4. Зона катастрофического (недопустимого) риска характеризуется тем, что в границах этой зоны ожидаемые потери способны превзойти размер ожидаемых доходов от операции и до­стичь величины, равной всему имущественному состоянию пред­принимателя (фирмы).

 

Методы оценки риска:

Суть статистического метода заключается в том, что изучается статистика потерь и прибылей, имевших место на данном или аналогичном производстве, устанавливается величина и частотность получения того или иного экономического резуль­тата и составляется наиболее вероятный прогноз на будущее. Статистический метод количественной оценки риска требу­ет наличия значительного массива данных, которые не всегда имеются в распоряжении предпринимателя. Сбор и обработка данных могут весьма дорого обойтись. Поэтому часто при недо­статке информации приходится прибегать к другим методам.

Суть экспертного метода заключается в получении количе­ственных оценок риска на основании обработки мнений опыт­ных предпринимателей или специалистов. Применение этого метода особенно эффективно при решении сложных неформализуемых проблемных ситуаций, когда неполнота и недосто­верность информации не позволяют использовать статистичес­кий или другие формализованные методы для количественной оценки риска. К недостаткам этого метода относятся отсутствие гарантий достоверности полученных оценок, а также трудности в прове­дении опроса экспертов и обработке полученных данных. Если второй недостаток относится к преодолимым трудностям, то первый имеет принципиальное значение.

Аналитический метод построения кривой рисканаиболее сложен т.к. лежащие в его основе элементы теории игр доступны только очень узким специалистам. Чаще используется подвид – анализ чувствительности модели. Он состоит из следующих шагов: выбор ключевого показателя, относительно которого и производится оценка чувствительности (внутр. норма доходности и чистый приведенный доход); выбор факторов (уровень инфляции и состояние экономики); расчет значения ключевого показателя на разных этапах осуществления проекта. Последовательность затрат и поступлений финансовых ресурсов дают возможность определить потоки денежных средств для каждого момента времени и определить показатели эффективности. Строится диаграмма, отражающая зависимость выбранных результирующих показателей от величины исходных параметров. Сопоставляя между собой полученные диаграммы можно определить ключевые показатели, которые в наибольшей степени повлияют на оценку доходности проекта.

 

ПЛАНИРОВАНИЕ ФИНАНСОВ

1. Цели, задачи и функции финансового планирования.

Финансовый план предприятия — это документ, отражающий объем поступления и расходования денежных средств, фиксирую­щий баланс доходов и направлений расходов предприятия, вклю­чая платежи в бюджет на планируемый период.

Рыночная экономика существенно изменила методологию финансового планирования, место и роль финансов в хозяйствен­ном механизме управления предприятием. Усилилась их стиму­лирующая роль в повышении эффективности производствен­но-хозяйственной деятельности. Финансовые планы перестали носить директивный характер. Процессы формирования, распре­деления и использования фондов денежных ресурсов стали ис­ключительной прерогативой самих предприятий. Новая методо­логия финансового планирования и контроля упорядочила фи­нансовые взаимоотношения между субъектами хозяйствования и бюджетом. В этом отношении процедура финансового планиро­вания упростились.

В то же время значительно повысилась ответственность фи­нансовых работников предприятий за качество принятых плано­вых решений. Увеличился риск при формировании стратегии раз­вития предприятия: работать прибыльно или стать банкротом. По­этому эффективность использования финансовых ресурсов стала главным критерием при выработке стратегии и тактики ведения хозяйственной деятельности, отборе тех или иных инновационных мероприятий, принятии инвестиционных решений.

Рыночная концепция управления предприятиями вызвала под­линный интерес руководителей и специалистов к зарубежным мо­делям финансового планирования. Владение этими моделями, средствами и методами финансового планирования вошло в число основных профессиональных требований, предъявляемых к руко­водителям и специалистам предприятий и объединений.

Финансовое планирование охватывает широкий спектр финан­совых отношений. Сюда входят следующие отношения:

• между предприятием и различными субъектами хозяйство­вания в процессе реализации продукции (работ, услуг) и при ком­мерческом кредитовании;

• собственниками предприятия, трудовыми коллективами и от­дельными работниками при оплате труда персонала предприятия;

• субъектами хозяйствования, входящими в объединение, и
самим объединением, а также между субъектами хозяйствования и
хозрасчетными подразделениями внутри них при формировании и
распределении централизованных фондов финансовых ресурсов,
предназначенных для решения общих задач;

• предприятиями, объединениями и государственным бюдже­том при внесении платежей в бюджет, внебюджетные фонды и по­лучении ассигнований из бюджета;

• предприятиями и коммерческими банками при получении и
погашении ссуд и при уплате процентов за кредит;

• предприятиями и страховыми организациями при страхова­нии имущества предприятий.

Финансовый план упорядочивает эти отношения, позволяет за­ранее предвидеть финансовые результаты деятельности предприя­тия и так организовать движение финансовых потоков, чтобы они служили достижению целей, предусмотренных стратегическим и тактическим планами.

Основная цель финансового планирования состоит в том, что­бы сбалансировать намечаемые расходы предприятия с финансо­выми возможностями.

В процессе финансового планирования решаются следующие задачи:

• определяются источники и размеры собственных финансо­вых ресурсов предприятия (прибыль, амортизационные отчисле­ния, устойчивые пассивы и др.);

• принимаются решения о необходимости привлечения внеш­них финансовых ресурсов за счет выпуска ценных бумаг, получе­ния кредитов, займов;

• определяется потребность предприятия в финансовых ре­сурсах, устанавливаются оптимальные для конкретной ситуации
пропорции распределения ресурсов на внутрихозяйственные нуж­ды или вложение их в другие предприятия и организации с целью
получения дивидендов, процентов, прибыли;

• уточняется целесообразность и экономическая эффектив­ность планируемых инвестиций;

• выявляются резервы рационального использования произ­водственных мощностей, основных фондов и оборотных средств в
целях максимально возможного повышения эффективности про­изводства, его рентабельности, получения прибыли;

• определяются финансовые взаимоотношения предприятия с
государственным бюджетом, банками, вышестоящими организа­циями.

Финансовое планирование на предприятии осуществляется планово-экономическим и финансовым отделами. Самостоятель­ные финансовые отделы (управления) создаются, как правило, на крупных и средних предприятиях. В состав отдела могут входить подразделения (сектор, бюро, группа) финансового планирования, анализа финансово-хозяйственной деятельности, организации расчетов, инкассации, кассовых операций и др.

Функции финансового отдела в области планирования:

• составление проектов финансовых планов предприятия со
всеми необходимыми расчетами с учетом максимальной мобили­зации внутрихозяйственных резервов, наиболее рационального
использования ресурсов;

• составление и представление в установленные сроки кредит­ных заявок и кассовых планов в учреждения банков и участие в их
рассмотрении;

• участие в составлении плана реализации продукции в денеж­ном выражении. Определение плановой суммы балансовой при­были на год и по кварталам и показателей рентабельности;

• составление совместно с планово-экономическим отделом
плановых расчетов различных фондов, образуемых из чистой при­были, и участие в составлении смет их расходования;

• определение плановой суммы амортизационных отчислений
с разделением их на полное восстановление (реновацию) основ­ных фондов и капитальный ремонт;

• участие в определении потребности собственных оборотных
средств по элементам и расчету нормативов оборотных средств;

• составление плана финансирования капитального ремонта
основных фондов;

• составление плана распределения балансовой прибыли и
амортизационных отчислений;

• участие в составлении плана финансирования НИОКР;

• выполнение расчетов по предъявлению претензий постав­щикам и подрядчикам;

• распределение квартальных финансовых показателей по ме­сяцам;

• доведение показателей финансового плана и вытекающих из
него заданий, лимитов и норм до структурных подразделений
предприятия;

• составление на месяц и внутримесячные периоды оператив­ных финансовых планов;

• составление оперативных планов реализации продукции
в денежном выражении и планов по прибыли;

• участие в составлении оперативных графиков отгрузки то­варной продукции;

• контроль за завозом товарно-материальных ценностей с це­лью предупреждения накапливания сверхнормативных запасов;

• обеспечение выполнения финансового, кредитного и кассо­вого планов;

• обеспечение платежей в государственный бюджет; уплата процентов по ссудам; взносы собственных средств в централизо­ванные отраслевые фонды; выдача заработной платы персоналу предприятия; оплата счетов поставщиков и подрядчиков; финан­сирование затрат, предусмотренных планом; осуществление опе­раций по счетам предприятия в банках;

• ведение ежедневного оперативного учета: реализация про­дукции, прибыль от реализации и других финансовых показате­лей; отказ покупателей от акцепта платежных требований; выпол­нение других показателей финансового плана.

2. Содержание финансового плана.

Финансовый план предприятия составляется в виде баланса доходов и расходов, а также расчетных форм для определения ста­тей баланса.

Баланс доходов и расходов состоит из следующих разделов:

• доходы и поступления средств;

• расходы и отчисления средств;

• платежи в бюджет;

• ассигнования из бюджета.

В связи с тем, что состав показателей финансового плана мо­жет быть различной степени детализации, форму финансового плана рекомендуется согласовать с вышестоящей организацией, а также органами, куда он может представляться (финансовые и налоговые органы). При этом следует помнить, что чем детальнее раскрыты его отдельные статьи, тем выше достоверность и обоснованность принятых финансовых плановых решений.

Финансовый план составляется на основе следующих данных:

• фактических данных бухгалтерского баланса на 1-е число
планируемого периода, а также за 2-3 года, предшествующих пла­нируемому периоду;

• показателей плана производства и реализации продукции;

• сметы затрат на производство или свода расходов пред­приятия на производство продукции, выполнение работ, оказа­ние услуг;

• сметы затрат на содержание объектов социальной и куль­турно-бытовой сферы предприятия,

• данных об объемах планируемых инвестиций и капиталь­ных вложений;

• сведений о движении основных фондов и оборотных средств;

• расчетов отпускных цен;

• норм амортизационных отчислений;

• нормативов собственных оборотных средств;

• ставок платежей в бюджет и отчислений во внебюджетные
фонды;

• лимитов расходов по отдельным статьям, например на фир­менную одежду, представительские и командировочные расходы, плата за выбросы вредных веществ в окружающую среду;

• результатов анализа выполнения плана за предшествующий
период;

• условий расчетов с покупателями продукции, поставщиками
материальных ресурсов, с банком по ссудам, с бюджетом по налогам.

3. Методика разработки финансового плана.

Алгоритм составления финансового плана включает следую­щие этапы:

• анализ финансового положения предприятия;

• планирование доходов и поступлений;

• планирование расходов и отчислений;

• проверку финансового плана (баланс доходов и расходов).
Рассмотрим содержание указанных этапов.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-15; просмотров: 382; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.150.163 (0.027 с.)