Проблема взаимоотношений принципала и агента и способы ее решения. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Проблема взаимоотношений принципала и агента и способы ее решения.



Проблема принципал-агент заключается в угрозе манипулирования агентом принципала при выполнении поручений и предписаний последнего. Введение принципала в заблуждение становится возможным на основе асимметричности информации и высоких издержек контроля над деятельностью агента. Эти три способа позволяют минимизировать разногласия между агентом и принципалом.

Первый способ решения проблемы – соревнования. Способ заключается в развитии конкуренции между агентами. В этой ситуации вознаграждается не достижение агентом заданного принципалом уровня, а достижение наивысшего относительно остальных агентов уровня. Сама эта идея конкуренции между агентами позволяет использовать самих же агентов для взаимного контроля. Использование состязательности имеет свои пределы:

1.Вознаграждение только победившего стимулирует выбор агентами наиболее рискованных стратегий. Это может побудить агентов идти и на очень высокий риск, который может обернуться негативными последствиями для всего предприятия.

2.Конкуренция среди агентов разрушает доверие в отношениях между ними и ставит под сомнение реализацию каких-то совместных проектов.

Второй способ – участие агента в результатах совместной деятельности. Этот способ предполагает выплату вознаграждения не фиксированного, а зависящего от результата деятельности фирмы. В частности сюда относят участие работников в прибыли компании. Третий способ - фирма как коалиция агентов. Данный способ радикально отличается от предыдущего. В этом случае сами функции принципала начинают оп очереди выполняться агентами. Принципал становится временно первым среди равных. В бизнесе такая форма встречается не часто, но в политике сама демократия предполагает это – смену по очереди. Властные отношения и делегирование агентами контролями над своими действиями не исчезают. Просто функции контроля и распределения задач выполняются поочередно участниками организации.

 

Институциональная природа и функции государства

Вслед за фирмой еще одним видом организации является государство. природа государства определяется властными отношениями, возникающими между гражданами и государственным аппаратом. Обычно распределение прав между гражданами и государством фиксируется в конституции, играющей роль социального контракта. Государство в рамках неоинституционального анализа рассматривается как институт, оказывающий влияние на величину трансакционных издержек. Представители неоинституционального направления считают основной функцией государства защиту и спецификацию прав собственности, что позволяет снизить трансакционные издержки и создать благоприятную среду для обмена. Функции гос-ва: - создание каналов и механизмов физического обмена товаров и услуг. -правоохранительная деятельность и выполнение роли «третьей» стороны в конфликтах. - производство общественных благ. - создание каналов обмена информацией.- разработка стандартов мер и весов. Деятельность гос-ва позволяет снизить издержки измерения качества обмениваемых товаров и услуг.

 

 

Типология государств. «Контрактное государство». «Эксплуататорское государство»

Существуют две идеальные модели государства. Первая модель, которую мы вслед за Д. Нортом называем «контрактной», возникает при решении всех вышеперечисленных проблем. Вторая модель, «эксплуататорская», описывает деятельность государства, если отсутствуют препятствия оппортунистическому поведению и государства, и граждан.

Контрактное гос-во - это такое государство, которое использует монополию на насилие только в рамках делегированных ему гражданами правомочий и в их интересах, а граждане рассматривают уплату налогов не как повинность, а как свою обязанность. В условиях не нулевых трансакционных издержек помимо функции защиты прав собственности государство начинает вмешиваться и в процесс их спецификации, ориентируясь на оптимальное распределение правомочий, описываемое теоремой Коуза. При каких предпосылках существует контрактное государство:1. Наличие четких конституционных рамок деятельности государства. 2. Существование механизмов участия граждан в деятельности государства. К политическим механизмам участия граждан в деятельности государства относятся процедуры демократии. 3. Существование ex ante института рынка как главного альтернативного механизма распределения прав собственности. Государство ориентируется на достижение такого распределения прав собственности, которое могло бы быть достигнуто на рынке при нулевых трансакционных издержках. 4. Наличие альтернативных механизмов спецификации и защиты прав собственности. Эксплуататорское государство использует монополию на насилие для максимизации собственного дохода (налоговых поступлений). Главной целью эксплуататорского государства при спецификации и защите прав собственности становится достижение такой «структуры собственности, которая максимизирует ренту правителя», даже если это достигается в ущерб благосостоянию общества в целом. Еще одна отличительная черта эксплуататорского государства заключается в важной роли, которую играет распределение потенциала насилия среди граждан. Ведь именно индивид или группа, обладающие наибольшим потенциалом насилия, контролируют государственный аппарат и присваивают монополию на применение насилия.

Граница» государства. «Провалы» государства.

«Граница» государства

Аналогично постановке вопроса о наличии предела в экспансии фирмы по отношению к рынку требуется объяснить существование пределов роста государства. Если учесть, что полная монополия государства на выполнение функций гаранта исполнения контрактов приводит к высоким трансакционным издержкам, принимающим форму высоких издержек подчинения закону, то разумно предположить, что государство выступает гарантом не во всех, а лишь в некоторых взаимодействиях.

Этот круг ограничивается теми сделками, гарантирование которых государством связано с меньшими издержками, чем те, которые возникают при обращении сторонами контракта к альтернативным гарантам. Например, сравнительный анализ различных стран показывает, что в одних странах все сделки, связанные с социальным и медицинским страхованием, гарантируются государством, тогда как в других странах социальное и медицинское страхование делегируется частным фирмам. То же самое верно и в отношении образовательных услуг. Это позволяет предположить, что при сравнении альтернативных механизмов гарантирования сделок следует принимать во внимание соотношение связанных с ними трансакционных издержек в конкретных экономических, социальных и политических условиях. Следовательно, не существует абсолютной границы государства и не существует оптимальных размеров государственного вмешательства в экономическую и социальную жизнь безотносительно к конкретным историческим реалиям. «Провалы» государства

• несоответствие доходов и расходов.;

• отсутствие четких критериев эффективности деятельности. В отсутствие таких четких критериев эффективности деятельности государства, каковым является прибыль для фирмы, государственные структуры подменяют их самостоятельно разработанными стандартами.

• высокая вероятность достижения результатов, отличных от поставленных. Рост информационных издержек и издержек мониторинга и контроля, сопровождающий развитие государства, создает предпосылки для систематического отклонения реализованных задач от поставленных. Приведенная выше модель, в которой стремление государства ограничить частное использование насилия может приводить к его эскалации, — лучшее тому подтверждение;

• неравномерное распределение ресурсов.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 1914; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.73.187 (0.005 с.)