Понятие «концепция». Дизайн-концепция – основа композиционной структуры среды. Приемы стимулирования творческих решений. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие «концепция». Дизайн-концепция – основа композиционной структуры среды. Приемы стимулирования творческих решений.



Дизайн-концепция – основная идея будущего объекта, формулировка его смыслового содержания как идейно-тематической базы проектного замысла, выражающая художественно-проектное суждение дизайнера о явлениях более масштабных, чем данный объект. Д.к. - целостная идеальная модель будущего объекта, описывающая его основные характеристики. Теоретическим обоснованиям работы над Д.к., стали положения о проблематизации задания на проектирование и тематизации. Эти этапы проектного анализа сравнимы с привычными приемами последовательного аналитического изучения подлежащего проектированию объекта, которое помогает понять пути решения проектной задачи. Отличие состоит в том, что для сложного дизайнерского объекта оба этапа связаны непредсказуемым образом и составляет в целом самостоятельный творческий раздел проектной работы, не имеющей аналогов в традиционных видах проектирования.

Дизайн-концепция состоит из четырех блоков:

1. Выработка профессиональной идеологии (результат проектного анализа);

2. Выработка системы принципов проектирования;

3. Формирование принципиальной модели, видимого образа объекта;

4. Предварительное обоснование, социально-экономическое решение проблемы. Естественно достижение целостности, завершенности главного замысла осуществляется поэтапно.

Существует иерахия становления концепции, которая складывается из трех пунктов: 1.Формулирование проектных проблем; 2. Формулирование проектных задач; З. Формулирование проектных требований.

Важно обратить внимание на цели и задачи концепции:

Дизайном является проектная художественно-техническая деятельность по разработке инновационных промышленных изделий, формированию гармоничной предметно-пространственной жилой, производственной и социально-культурной среды.

Основной целью настоящей Концепции является развитие дизайна как интегральной инновационной деятельности, обеспечивающей повышение конкурентоспособности экономики и рост качества жизни населения.

МЕТОДЫ СТИМУЛИРОВАНИЕ ТВОРЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ

Мозговой штурм

Названием «мозговой штурм» обозначают различные креативные технологии, направленные на поиск творческих идей. Несмотря на то, что таких технологий и методик несколько, между ними не делается различий. Причина, по-видимому, в том, что каждый консультант или команда, один раз, по наитию, нащупав какую-либо методику, ее постоянно использует и называет ее мозговым штурмом.

Главными условиями всех креативных технологий являются свободный поток идей, отсутствие критики пришедших идей, точнее, идеи сначала генерируются по принципу «чем больше, тем лучше», а критический их разбор осуществляется позже. Мозговой штурм – это технология коллективного творчества.

«Мозговой штурм» дает возможность объединить в процессе поиска решений очень разных людей.

Метод эвристического мышления – метод одиночек. Консультант садится один на один с белым листом бумаги и пишет на него все мысли, какие только приходят в голову. В принципе, метод лишен недостатков мозгового штурма – обдумывание идей может продолжаться сколь угодно долго, не надо собирать вместе несколько человек и стимулировать их к работе, а местом обдумывания может быть и ванна, и общественный транспорт. К тому же метод гораздо гибче, чем мозговой штурм – всегда можно отказаться от одной творческой идеи в пользу другой, пришедшей позже. Но творческих стимулов в этом методе гораздо меньше. Несмотря на это, он используется не реже, если не чаще, чем коллективный мозговой штурм.

Метод интервью

В данном случае для стимулирования творческой деятельности используется неформальное интервью с кандидатом, заказчиком, или любым другим человеком, выступающим в роли эксперта. С ним беседует консультант или команда консультантов, используя либо метод неформального интервью, либо слабо формализованные формы интервью.

Возможны любые комбинации этих методов. Допустим, несколько человек, каждый сам по себе, нарабатывает багаж идей методом эвристического мышления. После этого их обсуждение продолжается либо «за круглым столом» (используя технологии мозгового штурма), либо передаются друг другу для «самостоятельной работы».

Психофизиологическая и социально-культурная обусловленность цветовой гармонии.

Цветовые гармонии — определенное сочетание цветов, вызывающее эстетическое удовлетворение человека. По степени цветового контраста цветовые гармонии делятся на контрастные и нюансные. Контрастные гармонии — сочетание двух или нескольких цветов с большим или средним цветовым контрастом. Частным случаем контрастных гармоний являются гармонии дополнительных цветов.Нюансные гармонии — сочетание двух или нескольких цветов одного цветового тона, отличающихся по насыщенности илн яркости, а также двух или нескольких цветов с малым контрастом по цветовому топу, независимо от их насыщенности и яркости.

Основа построения цветовых гармоний — выявление доминирующего цвета, играющего основную роль в композиции, и обеспечение цветового равновесия. Основной цветовой тон выбирают исходя из психофизиологических, функциональных и эстетических требований. Его доминирующая роль определяется наибольшей площадью, яркостью, либо насыщенностью по сравнению с другими цветами, участвующими в композиции, либо местом расположения в поле зрения наблюдателя. Остальные цвета противопоставляются главному по цветовому тону, насыщенносги и светлоте в контрастных гармониях или сближаются по цветовой характеристике в нюансных. Для обеспечения цветового равновесия цвета наиболее насыщенные должны занимать меньшую площадь, а менее насыщенные — большую.

Психофизиологическое воздействие на человека оказывает ряд факторов: цветовой тон, насыщенность, яркость, светлота, цветная адаптация, освещенность, цветовые контрасты и гармония.

Различные цвета по-разному воспринимаются человеком: создают хорошее настроение или плохое, повышают или снижают активность. Воздействие цвета на психику человека основано на его свойствах иллюзорно производить впечатление простора или подавлять, создавать чувства тепла или холода, покоя или движения.

Более активно воздействуют на человека теплые цвета – красный, оранжевый, желтый и все родственные им цвета из цветовой гаммы. Они оказывают возбуждающее воздействие, увеличивают работоспособность, стимулируют умственную деятельность человека, улучшают его самочувствие, но снижают слуховую чувствительность, затрудняют перенесение высоких температур.

Холодные цвета, включающие все производные синего, оказывают пассивное, успокаивающее воздействие, предрасполагают к отдыху и раздумью.

К физиологически оптимальным относятся цвета, занимающие серединное положение между группами теплых и холодных цветов. Это зеленые, желто-зеленые и ахроматические (светло-серый). Белые и светло-серые цвета в больших количествах производят впечатление пустоты и холода, но в то же время являются хорошим фоном для ярких хроматических цветов.

Темные насыщенные цвета ассоциируются с тяжестью, вызывают цветовое утомление, светлые – ощущение легкости, света, повышают работоспособность. Чем больше занимаемая цветом поверхность, чем он ярче и насыщеннее, тем сильнее воздействие отдельного цвета.

Цвет способен иллюзорно изменять пропорции и размеры предметов и пространства. Например, мебель светлого цвета выглядит большей по размеру на темном фоне, и наоборот, темная мебель на светлом фоне кажется меньших размеров. Теплые насыщенные цвета (красный, оранжевый, желтый) воспринимаются как более близкие к наблюдателю, как выступающие; холодные (голубовато-зеленые, зеленовато-синие, синие) – как более удаленные, отступающие. Используя эти особенности цветового восприятия, можно зрительно отдалить изделия, расположенные на первом плане, и приблизить фон.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 1186; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.189.193.172 (0.005 с.)