Санитарно-гигиенические нормативы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Санитарно-гигиенические нормативы



показатели санитарно-гигиенических условий и качества окружающей среды, соблюдение которых обеспечивает человеку благоприятные для жизни и безопасные для здоровья условия существования.

120. Производственно-хозяйственные стандарты качества окружающей среды регламентируют экологически безопасный режим работы производственного, коммунально-бытового и других объектов. К данному визу стандартов качества окружающей среды относятся предельно допустимый выброс загрязняющих веществ в окружающую среду (ПДВ) и предельно допустимый сток (ПДС) загрязняющих веществ в водоемы конкретными источниками (предприятиями) той или иной территории.

 

Комплексные нормативы

 

1. Нормативы качества среды.
2. Требования к использованию природных ресурсов.
3. Нормативы предельно допустимого воздействия на окружающую среду.
4. Нормативы санитарных и защитных зон.


Нормативы качества среды.

В систему экологических нормативов и стандартов входят:
нормативы качества окружающей среды;
нормативы использования природных ресурсов;
нормативы предельно допустимого воздействия на окружаю­щую среду;
экологические стандарты;
нормативы санитарных и защитных зон.


Стандарты качества окружающей среды выступают как кри­терии ее состояния и определяются предельно допустимыми норма­тивами вредных воздействий, превышение которых создает угрозу для здоровья человека и биоты ландшафта. Первая группа – санитарно-гигиенические нормативы: нормы предельно допустимых концентра­ций вредных веществ в воздухе, воде, почве (ПДК).
Следующая группа нормативов устанавливает требования к ис­точнику вредного воздействия. Это нормативы ПДВ в атмосферу и ПДС в водные объекты, предельно допустимые уровни вредных физичес­ких воздействий (шума, облучения, радиационного воздействия и др.), разрешение на вывоз и захоронение твердых отходов.
Деятельность по нормированию допустимого загрязнения природ­ной среды (ПДК), в частности водных объектов, начала развиваться в 30-е годы, в связи с принятием «Правил об условиях сброса сточных вод в водоемы» (1939). Несколько позже, в 50-х годах, было начато нормирование предельно допустимого загрязнения атмосферы. Нор­мативы воздействия на природу в виде ПДВ и ПДС начали действовать в РФ с 70 – 80-х годов прошлого века.
Третья группа содержит нормы и правила, регламентирующие различные виды деятельности, включая использование ресурсов и охрану природы:
предельно допустимые нагрузки на окружающую природную среду (ПДН);
регламентирование рационального использования природных ресурсов;
разрешение на землепользование и лесопользование;
установление квот вылова рыбы и отстрела диких животных;
строительные и градостроительные правила;
нормативы санитарно-защитных зон;
экологические требования к технике, технологии, продукции;
требования к экологическому обоснованию хозяйственной деятельности;
лицензирование экологической деятельности.


Нормативы качества окружающей среды устанавливаются в целях сохранения экологических систем, генетического фонда растений, животных и безопасности жизнедеятельности населения. В новой редакции закона «Об охране окружающей среды» (2002) перечислены следующие виды нормативов качества окружающей среды:

нормативы химических показателей состояния среды, прежде всего предельнодопустимые концентрации (ПДК) химичес­ких веществ в воздухе, воде, почвах, растениях и т.д., вклю­чая радиоактивные вещества;
нормативы физических показателей состояния среды (ПДХ), в том числе радиоактивности, электромагнитности, вибрации, шума и т.д.;
нормативы биологических показателей состояния окружающей среды, в том числе видов и групп растений животных и других организмов, используемых как индикаторы при оценке каче­ства среды, а также нормативы предельно допустимых кон­центраций микроорганизмов.


Для территорий и акваторий с определенным режимом охраны, а также для особо охраняемых природно-территориальных и природно-антропогенных комплексов устанавливаются более строгие нормативы, с учетом природных региональных и локальных особенностей территории.


Требования к использованию природных ресурсов.
Нормативы использования (изъятия) природных ресурсов опреде­ляются с целью предупреждения истощения природных ресурсов, рационального их использования. Конкретным природопользователем устанавливаются нормативные объемы предельного использования (изъятия) природных ресурсов. Лимиты использования природных ресурсов устанавливаются на определенный срок по каждому виду используемых природных ресурсов.

Нормативы допустимого изъятия компонентов природной среды (ре­сурсные нормативы) устанавливаются с целью сохранения, предотвра­щения деградации и устойчивого функционирования природно-территориальных и природно-антропогенных комплексов. Порядок установления этой группы нормативов определяется законодательством о недрах, о жи­вотном мире, по охране природы и воспроизводству природных ресур­сов, природопользованию и Земельным, Водным, Лесным кодексами.

Нормирование использования и охраны водных ресурсов. Исполь­зование поверхностных, подземных внутренних, территориальных водных объектов регламентируется Водным кодексом РФ. Нормиро­вание заключается в установлении лимитов водопользования (водопотребления и водоотведения), разработке стандартов, нормативов и правил использования и охраны водных объектов.

Лимиты использования водных ресурсов – предельно допусти­мые объемы изъятия воды или сброса сточных вод устанавливаются по бассейнам рек, для определенного водопользователя и для субъекта РФ в целом.

Использование водных объектов может быть общим и специаль­ным. Общее – общедоступное открытое пользование, специальное – по лицензиям и договорам пользования. Экологические требования к качеству вод сформулированы в виде нормативов ПДК для различных типов водоемов –хозяйственно-питьевых, коммунальных и рыбохозяйственных. Воздействие на водоемы контролируется нормативами предельно допустимых сбросов (ПДС). Основное условие при уста­новлении ПДС – недопустимость превышения ПДК в сбросах. Воз­вратные сточные воды нельзя сбрасывать в хозяйственно-питьевые и коммунально-бытовые водоемы, в места купания, в акватории в ра­диусе 1 км от водопользования и водозабора. В рыбохозяйственных водоемах не должно быть превышение ПДК, начиная с контрольного створа, не более чем в 500 м от места сброса.

Нормативы использования лесных ресурсов. Использование лес­ных ресурсов регламентируется Лесным кодексом РФ и рядом поста­новлений Правительства РФ*. Нормативом использования лесных ресурсов, определяющим их изъятие, является расчетная лесосека – научно обоснованная норма рубок, устанавливаемая по группам ле­сов (хвойных, твердолиственных и мягколиственных) для хозяйства и в целом для субъекта РФ. Различают понятие лесосечный фонд и расчетная лесосека. Лимит (размер) заготовки древесины, вы­деленный лесопользователям на год, обозначают лесосечным фон­дом, арасчетная лесосека – норматив, при соблюдении которого должно обеспечиваться непрерывное, неистощимое и рациональное использование лесных ресурсов, возобновление леса и сохранение его функций.

Ограничения рубок главного пользования устанавливаются для ле­сов первой группы. Эти рубки нельзя проводить в лесах национальных парков, лесах, имеющих научное или историческое значение, памят­никах природы, лесопарках, городских лесах, зеленых зонах, лесах орехопромысловых зон, лесоплодовых насаждениях; в лесах первого и второго поясов зон санитарной охраны источников водоснабжения; лесах первой и второй зон округов санитарной охраны курортов, го­сударственных защитных лесных полосах, противоэрозионных, притундровых лесах.
В особо ценных лесных массивах и запретных полосах лесов, защи­щающих нерестилища ценных промысловых рыб, разрешены только санитарные рубки, рубки реконструкции и рубки при расчистке лес­ных площадей под здания и сооружения, прокладку трубопроводов, дорог, просек, противопожарных разрывов и т.д.
В лесах заповедников, на заповедных лесных участках и лесах пер­вой группы не допускается большинство рубок.
В лесах первой группы разрешено проводить выборочные и посте­пенные рубки, обеспечивающие возобновление основных пород и ус­тойчивость древостоев.
В лесах второй группы осуществляются все виды рубок главного пользования: сплошные, выборочные и постепенные, включая дли­тельно-постепенные и чересполосные постепенные. Цель рубок: ра­циональная эксплуатация лесов с целью заготовки древесины, возоб­новление леса ценными древесными породами, сохранение и восста­новление их средообразующих функций.
В лесах третьей группы также ведутся сплошные, постепенные и выборочные рубки, заготовка древесины. В целях видообновления леса при сплошных рубках должен сохраняться жизнеспособный подрост второго яруса, а также высадка лесных культур в течение двух-трех лет после рубки.


Нормативы использования и охраны животного мира.

Нормирова­ние использования и охраны биоты ландшафтов осуществляется в соответствии с законом «О животном мире». Отдельными постановле­ниями Правительства и нормативными актами установлены лимиты, стандарты, нормативы и правила использования и охраны животного мира, среды его обитания, которые разнятся в зависимости от отне­сения вида животных в Красную книгу РФ.
Пользование животным миром должно сопровождаться системой мер по его охране и воспроизводству. Оно осуществляется по лицен­зиям, которые могут быть долгосрочными, краткосрочными и разо­выми. Объекты животного мира предоставляются пользователю орга­нами государственной власти, собственниками ресурсов, либо РФ, либо субъектами РФ, в границах определенной территории или аква­тории на срок, оговоренный лицензией и договором на пользование ресурсом. Пользование природными ресурсами в РФ оплачивается.
Долгосрочные лицензии на пользование выдаются на объекты жи­вотного мира, отнесенные к объектам охоты, к объектам рыболов­ства, отдельно для видов, занесенных в Красную книгу РФ, и для других видов. Добыванием объектов животного мира считаются все виды деятельности, связанные с их изъятием из среды обитания.
Нормы изъятия различных видов животных устанавливаются в со­ответствии с их численностью, воспроизводством и охраной. В разных регионах РФ действуют различные нормы добычи от послепромысловой численности. Например, по лосю процент добычи колеблется от 10 до 25 %; по дикому северному оленю он составляет до 20 %; по ка­бану – от 30 % для северных территорий до 60 % в регионах Северного Кавказа; по косуле, снежному барсу, туру, сибирскому козерогу – до 10 %, по сайгаку до 20 % от общей предпромысловой численности. Нормы изъятия пушных зверей определяются процентом от их чис­ленности: соболь – 25, выдра – 5, бобер – 10 – 15 (северная и сред­няя тайга), 20 – 25 (южная тайга, смешанные леса и лесостепь). В от­дельных районах допускается добыча бобра до 50 – 80 %, однако это не содействует его возобновлению.
В целях сохранения и воспроизводства видов, занесенных в Крас­ную книгу РФ, пополнения их природных популяций допускается со­держание животных в искусственно созданной среде обитания.

Нормативы предельно допустимого воздействия на окружающую среду.
Нормативы предельно допустимого вредного воздействия на окру­жающую среду определяют: предельно допустимые выбросы в атмос­феру; предельно допустимые сбросы в воду; предельно допустимые уровни шума, вибрации, магнитных полей и других вредных физичес­ких воздействий; предельно допустимый уровень радиационного воз­действия; предельно допустимые нормы применения агрохимикатов в сельском хозяйстве, нормы (лимит) размещения отходов и т.д.

Виды экологического проектирования – проекты предельно до­пустимых выбросов в атмосферу (ПДВ), проекты предельно допусти­мых сбросов в водные объекты (ПДС), проекты лимитов размещения отходов. Устанавливаются как «технические» нормативы выброса вред­ного (загрязняющего) вещества в атмосферный воздух, так и пре­дельно допустимые выбросы. ПДВ и ПДС определяются как для ста­ционарных источников, так и их совокупности, т.е. для объекта в целом. Если по технологическим причинам ПДВ невозможно соблю­дать, разрабатываются временно согласованные выбросы (ВСВ). Раз­работка ПДВ и ВСВ осуществляется как в рамках процесса проек­тирования, так и для действующих производств. Порядок разработки и утверждения экологических нормативов выбросов и сбросов, лимитов использования природных ресурсов, размещения отходов обеспечены соответствующими законодательными и нормативными актами.

Нормативы допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду устанавливаются для субъектов хозяйственной и иной деятельно­сти с целью оценки и регулирования воздействий всех источников в пределах конкретной территории или акватории. Эти нормативы уста­навливаются по видам влияния хозяйственной деятельности и по сово­купному воздействию всех источников на определенную территорию или акваторию с учетом ее природных особенностей.

Нормативы образования отходов производства и потребления и ли­миты на их размещение устанавливают как для проектируемых объек­тов, так и для действующих производств с целью предотвращения загрязнения окружающей среды и изолирования отходов.

Нормативы допустимого воздействия на окружающую среду долж­ны обеспечивать соблюдение нормативов качества окружающей сре­ды с учетом природных особенностей территорий и акваторий. Для природопользователей устанавливаются следующие нормативы:

 

нормативы допустимых выбросов в атмосферу (ПДВ) и сбро­сов в воду (ПДС), а также микроорганизмов;
нормативы образования отходов производства и потребления и лимиты на их размещение;
нормативы допустимых физических воздействий (количество тепла, уровни шума, вибрации, ионизирующего излучение на­пряженности электромагнитных полей и иных физических воз­действий);
нормативы допустимого изъятия компонентов природной сре­ды – ресурсные нормативы;
нормативы допустимой антропогенной нагрузки на окружаю­щую среду.


Нормативы допустимых выбросов (ПДВ), сбросов (ПДС) и микро­организмов устанавливаются для стационарных, передвижных источ­ников воздействия субъектами хозяйственной деятельности и утверж­даются природоохранными органами. Они разрабатываются с учетом нормативов допустимой антропогенной нагрузки на среду, нормати­вов качества окружающей среды и технологических нормативов. Тех­нологические нормативы определяются для стационарных, передвиж­ных и иных источников с учетом существующих технологий, эконо­мических и социальных факторов. При невозможности соблюдения ПДС и ПДВ согласовываются лимиты на выбросы и сбросы (ВСВ и ВСС) по временным разрешениям. При этом планируется поэтапное достижение установленных нормативов допустимых выбросов и сбро­сов, согласованное с органами государственного управления охраной природы. Законодательно также разрешается устанавливать временно согласованные выбросы и сбросы химических веществ, в том числе радиоактивных, микроорганизмов и т.д. Помимо лимитов на выбросы и сбросы существуют другие лимиты природопользования.
Нормативы допустимых физических воздействий на окружающую среду устанавливаются для каждого источника воздействия с учетом нормативов допустимой антропогенной нагрузки на среду, нормати­вов качества окружающей среды, а также влияния других источников физических воздействий.




Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 362; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.232.160 (0.015 с.)