![]()
Заглавная страница
Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Эталон ответа к ситуационной задаче №1.
1. Язвенно-некротический энтероколит, перфоративный перитонит. 2. Клинические физикальные данные, обзорная рентгенография брюшной полости. 3. Оказание неотложных мероприятий в приемном покое ДСО, обеспечение экстренной транспортировки в детское хирургическое отделение. 4. Гормоны, жаропонижающие средства, начать инфузионную терапию.
Эталон ответа к ситуационной задаче №2 Диагноз: НЭК, разлитой перфоративный перитонит. Показана пункция брюшной полости с декомпрессией. После предоперационной подготовки показано оперативное лечение.
Эталон ответа к ситуационной задаче №3 Диагноз: НЭК, стадия предперфорации. Показана экстренное оперативное лечение.
Эталон ответа к ситуационной задаче №4 Диагноз: НЭК, I ст. Показано лечение в условиях соматического стационара. Наблюдение хирурга в динамике. Эталон ответа к ситуационной задаче №5 Диагноз: НЭК, разлитой перитонит, тотальный некроз тонкого кишечника. Выведение разгрузочной стомы. Ушивание, контрольная релапаратомия через 3-5 дней. 12. Перечень практических умений: 1. Оценка анамнестических сведений. 2. Выявление при клиническом обследовании ведущих симптомов НЭК. 3. Правильная оценка рентгенологической картиныПравильно оценить состояние новорожденного. 4. Оказание правильной мед. помощи на этапах лечения. 5. Зондирование пищевода и желудка 6. Контрастное исследование ЖКТ 7. Зондирование прямой кишки 8. Дренирование брюшной полости при перфоративном НЭК.
Занятие № 117 Тема: «Некротическо-язвенный энтероколит у детей. Диагностика. Дифференциальная диагностика». 2. Форма организации учебного процесса: практическое занятие 3. Методы обучения: объяснительно-иллюстрационный, словесно-логический, интерактивный. 4. Значение темы: обусловлено необходимостью иметь знания и умения по хирургии новорожденных. Хирургия новорожденных должна рассматриваться с позиции растущего организма, поэтому имеются особенности в клинической картине, диагностике и тактике лечения у детей с некротическо-язвенным энтероколитом. Цели обучения: - общая: ОК-1, ОК-4, ПК-1, ПК-2, ПК-3, ПК-4, ПК-5, ПК-6, ПК-7, ПК-9, ПК-11. - учебная: Знать: - закономерности роста и развития детского организма, - особенности течения и возможные осложнения наиболее распространенных заболеваний. - методы диагностики, современные методы клинического, лабораторного, инструментального обследования больных, - основные патологические синдромы и симптомы заболеваний, - международную классификацию болезней и проблем, связанных со здоровьем (МКБ-10), - диагностические критерии по выявлению неотложных и угрожающих жизни состояний, - современные диагностические и лечебные технологии в детской хирургии, алгоритмы лечебных мероприятий при наиболее часто встречающихся хирургических заболеваниях у детей и подростков, а также при жизнеопасных состояниях, - алгоритм патогенетической адекватной терапии при основных хирургических заболеваниях. - клинико-фармакологическую характеристику основных групп лекарственных препаратов и рациональный выбор конкретных лекарственных средств при лечении основных патологических синдромов заболеваний и неотложных состояний у детей и подростков, принципы профилактики детского и подросткового травматизма. Уметь: - собрать анамнез, провести опрос пациента или его родственников, физикальное обследование, оценить состояние пациента для оказания ему медицинской помощи; - провести первичное обследование систем и органов. Наметить объем дополнительных исследований для уточнения диагноза. - и нтерпретировать полученные результаты обследования, сформулировать клинический диагноз с учетом биохимических методов исследования. Знать норму и патологию при различных нозологиях, оценить состояние больного для принятия решения о необходимости оказания ему медицинской помощи. Установить приоритеты для решения проблем здоровья больного: критическое состояние, состояние с болевым синдромом, состояние с хроническим заболеванием. - поставить предварительный диагноз – систематизировать информацию о пациенте с целью определения патологии и причин, ее вызывающих; наметить объем дополнительных для получения достоверного результата, сформулировать клинический диагноз, разработать план консервативного и оперативного лечения, выявлять патологические синдромы, использовать алгоритм постановки диагноза с учетом МКБ-10, своевременно диагностировать неотложные и угрожающие жизни состояния. - разрабатывать план мероприятий, сформулировать показания к избранному методу лечения с учетом этиотропных и патогенетических средств, оценить эффективность и безопасность проводимого лечения. - при неотложных состояниях определить срочность выведения, путь введения, режим и дозу лекарственных препаратов или инструментального воздействия, создать условия пребывания детей, подростков и членов их семей в детском хирургическом стационаре с целью соблюдения гигиенического режима. Владеть: - навыками сопоставления клинических и морфологических данных, правильного ведения медицинской документации, - навыками постановки предварительного диагноза на основании сопоставления результатов клинических, лабораторных, функциональных исследований, - алгоритмом развернутого клинического диагноза (основного, сопутствующего) с учетом МКБ-10. - показаниями для плановой или экстренной госпитализации и оперативного лечения больных в зависимости от выявленной патологии, методами общеклинического обследования, интерпретацией результатов лабораторных, инструментальных методов диагностики, - алгоритмами плановых, лечебных мероприятий при основных хирургических заболеваниях у детей и подростков; основными лечебными мероприятиями по оказанию первой врачебной; - методами помощи при неотложных и угрожающих жизни состояниях, навыками организации санитарно-гигиенического режима пребывания детей, подростков и членов их семей в детском хирургическом стационаре.. 5. Место проведения практическогоучебная комната, палаты в стационаре, кабинет в поликлинике, рентгенологический кабинет, перевязочная, операционная, рентген кабинет, процедурный кабинет, смотровая комната. 6. Оснащение занятия: таблицы и слайды, видеокурс, набор рентгенограмм, муляжи, словарь терминов хирургии новорожденных, пациенты, негатоскоп. 7. Структура содержания темы.
Хронокарта практического занятия
8. Аннотация: Диагностика Диагностика НЭК, особенно в начальной стадии его развития (подозреваемый энтероколит), чаще всего основана на субъективной оценке неспецифических, клинических данных и в значительной мере определяется индивидуальными особенностями трактовки этих данных врачом. Правильный диагноз можно поставить, лишь учитывая весь комплекс имеющихся в каждом конкретном случае симптомов. Одним из основных, наиболее важных и объективных методов диагностики НЭК является рентгенологическое обследование. Клинические наблюдения показывают, что использование водорастворимого контрастного вещества – сернокислого сульфата бария у новорожденных неприемлемо из-за возникновения грозных осложнений аспирационного, обтурационного, а в ряде случаев перфоративного характера. Применение водорастворимых контрастных веществ ограничено из-за быстрой резорбции рентгенконтрастных веществ. С целью рентгенконтрастного исследования ЖКТ у больных НЭК применяют крахмалконтрастную смесь (ККС), в состав которой входит водорастворимые контрастные вещества и крахмал. У доношенных новорожденных используется ККС в объеме 10-15 мл и 5-7 мл – у недоношенных. Выполняется рентгенография в вертикальном положении ребенка через 2, 3 часа после введения ККС в желудок. При отсутствии НЭК крахмалконтрастная смесь через 2 часа после введения определялась в дистальном отделе тонкой кишки. На обзорных рентгенограммах можно увидеть следующие, характерные для НЭК, симптомы: Ø Расширение кишечных петель – наиболее частый симптом, обнаруживаемый не менее, чем у 55% больных уже в ранней стадии болезни. Значительное расширение кишечных петель и появление горизонтальных уровней свидетельствует о тяжести заболевания и его прогрессирующем течении. Ø Пневматоз кишечной стенки (интрамуральное скопление газа) является одним из наиболее важных радиологических признаков НЭК. Этот симптом чаще определяется в более поздних стадиях заболевания. Поскольку появление газа в стенке кишки связано с жизнедеятельностью микробов, находящихся в кишечнике, то пневматоз возникает чаще у детей, уже получавших энтеральное питание (84%), чем у пациентов, которые не кормились (16%). Абсолютно достоверен и тот факт, что, чем более обширно поражение кишечника, тем более выражен пневматоз. На рентгенограмме могут одновременно определяться два вида пневматоза – кистовидный, напоминающий скопление рыбьей икры, и линейный. Под линейным пневматозом подразумеваются тонкие полоски газа в субсерозном слое стенки кишки или внутри мышечного слоя. По мнению одних исследователей, пневматоз свидетельствует о необратимой фазе поражения кишечника, требующей экстренной хирургической помощи. Другие авторы полагают, что пневматоз не всегда предрекает перфорацию кишки, а поэтому при относительно стабильном состоянии больного возможно проведение консервативной терапии. Ø Газ в воротной вене – очень грозный признак, часто свидетельствующий о далеко зашедшем процессе. Предполагается, что газ в виде эмболов попадает в систему воротной вены из некротизированной кишечной стенки (с пневматозом) или образуется непосредственно в сосудистых капиллярах в результате проникновения в эти капилляры газ-продуцирующих бактерий (анаэробов). Наличие газа в системе воротной вены встречается у 61% детей с тотальным некрозом кишки и предопределяет неблагоприятный прогноз, поэтому наличие данного симптома является абсолютным показанием к хирургическому лечению. Ø Наличие неподвижной (статичной) петли кишки, не изменяющей свое положение на повторных снимках, свидетельствует о кишечной ишемии. Такие петли могут быть локализованными, единичными, или множественными, и расположенными в каком-либо отделе брюшной полости. Сопоставление рентгенограмм, сделанных с некоторым интервалом во времени (6 – 8 часов), помогают отдифференцировать обычное расширение кишечных петель от фиксированных и неподвижных участков. Многие исследователи считают этот симптом патогномоничным для некроза кишки, а соответственно позволяющим ставить показания к операции. Ø Снижение пневматизации и неравномерное газонаполнение кишечных петель объясняется тем, что в результате активной перистальтики кишечное содержимое продвигается из жизнеспособных отделов кишки в ишемически пораженные, в которых перистальтика либо снижена, либо полностью отсутствует. Эти отделы кишечника, как правило, бывают заполнены жидким содержимым, что также способствует снижению количества находящегося в них газа. Данный симптом не является определяющим в решении вопроса о необходимости оперативного вмешательства. Его выявление позволяет продолжить консервативную терапию с тщательным контролем за состоянием ребенка и изменением рентгенологической картины. Ø Внезапное появление на рентгенограммах признаков асцита, выявляемых у 11% больных, является неблагоприятным фактором, говорящим о реакции брюшины на бактериальный перитонит, о возможной прикрытой перфорации кишки. Сочетание асцита и появления газа в воротной вене сопровождается с высокой смертностью пациентов. Ø Токсическая дилатация толстой кишки – редкий рентгенологический симптом, чаще всего встречающийся у новорожденных с болезнью Гиршпрунга, осложненной некротическим энтероколитом. Ø Расширение желудка – еще один симптом НЭК, выявляемый на обзорных рентгенограммах и обусловленный как атонией желудка, вызываемой воздействием бактериальных токсинов, так и псевдообструкцией пилорического отдела в результате отека слизистой. Ø Пневмоперитонеум – скопление свободного газа в брюшной полости, чаще под куполами диафрагмы у детей с НЭК неопровержимо свидетельствует о перфорации полого органа. Однако, этот симптом выявлен лишь у 63% наших пациентов, у которых на операции была обнаружена перфорация. Отсутствие на рентгенограмме газа в свободной брюшной полости при наличии перфорации объясняется тем, что перфорация может быть прикрытой или "открываться" в карман или полость сальниковой сумки, изолированных от свободной брюшной полости. Все рентгенологические симптомы НЭК можно разделить на обратимое состояние кишки и на абсолютно необратимые изменения, требующие экстренной хирургической помощи. Ранние обратимые: повышение пневматизации, прогрессивное растяжение, расширение кишечных петель, утолщение кишечных стенок, и выпрямление кишок, задержка эвакуации контраста из тонкой кишки до 3-х часов, без симптома статичной кишки. Поздние необратимые: фиксированный пневмоперитонеум («кружева смерти»), затемнение латеральных каналов брюшной полости, завуализированность, снижение прозрачности изображения кишечных петель, пневматоз, наличие свободного газа, нарушение пассажа и наличие статичного, фиксированного участка ЖКТ, при исследование с ККС задержка контраста более 3-х часов с симптомом статичной кишки Всем детям с подозрением на НЭК необходимо производить УЗИ органов брюшной полости и забрюшинного пространства, которое позволяет выявлять инфильтраты, абсцессы, выпот в брюшной полости, пневматоз воротной вены и кишечной стенки. По нашим данным, в ряде случаев например, при наличии инфильтратов, УЗИ является единственно диагностически достоверным, и поэтому должно широко использоваться в диагностике НЭК.
9. Вопросы по теме занятия: 1.R-ген диагностика НЭК 2.Клиника некротического энтероколита 3.Консервативное лечение НЭК 4.Оперативное лечение НЭК 5.Дифференциальная диагностика НЭК 6.Реабилитация детей перенесших НЭК. Отдаленные результаты лечения. 10. Тестовые задания по теме:
1. НЕКРОТИЧЕСКИЙ ЭНТЕРОКОЛИТ НА СТАДИИ ПРОДРОМЫ ПРОЯВЛЯЕТСЯ РЕНТГЕНОЛОГИЧЕСКИ 1) повышенным, равномерным газонаполнением кишечника 2) неравномерным газонаполнением кишечника с уровнями 3) пневматозом кишечной стенки 4) гидроперитонеумом 5) газом в портальной системе печени
02. ПРИ НЕКРОТИЧЕСКОМ ЭНТЕРОКОЛИТЕ НА СТАДИИ ПРОДРОМЫ ОТСУТСТВУЕТ 1) срыгивание с желчью 2) непереваренный стул 3) задержка отхождения газов 4) выделение крови из прямой кишки 5) вздутый мягкий живот
3. ПРИ НЕКРОТИЧЕСКОМ ЭНТЕРОКОЛИТЕ НА СТАДИИ КЛИНИЧЕСКИХ ПРОЯВЛЕНИЙ ОТСУТСТВУЕТ 1) рвота с желчью 2) частый стул с патологическими примесями 3) пастозность нижних отделов брюшной стенки и наружных половых органов 4) вздутие живота с локальной болезненностью 5) свободный газ в брюшной
4. ПРИ НЕКРОТИЧЕСКОМ ЭНТЕРОКОЛИТЕ НА СТАДИИ КЛИНИЧЕСКИХ ПРОЯВЛЕНИЙ НА РЕНТГЕНОГРАММЕ ОТСУТСТВУЕТ 1) рисунок неравномерного газонаполнения кишечника с уровнями жидкости 2) локальное затенение брюшной полости 3) выпрямление контуров кишечных петель 4) пневмотоз кишечной стенки 5) свободный газ в брюшной полости
5. ПРИ НЕКРОТИЧЕСКОМ ЭНТЕРОКОЛИТЕ НА СТАДИИ ПРЕДПЕРФОРАЦИИ НЕТ 1) рвоты с желчью и кишечным содержимым 2) скудного стула с алой кровью 3) вздутого, болезненного живота 4) атонии желудка и кишечника 5) отсутствия печеночной тупости
6. ПРИ НЕКРОТИЧЕСКОМ ЭНТЕРОКОЛИТЕ НА СТАДИИ ПРЕДПЕРФОРАЦИИ НА РЕНГЕНОГРАММАХ НЕТ: 1) равномерного повышенного газонаполнения кишечника 2) локального затенения брюшной полости 3) гидроперитонеума 4) свободного газа в брюшной полости 5) пневматоза кишечной стенки
7. ПРИ НЕКРОТИЧЕСКОМ ЭНТЕРОКОЛИТЕ НА СТАДИИ ПЕРФОРАЦИИ НА РЕНТГЕНОГРАММАХ НЕТ 1) рвоты с желчью и кишечным содержимым 2) вздутого болезненного живота 3) атонии кишечника и желудка 4) локальной болезненности живота 5) отсутствия печеночной тупости
8. НЭК ЧАЩЕ ВСЕГО РАЗВИВАЕТСЯ У ДЕТЕЙ: 1) массой менее 1500 г 2) у доношенных детей, родившихся в асфиксии 3) у детей с атрезией пищевода 4) с пороками сердца 5) с хромосомными аномалиями
9. НЭК ЧАЩЕ ОСЛОЖНЯЕТ: 1) аномалии скелета 2) пороки ЖКТ 3) пороки почек 4) пороки ЦНС 5) все верно
10. АНТЕНАТАЛЬНАЯ ДИАГНОСТИКА НЭК: 1) возможна на ранних сроках 2) возможна на поздних сроках 3) невозможна 4) возможна на любых сроках 5) на сроках 20-22 недель гестации
Эталоны ответов к тестам по теме: 1. 3 2. 4 3. 5 4. 5 5. 5 6. 5 7. 3 8. 1 9. 5 10. 5 11.Ситуационные задачи по теме:
Ситуационная задача №1. В приемный покой ДСО доставлен ребенок К. 2,5 мес. Заболел месяц назад – отмечается частый жидкий стул с примесью крови. Находился на лечении в детском инфекционном отделении по поводу кишечной инфекции. Выписан с выздоровлением. 2 дня тому назад состояние ребенка ухудшилось: появилось вздутие живота, отсутствует стул, не отходят газы, была 2-х кратная рвота с примесью желчи. При осмотре состояние больного очень тяжелое, вялость, серость кожных покровов, температура тела 38, ЧД до 52 в минуту, ЧСС 160 в минуту. Обращает на себя болезненность при пальпации, имеется отек передней брюшной стенки, наружных половых органов. При перкуссии - отсутствие печеночной тупости. 1. О какой патологии необходимо подумать? 2. Укажите наиболее информативные методы обследования, позволяющие установить диагноз. 3. Какой должна быть тактика врача-педиатра приемного покоя соматического стационара? 4. Укажите объем необходимой медицинской помощи ребенку на этапе приемного покоя ДСО.
Ситуационная задача №2 Ребёнок родился от нормально протекавших беременности и родов в срок с массой тела 3500 г. Оценка по шкале Апгар 8—9 баллов. Состояние после рождения расценено как удовлетворительное, сосание активное, стул мекониальный. К концу 2-х суток состояние резко ухудшилось: ребёнок беспокоен, стонет, не сосёт, рвота с жёлчью. Кожные покровы бледные, с сероватым оттенком и мраморностью, акроцианоз. Дыхание частое, поверхностное, аритмичное. Сердечные тоны глухие, с частотой до 160 в минуту. Живот резко вздут, болезненный, напряжённый. Перистальтика кишечника не выслушивается. Перкуторно печёночная тупость не определяется. Стул и газы не отходят. Масса тела ребёнка 3200 г, в анализах крови: рН 7,21, рСО2 40 мм рт.ст., BE -13, Hb 185 г/л, Ht 68%, натрий плазмы 135 мЭкв/л, калий плазмы 5,2 мЭкв/л. Ваш предварительный диагноз, план обследования, тактика лечения?
Ситуационная задача №3 Ребенок с ЭНМТ (650гр) 14 сут, 23 нед гестации, находится с рождения в РАО, на АИВЛ, парентеральном питании. В течении последних суток появилось вздутие живота, застойное отделяемое по н/гастральному зонду, болезненность при пальпации, преимущественно в правых отделах живота, стул с прожилками крови. Проведено R-ген контрастное обследование с ККС. На серии R-гр (через 3,6 часов), определяется «статичная кишка», участки пневматоза. Свободного газа, уровней нет. Ваш предположительный диагноз? Тактика ведения? Ситуационная задача №4 Ребенок с ОНМТ (1852гр) 9 сут, 33 нед гестации, находится в ОПНД, на частичном энтеральном питании (усваивает по 5 мл смеси фрисопеп). В течении последних суток появилось вздутие живота, в умеренном колличестве застойное отделяемое по н/гастральному зонду, живот пальпации доступен во всех отделах, с-в раздражения брюшины нет. Стул после проведения очистительной клизмы отошел. Проведено R-ген контрастное обследование с ККС. На серии R-гр (через 3,6,12 часов), На утро ККС в rectum. Равномерное газонаполнение кишечных петель. Ваш предположительный диагноз? Тактика ведения? Ситуационная задача №5 Интрооперационно, у ребенка 2800гр, 31 нед гестации, по поводу НЭК перфорация полого органа, обнаружен тотальный некроз тонкого кишечника. Ваша тактика? Эталоны ответов на задачи по теме: |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; Нарушение авторского права страницы infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.85.57.0 (0.026 с.) |