Тема: «Ано-ректальные пороки развития. Свищевые формы ано-ректальных пороков».




ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема: «Ано-ректальные пороки развития. Свищевые формы ано-ректальных пороков».



2. Форма организации учебного процесса: практическое занятие

3. Методы обучения: объяснительно-иллюстрационный, словесно-логический, интерактивный.

4. Значение темы: обусловлено необходимостью иметь знания и умения по хирургии новорожденных. Хирургия новорожденных должна рассматриваться с позиции растущего организма, поэтому имеет особенность в клинической картине, диагностике, тактике лечения.

Цели обучения:

- общая: ОК-1, ОК-4, ПК-1, ПК-2, ПК-3, ПК-4, ПК-5, ПК-6, ПК-7, ПК-9, ПК-11.

- учебная:

Знать:

- закономерности роста и развития детского организма,

- особенности течения и возможные осложнения наиболее распространенных заболеваний.

- методы диагностики, современные методы клинического, лабораторного, инструментального обследования больных,

- основные патологические синдромы и симптомы заболеваний,

- международную классификацию болезней и проблем, связанных со здоровьем (МКБ-10),

- диагностические критерии по выявлению неотложных и угрожающих жизни состояний,

- современные диагностические и лечебные технологии в детской хирургии, алгоритмы лечебных мероприятий при наиболее часто встречающихся хирургических заболеваниях у детей и подростков, а также при жизнеопасных состояниях,

- алгоритм патогенетической адекватной терапии при основных хирургических заболеваниях.

- клинико-фармакологическую характеристику основных групп лекарственных препаратов и рациональный выбор конкретных лекарственных средств при лечении основных патологических синдромов заболеваний и неотложных состояний у детей и подростков, принципы профилактики детского и подросткового травматизма.

Уметь:

- собрать анамнез, провести опрос пациента или его родственников, физикальное обследование, оценить состояние пациента для оказания ему медицинской помощи;

- провести первичное обследование систем и органов. Наметить объем дополнительных исследований для уточнения диагноза.

- и нтерпретировать полученные результаты обследования, сформулировать клинический диагноз с учетом биохимических методов исследования. Знать норму и патологию при различных нозологиях, оценить состояние больного для принятия решения о необходимости оказания ему медицинской помощи. Установить приоритеты для решения проблем здоровья больного: критическое состояние, состояние с болевым синдромом, состояние с хроническим заболеванием.

- поставить предварительный диагноз – систематизировать информацию о пациенте с целью определения патологии и причин, ее вызывающих; наметить объем дополнительных для получения достоверного результата, сформулировать клинический диагноз, разработать план консервативного и оперативного лечения, выявлять патологические синдромы, использовать алгоритм постановки диагноза с учетом МКБ-10, своевременно диагностировать неотложные и угрожающие жизни состояния.

- разрабатывать план мероприятий, сформулировать показания к избранному методу лечения с учетом этиотропных и патогенетических средств, оценить эффективность и безопасность проводимого лечения.

- при неотложных состояниях определить срочность выведения, путь введения, режим и дозу лекарственных препаратов или инструментального воздействия, создать условия пребывания детей, подростков и членов их семей в детском хирургическом стационаре с целью соблюдения гигиенического режима.

Владеть:

- навыками сопоставления клинических и морфологических данных, правильного ведения медицинской документации,

- навыками постановки предварительного диагноза на основании сопоставления результатов клинических, лабораторных, функциональных исследований,

- алгоритмом развернутого клинического диагноза (основного, сопутствующего) с учетом МКБ-10.

- показаниями для плановой или экстренной госпитализации и оперативного лечения больных в зависимости от выявленной патологии, методами общеклинического обследования, интерпретацией результатов лабораторных, инструментальных методов диагностики,

- алгоритмами плановых, лечебных мероприятий при основных хирургических заболеваниях у детей и подростков; основными лечебными мероприятиями по оказанию первой врачебной;

- методами помощи при неотложных и угрожающих жизни состояниях, навыками организации санитарно-гигиенического режима пребывания детей, подростков и членов их семей в детском хирургическом стационаре..

5. Место проведения практическогоучебная комната, палаты в стационаре, кабинет в поликлинике, рентгенологический кабинет, перевязочная, операционная, рентген кабинет, процедурный кабинет, смотровая комната.

6. Оснащение занятия: таблицы и слайды, видеокурс, набор рентгенограмм, муляжи, словарь терминов хирургии новорожденных, пациенты, негатоскоп.

7. Структура содержания темы.

 

Хронокарта практического занятия

п/п Этапы практического занятия Продолжитель- ность (мин) Содержание этапа и оснащенность
11. Организация занятия Проверка посещаемости
22. Формулировка темы и целей Озвучивание преподавателем темы и ее актуальности, целей занятия
33. Контроль исходного уровня знаний и умений Тестирование или письменный опрос.
44. Раскрытие учебно-целевых вопросов по теме занятия Инструктаж обучающихся преподавателем (ориентировочная основа деятельности)
55. Самостоятельная работа** обучающихся: а) курация под руководством преподавателя; б) разбор курируемых пациентов; в) выявление типичных ошибок Работа: а) в палатах с пациентами; б) с историями болезни; в) демонстрация куратором практических навыков по осмотру, физикальному обследованию с интерпретацией результатов дополнительных методов исследования.
66. Итоговый контроль знаний (письменно или устно) Тесты по теме, ситуационные задачи
77. Задание к следующему занятию Учебно-методические разработки следующего занятия и методические разработки для внеаудиторной работы по теме
Всего:  

8. Аннотация:

Атрезия со свищом

Первоначальные клинические проявления атрезии со свищом в некоторых случаях практически не отличаются от клиники несвищевых форм, но, как правило (особенно у девочек), кишечная непроходимость не нарастает. Чаще всего наблюдаются свищи в половую систему, затем в мочевую и на промежность.

Свищ в половую системубывает исключительно у девочек. Обычно он открывается в преддверие влагалища, реже во влагалище и совсем редко в матку. Клиника атрезии со свищом в половую систему во многом зависит от локализации и диаметра свищевого отверстия. Основной признак соустья - выделение мекония и газов через половую щель. Если свищ короткий и достаточно широкий, а прямая кишка недоразвита незначительно, у ребенка отмечается более или менее регулярный самостоятельный стул в первые дни, недели и месяцы жизни. При введении прикорма или переходе на искусственное вскармливание самостоятельный стул становится реже, нарастают запоры, что приводит к развитию синдрома мегаколон. Многие родителей отмечают, что ребенок сильно тужится и беспокоится во время дефекации, имеются затруднения в отхождении фекалий, приходится применять очистительные клизмы.

Особое внимание следует обратить указать на атрезии со свищом во влагалище. Свищевое отверстие в этих случаях, как правило, узкое и не может функционировать как анальное отверстие (в отличие от ректовестибулярных свищей).

Диагностика атрезии со свищом в половую систему обычно не вызывает затруднений, аномалию выявляют при внешнем осмотре. Ректовестибулярный свищ локализуется в области ладьевидной ямки и бывает разного диаметра. Ректовагинальное соустье обычно открывается на медиальной поверхности задней стенки влагалища, несколько выше девственной плевы. Существует закономерность: при ректовестибулярных свищах атрезия прямои кишки в подавляющем большинстве случаев низкая, половые органы развиты нормально. Если соустье ректовагинальное, атрезия всегда высокая и часто сопровождается инфантилизмом наружных половых органов, зиянием половой щели, которые выражены тем ярче, чем выше локализуется свищ.

Для уточнения высоты расположения прямой кишки и оценки состояния вышерасположенных участков кишечника, необходимо проведение рентгенологического и ультразвукового исследований.

Свищ в мочевую систему (в мочевой пузырь или в уретру) наблюдается почти исключительно у мальчиков. Основной признак — отхождение мекония газов, через наружное отверстие мочеиспускательного канала. При сообщении прямой кишки с мочевым пузырем меконий постоянно поступает в мочевой пузырь и смешивается с мочой, которая оказывается окрашенной в зеленоватый цвет. Последние порции мочи окрашены более интенсивно. Их выделение сопровождается отхождением газов, скопившихся в мочевом пузыре. Вне акта мочеиспускания газы не выделяются, т.к. сфинктер пузыря удерживает их.

При сообщении прямой кишки с уретрой выделение мекония и газов с мочой более скудное. Меконий, не успевший раствориться, выбрасывается в начале мочеиспускания почти не измененным, а последние порции мочи, как правило, прозрачные. Газы отходят через уретру и вне акта мочеиспускания, поскольку никакой сфинктерный аппарат их не удерживает.

Диагностикасвищей в мочевую систему значительно сложнее, чем диагностика свищей в половую систему. Клинические симптомы могут отсутствоватъ или остаться незамеченными, поскольку свищевой ход узкий. Кроме того, просвет может быть закупорен слизью или мекониевой пробкой. Повышенная настороженность в отношении мочевых свищей должна при всех высоких атрезиях! В некоторых случаях свищ диагностируют на рентгенограмме, выполненной в положении ребенка «вниз головой», обнаруживая «воздушный свищевой ход» или же газ, проникший через свищ в мочевой пузырь.

Диагностику свища в мочевую систему облегчает уретроцистография. Чаще контрастируется лишь часть свища в виде дивертикула, а затека контрастного вещества в прямую кишку минимально.

Свищ на промежность наблюдается чаще у мальчиков, чем у девочек . У последних промежностные свищи обычно бывают короткими и широкими. У мальчиков протяженность и ширина свища сильно варьирует. Наружное отверстие свища может открываться в непосредственной близости от нормального места соответствующего расположению заднего прохода, а также на мошонке или на половом члене.

Диагностика. Диагностика свища на промежность более легкая, чем свищей в половую систему. Применяют клиническое обследование; зондирование свищевого хода, рентгеноконтрастное обследование ребенка.

Врожденная персистирующая клоака — клоакальная форма атрезии, наименее более сложный из всех аноректальных пороков развития. Сохраняется урогенитальный синус, который через свищ сообщается с атрезированной прямой кишкой. Во время осмотра обнаруживают отсутствие заднепроходного отверстия. В месте, где должно быть наружное отверстиемочеиспускательного канала или влагалища, находится одно отверстие, из которого выделяется меконий, что является выходом клоаки, в которую открывается уретра, влагалище прямая кишка.

Сочетанные пороки развития.При атрезии заднего прохода и прямой кишки часто встречается сочетанная врожденная патология. Наблюдаются различные комбинации. Нередко атрезии сопутствуют несколько других патологий (пороки сердца и дыхательной системы, вышележащих отделов пищеварительного тракта, мочеполовой системы и дистального отдела позвоночника и др). Особый интерес представляют встречающиеся наиболее часто сопутствующие пороки развития мочеполовой системы и дистального отдела мочеточника (дистопия, мегауретер, врожденный гидронефроз, гипоплазия почки с вторичным сморщиванием, нейрогенный мочевой пузырь, гипоспадия, удвоение влагалища, стеноз уретры, удвоение почки и мочеточника, ретрокавальный мочеточник, удвоение уретры, крипторхизм, уретероцеле, агенезия копчика и др.). Поэтому должна быть ранняя диагностика не только структурных изменений в мочевых путях, но и функциональных расстройств, например, пузырно-мочеточникового рефлюкса, который очень рано может привести к гидронефротической трансформации почки. Для этого необходимо выполнение экскреторной урографии, микционной цистографии, ультразвукового исследования.

При сопутствующих пороках развития крестцово-копчикового отдела.





Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.215.185.97 (0.014 с.)