ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Перечислить основные этапы эмбриогенеза ЖКТ.



2. Схема нормального поворота кишечника.

3. Роль тератогенных факторов в развитии врожденных пороков ЖКТ.

4. Механизмы формирования пороков развития пищевода, кишечника с позиции дисэмбриогенеза.

5. Классификация пороков развития пищевода

6. Клиника атрезии пищевода.

7. Современные методы диагностики врожденных аномалий пищевода.

8. Дифференциальная диагностика и лечение пороков развития пищевода.

 

10. Тестовые задания по теме

1. НАИБОЛЕЕ ГРОЗНЫМ ОСЛОЖНЕНИЕМ РАННЕГО ПОСЛЕОПЕРАЦИОННОГО ПЕРИОДА У НОВОРОЖДЕННЫХ С АТРЕЗИЕЙ ПИЩЕВОДА ЯВЛЯЕТСЯ

1) синдром дыхательных расстройств

2) гипотрофия

3) несостоятельность швов анастомоза

4) стеноз пищевода

5) нарушение гемостаза

 

2. ПИЛОРОСПАЗМ ПРОЯВЛЯЕТСЯ СИМПТОМОМ

1) срыгивания,периодической спонтанной рвоты с рождения

2) рвотой створоженным молоком с 2 – 4 недели жизни

3) рвотой в горизонтальном положении

4) поносами

5) полиурией

 

3. ПРЕДЕЛЬНОЕ РАССТОЯНИЕ МЕЖДУ СЕГМЕНТАМИ ПИЩЕВОДА ДЛЯ НАЛОЖЕНИЯ ПРЯМОГО АНАСТОМОЗА ПРИ АТРЕЗИИ ПИЩЕВОДА ДОЛЖНО СОСТАВЛЯТЬ

1) 0,5 см

2) 1,0 см

3) 1,5 см

4) 2,0 см

5) 2,5 см

 

4. СИНДРОМ «АСФИКТИЧЕСКОГО УЩЕМЛЕНИЯ» ЧАЩЕ ВОЗНИКАЕТ ПРИ

1) истинной грыже собственной диафрагмы

2) релаксации диафрагмы

3) грыже пищеводного отверстия диафрагмы

4) ложных диафрагмальных грыжах

5) параэзофагеальных грыжах

 

5. ПОНЯТИЕ «СИНДРОМ АСФИКТИЧЕСКОГО УЩЕМЛЕНИЯ» НЕ ВКЛЮЧАЕТ

1) одышку

2) гипертермический синдром

3) беспокойство ребенка

4) цианоз

5) участие в дыхании вспомогательной мускулатуры

 

6. НАИБОЛЕЕ ПРАВИЛЬНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ НОВОРОЖДЕННОГО С АТРЕЗИЕЙ ПИЩЕВОДА ПРИ ТРАНСПОРТИРОВКЕ

1) горизонтальное

2) вертикальное

3) с приподнятым тазовым отделом

4) на правом боку

5) на животе

 

7. ПРИ СИНДРОМЕ ВНУТРИГРУДНОГО НАПРЯЖЕНИЯ У НОВОРОЖДЕННЫХ НЕТ

1) смещения средостения в сторону, противоположную патологии

2) нормального топографического расположения органов средостения

3) расширения межреберных промежутков на стороне поражения

4) поражения одной половины грудной клетки

5) отсутствия дыхания на стороне поражения

 

8. СИНДРОМ «АСФИКТИЧЕСКОГО УЩЕМЛЕНИЯ» ПРИ ДИАФРАГМАЛЬНОЙ ГРЫЖЕ ВЫЗВАН

1) ущемлением петель тонкой кишки

2) ущемлением толстой кишки

3) смещением сердца

4) сдавливанием легкого

5) сдавливанием легкого,смещением органов средостения

 

9. ПРИ ДИАФРАГМАЛЬНОЙ ГРЫЖЕ У НОВОРОЖДЕННОГО С «АСФИКТИЧЕСКИМ УЩЕМЛЕНИЕМ» НЕ МОЖЕТ БЫТЬ

1) цианоза

2) беспокойства

3) смещения средостения

4) вздутия живота

5) тахикардии

 

010. ВИД ДИАФРАГМАЛЬНОЙ ГРЫЖИ, ПРИ КОТОРОЙ НАИБОЛЕЕ ЧАСТО РАЗВИВАЕТСЯ СИНДРОМ «АСФИКТИЧЕСКОГО» УЩЕМЛЕНИЯ

1) френоперикардиальная грыжа

2) ретроградная френоперикардиальная

3) задний щелевидный дефект диафрагмы

4) грыжа переднего отдела диафрагмы

5) пароэзофагиальная грыжа

 

Эталоны ответов к тестовым заданием по теме:

  1. 3
  2. 1
  3. 4
  4. 4
  5. 2
  6. 4
  7. 2
  8. 1
  9. 3

10. 3

 

11. Ситуационные задачи по теме:

Задача №1.

Родился ребенок массой 2600г., мальчик. Через три часа после рождения дежурная м\с отметила скопление слизи в полости рта и цианоз носогубного треугольника. После отсасывания слизи вновь появились пенистые выделения в углах рта, цианоз усиливается, одышка.

Приглашен педиатр.

1. О каком заболевании можно подумать у больного?

2.Опишите все действия педиатра роддома для уточнения диагноза.

3.Дальнейшая тактика.

 

Задача №2.

Родился мальчик массой 3200г. При рождении оценка по шкале Апгар 6-7 баллов. Отмечен акроцианоз, цианоз носогубного треугольника, значительное скопление пенистой слизи в полости рта, носовых ходов, нарастает одышка.

Приглашен педиатр.

1. Какую неотложную помощь необходимо оказать ребенку?

2. Какие методы исследования следует применить в роддоме для уточнения диагноза?

3. Какова должна быть дальнейшая тактика?

 

Задача №3.

Ребёнок 7 дней поступил в ДХО с жалобами на прогрессивное ухудшение состояния, нарастание цианоза, поверхностное дыхание, аритмичное, иногда с периодами урежения до 15-25 дыхательных движений в 1 минуту. Рвота 1 -2 раза в день.

При объективном осмотре обращает на себя внимание участие вспомогательной мускулатуры, западение грудины. При вдохе -воронкообразное втяжение эпигастральной области (больше слева).При аускультации в левой половине грудной клетки выслушиваются перистальтические шумы.

На рентгенограмме видно затемнение в левой плевральной полости и резкое смещение средостения вправо.

Задания:

1. Поставьте диагноз.

2. Раскройте содержание понятия «асфиксическое ущемление».

3. Какие методы исследования необходимы для уточнения диагноза?

4. Какова тактика врача?

5. Реабилитация больного с данной патологией.

 

Задача №4.

У новорожденного через 6 часов после рождения постепенно стали нарастать симптомы дыхательной недостаточность: одышка, цианоз, тахикардия. Левая половина грудной клетки несколько выбухает, отстает в акте дыхания. Аускультативно отмечается смещение сердца вправо, слева выслушивается «булькающие шумы». На обзорной рентгенограмме органов грудной клетки средостение смещено вправо, левый купол диафрагмы не дифференцируется, слева до второго ребра определяются разнокалиберные воздушные полости.

Задания:

1. Поставьте диагноз

2. С какими заболеваниями необходимо провести дифференциальную диагностику?

3. Лечебная тактика в условиях районной больницы?

4. Как изменится ваша тактика при прогрессивно нарастающих симптомах дыхательной недостаточности.

5. Лечебная тактика в условиях краевого центра детской хирургии.

 

Задача №5.

Детский хирург вызван на консультацию в роддом. Три дня назад путем кесарева сечения родился мальчик с массой 4000г. Наблюдалось тугое обвите пуповины. У ребенка срыгивание после кормления, периодически – вздутие живота, стул – после стимуляции. Отмечается тремор подбородка, верхних конечностей. Выражены «пяточные стопы». Живот умеренно вздут. Рвота после кормления, необильная, без примеси желчи.

3. Ваш предположительный диагноз?

4. Ваши рекомендации по уточнению диагноза и план обследования?

 

Эталоны ответов на задачи по теме

Эталон ответа к задаче №1.

4.Атрезия пищевода.

5.После удаления слизи из ротовой полости, верхних дыхательных путей, дачи кислорода провести зондирование пищевода, желудка (зонд не менее 24 см).

6.При установлении данного диагноза:

А) создать оптимальные условия микроклимата;

Б) не кормить, не поить;

В) обеспечить экстренную транспортировку ребенка в клинику детской хирургии для оперативного лечения (в оптимальных условиях транспортировки).

 

Эталон ответа к задаче №2.

4.Удалить слизь из ротовой полости, верхних дыхательных путей, обеспечить условия микроклимата (кювез), дать увлажненный кислород.

5.Провести зондирование пищевода, желудка (зонд не менее 24 см).

6.При постановке диагноза «Атрезия пищевода» не кормить, не поить, обеспечить оптимальные условия транспортировки в детское хирургическое отделение для оперативного лечения.

 

Эталон ответа к задаче №3.

1. 1. ВПР: Левосторонняя диафрагмальная грыжа.

2. 2. Симптомы сердечно-сосудистой и дыхательной недостаточности.

3. 3. Рентгеноконтрастное исследование ЖКТ.

4. 4. Предоперационная подготовка, оперативное лечение, послеоперационное лечение.

5. 5. Реабилитация: диспансерное наблюдение в течении года у врача детского хирурга, врача педиатра поликлиники, общеукрепляющее лечение и профилактика инфекционных заболеваний органов дыхания.

 

Эталон ответа к задаче №4.

1. Врожденная диафрагмальная грыжа слева.

2. С поликистозом легкого, который имеет клапанный механизм.

3. Для уменьшения явлений дыхательной недостаточности необходимо возвышенное положение ребенка, введение назогастрального зонда для декомпрессии желудка, подведение к дыхательным путям ребенка увлажненного кислорода, транспортировка в специализированное детское хирургическое отделение.

4. При прогрессивно нарастающих явлениях дыхательной недостаточности в результате асфиктического ущемления показана, вызов хирурга по сан. авиации операция по жизненным показаниям в условиях районной больницы, сущность которой заключается в низведении из плевральной полости органов брюшной полости, пластике диафрагмы. При резком недоразвитии брюшной полости и угрожающем повышении внутрибрюшного давления следует ушить только брюшину и кожу, сформировав таким образом послеоперационную вентральную грыжу.

5. В условиях Краевого Центра Детской Хирургии операция показана сразу после установления диагноза.

 

Эталон ответа к задаче №5.

3. Синдром вегето-висцеральных нарушений функции ЖКТ. (ППЦНС).

4. Консультация невролога. Лечение ППЦНС, включая спазмолитики. Обследование: обзорная рентгенография органов брюшной полости, контрастная рентгенография ЖКТ.

12. Перечень практических умений:

7. Оценка анамнестических сведений.

8. Выявление при клиническом обследовании ведущих симптомов пороков развития ЖКТ.

9. Правильная оценка рентгенологической картины, показателей лабораторных исследований.

10. Правильная оценка состояния новорожденного.

11. Оказание правильной мед. помощи на этапах лечения.

12. Оценка адекватности лечения новорожденного.

Занятие № 111





Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.239.242.55 (0.012 с.)