Тема: «Врожденная кишечная непроходимость. Лечение врожденной кишечной непроходимости».




ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема: «Врожденная кишечная непроходимость. Лечение врожденной кишечной непроходимости».



2. Форма организации учебного процесса: практическое занятие

3. Методы обучения: объяснительно-иллюстрационный, словесно-логический, интерактивный.

4. Значение темы: обусловлено необходимостью иметь знания и умения по хирургии новорожденных. Хирургия новорожденных должна рассматриваться с позиции растущего организма, поэтому имеются особенности в клинической картине, диагностике и тактике лечения у детей с низкой врожденной кишечной непроходимостью.

Цели обучения:

- общая: ОК-1, ОК-4, ПК-1, ПК-2, ПК-3, ПК-4, ПК-5, ПК-6, ПК-7, ПК-9, ПК-11.

- учебная:

Знать:

- закономерности роста и развития детского организма,

- особенности течения и возможные осложнения наиболее распространенных заболеваний.

- методы диагностики, современные методы клинического, лабораторного, инструментального обследования больных,

- основные патологические синдромы и симптомы заболеваний,

- международную классификацию болезней и проблем, связанных со здоровьем (МКБ-10),

- диагностические критерии по выявлению неотложных и угрожающих жизни состояний,

- современные диагностические и лечебные технологии в детской хирургии, алгоритмы лечебных мероприятий при наиболее часто встречающихся хирургических заболеваниях у детей и подростков, а также при жизнеопасных состояниях,

- алгоритм патогенетической адекватной терапии при основных хирургических заболеваниях.

- клинико-фармакологическую характеристику основных групп лекарственных препаратов и рациональный выбор конкретных лекарственных средств при лечении основных патологических синдромов заболеваний и неотложных состояний у детей и подростков, принципы профилактики детского и подросткового травматизма.

Уметь:

- собрать анамнез, провести опрос пациента или его родственников, физикальное обследование, оценить состояние пациента для оказания ему медицинской помощи;

- провести первичное обследование систем и органов. Наметить объем дополнительных исследований для уточнения диагноза.

- и нтерпретировать полученные результаты обследования, сформулировать клинический диагноз с учетом биохимических методов исследования. Знать норму и патологию при различных нозологиях, оценить состояние больного для принятия решения о необходимости оказания ему медицинской помощи. Установить приоритеты для решения проблем здоровья больного: критическое состояние, состояние с болевым синдромом, состояние с хроническим заболеванием.

- поставить предварительный диагноз – систематизировать информацию о пациенте с целью определения патологии и причин, ее вызывающих; наметить объем дополнительных для получения достоверного результата, сформулировать клинический диагноз, разработать план консервативного и оперативного лечения, выявлять патологические синдромы, использовать алгоритм постановки диагноза с учетом МКБ-10, своевременно диагностировать неотложные и угрожающие жизни состояния.

- разрабатывать план мероприятий, сформулировать показания к избранному методу лечения с учетом этиотропных и патогенетических средств, оценить эффективность и безопасность проводимого лечения.

- при неотложных состояниях определить срочность выведения, путь введения, режим и дозу лекарственных препаратов или инструментального воздействия, создать условия пребывания детей, подростков и членов их семей в детском хирургическом стационаре с целью соблюдения гигиенического режима.

Владеть:

- навыками сопоставления клинических и морфологических данных, правильного ведения медицинской документации,

- навыками постановки предварительного диагноза на основании сопоставления результатов клинических, лабораторных, функциональных исследований,

- алгоритмом развернутого клинического диагноза (основного, сопутствующего) с учетом МКБ-10.

- показаниями для плановой или экстренной госпитализации и оперативного лечения больных в зависимости от выявленной патологии, методами общеклинического обследования, интерпретацией результатов лабораторных, инструментальных методов диагностики,

- алгоритмами плановых, лечебных мероприятий при основных хирургических заболеваниях у детей и подростков; основными лечебными мероприятиями по оказанию первой врачебной;

- методами помощи при неотложных и угрожающих жизни состояниях, навыками организации санитарно-гигиенического режима пребывания детей, подростков и членов их семей в детском хирургическом стационаре..

5. Место проведения практическогоучебная комната, палаты в стационаре, кабинет в поликлинике, рентгенологический кабинет, перевязочная, операционная, рентген кабинет, процедурный кабинет, смотровая комната.

6. Оснащение занятия: таблицы и слайды, видеокурс, набор рентгенограмм, муляжи, словарь терминов хирургии новорожденных, пациенты, негатоскоп

7. Структура содержания темы.

Хронокарта практического занятия

п/п Этапы практического занятия Продолжитель- ность (мин) Содержание этапа и оснащенность
11. Организация занятия Проверка посещаемости
22. Формулировка темы и целей Озвучивание преподавателем темы и ее актуальности, целей занятия
33. Контроль исходного уровня знаний и умений Тестирование или письменный опрос.
44. Раскрытие учебно-целевых вопросов по теме занятия Инструктаж обучающихся преподавателем (ориентировочная основа деятельности)
55. Самостоятельная работа** обучающихся: а) курация под руководством преподавателя; б) разбор курируемых пациентов; в) выявление типичных ошибок Работа: а) в палатах с пациентами; б) с историями болезни; в) демонстрация куратором практических навыков по осмотру, физикальному обследованию с интерпретацией результатов дополнительных методов исследования.
66. Итоговый контроль знаний (письменно или устно) Тесты по теме, ситуационные задачи
77. Задание к следующему занятию Учебно-методические разработки следующего занятия и методические разработки для внеаудиторной работы по теме
Всего:  

8. Аннотация:

 

Лечение.

Лечение врожденной кишечной непроходимости является сложным разделом хирургии детского возраста. Летальность до последнего времени остается высокой. Прогноз заболевания зависит главным образом от своевременной диагностики, правильного проведения хирургической коррекции порока, рациональной предоперационной подготовки и послеоперационного ведения.

 

Предоперационную подготовку проводят строго индивидуально. У новорожденных с высокой кишечной непроходимостью длительность и качество предоперационной подготовки зависят от тяжести состояния, времени поступления в стационар и наличия осложнений.

 

Если диагноз установлен в первые сутки после рождения, то подготовка к операции не превышает 3—6 ч и ограничена общими мероприятиями (согревание ребенка, введение сердечных средств, оксигенотера-пия и т.п.), а также эвакуацией содержимого желудка через тонкий резиновый катетер, который вводят через нос. Отсасывание жидкости и газа из желудка необходимо во всех случаях. Катетер оставляют в желудке для постоянной аспирации жидкости во время операции.

 

При позднем поступлении (2—4-е сутки), помимо общих мероприятий, необходимо до операции начать компенсацию резко нарушенного в результате длительной рвоты водно-солевого баланса. Кроме того, у этих детей в связи с явлениями присоединившейся пневмонии нередко выражен дыхательный ацидоз, также требующий коррекции. Ребенку производят венесекцию наружной яремной вены или пункцию подключичной вены (по Сельдингеру) и начинают внутривенное введение жид-

 

костей (10% раствор глюкозы, белковые .препараты — альбумин, плазма). Длительность предоперационной подготовки детей этой группы—12— 24 ч. Если после рентгенологического обследования (ирригография) заподозрен врожденным заворот, то длительность подготовки резко сокращается (3—4 ч) в связи с опасностью некроза кишечника. При проведении жидкостной терапии не следует добиваться быстрой и полной коррекции (до получения нормальных анализов крови) водно-солевых нарушений.

 

В предоперационном периоде дети находятся в кувезе (28—32 °С), постоянно получают кислород. При явлениях аспирационной пневмонии назначают активную противовоспалительную терапию. О степени подготовки к операции судят по улучшению общего состояния и наметившейся тенденции к нормализации биохимических показателей крови.

 

При низкой кишечной непроходимости предоперационная подготовка обычно не превышает 2—3 ч и состоит из мероприятий общего порядка (согревание ребенка, введение сердечных средств, витаминов, антибиотиков, промывание желудка и т.д.) и в тяжелых случаях (при резко выраженной интоксикации, гипертермии) направлена на интенсивную борьбу с этими состояниями. Кратковременность предоперационной подготовки у детей с низкой кишечной непроходимостью связана с рано развивающимися тяжелыми осложнениями (перфорация кишки, перитонит).

 

^ Оперативное лечение. Методика оперативного вмешательства зависит от анатомического варианта непроходимости. Характер патологического состояния окончательно устанавливают при лапаротомии с детальной ревизией органов брюшной полости. Для этого обычно эвентриру-ют кишечник, так как вероятны множественные аномалии на разных уровнях и сочетанные виды непроходимости. Операцию производят под эндотрахеальным наркозом. Для предупреждения шока в корень брыжейки к солнечному сплетению вводят 5—7 мл 0,25% раствора ново-каина.

 

Оперативный доступ. Наиболее удобен продольный правый парамедианный разрез протяженностью 7—9 см в среднем отделе живота. Подобный разрез дает хороший доступ ко всем отделам кишечника. Только в случае диагностированной до операции непроходимости сигмовидной кишки разрез производят слева.

 

Ревизия брюшной полости. По вскрытии брюшной полости обычно выделяется небольшое количество прозрачной жидкости, тщательное удаление которой не обязательно. Если жидкость мутная, с запахом или примесью кала (мекония), то у ребенка имеется нераспознанная до операции перфорация кишечника. В таких случаях необходимо прежде всего найти и зашить отверстие в кишке для предупреждения дальнейшего инфицирования брюшной полости. Последнюю промывают теплым раствором антибиотиков и продолжают вмешательство. При ревизии не всегда легко обнаружить препятствие, вызывающее непроходимость, и дать правильную хирургическую оценку выявленным изменениям.

 

^ Высокая непроходимость. Если при вскрытии брюшной полости видны спавшиеся петли тонкой кишки, то следует думать о наличии высокой непроходимости. В таких случаях желудок и двенадцатиперстная кишка резко растянуты, стенки их гипертрофированы. При дальнейшей ревизии необходимо установить локализацию непроходимости и ее причину.

 

Атрезия и субтотальный стеноз двенадцатиперстной кишки встречаются наиболее часто. Расширенный оральный слепой конец выявляется ниже пилорического отдела желудка на 3—5 см, а дистальный сегмент может располагаться забрюшинно. Следует осмотреть оба отрезка и окончательно установить вид непроходимости, которая в вертикальной части двенадцатиперстной кишки может быть вызвана кольцевидной поджелудочной железой. «Кольцо» бывает толщиной до 1 см, вдавливается в стенку кишки на уровне перехода расширенной части в суженную и обычно мало заметно. Рассечение кольцевидной поджелудочной железы недопустимо, так как при этом может быть поврежден добавочный или основной выводной проток.

 

Если при ревизии двенадцатиперстной кишки выявляют расширенную и спавшуюся ее части, но не находят видимых снаружи препятствий, вызывающих непроходимость, то следует думать омембранозной форме атрезии. В редких случаях определяется ограниченный кольцевидный стеноз при переходе двенадцатиперстной кишки в тощую. В этой же области локализуется непроходимость, вызванная сдавлением просвета кишки аномалийным сосудом или спайками.

 

Иногда при осмотре брюшной полости выявляют необычно высокое (в правом верхнем квадранте) расположение слепой кишки, которая сдавливает просвет двенадцатиперстной кишки, вызывая ее непроходимость.

 

Если при ревизии брюшной полости хирург видит только клубок спавшихся и синюшных петель тонкой кишки, а восходящая и поперечная ободочная сразу не выявляются, то следует заподозрить врожденный заворот. В таких случаях необходимо эвентрировать весь кишечник, после чего характер патологического состояния становится очевидным: брыжейка повернута вокруг оси, обычно против движения часовой стрелки на два или более оборота (у одного из наших больных был заворот на четыре полных оборота). Вокруг корня брыжейки завернуты слепая и подвздошная кишки. У некоторых детей в изолированных заворотом петлях кишки может быть умеренное количество газа.

 

Атрезия начального отдела тощей кишки легко выявляется в связи с началом резко растянутого жидкостью и газом слепого конца. По выведении последнего в рану иногда виден фиброзный шнур, идущий от его вершины к спавшейся кишке ниже препятствия. В каждом случае следует внимательно осмотреть весь кишечник новорожденного, так как атрезия может быть множественной. При стенозе кишки, который, как правило, бывает единичным, дистальный отдел кишечника несколько расширен газом и содержит меконий.

 

Низкая проходимость. При вскрытии брюшной полости в рану обычно пролабируют растянутые кишечные петли. Препятствовать этому не следует, наоборот, для ревизии кишечника эвентрация должна быть полной. Следует осторожно обращаться с растянутыми петлями кишечника, так как серозная оболочка очень тонкая и нежная, легко разрывается и отслаивается. При осмотре надо избегать охлаждения кишечных петель, покрывая их влажными теплыми марлевыми салфетками.

 

Атрезия и стеноз обычно бывают расположены на протяжении подвздошной кишки, реже нарушена проходимость толстой. При ревизии может быть обнаружено сдавление просвета спайками или дивертикулом Меккеля. Своеобразно выглядит м е к ониальная непроходимость: в терминальном отделе подвздошной кишки видно колбовидное расширение, наполненное сероватыми плотными массами. Ниже просвет кишки сохранен, но резко сужен и четкооб-разно заполнен плотными, размером с мелкую фасоль, кусочками меко-ния. Опухоль или киста, сдавливающая просвет кишечника, определяются без затруднений.

 

Установив анатомический характер аномалии, переходят ко второму, наиболее ответственному этапу операции — ликвидации непроходимости. Методика хирургического вмешательства должна быть наиболее простой по техническому исполнению и в то же время радикальной для данного вида непроходимости.

 

Оперативное лечение атрезии и стеноза двенадцатиперстной кишки, сдавления ее просвета аномально расположенным сосудом или кольцевидной поджелудочной железой заключается в дуоденоеюностомии с проведением тощей кишки позади поперечной ободочной (в редких случаях возможно наложение дуоденодуоденостомы).

 

Техника дуоденоеюностомии. Поперечную ободочную кишку откидывают кверху, обнажая брыжейку. Петли тонкой кишки отодвигают в сторону и анатомическим пинцетом извлекают начальный отдел тощей кишки возможно ближе к pl. duodenojejunalis. Затем расправляют и натягивают брыжейку поперечной ободочной кишки, в бессосудистом ее участке тупым путем создают отверстие, в которое выводят стенку расширенной части двенадцатиперстной кишки ближе к ее нижнему полюсу, и приступают к наложению анастомоза.

 

Найденную петлю тощей кишки прикладывают к стенке слепо заканчивающейся двенадцатиперстной (анастомоз «конец в бок»). Затем обе кишки сшивают на протяжении 2—3 см непрерывным серозно-мышеч-ным швом. После тщательного отграничения брюшной полости марлевыми салфетками вскрывают просвет расширенной по способу Wangensteen тощей кишки и затем двенадцатиперстной. Стенку кишки рассекают со-

 

Мембранозную непроходимость двенадцатиперстной кишки ликвидируют путем энтеротомии и иссечения мембраны.

 

Врожденный спаечный процесс, вызывающий непроходимость двенадцатиперстной или начального отдела тощей кишки, не создает особых трудностей при оперативном лечении.

 

Техника операции. При ревизии обнаруживают растянутую двенадцатиперстную кишку, вплоть до рl. duodenojejunalis (иногда расширен и начальный отдел тощей кишки). Ниже виден резкий переход расширенной кишки в спавшуюся. В этом месте находят тяжи брюшины (спайки). Последние пересекают и разделяют тупым путем. Кровотечения обычно не бывает. На полную ликвидацию сдавленния указывают заполнение газом и расширение суженной части пораженной кишки.

 

Врожденный заворот «средней кишки» и непроходимость двенадцатиперстной кишки от сдавления высоко расположенной слепой обычно оперируют по методике, предложенной Ladd.

 

По имеющимся у нас наблюдениям, встречается нарушение питания кишки с гангреной ее стенки. Это обязывает хирурга во всех случаях очень внимательно осматривать кишечные петли. При отсутствии уверенности в жизнеспособности кишки пораженный участок резецируют. Подобная операция сопряжена со значительными трудностями из-за спаечного процесса и необходимости решения вопроса о резекции почти всей тонкой кишки. Прогноз у подобных больных крайне-неблагоприятен.

 

Кроме ликвидации заворота, хирург обязан мобилизовать и переместить слепую кишку в левую половину брюшной полости. Для этого рассекают париетальную брюшину справа от высоко расположенной слепой кишки и осторожно отделяют ее от передней поверхности двенадцатиперстной, смещая влево за среднюю линию (рис. 43, в, г). Тем самым не только ликвидируют сдавление двенадцатиперстной кишки, но и предупреждают рецидив заворота.

 

Низкая непроходимость тонкой кишки (атрезия, стеноз) подлежит оперативной коррекции путем образования прямого анастомоза «конец в бок». Если препятствие расположено выше илеоцекального клапана на 10—12 см и более, то для анастомоза используют оба слепых отрезка. Если непроходимость локализуется в непосредственной близости к слепой кишке, то следует прибегать к илеоколостомии («конец в бок»).

 

До последнего времени кет единого мнения о необходимости резекции слепого перерастянутого сегмента кишки, расположенного выше препятствия. Нередко хирурги считают показанной резекцию только при явных признаках гангрены стенки кишки, а при раннем поступлении ребенка предпочитают накладывать анастомоз, сохраняя слепой сегмент.

 

Наши наблюдения показывают, что больные, которых оперировали даже в поздние сроки, выздоровели после резекции расширенной части и наложения анастомоза, В то же время в клинике были оперированы 3 новорожденных в первые сутки после рождения, и им был создан анастомоз без резекции слепого расширенного сегмента. Дети погибли, хотя соустье было проходимым. В связи с этим мы в последние годы при наличии у ребенка атрезин (субтотального стеноза) тонкой кишки проводим резекцию расширенной нефункционирующей части (15—25 см) и только после этого накладываем анастомоз.

 

Техника илеоколостомии «конец в бок». Подвздошную кишку пересекают по зажиму у места впадения в слепую (образовавшееся отверстие зашивают двухрядным швом). Затем мобилизуют измененную кишку (перевязывая и пересекая сосуды брыжейки) на протяжении 15—25 см выше места атрезии. Отжав пальцами содержимое тонкой кишки в слепой конец, его пережимают двумя зажимами Бильрота, пересекают между ними и удаляют мобилизованную часть (рис. 45, а). Обработав спиртовым раствором йода срез кишки, ее прикладывают к taenia libera и создают первый ряд серо-серозных швов задней губы анастомоза, отступя от зажима на 1 см (рис. 45, б). После этого вскрывают просвет слепой кишки, отсекают избыток подвздошной по зажиму Бильрота и накладывают круговой краевой шов создавая второй ряд задней губы и первый ряд передней губы анастомоза (рис. 45, в). Последний спереди укрепляют узловыми серо-серозными швами.

 

Вопрос об оперативном лечении мекониальной непроходимости еще полностью не решен. Встречаются сообщения об успешной илеоколостомии или создании Y-образного анастомоза. По мнению многих детских хирургов, наиболее целесообразным вмешательством при мекониальной непроходимости является операция Микулича.

 

Техника операции Микулича. Выводят в рану растянутую меконием часть подвздошной кишки и отсекают ее от брыжейки после лигирования сосудов. Приводящий и отводящий концы освобожденной петли кишки в виде «двустволки» соединяют между собой двумя рядами отдельных шелковых серо-серозных швов на протяжении 4—5 см. Затем производят дополнительный разрез брюшной стенки протяженностью 3—4 см и через него выводят мобилизованную петлю кишки, которую фиксируют к брюшине и коже отдельными шелковыми швами (рис. 46, а). Брюшную полость послойно зашивают. Выведенный участок кишки резецируют, отступя на 0,5—1 см от кожи. При этом образуются две энтеростомы: проксимальная, через которую опорожняется содержимое кишечника и вводится панкреатический сок, и дистальная, через которую промывают и растягивают систематическими клизмами терминальный отдел подвздошной и толстую кишку. Через 5—6 дней на «шпору» накладывают раздавливающую клемму (рис. 46, б). Постепенно сжимая ее бранши, перегородку разрушают, просвет приводящей и отводящей петель кишки соединяется на протяжении 3—4см (рис.46, в). Спустя 12—16 дней закрывают кишечный свищ.

 

Врожденную непроходимость толстой кишки ликвидируют путем резекции измененной части и наложения анастомоза «конец в конец». В редких случаях встречается перепончатая атрезия толстой кишки, оперативная коррекция заключается в иссечении внутренней мембраны.

 

Послеоперационное лечение. Больного помещают в обогреваемый кувез с температурой 29—30 °С и 100% влажностью, постоянно дают увлажненный кислород, сердечные средства и антибиотики в течение 7—8 дней.

Особенностью ухода за новорожденными, перенесшими операцию по поводу непроходимости, является обязательное постоянное отсасывание содержимого из желудка (каждые 3—4 ч) до тех пор, пока не прекратится отхождение жидкости зеленого цвета.

 

9. Вопросы по теме занятия:

 

1. Показания к оперативному лечению

2.Лечение высокой кишечной непроходимости

3.Лечение низкой врожденной кишечной непроходимости.

4.Осложнения

5.Реабилитации детей.

 

10. Тестовые задания по теме:

 

1. ВЕДУЩИМ КЛИНИЧЕСКИМ СИМПТОМОМ ВЫСОКОЙ ВРОЖДЁННОЙ КИШЕЧНОЙ НЕПРОХОДИМОСТИ ЯВЛЯЕТСЯ

1) задержка стула

2) рвота

3) вздутие живота

4) видимая перистальтика кишечника

5) гипотрофия

 

2. ПРИ ОСТРОЙ ВРОЖДЕННОЙ НИЗКОЙ КИШЕЧНОЙ НЕПРОХОДИМОСТИ НЕ МОЖЕТ БЫТЬ

1) отсутствие мекония с рождения

2) отхождения слизистых пробок после клизмы

3) мекониальной рвоты на 2-3 сутки жизни

4) стула переходного характера

5) видимой на глаз перистальтики кишечника

 

3. ПРИ ПОДОЗРЕНИИ НА ОСТРУЮ ФОРМУ БОЛЕЗНИ ГИРШПРУНГА НОВОРОЖДЕННОМУ НЕОБХОДИМО ВЫПОЛНИТЬ

1) ирригоскопию

2) дачу бариевой смеси через рот

3) ирригографию с отсроченным снимком через 24 часа

4) колоноскопию

5) определение активности ацетилхолинэстеразы

 

4. ПРОВЕДЕНИЕМ ПРОБЫ ФАРБЕРА ПОДТВЕРЖДАЕТСЯ

1) кистофиброз поджелудочной железы

2) ложная диафрагмальная грыжа

3) полная врождённая кишечная непроходимость

4) уровень атрезии прямой кишки

5) тяжесть состояния ребёнка

 

5. ОПТИМАЛЬНЫЙ СПОСОБ ОПЕРАТИВНОГО ПОСОБИЯ У НОВОРОЖДЕННОГО С ОСТРОЙ ФОРМОЙ БОЛЕЗНИ ГИРШПРУНГА

1) радикальная операция

2) колостома на восходящий отдел толстой кишки

3) колостома на поперечно-ободочную кишку

4) колостома на нисходящий отдел толстой кишки

5) терминальная колостома в переходной зоне толстой кишки

 

6. ВРОЖДЁННАЯ НИЗКАЯ КИШЕЧНАЯ НЕПРОХОДИМОСТЬ НЕ ПРОЯВЛЯЕТСЯ СИМПТОМОМ

1) рвота кишечным содержимым

2) болезненный живот

3) отсутствие стула

4) запавший живот

5) токсикоз

 

7. ТЯЖЕСТЬ СОСТОЯНИЯ БОЛЬНЫХ ВРОЖДЕННОЙ НИЗКОЙ КИШЕЧНОЙ НЕПРОХОДИМОСТЬЮ ОБУСЛОВЛЕНА:

1) глубокими водно-электролитными нарушениями

2) необратимыми гемодинамическими сдвигами

3) прогрессирующим эндотоксикозом

4) выраженной алиментарной гипотрофией

5) нарастающей дыхательной недостаточностью

 

8. ДЛЯ СИНДРОМА ЛЕДДА ХАРАКТЕРНО

1) подвижная слепая кишка

2) долихосигма

3) мегаколон

4) спленомегалия

5) заворот тонкой кишки,спайки,высоко расположенная слепая кишка

 

9. РЕНТГЕНОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИЗНАКИ ВРОЖДЕННОЙ НИЗКОЙ КИШЕЧНОЙ НЕПРОХОДИМОСТИ

1) два газовых пузыря

2) затенение брюшной полости («немой живот»)

3) пневматоз кишечной стенки

4) множественные чаши Клойбера

5) две чаши Клойбера

 

10. НАИБОЛЕЕ ИНФОРМАТИВНЫЙ ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ МЕТОД ВРОЖДЁННОЙ КИШЕЧНОЙ НЕПРОХОДИМОСТИ

1) УЗИ

2) компьютерная томография

3) эндоскопический

4) клинический

5) рентгенологический

 

Эталоны ответов к тестовым заданием по теме

 

1. 2

2. 4

3. 1

4. 3

5. 3

6. 3

7. 3

8. 5

9. 4

10. 5

 

11. Ситуационные задачи по теме:

Задача №1

У новорождённого с массой тела 3250 г, с оценкой по шкале Апгар 6-7 баллов с момента рождения отмечены: акроцианоз, цианоз носогубного треугольника, значительное скопление пенистой, вязкой слизи в полости рта, носовых ходах. Нарастает одышка, слышны на расстоянии хрипы.

В анамнезе: 4-я беременность, 2-е роды, 2 мед. аборта. Данная беременность протекала с угрозой прерывания, с обострением хронического пиелонефрита у матери.

Задания:

1. Поставьте диагноз.

2. Какую неотложную помощь необходимо оказать ребёнку?

3. Какие основные методы исследования необходимы для уточнения диагноза?

4. Укажите тактику и методы лечения больного с данной патологией.

5.Реабилитация.

 

Задача №2

У новорождённого ребёнка в первые часы после рождения появилась рвота с желчью.

В анамнезе: ребёнок от 1 беременности, протекавшей с гестозом первой половины. В ранние сроки беременности роженица находилась на сохранении. При УЗИ отмечено многоводие. Роды на 38 неделе гестации, вес 3200гр., оценка по шкале Апгар 8-9 баллов

Объективно: кожные покровы бледно-розовые, чистые живот несколько увеличен в размерах за счёт верхних отделов, в нижних — запавший, «ладьевидный». Зонд свободно проходит в желудок, получено содержимое застойного характера с желчью. В момент осмотра был мекониальный стул в небольшом количестве.

УЗИ органов брюшной полости: желудок и 12-ти перстная кишка расширены, заполнены газом и жидким содержимым. Кишечник не лоцируется.

Задания:

1. Поставьте диагноз.

2. Какие основные методы обследования необходимы для уточнения диагноза?

3. С какими заболеваниями необходимо проводить дифференциальную диагностику?

4. Укажите тактику и методы лечения больного с данной патологией.

5. Профилактика каких осложнений должна проводиться в предоперационном периоде?

Задача №3

У новорождённого ребёнка к концу вторых суток после рождения появились беспокойное поведение, обильные срыгивания, рвота содержимым желудка с примесью желчи, затем - с примесью кишечного содержимого.

При осмотре врачом-педиатром на 3-й сутки жизни выявлено: живот вздут, болезнен при пальпации, контурируются растянутые петли кишок, перкуторно - симптом «пестроты звука». Стула не было, газы не отходят. При попытке постановки очистительной клизмы установлено отсутствие анального отверстия. На месте заднего прохода имеется кожный валик 0,5 х 0,8 см. При крике ребёнка определяется выпячивание в данной области, симптом «толчка» сомнителен. При надавливании пальцем на промежность имеется ощущение баллотирования. Расстояние между седалищными буграми 2,5 см.

Задания:

1. Поставьте диагноз.

2. Какие методы обследования позволят уточнить диагноз?

3. Ваша тактика в роли врача-педиатра.

4. Каковы общие принципы лечения болезни?

5. Реабилитация больного с данной патологией.

 

Задача №4

В отделение хирургии поступил новорождённый через 3 часа после родов. Состояние ребёнка тяжёлое. АД 40/20 мм. рт. ст., ЧСС 180 уд. в минуту, тахипноэ до 80 в минуту.

Анамнез: Ребёнок от четвертой беременности, 3 родов, родился в срок 36 недель. Матери 35 лет.

При осмотре ребёнка: на передней брюшной стенке, справа от нормально расположенной пуповины, имеется дефект 1,5 х 3 см, через который выпали гиперемированные кишечные петли, с утолщенной стенкой, спаянные друг с другом, покрытые налетом фибрина, кровоизлияний в стенку кишки, брыжейку.

Задания:

1. Поставьте диагноз.

2. С каким из заболеваниями приходится наиболее часто проводить дифференциальную диагностику?

3. Какова тактика врача детского хирурга?

4. Укажите причину данной патологию.

5. Реабилитация.

 

Задача №5

После операции по поводу гастрошизиса у новорождённого на 14 сутки, ухудшилось состояние, появились симптомы нарастающей интоксикации,

вздутие живота. В каловых массах имеются слизь и примесь крови.

В анализе крови - лейкоцитоз, сдвиг лейкоформулы влево, анемия.

Задания:

1. Какое осложнение возникло после операции?

2. Какие методы исследования необходимо провести для уточнения диагноза?

3. Что является абсолютным показанием к операции при подтверждении данного осложнения?

4. Какова длительность антибактериальной терапии при развитии осложнения в послеоперационном периоде?

5. В чем заключается профилактика развития данного осложнения у детей на этапах лечения?

 





Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.239.40.250 (0.041 с.)