ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема: «Врожденная кишечная непроходимость. Высокая врожденная кишечная непроходимость».



2. Форма организации учебного процесса: практическое занятие

3. Методы обучения: объяснительно-иллюстрационный, словесно-логический, интерактивный.

4. Значение темы: обусловлено необходимостью иметь знания и умения по хирургии новорожденных. Хирургия новорожденных должна рассматриваться с позиции растущего организма, поэтому имеются особенности в клинической картине, диагностике и тактике лечения у детей с высокой врожденной кишечной непроходимостью.

Цели обучения:

- общая: ОК-1, ОК-4, ПК-1, ПК-2, ПК-3, ПК-4, ПК-5, ПК-6, ПК-7, ПК-9, ПК-11.

- учебная:

Знать:

- закономерности роста и развития детского организма,

- особенности течения и возможные осложнения наиболее распространенных заболеваний.

- методы диагностики, современные методы клинического, лабораторного, инструментального обследования больных,

- основные патологические синдромы и симптомы заболеваний,

- международную классификацию болезней и проблем, связанных со здоровьем (МКБ-10),

- диагностические критерии по выявлению неотложных и угрожающих жизни состояний,

- современные диагностические и лечебные технологии в детской хирургии, алгоритмы лечебных мероприятий при наиболее часто встречающихся хирургических заболеваниях у детей и подростков, а также при жизнеопасных состояниях,

- алгоритм патогенетической адекватной терапии при основных хирургических заболеваниях.

- клинико-фармакологическую характеристику основных групп лекарственных препаратов и рациональный выбор конкретных лекарственных средств при лечении основных патологических синдромов заболеваний и неотложных состояний у детей и подростков, принципы профилактики детского и подросткового травматизма.

Уметь:

- собрать анамнез, провести опрос пациента или его родственников, физикальное обследование, оценить состояние пациента для оказания ему медицинской помощи;

- провести первичное обследование систем и органов. Наметить объем дополнительных исследований для уточнения диагноза.

- и нтерпретировать полученные результаты обследования, сформулировать клинический диагноз с учетом биохимических методов исследования. Знать норму и патологию при различных нозологиях, оценить состояние больного для принятия решения о необходимости оказания ему медицинской помощи. Установить приоритеты для решения проблем здоровья больного: критическое состояние, состояние с болевым синдромом, состояние с хроническим заболеванием.

- поставить предварительный диагноз – систематизировать информацию о пациенте с целью определения патологии и причин, ее вызывающих; наметить объем дополнительных для получения достоверного результата, сформулировать клинический диагноз, разработать план консервативного и оперативного лечения, выявлять патологические синдромы, использовать алгоритм постановки диагноза с учетом МКБ-10, своевременно диагностировать неотложные и угрожающие жизни состояния.

- разрабатывать план мероприятий, сформулировать показания к избранному методу лечения с учетом этиотропных и патогенетических средств, оценить эффективность и безопасность проводимого лечения.

- при неотложных состояниях определить срочность выведения, путь введения, режим и дозу лекарственных препаратов или инструментального воздействия, создать условия пребывания детей, подростков и членов их семей в детском хирургическом стационаре с целью соблюдения гигиенического режима.

Владеть:

- навыками сопоставления клинических и морфологических данных, правильного ведения медицинской документации,

- навыками постановки предварительного диагноза на основании сопоставления результатов клинических, лабораторных, функциональных исследований,

- алгоритмом развернутого клинического диагноза (основного, сопутствующего) с учетом МКБ-10.

- показаниями для плановой или экстренной госпитализации и оперативного лечения больных в зависимости от выявленной патологии, методами общеклинического обследования, интерпретацией результатов лабораторных, инструментальных методов диагностики,

- алгоритмами плановых, лечебных мероприятий при основных хирургических заболеваниях у детей и подростков; основными лечебными мероприятиями по оказанию первой врачебной;

- методами помощи при неотложных и угрожающих жизни состояниях, навыками организации санитарно-гигиенического режима пребывания детей, подростков и членов их семей в детском хирургическом стационаре..

5. Место проведения практическогоучебная комната, палаты в стационаре, кабинет в поликлинике, рентгенологический кабинет, перевязочная, операционная, рентген кабинет, процедурный кабинет, смотровая комната.

6. Оснащение занятия: таблицы и слайды, видеокурс, набор рентгенограмм, муляжи, словарь терминов хирургии новорожденных, пациенты, негатоскоп

7. Структура содержания темы.

Хронокарта практического занятия

п/п Этапы практического занятия Продолжитель- ность (мин) Содержание этапа и оснащенность
11. Организация занятия Проверка посещаемости
22. Формулировка темы и целей Озвучивание преподавателем темы и ее актуальности, целей занятия
33. Контроль исходного уровня знаний и умений Тестирование или письменный опрос.
44. Раскрытие учебно-целевых вопросов по теме занятия Инструктаж обучающихся преподавателем (ориентировочная основа деятельности)
55. Самостоятельная работа** обучающихся: а) курация под руководством преподавателя; б) разбор курируемых пациентов; в) выявление типичных ошибок Работа: а) в палатах с пациентами; б) с историями болезни; в) демонстрация куратором практических навыков по осмотру, физикальному обследованию с интерпретацией результатов дополнительных методов исследования.
66. Итоговый контроль знаний (письменно или устно) Тесты по теме, ситуационные задачи
77. Задание к следующему занятию Учебно-методические разработки следующего занятия и методические разработки для внеаудиторной работы по теме
Всего:  

8. Аннотация:

 

Эмбриогенез

Формирование различных пороков развития пищеварительной системы происходит на ранних этапах(2-5 неделе) эмбриогенеза. Пищевод образуется из начального (переднего, или краниального, верхнего) отдела первичной кишечной трубки энтодермального происхождения (из внутреннего зародышевого листка). Желудок, 12-ти перстная кишка формируются из средней и конечной части переднего (краниального) отдела первичной кишечной трубки. Из среднего отдела первичной кишечной трубки (средней кишки) формируется тощая, подвздошная и правая половина толстой кишки, т.е. то, что питается за счет верхней брыжеечной артерии. Из каудального (конечного, хвостового, заднего, терминального) отдела первичной кишечной трубки развиваются толстая кишка (левая ее половина), прямая кишка и анальное отверстие.

Следует отметить, что из начального отдела первичной кишечной трубки наряду с формированием пищевода, происходит образование верхних отделов дыхательной системы. Причем, трахея и главные бронхи образуются из вентральной (абдоминальной) части, а пищевод – из дорсальной части переднего отдела первичной кишечной трубки. Неполное разделение этих двух, разноплановых по функционально значимости для организма систем на данном участке первичной кишечной трубки и объясняет формирование свищевых форм атрезии пищевода, или изолированных трахеопищеводных соустьев.

Следует знать, что в процессе эмбриогенеза аллантоис и каудальный отдел первичной кишечной трубки открываются в полость – клоаку, которая у хвостовой части закрыта клоачной мембраной. На 4-ой неделе внутриутробного развития клоака разделяется перегородкой из мезобласта (средний зародышевый листок) на переднюю и заднюю (вентральную и дорсальную) трубки. Из передней формируются мочевой пузырь, мочеточники, половая система. Из дорсальной трубки формируется прямая кишка. В случае неполного разделения хвостового отдела первичной кишечной трубки остается сообщение между мочевой и кишечной (на уровне прямой кишки) системами, т.е. возникают различные свищи. Анальное отверстие развивается из эктодермального участка, который вворачивается вглубь и соединяется с опускающейся прямой кишкой между анальным отверстием и прямой кишкой.

Так же необходимо познакомиться с эмбриогенезом желудочно-кишечного тракта. Кишечная трубка зародыша вначале представляется полой и выстлана однослойным эпидернальным эпителием. С 5ой недели (35 день) внутриутробной жизни плода кишечный эпителий начинает бурно пролиферировать, превращается в многослойный (ложная многослойность). Мезенхима в это время заметно отстает в развитии от кишечного эпителия. Размножающиеся клетки эпителия не помещаются на базальном слое мезенхимы, и к 45 дню внутриутробного развития (стадия плотного шнура) заполняет весь просвет кишечной трубки. По различным данным полная облитерация про­света наблюдается только в избирательных точках: в 12-перстной кишке у места впадения панкреатического и общего желчного протока, а так же в области перехода в толстую кишку или, что просвет облитерируется на всем протяжении тонкой кишки.

После 45 дня начинается процесс постепенного разряжения эпителиальных клеток впоследствии их рассасывания. Между эпителиальными клетками, заполняющими кишечный просвет, вначале образуется небольшие пустоты, вакуоль, которые укрупняются путем слияния между собой. Просвет кишки в это время представляет ряд полостей разъединённых эпителиальными мостиками. Эта стадия называется стадией вакуолизации. Полное восстановление просвета кишечной трубки заканчивается к 60-му дню утробной жизни. При нарушении в стадии вакуолизации возникает непроходимость кишечника. Изложенные причины вызывают «внутренний» тип кишечной непроходимости. Одной из частных причин наружного типа кишечной непроходимости является нарушение эмбрионального вращения средней кишки.

Средней кишкой принято называть часть кишечной трубки, которая питается за счет верхней брыжеечной артерии и включает в себя толстую, подвздошную, восходящую и половину поперечно-ободочной кишки.

В самом раннем периоде развития у эмбриона человека кишечная трубка находится в вертикальном положении и от кардии до заднего прохода, которая фиксирована по задней стенке тела по средней линии при помощи первичной дорзальной брыжейки.

На 5-ой неделе внутриутробной жизни весь кишечник висит в сагиттальной плоскости; как уже было сказано выше, на первичной дорзальной брыжейке кишечная трубка растет быстрее, чем брюшная полость, не помещается в ней, часть средней кишки входит в пупочный канатик и возникает временная физиологическая пупочная грыжа.

К 8-ой – 10-ой неделе петля средней кишки, находящаяся в пупочном канатике, поворачивается на 90 градусов против часовой стрелки из сагиттальной плоскости в горизонтальную. Так заканчивается первый период поворота средней кишки.

Во 2 периоде (10-12 недели) активно растет брюшная полость, часть кишечника физиологической пупочной грыжи вправляется в брюшную полость и в это же время продолжается поворот средней кишки против хода часовой стрелки вокруг оси на 180 градусов.

На 2-ой неделе весь кишечник находится в брюшной полости. Поворот продолжается еще на 90 градусов. Т.о., слепая кишка оказывается в эпигастральной области, затем она достигает правый верхний квадрант.

(С 12 недели ). В 3 периоде поворота средней кишки слепая кишка спускается из правого верхнего квадранта в правый нижний. На этом поворот заканчивается. В этот же период происходит прикрепление брыжейки к задней стенке брюшной полости, и именно таким образом, что восходящая и нисходящая кишки прирастают к задней брюшной стенке, а брыжейка тощей и подвздошной кишок от начала верхней брыжеечной артерии по направлению косо вниз и вправо к слепой кишке припаивается к задней стенке брюшины, образуя корень брыжейки.

Кроме того, брыжейка поперечно-ободочной кишки соединяется с поверхностью большого сальника и таким путем образуется.

Врожденная кишечная непроходимость развивается при нарушении во втором и третьем периодах поворота.

 





Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.207.108.182 (0.005 с.)