Тема: «Кровотечения желудочно-кишечного тракта Из нижних отделов».




ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема: «Кровотечения желудочно-кишечного тракта Из нижних отделов».



2. Форма организации учебного процесса: практическое занятие

3. Методы обучения: объяснительно-иллюстрационный, словесно-логический, интерактивный.

4. Значение темы: обусловлено необходимостью иметь знания и умения по детской ургентной хирургии. Ургентная хирургия детского возраста должна рассматриваться с позиции растущего организма, поэтому имеются особенности в клинической картине, диагностике и тактике лечения с кровотечениями из нижних отделов ЖКТ.

Цели обучения:

- общая: ОК-1, ОК-4, ПК-1, ПК-2, ПК-3, ПК-4, ПК-5, ПК-6, ПК-7, ПК-9, ПК-11.

- учебная:

Знать:

- закономерности роста и развития детского организма,

- особенности течения и возможные осложнения наиболее распространенных заболеваний.

- методы диагностики, современные методы клинического, лабораторного, инструментального обследования больных,

- основные патологические синдромы и симптомы заболеваний,

- международную классификацию болезней и проблем, связанных со здоровьем (МКБ-10),

- диагностические критерии по выявлению неотложных и угрожающих жизни состояний,

- современные диагностические и лечебные технологии в детской хирургии, алгоритмы лечебных мероприятий при наиболее часто встречающихся хирургических заболеваниях у детей и подростков, а также при жизнеопасных состояниях,

- алгоритм патогенетической адекватной терапии при основных хирургических заболеваниях.

- клинико-фармакологическую характеристику основных групп лекарственных препаратов и рациональный выбор конкретных лекарственных средств при лечении основных патологических синдромов заболеваний и неотложных состояний у детей и подростков, принципы профилактики детского и подросткового травматизма.

Уметь:

- собрать анамнез, провести опрос пациента или его родственников, физикальное обследование, оценить состояние пациента для оказания ему медицинской помощи;

- провести первичное обследование систем и органов. Наметить объем дополнительных исследований для уточнения диагноза.

- и нтерпретировать полученные результаты обследования, сформулировать клинический диагноз с учетом биохимических методов исследования. Знать норму и патологию при различных нозологиях, оценить состояние больного для принятия решения о необходимости оказания ему медицинской помощи. Установить приоритеты для решения проблем здоровья больного: критическое состояние, состояние с болевым синдромом, состояние с хроническим заболеванием.

- поставить предварительный диагноз – систематизировать информацию о пациенте с целью определения патологии и причин, ее вызывающих; наметить объем дополнительных для получения достоверного результата, сформулировать клинический диагноз, разработать план консервативного и оперативного лечения, выявлять патологические синдромы, использовать алгоритм постановки диагноза с учетом МКБ-10, своевременно диагностировать неотложные и угрожающие жизни состояния.

- разрабатывать план мероприятий, сформулировать показания к избранному методу лечения с учетом этиотропных и патогенетических средств, оценить эффективность и безопасность проводимого лечения.

- при неотложных состояниях определить срочность выведения, путь введения, режим и дозу лекарственных препаратов или инструментального воздействия, создать условия пребывания детей, подростков и членов их семей в детском хирургическом стационаре с целью соблюдения гигиенического режима.

Владеть:

- навыками сопоставления клинических и морфологических данных, правильного ведения медицинской документации,

- навыками постановки предварительного диагноза на основании сопоставления результатов клинических, лабораторных, функциональных исследований,

- алгоритмом развернутого клинического диагноза (основного, сопутствующего) с учетом МКБ-10.

- показаниями для плановой или экстренной госпитализации и оперативного лечения больных в зависимости от выявленной патологии, методами общеклинического обследования, интерпретацией результатов лабораторных, инструментальных методов диагностики,

- алгоритмами плановых, лечебных мероприятий при основных хирургических заболеваниях у детей и подростков; основными лечебными мероприятиями по оказанию первой врачебной;

- методами помощи при неотложных и угрожающих жизни состояниях, навыками организации санитарно-гигиенического режима пребывания детей, подростков и членов их семей в детском хирургическом стационаре..

5. Место проведения практическогоучебная комната, палаты в стационаре, кабинет в поликлинике, рентгенологический кабинет, перевязочная, операционная, рентген кабинет, процедурный кабинет, смотровая комната.

6. Оснащение занятия: таблицы и слайды, видеокурс, набор рентгенограмм, муляжи, словарь терминов ургентной хирургии, пациенты, негатоскоп.

7. Структура содержания темы.

Хронокарта практического занятия

п/п Этапы практического занятия Продолжитель- ность (мин) Содержание этапа и оснащенность
11. Организация занятия Проверка посещаемости
22. Формулировка темы и целей Озвучивание преподавателем темы и ее актуальности, целей занятия
33. Контроль исходного уровня знаний и умений Тестирование или письменный опрос.
44. Раскрытие учебно-целевых вопросов по теме занятия Инструктаж обучающихся преподавателем (ориентировочная основа деятельности)
55. Самостоятельная работа** обучающихся: а) курация под руководством преподавателя; б) разбор курируемых пациентов; в) выявление типичных ошибок Работа: а) в палатах с пациентами; б) с историями болезни; в) демонстрация куратором практических навыков по осмотру, физикальному обследованию с интерпретацией результатов дополнительных методов исследования.
66. Итоговый контроль знаний (письменно или устно) Тесты по теме, ситуационные задачи
77. Задание к следующему занятию Учебно-методические разработки следующего занятия и методические разработки для внеаудиторной работы по теме
Всего:  

8. Аннотация:

Из ниэних отделов ЖКТ у детей старше 3-х лет:

Наиболее часто – это полип толстой кишки. Единичные полипы обычно наблюдаются в сигме и в прямой кишке. Множественные полипы толстой кишки составляют 17% больных. При единичных полипах характерно выделение небольшого количества неизмененной крови во время или в конце акта дефекации – прожилки крови, отдельные капли. Большой полип оставляет желобок – «борозду» на каловом столбике. Необходимо отметить, что кровотечение может быть довольно обильными при отрыве (самопроизвольном) полипа.

Диагностика – пальцевое исследование, колоноскопия. Лечение – удаление полипа.

При полипозе толстой кишки доминирующие признаки: гипопротеинемия, анемия – больные выделяют слизь и кровь при каждом акте дефекации, лечение – сложная проблема. Синдром Пейтца-Егерса – семейно-наследственный полипоз кишечника (наблюдается в 50% случаев у родственников) сочетается с пигментацией в окружности рта и на слизистых ротовой полости, в этих случаях кровотечение бывает сильным, в ряде случаев развивается инвагинация.

 

У детей школьного возраста (старше 7 лет):

Наиболее частой причиной кровотечений является варикозное расширение вен пищевода и желудка при синдроме портальной гипертензии (диффузные заболевание печени, портальный цирроз, сдавление портальной вены и ее тромбоз, кавернозная трансформация воротной вены)

Кровотечение, как правило, довольно обильное, часто – профузное. Рвота малоизмененной кровью со сгустками, обильный зловонный дегтеобразный стул. Кровотечение может начинаться как на фоне мнимого благополучия, так и в 50% ему могут предшествовать повышение температуры, изменения поведения ребенка, боли в эпигастрии. Общее состояние ребенка страдает, отмечаются слабость, головокружение, тошнота, боли в животе, бледность кожных покровов, желтушность склер, торможение психической активности, увеличение печени (плотной консистенции), селезенки, появление симптома «Головы медузы», нарастание асцита.

В диагностике важен анамнез, необходимо выявить: болел ли раньше гепатитом, имелось ли увеличение живота, селезенки, явлений гиперспленизма.

Эта группа больных самая сложная для лечения, т.к. в генезе кровотечения имеется несколько пусковых моментов:

1. Гипертонический криз в портальной системе.

2. Патологические изменения в виде язв и эрозий в слизистой пищевода и желудка:

а) за счет нарушения кровообращения;

б) за счет возрастания кислотно-пептического воздействия вследствие активности ферментов.

3. Нарушение свертывающей системы.

Обследование проводится параллельно с гемостатической терапией (рентгеноконтрастное исследование, ФГС). Лечение консервативное, по показаниям (при профузном кровотечении) – оперативное.

 





Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.239.236.140 (0.008 с.)