ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема: «Перитониты у детей. Диагностика. Дифференциальная диагностика. Лечение».



2. Форма организации учебного процесса: практическое занятие

3. Методы обучения: объяснительно-иллюстрационный, словесно-логический, интерактивный.

4. Значение темы: обусловлено необходимостью иметь знания и умения по детской ургентной хирургии. Ургентная хирургия детского возраста должна рассматриваться с позиции растущего организма, поэтому имеются особенности в клинической картине, диагностике и тактике лечения у детей с перитонитом.

Цели обучения:

- общая: ОК-1, ОК-4, ПК-1, ПК-2, ПК-3, ПК-4, ПК-5, ПК-6, ПК-7, ПК-9, ПК-11.

- учебная:

Знать:

- закономерности роста и развития детского организма,

- особенности течения и возможные осложнения наиболее распространенных заболеваний.

- методы диагностики, современные методы клинического, лабораторного, инструментального обследования больных,

- основные патологические синдромы и симптомы заболеваний,

- международную классификацию болезней и проблем, связанных со здоровьем (МКБ-10),

- диагностические критерии по выявлению неотложных и угрожающих жизни состояний,

- современные диагностические и лечебные технологии в детской хирургии, алгоритмы лечебных мероприятий при наиболее часто встречающихся хирургических заболеваниях у детей и подростков, а также при жизнеопасных состояниях,

- алгоритм патогенетической адекватной терапии при основных хирургических заболеваниях.

- клинико-фармакологическую характеристику основных групп лекарственных препаратов и рациональный выбор конкретных лекарственных средств при лечении основных патологических синдромов заболеваний и неотложных состояний у детей и подростков, принципы профилактики детского и подросткового травматизма.

Уметь:

- собрать анамнез, провести опрос пациента или его родственников, физикальное обследование, оценить состояние пациента для оказания ему медицинской помощи;

- провести первичное обследование систем и органов. Наметить объем дополнительных исследований для уточнения диагноза.

- и нтерпретировать полученные результаты обследования, сформулировать клинический диагноз с учетом биохимических методов исследования. Знать норму и патологию при различных нозологиях, оценить состояние больного для принятия решения о необходимости оказания ему медицинской помощи. Установить приоритеты для решения проблем здоровья больного: критическое состояние, состояние с болевым синдромом, состояние с хроническим заболеванием.

- поставить предварительный диагноз – систематизировать информацию о пациенте с целью определения патологии и причин, ее вызывающих; наметить объем дополнительных для получения достоверного результата, сформулировать клинический диагноз, разработать план консервативного и оперативного лечения, выявлять патологические синдромы, использовать алгоритм постановки диагноза с учетом МКБ-10, своевременно диагностировать неотложные и угрожающие жизни состояния.

- разрабатывать план мероприятий, сформулировать показания к избранному методу лечения с учетом этиотропных и патогенетических средств, оценить эффективность и безопасность проводимого лечения.

- при неотложных состояниях определить срочность выведения, путь введения, режим и дозу лекарственных препаратов или инструментального воздействия, создать условия пребывания детей, подростков и членов их семей в детском хирургическом стационаре с целью соблюдения гигиенического режима.

Владеть:

- навыками сопоставления клинических и морфологических данных, правильного ведения медицинской документации,

- навыками постановки предварительного диагноза на основании сопоставления результатов клинических, лабораторных, функциональных исследований,

- алгоритмом развернутого клинического диагноза (основного, сопутствующего) с учетом МКБ-10.

- показаниями для плановой или экстренной госпитализации и оперативного лечения больных в зависимости от выявленной патологии, методами общеклинического обследования, интерпретацией результатов лабораторных, инструментальных методов диагностики,

- алгоритмами плановых, лечебных мероприятий при основных хирургических заболеваниях у детей и подростков; основными лечебными мероприятиями по оказанию первой врачебной;

- методами помощи при неотложных и угрожающих жизни состояниях, навыками организации санитарно-гигиенического режима пребывания детей, подростков и членов их семей в детском хирургическом стационаре..

5. Место проведения практическогоучебная комната, палаты в стационаре, кабинет в поликлинике, рентгенологический кабинет, перевязочная, операционная, рентген кабинет, процедурный кабинет, смотровая комната.

6. Оснащение занятия: таблицы и слайды, видеокурс, набор рентгенограмм, муляжи, словарь терминов ургентной хирургии, пациенты, негатоскоп.

7. Структура содержания темы.

 

Хронокарта практического занятия

п/п Этапы практического занятия Продолжитель- ность (мин) Содержание этапа и оснащенность
11. Организация занятия Проверка посещаемости
22. Формулировка темы и целей Озвучивание преподавателем темы и ее актуальности, целей занятия
33. Контроль исходного уровня знаний и умений Тестирование или письменный опрос.
44. Раскрытие учебно-целевых вопросов по теме занятия Инструктаж обучающихся преподавателем (ориентировочная основа деятельности)
55. Самостоятельная работа** обучающихся: а) курация под руководством преподавателя; б) разбор курируемых пациентов; в) выявление типичных ошибок Работа: а) в палатах с пациентами; б) с историями болезни; в) демонстрация куратором практических навыков по осмотру, физикальному обследованию с интерпретацией результатов дополнительных методов исследования.
66. Итоговый контроль знаний (письменно или устно) Тесты по теме, ситуационные задачи
77. Задание к следующему занятию Учебно-методические разработки следующего занятия и методические разработки для внеаудиторной работы по теме
Всего:  

8. Аннотация:

Диагностика

К общим симптомам относятся также многократная рвота и расстройства стула в виде кишечного синдрома (учащенный разжиженный стул).

Местные явления выражаются в отставании брюшной стенки в акте дыхания, ее пастозности, отеке наружных половых органов, наличии расширенного венозного рисунка, увеличении объема живота за счет паретически расширенных кишечных петель, напряжении передней брюшной стенки, болезненности ее при пальпации. Это затрудняет осмотр и не дает врачу возможности получить истинную информацию о ситуации в БП. Для решения вопроса о наличии истинного, защитного, напряжения мышц передней брюшной стенки необходимо отдифференцировать его от активного, связанного с негативным поведением ребенка. Для этого применяют методику осмотра ребенка в состоянии медикаментозного сна, при котором сохраняется болевая чувствительность. При этом, в случае перитонита мышечное напряжение сохраняется и выявляется симптом отталкивания рук хирурга.

Из дополнительных методов диагностики наибольшую практическую ценность имеет ректальное пальцевое исследование с целью определения нависания стенок кишки, пальпации инфильтрата, а также изменение ректальной температуры (повышение ее более чем на 1°), использование метода "шарящего" катетера, лабораторная диагностика (в анализе крови - лейкоцитоз, палочко-ядерный и биохимические сдвиги).

Дифференциальную диагностику перитонита проводят с рядом заболеваний:

· Соматическимии–острой пневмонией, сахарным диабетом, ревматизмом, гемморрагическим васкулитом, острым гастритом, дискенезией желчевыводящих путей;

· Инфекционными – ОРВИ, вирусным гепатитом, кишечными инфекциями;

· Урологическими – острым пиелонефритом, циститом, паранефритом, МКБ;

· Хирургическими – острой кишечной непроходимостью; инвагинацией, острым холециститом, панкреатитом, перекрутом кисты яичника.

 

Лечение перитонита

Лечение перитонита у детей – одна из труднейших задач в хирургии детского возраста. Сложный патогенез расстройств гомеостаза при перитоните диктует необходимость тщательной коррекции этих нарушений во все фазы периоперативного периода. Все лечение перитонита состоит из 3-х этапов: А. предоперационной подготовки, Б. оперативного вмешательства, В. послеоперационного периода.

А. Предоперационная подготовка:

Целью предоперационной подготовки является уменьшение степени интоксикации, регидратация организма для восполнения ОЦК, ликвидация гидроионного дисбаланса, оксигенация, а также симптоматические мероприятия – опорожнение желудка, борьба с гипертермией, поддержание деятельности сердечно-сосудистой системы . Длительность проведения предоперационной подготовки зависит от возраста ребенка, тяжести состояния, длительности заболевания, но не должна превышать 6 часов. Схемы для расчета инфузионной терапии разнообразны: по формуле Рачева, 20 мл/кг массы, 1/3 от суточной потребности, 3-5% от массы тела и др. Результатом практической реализации предоперационной подготовки должно быть устранение гиповолемии, снижение температуры, уменьшение степени эксикоза, снижение гематокритной величины, устранение декомпенсированных сдвигов КОС.

Б. Оперативное лечение:

Оперативное лечение перитонита в детском возрасте на современном этапе развития хирургии включает в себя широкий комплекс мероприятий: радикальное удаление источника перитонита, интраоперационную санацию БП, декомпрессию ЖКТ, рациональное дренирование БП.

Выбор оперативного доступа зависит от форм перитонита (смотри таблицу).

 

При местном аппендикулярном перитоните используют косой разрез Волковича-Дьяконова в правой повздошной области. При диффузном перитоните операцию также начинают косым разрезом, а затем, при необходимости, переходят на срединную лапаротомию, используя косой разрез в качестве контрапертуры для дренирования БП. Разлитой перитонит требует применения широкой срединной лапаротомии. Далее проводят ревизию БП и устранение источника перитонита.

Интраоперационный лаваж БП осуществляют только при разлитом перитоните, используя для этого до 10 литров антисептических растворов (фурацилин, фурагин К). Санацию БП проводят до чистых промывных вод. Промывание БП при местном и диффузном перитоните не делают, чтобы не распространять инфекцию по БП. Перитонеальный диализ у детей не применяют, т.к. он имеет много недостатков: значительные потери белка и электролитов, большой процент эвентраций и межкишечных абсцессов и прочие осложнения.

Делом первостепенной важности является ликвидация паралитического илеуса. С этой целью используют метод механической декомпрессии ЖКТ. Он может быть выполнен в 2-х вариантах: наружным и открытым способами. Наружные способы - назогастральный и трасанальный, открытые - это использование различного вида стом (гастростомы, илеостомы и т.д.) Тотальная интубация кишечника позволяет разгрузить ЖКТ, что уменьшает внутрикишечное давление, улучшает микроциркуляцию, восстанавливает перистальтику кишечника, быстрее снижает интоксикационный синдром. Зонд держат в течение 5-6 дней, ежедневно, по 2-3 раза в день, промывая его с целью устранения закупорки.

Операция заканчивается закрытием БП и ее дренированием. Ушивание раны производят через все слои. Рациональное дренирование осуществляют применением полос из перчаточной резины, вводимых в БП через контрапертурные разрезы в подвздошных областях. В случаях разлитого перитонита большой давности и при развитии осложнений операцию заканчивают наложением лапаростомы. Управляемая лапаростомия дает возможность ежедневно производить ревизию и санацию БП. Закрытие лапаростомы производят через 5-7 дней. Использование открытого метода ведения перитонита позволяет выхаживать наиболее тяжелый контингент больных и уменьшает процент летальности при данной патологии.

 





Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.232.96.22 (0.007 с.)