Тема: «Приобретенная кишечная непроходимость. Инвагинация кишок у детей»




ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема: «Приобретенная кишечная непроходимость. Инвагинация кишок у детей»



2. Форма организации учебного процесса: практическое занятие

3. Методы обучения:объяснительно-иллюстрационный, словесно-логический, интерактивный

4. Значение темы: обусловлено необходимостью иметь знания и умения по детской торакальной хирургии. Торакальная хирургия детского возраста должна рассматриваться с позиции растущего организма, поэтому имеются особенности в клинической картине, диагностике и тактике лечения у детей с инвагинацией кишок.

Цели обучения:

- общая: ОК-1, ОК-4, ПК-1, ПК-2, ПК-3, ПК-4, ПК-5, ПК-6, ПК-7, ПК-9, ПК-11.

- учебная:

Знать:

- закономерности роста и развития детского организма,

- особенности течения и возможные осложнения наиболее распространенных заболеваний.

- методы диагностики, современные методы клинического, лабораторного, инструментального обследования больных,

- основные патологические синдромы и симптомы заболеваний,

- международную классификацию болезней и проблем, связанных со здоровьем (МКБ-10),

- диагностические критерии по выявлению неотложных и угрожающих жизни состояний,

- современные диагностические и лечебные технологии в детской хирургии, алгоритмы лечебных мероприятий при наиболее часто встречающихся хирургических заболеваниях у детей и подростков, а также при жизнеопасных состояниях,

- алгоритм патогенетической адекватной терапии при основных хирургических заболеваниях.

- клинико-фармакологическую характеристику основных групп лекарственных препаратов и рациональный выбор конкретных лекарственных средств при лечении основных патологических синдромов заболеваний и неотложных состояний у детей и подростков, принципы профилактики детского и подросткового травматизма.

Уметь:

- собрать анамнез, провести опрос пациента или его родственников, физикальное обследование, оценить состояние пациента для оказания ему медицинской помощи;

- провести первичное обследование систем и органов. Наметить объем дополнительных исследований для уточнения диагноза.

- и нтерпретировать полученные результаты обследования, сформулировать клинический диагноз с учетом биохимических методов исследования. Знать норму и патологию при различных нозологиях, оценить состояние больного для принятия решения о необходимости оказания ему медицинской помощи. Установить приоритеты для решения проблем здоровья больного: критическое состояние, состояние с болевым синдромом, состояние с хроническим заболеванием.

- поставить предварительный диагноз – систематизировать информацию о пациенте с целью определения патологии и причин, ее вызывающих; наметить объем дополнительных для получения достоверного результата, сформулировать клинический диагноз, разработать план консервативного и оперативного лечения, выявлять патологические синдромы, использовать алгоритм постановки диагноза с учетом МКБ-10, своевременно диагностировать неотложные и угрожающие жизни состояния.

- разрабатывать план мероприятий, сформулировать показания к избранному методу лечения с учетом этиотропных и патогенетических средств, оценить эффективность и безопасность проводимого лечения.

- при неотложных состояниях определить срочность выведения, путь введения, режим и дозу лекарственных препаратов или инструментального воздействия, создать условия пребывания детей, подростков и членов их семей в детском хирургическом стационаре с целью соблюдения гигиенического режима.

Владеть:

- навыками сопоставления клинических и морфологических данных, правильного ведения медицинской документации,

- навыками постановки предварительного диагноза на основании сопоставления результатов клинических, лабораторных, функциональных исследований,

- алгоритмом развернутого клинического диагноза (основного, сопутствующего) с учетом МКБ-10.

- показаниями для плановой или экстренной госпитализации и оперативного лечения больных в зависимости от выявленной патологии, методами общеклинического обследования, интерпретацией результатов лабораторных, инструментальных методов диагностики,

- алгоритмами плановых, лечебных мероприятий при основных хирургических заболеваниях у детей и подростков; основными лечебными мероприятиями по оказанию первой врачебной;

- методами помощи при неотложных и угрожающих жизни состояниях, навыками организации санитарно-гигиенического режима пребывания детей, подростков и членов их семей в детском хирургическом стационаре..

5. Место проведения практическогоучебная комната, палаты в стационаре, кабинет в поликлинике, рентгенологический кабинет, перевязочная, операционная, рентген кабинет, процедурный кабинет, смотровая комната.

6. Оснащение занятия: таблицы и слайды, видеокурс, набор рентгенограмм, муляжи, словарь терминов торакальной хирургии, пациенты, негатоскоп.

7. Структура содержания темы.

Хронокарта практического занятия

п/п Этапы практического занятия Продолжитель- ность (мин) Содержание этапа и оснащенность
11. Организация занятия Проверка посещаемости
22. Формулировка темы и целей Озвучивание преподавателем темы и ее актуальности, целей занятия
33. Контроль исходного уровня знаний и умений Тестирование или письменный опрос.
44. Раскрытие учебно-целевых вопросов по теме занятия Инструктаж обучающихся преподавателем (ориентировочная основа деятельности)
55. Самостоятельная работа** обучающихся: а) курация под руководством преподавателя; б) разбор курируемых пациентов; в) выявление типичных ошибок Работа: а) в палатах с пациентами; б) с историями болезни; в) демонстрация куратором практических навыков по осмотру, физикальному обследованию с интерпретацией результатов дополнительных методов исследования.
66. Итоговый контроль знаний (письменно или устно) Тесты по теме, ситуационные задачи
77. Задание к следующему занятию Учебно-методические разработки следующего занятия и методические разработки для внеаудиторной работы по теме
Всего:  

8. Аннотация:

Инвагиная кишок у детей

 

Инвагинация представляет собой внедрение одного участка кишки в просвет другого. Инвагинация, являясь самым частым ( 60-70%) видом острой кишечной непроходимости у детей, может возникать в любом возрасте. В первый месяц жизни она наблюдается крайне редко, на второй год жизни приходится около 10% диагностированных случаев инвагинаций. Наиболее часто (более 80%) инвагинация возникает между 4 месяцем и 1 годом жизни (причём, преимущественно илео-цекальная инвагинация). Учитывая, что в большинстве случаев (от 80% до 93%) инвагинация встречается в илео-цекальном отделе кишечной трубки, причину возникновения связывают с функциональными и анатомическими особенностями этой области у детей раннего возраста. При этом выделяют предрасполагающие и разрешающие факторы.

К первым относят:

1. недостаточность баугиниевой заслонки,

2. несоответствие диаметров подвздошной кишки и ее “ампулы”c преобладанием на границе их циркулярного мышечного слоя (так называемый илео-цекальный сфинктер), а также несоответствие диаметров “ампулы” подвздошной кишки и слепой кишки

3. низкое прикрепление “ампулы” к слепой кишке с наличием тупого илео-цекального угла

4. высокую подвижность илео-цекального угла и часто общую брыжейку подвздошной и слепой кишок, объясняющих глубокое внедрение инвагината.

Разрешающим моментом считают временную дискоординацию перистальтики кишечника, т.е. нарушение правильного волнообразного ритма перистальтических движений кишки с образованием отдельных участков спазма и расслабления мышечного слоя, способствующих внедрению одного сегмента кишки в другой. К дискоординации

перистальтики могут привести изменение режима питания (введение прикорма, приём более грубой пищи), а также воспалительные заболевания кишечника (дизентерия, другие виды кишечных инфекций, энтеровирусная инфекция).

Механические причины инвагинации (дивертикул Меккеля, опухоль кишечника, полип, стеноз кишки, увеличение брыжеечных лимфоузлов разного генеза) выявляют только у 5-6% больных и, как правило, у детей старше 1 года.

Мальчики подвержены заболеванию в 4 раза чаще девочек.

Классификация

Инвагинация относится к смешанному виду механической кишечной непроходимости, в которой сочетаются элементы странгуляции (ущемление брыжейки внедренной кишки) и обтурации (закрытие просвета кишки инвагинатом).

По течению выделяют острую, рецидивирующую и хроническую инвагинацию.

Острой называют инвагинацию, которая имеет острое начало, развивается бурно и чревата развитием тяжёлых осложнений в виде некроза кишки и перитонита.

Под термином “рецидивирующая” понимают инвагинацию, которая повторяется более 1 раза и имеет острое или хроническое течение.

Под хроническим течением инвагинации подразумевают состояние, когда внедрение одного участка кишки в другой произошло постепенно и существует постоянно, но резкого нарушения кровообращения инвагината при этом не происходит.

У детей превалируют острые формы инвагинации(98,5%), редко встречается рецидивирующая инвагинация(1,5%) и ещё реже – хронические формы.

 

По уровню или по локализации различают также 3 вида инвагинации:

1. Тонко-тонкокишечная (3,5%)

2. Тонко–толстокишечная (или илео-цекальная) -93,7%

3. Толсто-толстокишечная(2,8%)

 

В свою очередь, в области илео-цекального угла выделяют 3 варианта инвагинации:

Простую подвздошно-ободочную (40%) – внедрение подвздошной кишки в ободочную через баугиниеву заслонку (при этом слепая кишка и червеобразный отросток остаются на месте неизменёнными)

Сложную, или двойную подвздошно-ободочную инвагинацию (около 1-2%) когда участок подвздошной кишки внедряется в нижерасположенный её сегмент, а затем этот конгломерат ещё раз инвагинируется в ободочную кишку через баугиниеву заслонку

Слепо-ободочную(52,7%) когда головкой инвагината является дно слепой кишки. Червеобразный отросток и терминальный отдел подвздошной кишки пассивно втягиваются между цилиндрами инвагината, не проходя через баугиниеву заслонку. При этой форме внедрения пассивно вовлеченный конечный отдел подвздошной кишки обычно меньше изменён (по сравнению с подвздошно-ободочными формами инвагинации),т.к. он не подвергается сильному ущемляющему действию баугиниевой заслонки.

 

И, наконец, существуют ещё редкие формы инвагинации:

Изолированная инвагинация червеобразного отростка

Множественная инвагинация одновременно на нескольких участках кишечника

Ретроградная инвагинация (внедрение против хода перистальтики)

Таким образом, схематически классификацию инвагинации можно представить таким образом:

Классификация

 

1.По течению: Острая, рецидивирующая, хроническая

2.По локализации: Тонко-тонкокишечная, илео-цекальная (простая, двойная, слепо-ободочная), толсто-толстокишечная

3.Редкие формы: Изолированная инвагинация червеобразного отростка, множественная инвагинация, ретроградная инвагинация.





Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.208.73.179 (0.013 с.)