Тема: «Приобретенная кишечная непроходимость. Клиника кишечной непроходимости. Диагностика».




ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема: «Приобретенная кишечная непроходимость. Клиника кишечной непроходимости. Диагностика».



2. Форма организации учебного процесса: практическое занятие

3. Методы обучения:объяснительно-иллюстрационный, словесно-логический, интерактивный.

4. Значение темы: обусловлено необходимостью иметь знания и умения по детской торакальной хирургии. Торакальная хирургия детского возраста должна рассматриваться с позиции растущего организма, поэтому имеются особенности в клинической картине, диагностике и тактике лечения у детей с приобретенной кишечной непроходимстью.

Цели обучения:

- общая: ОК-1, ОК-4, ПК-1, ПК-2, ПК-3, ПК-4, ПК-5, ПК-6, ПК-7, ПК-9, ПК-11.

- учебная:

Знать:

- закономерности роста и развития детского организма,

- особенности течения и возможные осложнения наиболее распространенных заболеваний.

- методы диагностики, современные методы клинического, лабораторного, инструментального обследования больных,

- основные патологические синдромы и симптомы заболеваний,

- международную классификацию болезней и проблем, связанных со здоровьем (МКБ-10),

- диагностические критерии по выявлению неотложных и угрожающих жизни состояний,

- современные диагностические и лечебные технологии в детской хирургии, алгоритмы лечебных мероприятий при наиболее часто встречающихся хирургических заболеваниях у детей и подростков, а также при жизнеопасных состояниях,

- алгоритм патогенетической адекватной терапии при основных хирургических заболеваниях.

- клинико-фармакологическую характеристику основных групп лекарственных препаратов и рациональный выбор конкретных лекарственных средств при лечении основных патологических синдромов заболеваний и неотложных состояний у детей и подростков, принципы профилактики детского и подросткового травматизма.

Уметь:

- собрать анамнез, провести опрос пациента или его родственников, физикальное обследование, оценить состояние пациента для оказания ему медицинской помощи;

- провести первичное обследование систем и органов. Наметить объем дополнительных исследований для уточнения диагноза.

- и нтерпретировать полученные результаты обследования, сформулировать клинический диагноз с учетом биохимических методов исследования. Знать норму и патологию при различных нозологиях, оценить состояние больного для принятия решения о необходимости оказания ему медицинской помощи. Установить приоритеты для решения проблем здоровья больного: критическое состояние, состояние с болевым синдромом, состояние с хроническим заболеванием.

- поставить предварительный диагноз – систематизировать информацию о пациенте с целью определения патологии и причин, ее вызывающих; наметить объем дополнительных для получения достоверного результата, сформулировать клинический диагноз, разработать план консервативного и оперативного лечения, выявлять патологические синдромы, использовать алгоритм постановки диагноза с учетом МКБ-10, своевременно диагностировать неотложные и угрожающие жизни состояния.

- разрабатывать план мероприятий, сформулировать показания к избранному методу лечения с учетом этиотропных и патогенетических средств, оценить эффективность и безопасность проводимого лечения.

- при неотложных состояниях определить срочность выведения, путь введения, режим и дозу лекарственных препаратов или инструментального воздействия, создать условия пребывания детей, подростков и членов их семей в детском хирургическом стационаре с целью соблюдения гигиенического режима.

Владеть:

- навыками сопоставления клинических и морфологических данных, правильного ведения медицинской документации,

- навыками постановки предварительного диагноза на основании сопоставления результатов клинических, лабораторных, функциональных исследований,

- алгоритмом развернутого клинического диагноза (основного, сопутствующего) с учетом МКБ-10.

- показаниями для плановой или экстренной госпитализации и оперативного лечения больных в зависимости от выявленной патологии, методами общеклинического обследования, интерпретацией результатов лабораторных, инструментальных методов диагностики,

- алгоритмами плановых, лечебных мероприятий при основных хирургических заболеваниях у детей и подростков; основными лечебными мероприятиями по оказанию первой врачебной;

- методами помощи при неотложных и угрожающих жизни состояниях, навыками организации санитарно-гигиенического режима пребывания детей, подростков и членов их семей в детском хирургическом стационаре..

5. Место проведения практическогоучебная комната, палаты в стационаре, кабинет в поликлинике, рентгенологический кабинет, перевязочная, операционная, рентген кабинет, процедурный кабинет, смотровая комната.

6. Оснащение занятия: таблицы и слайды, видеокурс, набор рентгенограмм, муляжи, словарь терминов торакальной хирургии, пациенты, негатоскоп.

7. Структура содержания темы.

Хронокарта практического занятия

п/п Этапы практического занятия Продолжитель- ность (мин) Содержание этапа и оснащенность
11. Организация занятия Проверка посещаемости
22. Формулировка темы и целей Озвучивание преподавателем темы и ее актуальности, целей занятия
33. Контроль исходного уровня знаний и умений Тестирование или письменный опрос.
44. Раскрытие учебно-целевых вопросов по теме занятия Инструктаж обучающихся преподавателем (ориентировочная основа деятельности)
55. Самостоятельная работа** обучающихся: а) курация под руководством преподавателя; б) разбор курируемых пациентов; в) выявление типичных ошибок Работа: а) в палатах с пациентами; б) с историями болезни; в) демонстрация куратором практических навыков по осмотру, физикальному обследованию с интерпретацией результатов дополнительных методов исследования.
66. Итоговый контроль знаний (письменно или устно) Тесты по теме, ситуационные задачи
77. Задание к следующему занятию Учебно-методические разработки следующего занятия и методические разработки для внеаудиторной работы по теме
Всего:  

8. Аннотация:

 

Приобретенная острая кишечная непроходимость

Острая кишечная непроходимость (ОКН) представляет собой синдром, возникающий при разнообразных патологических процессах, проявляющийся нарушением перистальтики и эвакуаторной функции кишечника, характеризующийся различным клиническим течением, морфологическими изменениями пораженной части кишечника и выраженными расстройствами гомеостаза.

Клиническая картина

Клиническая картина острой механической непроходимости кишечника зависит от целого ряда условий: возраста ребёнка, уровня, вида и степени непроходимости, сроков заболевания, а также от причин, вызвавших ее. Наиболее тяжело непроходимость протекает у детей младшего возраста. Бурное, тяжелое течение характерно для высокой странгуляционной непроходимости, более «спокойное и длительное» для низкой обтурационной. Для диагностики важное значение имеют анамнестические данные – указание на наличие в прошлом аналогичных приступов, травм живота, операций на органах брюшной полости, нарушений функций ЖКТ (рвота, запоры), мокнущего пупка в периоде новорожденности (связь с нарушением облитерации желточного протока). Начало заболевания бывает обычно острым и родители или сам ребенок (старшего возраста) могут точно указать время. Наиболее важными и типичными общими симптомами являются боль в животе, рвота, задержка стула, газов, тяжелое общее состояние. Боль является наиболее ранним и постоянным признаком. При странгуляционной непроходимости возникновение боли обусловлено сдавлением брыжейки с ее сосудами и нервами (ишемические боли) и усиленной перистальтикой кишки. Боль возникает остро, носит резкий и почти постоянный характер, периодически несколько ослабевая. Иногда боль настолько сильна, что дети кричат (т.н. «илеусный крик»). При острой обтурационной непроходимости появление боли связано с усиленной перистальтикой кишки, стремящейся преодолеть препятствие, при этом четко выявляется схваткообразный характер боли с постепенным ее нарастанием. Однако, по мере прогрессирования заболевания, истощения нервно-мышечного аппарата кишечника, развития пареза приводящих петель кишок боль постепенно ослабевает. Полное исчезновение боли является плохим прогностическим признаком, говорящим о наступлении некротических изменений в кишке.

Рвота возникает, как правило, после боли, являясь, следовательно, вторым симптомом. Она носит различный характер в зависимости от уровня и сроков непроходимости. Вначале рвота возникает рефлекторно, а затем становится застойной, принимая последовательно характер желудочного, дуоденального и кишечного содержимого (каловая рвота). При высокой непроходимости рвота бывает частой и обильной. При низкой она появляется довольно поздно и не является мучительной.

Задержка стула и газов отмечается у всех больных непроходимостью кишечника. Для исключения диагностической ошибки следует помнить, что при высокой непроходимости стул из нижних отделов кишечника может быть самостоятельным или получен после клизмы, однако такое, обычно однократное, опорожнение кишечника не приносит больному облегчения.

При объективном исследовании обращает на себя внимание поведение, вынужденное положение и внешний вид больного. В момент приступа поведение беспокойное, ребенок мечется, ищет удобное положение, при котором боль уменьшается. Чаще это коленно-локтевое положение. В межприступный промежуток дети лежат спокойно. Кожа бледная, покрыта холодным потом, при прогрессировании заболевания приобретает землисто-серый оттенок, что связано с интоксикацией. В ранние сроки температура тела нормальная, в поздней стадии при присоединении перитонеальных явлений температура повышается. Пульс с самого начала заболевания учащен, плохого наполнения, АД снижено. Особенно тяжелые гемодинамические расстройства наблюдаются при заворотах кишок и узлообразовании. При упорной многократной рвоте вследствие выраженного эксикоза заостряются черты лица, язык становится сухим, обложенным грязным налетом.

Обследование должно быть последовательным. При осмотре живота обращают внимание на его конфигурацию, увеличение объёма за счет вздутия кишечника, асимметрию, наличие или отсутствие грыжевых выпячиваний. При высокой тонкокишечной непроходимости вздутие живота бывает незначительным и ограничивается, как правило, только верхней его половиной. При низкой непроходимости (на уровне толстой кишки) вздутие обычно выражено в наибольшей степени. Патогномоничными симптомами механической непроходимости кишок являются симптом Вааля (визуально контурирующаяся растянутая петля кишки с зоной высокого тимпанита над ней), асимметрия живота (т.н. «косой живот»), видимая на глаз кишечная перистальтика. Пальпаторно брюшная стенка в начале заболевания мягкая, безболезненная. Но в момент болевого приступа ребенок плачет, при этом появляется активное напряжение брюшной стенки, мешающее проведению пальпации. При пальпации вне приступа в более поздние сроки заболевания можно пропальпировать растянутые, увеличенные в размерах петли кишок. Большое диагностическое значение имеют «шум плеска» (обусловлен переполнением кишечных петель жидкостью и газом, возникает при сотрясении или поколачивании живота) и симптом «пестроты перкуторного звука» (за счет газа и жидкости, содержащихся в петлях кишок выше препятствия). При аускультации живота в начале заболевания выслушиваются усиленные шумы кишечной перистальтики – «урчащие», «булькающие», «рокочущие». По мере прогрессирования пареза кишок перистальтические шумы ослабевают, иногда можно уловить «шум падающей капли». В поздних стадиях, при полном паралитическом илеусе, в брюшной полости наступает «гробовая тишина» (т.е. полное отсутствие перистальтических кишечных шумов). При ректальном пальцевом исследовании определяется симптом «Обуховской больницы» (зияние ануса при пустой расширенной ампуле прямой кишки). Ректальное исследование позволяет также определить каловый завал, инородное тело прямой кишки, опухоль, воспалительный инфильтрат, низко расположенную головку инвагината, кровь на пальце.

Клиника





Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.239.242.55 (0.008 с.)