Тема: «Бронхоэктатическая болезнь. Приобретенная БЭБ».




ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема: «Бронхоэктатическая болезнь. Приобретенная БЭБ».



2. Форма организации учебного процесса: практическое занятие

3. Методы обучения: объяснительно-иллюстрационный, словесно-логический, интерактивный

4. Значение темы: обусловлено необходимостью иметь знания и умения по детской торакальной хирургии. Торакальная хирургия детского возраста должна рассматриваться с позиции растущего организма, поэтому имеются особенности в клинической картине, диагностике и тактике лечения у детей с приобретенной формой бронхоэктатической болезни.

Цели обучения:

- общая: ОК-1, ОК-4, ПК-1, ПК-2, ПК-3, ПК-4, ПК-5, ПК-6, ПК-7, ПК-9, ПК-11.

- учебная:

Знать:

- закономерности роста и развития детского организма,

- особенности течения и возможные осложнения наиболее распространенных заболеваний.

- методы диагностики, современные методы клинического, лабораторного, инструментального обследования больных,

- основные патологические синдромы и симптомы заболеваний,

- международную классификацию болезней и проблем, связанных со здоровьем (МКБ-10),

- диагностические критерии по выявлению неотложных и угрожающих жизни состояний,

- современные диагностические и лечебные технологии в детской хирургии, алгоритмы лечебных мероприятий при наиболее часто встречающихся хирургических заболеваниях у детей и подростков, а также при жизнеопасных состояниях,

- алгоритм патогенетической адекватной терапии при основных хирургических заболеваниях.

- клинико-фармакологическую характеристику основных групп лекарственных препаратов и рациональный выбор конкретных лекарственных средств при лечении основных патологических синдромов заболеваний и неотложных состояний у детей и подростков, принципы профилактики детского и подросткового травматизма.

Уметь:

- собрать анамнез, провести опрос пациента или его родственников, физикальное обследование, оценить состояние пациента для оказания ему медицинской помощи;

- провести первичное обследование систем и органов. Наметить объем дополнительных исследований для уточнения диагноза.

- и нтерпретировать полученные результаты обследования, сформулировать клинический диагноз с учетом биохимических методов исследования. Знать норму и патологию при различных нозологиях, оценить состояние больного для принятия решения о необходимости оказания ему медицинской помощи. Установить приоритеты для решения проблем здоровья больного: критическое состояние, состояние с болевым синдромом, состояние с хроническим заболеванием.

- поставить предварительный диагноз – систематизировать информацию о пациенте с целью определения патологии и причин, ее вызывающих; наметить объем дополнительных для получения достоверного результата, сформулировать клинический диагноз, разработать план консервативного и оперативного лечения, выявлять патологические синдромы, использовать алгоритм постановки диагноза с учетом МКБ-10, своевременно диагностировать неотложные и угрожающие жизни состояния.

- разрабатывать план мероприятий, сформулировать показания к избранному методу лечения с учетом этиотропных и патогенетических средств, оценить эффективность и безопасность проводимого лечения.

- при неотложных состояниях определить срочность выведения, путь введения, режим и дозу лекарственных препаратов или инструментального воздействия, создать условия пребывания детей, подростков и членов их семей в детском хирургическом стационаре с целью соблюдения гигиенического режима.

Владеть:

- навыками сопоставления клинических и морфологических данных, правильного ведения медицинской документации,

- навыками постановки предварительного диагноза на основании сопоставления результатов клинических, лабораторных, функциональных исследований,

- алгоритмом развернутого клинического диагноза (основного, сопутствующего) с учетом МКБ-10.

- показаниями для плановой или экстренной госпитализации и оперативного лечения больных в зависимости от выявленной патологии, методами общеклинического обследования, интерпретацией результатов лабораторных, инструментальных методов диагностики,

- алгоритмами плановых, лечебных мероприятий при основных хирургических заболеваниях у детей и подростков; основными лечебными мероприятиями по оказанию первой врачебной;

- методами помощи при неотложных и угрожающих жизни состояниях, навыками организации санитарно-гигиенического режима пребывания детей, подростков и членов их семей в детском хирургическом стационаре..

5. Место проведения практическогоучебная комната, палаты в стационаре, кабинет в поликлинике, рентгенологический кабинет, перевязочная, операционная, рентген кабинет, процедурный кабинет, смотровая комната.

6. Оснащение занятия: таблицы и слайды, видеокурс, набор рентгенограмм, муляжи, словарь терминов торакальной хирургии, пациенты, негатоскоп.

7. Структура содержания темы.

Хронокарта практического занятия

п/п Этапы практического занятия Продолжитель- ность (мин) Содержание этапа и оснащенность
11. Организация занятия Проверка посещаемости
22. Формулировка темы и целей Озвучивание преподавателем темы и ее актуальности, целей занятия
33. Контроль исходного уровня знаний и умений Тестирование или письменный опрос.
44. Раскрытие учебно-целевых вопросов по теме занятия Инструктаж обучающихся преподавателем (ориентировочная основа деятельности)
55. Самостоятельная работа** обучающихся: а) курация под руководством преподавателя; б) разбор курируемых пациентов; в) выявление типичных ошибок Работа: а) в палатах с пациентами; б) с историями болезни; в) демонстрация куратором практических навыков по осмотру, физикальному обследованию с интерпретацией результатов дополнительных методов исследования.
66. Итоговый контроль знаний (письменно или устно) Тесты по теме, ситуационные задачи
77. Задание к следующему занятию Учебно-методические разработки следующего занятия и методические разработки для внеаудиторной работы по теме
Всего:  

8. Аннотация:

Бронхоэктатическая болезнь

Бронхоэктатическая болезнь – хроническое воспалительное заболевание бронхо-легочной системы, которое характеризуется патологическим расширением бронхов с гнойно-воспалительным процессом и пневмосклеротическими изменениями в них.

Среди хронических неспецифических заболеваний легких (ХНЗЛ) бронхоэктазии составляют до 20%.

Бронхоэктазии диагностируются преимущественно в детском и юношеском возрасте. На возраст до 5 лет приходится 52,1% случаев, до 10 лет – 72,1%, до 20 лет – 91,1%. Лишь на 8,8% падает на возраст свыше 20 лет. Следовательно, бронхоэктазии болезнь в основном детского возраста.

 

Так называемые первичные бронхоэктазы, по существу, первичными не являются и обычно развиваются как следствие перенесенных в детском возрасте инфекций бронхолегочной системы, преимущественно вызванных вирусами.

Вместе с тем при первичных бронхоэктазах имеются признаки, позволяющие выделить бронхоэктатическую болезнь как самостоятельное заболевание, так как существенного вовлечения в процесс развития нарушения легочной ткани при них не отмечается, а обострения бронхоэктатической болезни протекают преимущественно по типу обострения гнойного бронхита без поражения ткани легких. Выделяют также вторичные бронхоэктазы, возникающие как осложнение или проявление другого заболевания (чаще всего - хронической пневмонии); их не относят к бронхоэктатической болезни. Самостоятельность бронхоэктатической болезни как отдельной формы до последних лет оспаривается.

 

ЭТИОЛОГИЯ

Причины развития бронхоэктазов до настоящего времени нельзя считать достаточно выясненными. Вероятно, решающую роль в их возникновении играет сочетанное воздействие возбудителя и врожденной неполноценности бронхов.

Микроорганизмы, вызывающие острые воспалительные процессы в дыхательных путях (пневмония, корь, коклюш) у детей, могут считаться лишь условно провоцирующим фактором, так как у подавляющего большинства больных эти процессы полностью подавляются.

Инфекционные возбудители, вызывающие нагноительный процесс в уже измененных бронхах (пневмококк, стафилококк, гемофильная палочка), могут рассматриваться как причина обострений, но не развития бронхоэктазов.

Существенную роль в формировании бронхоэктазов играет наследственно обусловленная неполноценность бронхиального дерева, приводящая к нарушению механических свойств стенок бронхов при их инфицировании, особенно в раннем детском возрасте. Имеется связь между развитием бронхоэктазов и заболеваниями верхних дыхательных путей: возможно, в основе их развития имеет значение недостаточность одних и тех же защитных механизмов дыхательного тракта; происходит постоянное взаимное инфицирование верхних и нижних дыхательных путей.

 

ПАТОГЕНЕЗ

Важнейшая роль в развитии бронхоэктатической болезни отводится бронхоэктазам и их нагноению. К развитию бронхоэктазов приводит возникающее при нарушении проходимости бронхов слипание воздушной ткани легкого (ателектаз). Развитию такого слипания может способствовать снижение активности вещества, препятствующего слипанию легочной ткани - сурфактанта (врожденное или приобретенное, обусловленное местными воспалительными процессами). У детей причинами нарушения проходимости крупных бронхов могут быть сдавление податливых, а возможно, и врожденно неполноценных бронхов переразвитыми прикорневыми лимфатическими узлами и длительная закупорка бронхов плотной слизистой пробкой при острых респираторных инфекциях.

Снижение устойчивости стенок бронхов к действию так называемых бронхорасширяющих сил (повышение внутрибронхиального давления при кашле, растяжение бронхов скапливающимся секретом) способствует стойкому расширению просвета бронхов.

 

Расширение бронхов и задержка бронхиального секрета приводят к развитию воспаления. В дальнейшем при прогрессировании последнего происходят необратимые изменения в стенках бронхов (перестройка слизистой оболочки с полной или частичной гибелью выстилающей ткани и нарушением очистительной функции бронхов; дегенерация хрящевых пластинок и гладкой мышечной ткани с заменой ее соединительной тканью, что сопровождается снижением ее устойчивости и способности выполнять основные функции), в результате чего и развиваются бронхоэктазы.

Бронхоэктазия приводит к нарушению механизма откашливания, застою и инфицированию секрета в расширенных бронхах. Развивается хронически текущий, периодически обостряющийся нагноительный процесс, что является вторым важнейшим фактором развития бронхоэктатической болезни. Нагноение сформировавшихся бронхоэктазов представляет собой самую суть бронхоэктатической болезни. Измененный секрет скапливается обычно внижних отделах бронхиального дерева (из верхних отделов он стекает свободнопод действием силы тяжести). Этим объясняется преимущественно нижнедолевая локализация процесса.

 

В зависимости от характера расширения бронхов выделяют цилиндрические, мешотчатые, веретенообразные и смешанные бронхоэктазы. По распространенности процесса целесообразно различать одно- и двусторонние бронхоэктазы (с указанием точного их расположения по сегментам).

 

КЛИНИЧЕСКАЯ КАРТИНА

Обращает на себя внимание своеобразие жалоб и степень их выраженности - появление кашля с мокротой после перенесенных в детстве пневмонии, кори, коклюша или тяжелой формы гриппа. Количество выделяемой мокроты велико (за сутки - 200-300 мл), она отходит полным ртом, иногда приобретает гнилостный характер, часто наблюдается кровохарканье. Больных беспокоят выраженное похудание, отсутствие аппетита, значительно выражены симптомы интоксикации.

Клинические симптомы отчетливо выражены: снижение массы тела, изменение ногтей (они приобретают вид часовых стекол) и пальцев в виде барабанных палочек. Практически всегда (и вне обострения) при выслушивании легких выявляются очаги стойко удерживающихся влажных и звонких мелкопузырчатых хрипов.

Часто встречаются осложнения бронхоэктатической болезни: кровохарканье, амилоидоз почек (реже - селезенки и печени), астматический компонент, очаговая пневмония, абсцесс легкого, плеврит (эмпиема плевры), вторичный хронический бронхит. Последний является самым частым и обычно прогрессирующим осложнением, ведущим к дыхательной и легочно-сердечной недостаточности, нередко оказывающейся непосредственной причиной смерти больных. Причиной смерти может быть легочное кровотечение или хроническая почечная недостаточность как следствие вторичного амилоидоза почек.

 

9. Вопросы по теме занятия:

 

1. Анатомо-физиологические особенности

2. Частота БЭБ среди всех гнойных заболеваний легких.

3. Патогенез БЭБ.

4. Классификация БЭБ.

5. Клиническая картина БЭБ.

6. Признаки синдромов дыхательной недостаточности, интоксикации.

 

10. Тестовые задания по теме:

1. КЛИНИЧЕСКАЯ КАРТИНА БРОНХОЭКТАТИЧЕСКОЙ БОЛЕЗНИ ЗАВИСИТ ОТ:

а) стороны поражения дыхательной системы

б) выраженности, распространенности бронхоэктазов

в) врожденных пороков желудочно-кишечного тракта

г) наследственности

д) состояния сердечно-сосудистой системы

 

2. УКАЖИТЕ, КАКОЙ ФАКТОР НЕ ВЛИЯЕТ НА ВОЗНИКНОВЕНИЕ БРОНХОЭКТАТИЧЕСКОЙ БОЛЕЗНИ:

а) дизонтогенетический

б) опухоли средостения

в) воздушно-капельные инфекции

г) инородные тела

д) туберкулез легких

 

3. УКАЖИТЕ КЛАССИФИКАЦИЮ БРОНХОЭКТАЗОВ ПО ГЕНЕЗУ:

а) приобретенные, врожденные

б) цилиндрические, мешотчатые

в) односторонние, двусторонние

г) дизонтогенетические, кистовидные

д) диффузные, локальные

 

4. ЧТО НЕ ЯВЛЯЕТСЯ ПРОТИВОПОКАЗАНИЕМ К ОПЕРАТИВНОМУ ЛЕЧЕНИЮ БРОНХОЭКТАТИЧЕСКОЙ БОЛЕЗНИ

а) период обострения

б) врожденный вывих бедра

в) наличие гнойных очагов инфекции в других органах и тканях

г) поражение более 13 сегментов легких

д) выраженное снижение показателей внешнего дыхания

 

5. НАЗОВИТЕ БРОНХОЭКТАЗЫ ПО ФОРМЕ:

а) мешотчатые, кистовидные, цилиндрические

б) приобретенные, врожденные

в) дизонтогенетические, цилиндрические

г) односторонние, двухсторонние

д) дизонтогенетические, кистовидные

 

6. В ЧЕМ ЗАКЛЮЧАЕТСЯ РАДИКАЛЬНОЕ ХИРУРГИЧЕСКОЕ ЛЕЧЕНИЕ БРОНХОЭКТАТИЧЕСКОЙ БОЛЕЗНИ

а) удаление сегмента или доли

б) окклюзия бронха

в) дренирование плевральной полости

г) наложение пневмоторакса

д) чрезбронхиальная катетеризация

 

7. ПО РАСПРОСТРАНЕННОСТИ РАЗЛИЧАЮТ СЛЕДУЮЩИЕ БРОНХОЭКТАЗЫ:

а) односторонние, двусторонние

б) эмфизематозные, ателектатические

в) мешотчатые, кистовидные

г) цилиндрические, локальные

д) кистовидные, двусторонние

 

8. ЧТО НЕ ОТНОСИТСЯ К ОСЛОЖНЕНИЯМ ПРИ ХИРУРГИЧЕСКОМ ЛЕЧЕНИИ БРОНХОЭКТАТИЧЕСКОЙ БОЛЕЗНИ

А) АТЕЛЕКТАЗ легкого

б) кровотечение

в) несостоятельность швов бронха

г) нагноение

д) некроз кожного лоскута

 

9. В КАКОЕ ВРЕМЯ СУТОК БОЛЬШЕ ВСЕГО БОЛЬНОЙ С БРОНХОЭКТАТИЧЕСКОЙ БОЛЕЗНЬЮ ВЫДЕЛЯЕТ ГНОЙНУЮ МОКРОТУ

а) ночью

б) днем

в) утром

г) вечером

д) не зависит от времени суток

 

10. КАКИЕ ЭТИОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ НЕ ВЛИЯЮТ НА ФОРМИРОВАНИЕ БРОНХОЭКТАЗОВ

а) врожденные пороки развития и аномалии бронхиального дерева

б) рецидивирующие неспецифические воспалительные заболевания легких

в) детские инфекционные заболевания, туберкулез

г) инородные тела трахеобронхиального дерева

д) пороки развития костно-суставной системы

 

Эталоны ответов к тестовым заданием по теме:

1. б

2. б

3. а

4. б

5. а

6. а

7. а

8. д

9. в

10. д

 

11. Ситуационные задачи по теме:

Задача №1

На приеме у детского хирурга мальчик 12 лет с жалобами на деформацию грудной клетки, частые простудные заболевания, слабость, одышку, чувство дискомфорта в области сердца. Со слов, деформация замечена с 6 лет, которая постепенно увеличивается. В последние 2 года заметил, что на занятиях физкультурой нормативы упражнений им выполняются с трудом, появляются одышка и учащение сердцебиения. В школе занимается удовлетворительно.

Объективно. Состояние ребенка средней степени тяжести, при осмотре в контакт вступает неохотно, раздражителен. Кожные покровы бледные, чистые, умеренной влажности. mт=30 кг, lт=155 см.

В легких дыхание везикулярное, проводится по всем полям, хрипов нет. ЧД 20 в мин. Перкуторно звук ясный легочный, притуплений нет.

Тоны сердца ясные, ритмичные, патологических шумов нет. ЧСС 85 уд./мин. Левая граница относительной сердечной тупости на уровне левой среднеключичной линии. Живот мягкий, безболезненный. Стул регулярный. Мочеиспускание свободное.

Местно. Хрящевые отделы IV-VII ребер и н/3 грудины западают, грудина деформирована по типу «седла», наклон ребер и межреберные промежутки одинаковые с обеих сторон. Экскурсия грудной клетки снижена.

На выполненной спирометрии: VC = 60%, FEV1,0 = 65%.

Задания:

1. Сформулируйте диагноз.

2. Оцените результаты спирометрии.

3. Какие исследования необходимо провести для уточнения диагноза?

4. Лечебная тактика у данного больного.

5. Послеоперационная реабилитация ЛФК.

 

Задача №2

На приеме у детского хирурга девочка 13 лет с жалобами на деформацию грудной клетки. Со слов, деформация замечена с 11 лет, которая постепенно увеличивается. Простудными заболеваниями болеет редко. У родственников деформации конечностей и грудной клетки нет. В школе занимается хорошо.

Объективно. Состояние ребенка удовлетворительное. Кожные покровы бледно-розовые, чистые, умеренной влажности. Телосложение астеническое.

В легких дыхание везикулярное, проводится по всем полям, хрипов нет. ЧД 20 в мин. Перкуторно звук ясный легочный, притуплений нет.

Тоны сердца ясные, ритмичные, патологических шумов нет. ЧСС 80 уд./мин. Левая граница относительной сердечной тупости на 1 см кнутри от левой среднеключичной линии.

Живот мягкий, безболезненный. Стул регулярный. Мочеиспускание свободное.

Местно. Хрящевые отделы IV-VI ребер и с/3 грудины выпячиваются вперед, наклон ребер снижен, межреберные промежутки широкие, одинаковые с обеих сторон. Экскурсия грудной клетки снижена.

Задания:

1. Сформулируйте диагноз.

2. Какие исследования необходимо провести для уточнения диагноза?

3. Показания к оперативному лечению.

4. Лечебная тактика у данного больного?

5. Послеоперационная реабилитация данного больного.

 

Задача №3

На приеме у детского хирурга в поликлинике мальчик 13 лет с жалобами на деформацию грудной клетки. Со слов матери, деформация замечена с 9-летнего возраста. Задержки физического развития не отмечается. С возрастом деформация прогрессирует.

Объективно: состояние ребенка удовлетворительное, телосложение правильное, mТ=40 кг, lT=152 см. В легких дыхание везикулярное, проводится по всем полям, хрипов нет, ЧДД 19 в мин. Перкуторно звук ясный легочный, притуплений нет. Тоны сердца ясные, ритмичные, патологических шумов нет, ЧСС 82 уд. в мин. Левая граница относительной сердечной тупости на 1 см кнаружи от среднеключичной линии. Живот мягкий, безболезненный. Локально: хрящевые отделы III-VI ребер слева и н/3 грудины западают, наклон ребер выражен больше справа, межреберные промежутки расширены . Экскурсия грудной клетки снижена, больше слева.

Задания:

1. Сформулируйте диагноз.

2. Какие исследования необходимо провести для уточнения диагноза?

3. Какое лечение показано данному ребенку?

4. Относительные показания к хирургическому лечению.

5. Послеоперационная реабилитация ЛФК.

Задача №4

В последние два месяца ребёнок 5 лет стал уставать при физической нагрузке, появился сухой кашель, снижение аппетита.

Участковым педиатром отмечены: бледность кожных покровов, потеря массы тела, одутловатость правой половины лица, усиленный венозный рисунок в области шеи и правого плечевого пояса, сглаженность в области яремной вырезки, расширение границ верхней половины средостения, несколько асимметричное, больше - с правой стороны. Аускультативно со стороны лёгких, сердца - без особенностей.

Рентгенологически: в верхних отделах переднего средостения, больше с правой стороны определяется интенсивная, гомогенная, неправильно-овальной формы, с ровными наружными контурами тень опухолевидного образования. Сердце и лёгкие - без патологии.

В общем анализе крови: НЬ-96 г/л, эр.-2,2×1012/л, СОЭ-32 мм/час, других изменений нет.

Ребенок направлен на госпитализацию в отделение детской торакальной хирургии.

Задания:

1. Поставьте диагноз.

2. Как следует трактовать одутловатость лица и усиленный венозный рисунок в области шеи и правого плечевого пояса?

3. Составьте алгоритм обследования.

4. Какой должна быть тактика лечения?

5. Объём операции?

 

Задача №5

У ребёнка 2-х лет отмечено снижение аппетита, вялость, похудание, бледность кожных покровов, периодические боли в животе. Давность заболевания составляет 2-3 месяца.

При осмотре, кроме указанных признаков, отмечается увеличение размеров живота и венозный рисунок на коже брюшной стенки. При пальпации определяется опухолевидное образование в левой половине живота размерами 8×10 см, плотноэластической консистенции, с крупнобугристой поверхностью.

Задания:

1. Составьте алгоритм обследования больного для уточнения диагноза.

2. Каких изменений можно ожидать в OAK?

3. Поставьте предположительный диагноз с указанием стадии процесса.

4. Какие результаты дополнительных методов исследования подтвердят Ваши предположения?

5. Определите лечебную тактику.





Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.221.159.255 (0.026 с.)