ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема: «Бронхоэктатическая болезнь. Врожденная БЭБ».



2. Форма организации учебного процесса: практическое занятие

3. Методы обучения: объяснительно-иллюстрационный, словесно-логический, интерактивный

4. Значение темы: обусловлено необходимостью иметь знания и умения по детской торакальной хирургии. Торакальная хирургия детского возраста должна рассматриваться с позиции растущего организма, поэтому имеются особенности в клинической картине, диагностике и тактике лечения у детей с врожденной бронхоэктатической болезнью.

Цели обучения:

- общая: ОК-1, ОК-4, ПК-1, ПК-2, ПК-3, ПК-4, ПК-5, ПК-6, ПК-7, ПК-9, ПК-11.

- учебная:

Знать:

- закономерности роста и развития детского организма,

- особенности течения и возможные осложнения наиболее распространенных заболеваний.

- методы диагностики, современные методы клинического, лабораторного, инструментального обследования больных,

- основные патологические синдромы и симптомы заболеваний,

- международную классификацию болезней и проблем, связанных со здоровьем (МКБ-10),

- диагностические критерии по выявлению неотложных и угрожающих жизни состояний,

- современные диагностические и лечебные технологии в детской хирургии, алгоритмы лечебных мероприятий при наиболее часто встречающихся хирургических заболеваниях у детей и подростков, а также при жизнеопасных состояниях,

- алгоритм патогенетической адекватной терапии при основных хирургических заболеваниях.

- клинико-фармакологическую характеристику основных групп лекарственных препаратов и рациональный выбор конкретных лекарственных средств при лечении основных патологических синдромов заболеваний и неотложных состояний у детей и подростков, принципы профилактики детского и подросткового травматизма.

Уметь:

- собрать анамнез, провести опрос пациента или его родственников, физикальное обследование, оценить состояние пациента для оказания ему медицинской помощи;

- провести первичное обследование систем и органов. Наметить объем дополнительных исследований для уточнения диагноза.

- и нтерпретировать полученные результаты обследования, сформулировать клинический диагноз с учетом биохимических методов исследования. Знать норму и патологию при различных нозологиях, оценить состояние больного для принятия решения о необходимости оказания ему медицинской помощи. Установить приоритеты для решения проблем здоровья больного: критическое состояние, состояние с болевым синдромом, состояние с хроническим заболеванием.

- поставить предварительный диагноз – систематизировать информацию о пациенте с целью определения патологии и причин, ее вызывающих; наметить объем дополнительных для получения достоверного результата, сформулировать клинический диагноз, разработать план консервативного и оперативного лечения, выявлять патологические синдромы, использовать алгоритм постановки диагноза с учетом МКБ-10, своевременно диагностировать неотложные и угрожающие жизни состояния.

- разрабатывать план мероприятий, сформулировать показания к избранному методу лечения с учетом этиотропных и патогенетических средств, оценить эффективность и безопасность проводимого лечения.

- при неотложных состояниях определить срочность выведения, путь введения, режим и дозу лекарственных препаратов или инструментального воздействия, создать условия пребывания детей, подростков и членов их семей в детском хирургическом стационаре с целью соблюдения гигиенического режима.

Владеть:

- навыками сопоставления клинических и морфологических данных, правильного ведения медицинской документации,

- навыками постановки предварительного диагноза на основании сопоставления результатов клинических, лабораторных, функциональных исследований,

- алгоритмом развернутого клинического диагноза (основного, сопутствующего) с учетом МКБ-10.

- показаниями для плановой или экстренной госпитализации и оперативного лечения больных в зависимости от выявленной патологии, методами общеклинического обследования, интерпретацией результатов лабораторных, инструментальных методов диагностики,

- алгоритмами плановых, лечебных мероприятий при основных хирургических заболеваниях у детей и подростков; основными лечебными мероприятиями по оказанию первой врачебной;

- методами помощи при неотложных и угрожающих жизни состояниях, навыками организации санитарно-гигиенического режима пребывания детей, подростков и членов их семей в детском хирургическом стационаре..

5. Место проведения практическогоучебная комната, палаты в стационаре, кабинет в поликлинике, рентгенологический кабинет, перевязочная, операционная, рентген кабинет, процедурный кабинет, смотровая комната.

6. Оснащение занятия: таблицы и слайды, видеокурс, набор рентгенограмм, муляжи, словарь терминов торакальной хирургии, пациенты, негатоскоп.

7. Структура содержания темы.

Хронокарта практического занятия

п/п Этапы практического занятия Продолжитель- ность (мин) Содержание этапа и оснащенность
11. Организация занятия Проверка посещаемости
22. Формулировка темы и целей Озвучивание преподавателем темы и ее актуальности, целей занятия
33. Контроль исходного уровня знаний и умений Тестирование или письменный опрос.
44. Раскрытие учебно-целевых вопросов по теме занятия Инструктаж обучающихся преподавателем (ориентировочная основа деятельности)
55. Самостоятельная работа** обучающихся: а) курация под руководством преподавателя; б) разбор курируемых пациентов; в) выявление типичных ошибок Работа: а) в палатах с пациентами; б) с историями болезни; в) демонстрация куратором практических навыков по осмотру, физикальному обследованию с интерпретацией результатов дополнительных методов исследования.
66. Итоговый контроль знаний (письменно или устно) Тесты по теме, ситуационные задачи
77. Задание к следующему занятию Учебно-методические разработки следующего занятия и методические разработки для внеаудиторной работы по теме
Всего:  

8. Аннотация:

Бронхоэктатическая болезнь

Бронхоэктатическая болезнь – хроническое воспалительное заболевание бронхо-легочной системы, которое характеризуется патологическим расширением бронхов с гнойно-воспалительным процессом и пневмосклеротическими изменениями в них.

Среди хронических неспецифических заболеваний легких (ХНЗЛ) бронхоэктазии составляют до 20%.

Бронхоэктазии диагностируются преимущественно в детском и юношеском возрасте. На возраст до 5 лет приходится 52,1% случаев, до 10 лет – 72,1%, до 20 лет – 91,1%. Лишь на 8,8% падает на возраст свыше 20 лет. Следовательно, бронхоэктазии болезнь в основном детского возраста.

 

Этиология, патогенез

Бронхоэктазия является полиэтиологическим заболеванием. Выделяют следующие факторы, способствующие формированию бронхоэктазов:

1. врожденные пороки развития и аномалии бронхиального дерева;

2. рецидивирующие неспецифические воспалительные заболевания органов дыхания;

3. детские инфекционные заболевания инфекционной и вирусной природы (корь, коклюш и др.);

4. инородные тела трахеобронхиального дерева;

5. туберкулез;

6. некоторые наследственные заболевания и системные поражения (синдром Картагенера, муковисцидоз и др.).

Разделяют бронхоэктазии (Рыжков В.Е., 1968) на приобретенные и врожденные (дизонтогенетические). Приобретенные бронхоэктазии развиваются в легком, закончившем свое формирование и развитие, под влиянием различных патологических процессов и отмечаются в основном у взрослых. Чаще всего (до 40%) они являются следствием острых, затяжных и неразрешившихся пневмоний, принявших хроническое течение.

Независимо от этиологических моментов, основное значение в патогенезе бронхоэктазий у детей имеет взаимодействие двух факторов: воспалительного процесса и нарушение дренажной функции бронхов.

 

Патологическая анатомия

При бронхоэктазии у детей выделяют ателектатическую и неателектатическую формы. Легкое или отдельные участки его уменьшены в объеме, безвоздушны, уплотнены, либо имеют обычный объем и эмфизематозны. Стенки бронхов уплотнены, сами бронхи расширены в виде цилиндров или мешков и, как правило, заполнены гнойной мокротой, легочная ткань склерозирована.

Классификация бронхоэктазов

1 По генезу: врожденные, дизонтогенетические, приобретенные (ателектатические, эмфизематозные, смешанные).

2 По форме: цилиндрические, мешотчатые, кистевидные.

3. По распространенности: односторонние, двусторонние.

4. По выраженности: локализованные, диффузные (бронхит).

5. По течению: с обострением (частыми, редкими).

 

Клиника

Клиническая картина бронхоэктазий у детей зависит от обширности поражения, выраженности и распространенности бронхита в непораженных участках легкого.

Начало заболевания точно установить трудно. В большинстве случаев родители указывают на то, что впервые дети перенесли пневмонию в первые месяцы жизни или в возрасте 2-3 года, а в последующем частые рецидивы, трудно поддающиеся консервативному лечению. Дети подвержены простудным заболеваниям. В 15% устанавливается связь начала заболевания с корью, коклюшем или с аспирацией инородного тела. Имеет значение опрос родителей относительно наследственности заболеваний, выяснения характера, частоты заболеваний легких, особенно в период новорожденности.

При более обширных поражениях легких отмечается слабость быстрая утомляемость одышка, снижение аппетита, возможно отставание в физическом развитии. Основной жалобой является кашель с большим или меньшим количеством гнойной мокроты. Количество мокроты увеличивается, особенно по утрам. Кровохарканье у детей встречается редко и более характерно для бронхоэктазий на почве инородных тел. Субъективные жалобы встречаются в основном у детей школьного возраста.

Объективно: часто бледность кожных покровов, умеренный цианоз, отставание в физическом развитии (при поражении более двух долей), одутловатость лица, иногда на расстоянии слышны хрипы. Деформация пальцев в виде «барабанных палочек» и ногтей по типу «часовых стекол». Асимметрия грудной клетки за счет ограничения дыхательных экскурсий на больной стороне или уменьшения соответствующей полуокружности грудной клетки. При ателектатических бронхоэктазиях отмечается западение грудной клетки, сужение межреберных промежутков, мышцы атрофичны, сердечный толчок смещен в сторону поражения. При перкуссии отмечается укорочение легочного звука, сердце смещено в больную сторону, при эмфизематозном варианте – легочный звук с коробочным оттенком или обычный. Аускультативно над пораженными отделами легких разнокалиберные влажные хрипы, усиливающиеся при кашле. После откашливания мокроты, хрипы уменьшаются. В период обострения хрипы увеличиваются с обеих сторон. Прослушиваются и сухие хрипы. В зоне поражения обычно дыхание ослаблено.

Учитывая, что в клинической картине бронхоэктазии важную роль играет бронхит, в его диагностике чрезвычайно важное значение имеет бронхоскопия, которая позволяет оценить состояние не только бронхов, пораженных бронхоэктазами, но и других отделов бронхиального дерева.

Выделяют катаральный, гнойный, фибринозно-язвенный и геморрагический бронхиты.

У детей с бронхоэктазией в возрасте до 5 лет преобладает диффузный бронхит (70%), от 5 до 10 лет локализованный и диффузный встречаются с одинаковой частотой, после 10 лет снова преобладает диффузный бронхит (66%). При исследовании мокроты у детей она может быть слизистой, слизисто-гнойной, гнойной. Очень редко встречается мокрота с гнилостным запахом и почти не наблюдается характерная для взрослых трехслойная мокрота с пробками Дитерихса и эластическими волокнами. При цитологическом исследовании слизь, лейкоциты часто в различной стадии дегенерации и эпителиальные клетки слизистой оболочки.

При бактериальном исследовании чаще высеивают стафилококки в монокультуре или различных ассоциациях со стрептококком, диплококком и др.

9. Вопросы по теме занятия:

 

1. Анатомо-физиологические особенности

2. Этиология, патогенез

3. Частота БЭБ среди всех гнойных заболеваний легких.

4. Патогенез врожденной БЭБ.

5. Классификация врожденной БЭБ.

6. Клиническая картина врожденной БЭБ.

7. Признаки синдромов дыхательной недостаточности, интоксикации.

 

10. Тестовые задания по теме

 

1. БРОНХОЭКТАЗЫ ПО ФОРМЕ КЛАССИФИЦИРУЮТСЯ НА

1) мешотчатые, кистовидные, цилиндрические

2) приобретенные, врожденные

3) дизонтогенетические, цилиндрические

4) односторонние, двухсторонние

5) дизонтогенетические, кистовидные

 

2. РАДИКАЛЬНОЕ ХИРУРГИЧЕСКОЕ ЛЕЧЕНИЕ БРОНХОЭКТАТИЧЕСКОЙ БОЛЕЗНИ ПОДРАЗУМЕВАЕТ

1) удаление сегмента или доли легкого

2) окклюзия бронха

3) дренирование плевральной полости

4) плевральная пункция

5) введение в плевральную полость ферментов

 

3. ПО РАСПРОСТРАНЕННОСТИ БРОНХОЭКТАЗЫ РАЗДЕЛЯЮТ НА

1) односторонние, двусторонние

2) эмфизематозные, ателектатические

3) мешотчатые, кистовидные

4) цилиндрические, локальные

5) кистовидные, двусторонние

 

4. ОСЛОЖНЕНИЕМ ХИРУРГИЧЕСКОГО ЛЕЧЕНИЯ БРОНХОЭКТАТИЧЕСКОЙ БОЛЕЗНИ ЯВЛЯЕТСЯ

1) некроз кожного лоскута

2) тромбоэмболия легочной артерии

3) острая кишечная непроходимость

4) муковисцидоз

5) ателектаз легкого, несостоятельность швов бронха

 

5. В НАИБОЛЬШЕЕ ОТХОЖДЕНИЕ ГНОЙНОЙ МОКРОТЫ У БОЛЬНЫХ БРОНХОЭКТАТИЧЕСКОЙ БОЛЕЗНЬЮ ПРОИСХОДИТ

1) ночью

2) днем

3) утром

4) вечером

5) не зависит от времени суток

 

6. НАИБОЛЕЕ ЭФФЕКТИВНЫЙ МЕТОД ЛЕЧЕНИЯ ВРОЖДЕННЫХ БРОНХОЭКТАЗОВ

1) курортно-санаторное

2) консервативное лечение в стационаре

3) дренирование плевральной полости

4) резекция пораженных участков легкого

5) гормонотерапия

 

7. НА ФОРМИРОВАНИЕ БРОНХОЭКТАЗОВ ВЛИЯЮТ ЭТИОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ

1) нарушение приема витамина D

2) частые аденоидиты

3) длительный прием антибиотиков

4) пороки развития костно-суставной системы

5) рецидивирующие неспецифические воспалительные заболевания легких

 

8. НА СОЧЕТАННУЮ ПАТОЛОГИЮ ПРИ БРОНХОЭКТАТИЧЕСКОЙ БОЛЕЗНИ УКАЗЫВАЕТ

1) отхождение мокроты по утрам

2) цианотичный оттенок кожных покровов и слизистых

3) одышка

4) петехиальная сыпь

5) деформация пальцев («барабанные палочки», «часовые стекла»)

 

9. КЛАССИФИКАЦИЯ БРОНХОЭКТАЗОВ ВКЛЮЧАЕТ ФОРМЫ

1) цилиндрические, шаровидные, мешотчатые

2) кистовидные, грибовидные, мешотчатые

3) кистовидные, цилиндрические, грибовидные

4) цилиндрические, кистовидные, мешотчатые

5) мешотчатые, цилиндрические, грибовидные

 

10. НА ВОЗНИКНОВЕНИЕ БРОНХОЭКТАТИЧЕСКОЙ БОЛЕЗНИ НЕ ВЛИЯЕТ

1) дизонтогенетический фактор

2) опухоли средостения

3) воздушно-капельные инфекции

4) инородные тела

5) туберкулез легких

 

Эталоны ответов к тестовым заданием по теме

 

1. 5

2. 1

3. 4

4. 4

5. 2

6. 4

7. 3

8. 3

9. 2

10. 2

 

11. Ситуационные задачи по теме:

Задача №1

На приеме у детского хирурга мальчик 12 лет с жалобами на деформацию грудной клетки, частые простудные заболевания, слабость, одышку, чувство дискомфорта в области сердца. Со слов, деформация замечена с 6 лет, которая постепенно увеличивается. В последние 2 года заметил, что на занятиях физкультурой нормативы упражнений им выполняются с трудом, появляются одышка и учащение сердцебиения. В школе занимается удовлетворительно.

Объективно. Состояние ребенка средней степени тяжести, при осмотре в контакт вступает неохотно, раздражителен. Кожные покровы бледные, чистые, умеренной влажности. mт=30 кг, lт=155 см.

В легких дыхание везикулярное, проводится по всем полям, хрипов нет. ЧД 20 в мин. Перкуторно звук ясный легочный, притуплений нет.

Тоны сердца ясные, ритмичные, патологических шумов нет. ЧСС 85 уд./мин. Левая граница относительной сердечной тупости на уровне левой среднеключичной линии. Живот мягкий, безболезненный. Стул регулярный. Мочеиспускание свободное.

Местно. Хрящевые отделы IV-VII ребер и н/3 грудины западают, грудина деформирована по типу «седла», наклон ребер и межреберные промежутки одинаковые с обеих сторон. Экскурсия грудной клетки снижена.

На выполненной спирометрии: VC = 60%, FEV1,0 = 65%.

Задания:

1. Сформулируйте диагноз.

2. Оцените результаты спирометрии.

3. Какие исследования необходимо провести для уточнения диагноза?

4. Лечебная тактика у данного больного.

5. Послеоперационная реабилитация ЛФК.

 

Задача №2

На приеме у детского хирурга девочка 13 лет с жалобами на деформацию грудной клетки. Со слов, деформация замечена с 11 лет, которая постепенно увеличивается. Простудными заболеваниями болеет редко. У родственников деформации конечностей и грудной клетки нет. В школе занимается хорошо.

Объективно. Состояние ребенка удовлетворительное. Кожные покровы бледно-розовые, чистые, умеренной влажности. Телосложение астеническое.

В легких дыхание везикулярное, проводится по всем полям, хрипов нет. ЧД 20 в мин. Перкуторно звук ясный легочный, притуплений нет.

Тоны сердца ясные, ритмичные, патологических шумов нет. ЧСС 80 уд./мин. Левая граница относительной сердечной тупости на 1 см кнутри от левой среднеключичной линии.

Живот мягкий, безболезненный. Стул регулярный. Мочеиспускание свободное.

Местно. Хрящевые отделы IV-VI ребер и с/3 грудины выпячиваются вперед, наклон ребер снижен, межреберные промежутки широкие, одинаковые с обеих сторон. Экскурсия грудной клетки снижена.

Задания:

1. Сформулируйте диагноз.

2. Какие исследования необходимо провести для уточнения диагноза?

3. Показания к оперативному лечению.

4. Лечебная тактика у данного больного?

5. Послеоперационная реабилитация данного больного.

 

Задача №3

На приеме у детского хирурга в поликлинике мальчик 13 лет с жалобами на деформацию грудной клетки. Со слов матери, деформация замечена с 9-летнего возраста. Задержки физического развития не отмечается. С возрастом деформация прогрессирует.

Объективно: состояние ребенка удовлетворительное, телосложение правильное, mТ=40 кг, lT=152 см. В легких дыхание везикулярное, проводится по всем полям, хрипов нет, ЧДД 19 в мин. Перкуторно звук ясный легочный, притуплений нет. Тоны сердца ясные, ритмичные, патологических шумов нет, ЧСС 82 уд. в мин. Левая граница относительной сердечной тупости на 1 см кнаружи от среднеключичной линии. Живот мягкий, безболезненный. Локально: хрящевые отделы III-VI ребер слева и н/3 грудины западают, наклон ребер выражен больше справа, межреберные промежутки расширены . Экскурсия грудной клетки снижена, больше слева.

Задания:

1. Сформулируйте диагноз.

2. Какие исследования необходимо провести для уточнения диагноза?

3. Какое лечение показано данному ребенку?

4. Относительные показания к хирургическому лечению.

5. Послеоперационная реабилитация ЛФК.

Задача №4

В последние два месяца ребёнок 5 лет стал уставать при физической нагрузке, появился сухой кашель, снижение аппетита.

Участковым педиатром отмечены: бледность кожных покровов, потеря массы тела, одутловатость правой половины лица, усиленный венозный рисунок в области шеи и правого плечевого пояса, сглаженность в области яремной вырезки, расширение границ верхней половины средостения, несколько асимметричное, больше - с правой стороны. Аускультативно со стороны лёгких, сердца - без особенностей.

Рентгенологически: в верхних отделах переднего средостения, больше с правой стороны определяется интенсивная, гомогенная, неправильно-овальной формы, с ровными наружными контурами тень опухолевидного образования. Сердце и лёгкие - без патологии.

В общем анализе крови: НЬ-96 г/л, эр.-2,2×1012/л, СОЭ-32 мм/час, других изменений нет.

Ребенок направлен на госпитализацию в отделение детской торакальной хирургии.

Задания:

1. Поставьте диагноз.

2. Как следует трактовать одутловатость лица и усиленный венозный рисунок в области шеи и правого плечевого пояса?

3. Составьте алгоритм обследования.

4. Какой должна быть тактика лечения?

5. Объём операции?

 

Задача №5

У ребёнка 2-х лет отмечено снижение аппетита, вялость, похудание, бледность кожных покровов, периодические боли в животе. Давность заболевания составляет 2-3 месяца.

При осмотре, кроме указанных признаков, отмечается увеличение размеров живота и венозный рисунок на коже брюшной стенки. При пальпации определяется опухолевидное образование в левой половине живота размерами 8×10 см, плотноэластической консистенции, с крупнобугристой поверхностью.

Задания:

1. Составьте алгоритм обследования больного для уточнения диагноза.

2. Каких изменений можно ожидать в OAK?

3. Поставьте предположительный диагноз с указанием стадии процесса.

4. Какие результаты дополнительных методов исследования подтвердят Ваши предположения?

5. Определите лечебную тактику.





Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.237.205.144 (0.033 с.)