Тема: «Острая гнойная деструкция легких у детей. Буллезная трансформация легких. Ателектаз легкого».




ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема: «Острая гнойная деструкция легких у детей. Буллезная трансформация легких. Ателектаз легкого».



2. Форма организации учебного процесса: практическое занятие

3.Методы обучения: словесно-логический, объяснительно-иллюстрационный, интерактивный.

4. Значение темы: обусловлено необходимостью иметь знания и умения по детской торакальной хирургии. Торакальная хирургия детского возраста должна рассматриваться с позиции растущего организма, поэтому имеются особенности в клинической картине, диагностике и тактике лечения у детей с с буллезной трансформацией легких.

Цели обучения:

- общая: ОК-1, ОК-4, ПК-1, ПК-2, ПК-3, ПК-4, ПК-5, ПК-6, ПК-7, ПК-9, ПК-11.

- учебная:

Знать:

- закономерности роста и развития детского организма,

- особенности течения и возможные осложнения наиболее распространенных заболеваний.

- методы диагностики, современные методы клинического, лабораторного, инструментального обследования больных,

- основные патологические синдромы и симптомы заболеваний,

- международную классификацию болезней и проблем, связанных со здоровьем (МКБ-10),

- диагностические критерии по выявлению неотложных и угрожающих жизни состояний,

- современные диагностические и лечебные технологии в детской хирургии, алгоритмы лечебных мероприятий при наиболее часто встречающихся хирургических заболеваниях у детей и подростков, а также при жизнеопасных состояниях,

- алгоритм патогенетической адекватной терапии при основных хирургических заболеваниях.

- клинико-фармакологическую характеристику основных групп лекарственных препаратов и рациональный выбор конкретных лекарственных средств при лечении основных патологических синдромов заболеваний и неотложных состояний у детей и подростков, принципы профилактики детского и подросткового травматизма.

Уметь:

- собрать анамнез, провести опрос пациента или его родственников, физикальное обследование, оценить состояние пациента для оказания ему медицинской помощи;

- провести первичное обследование систем и органов. Наметить объем дополнительных исследований для уточнения диагноза.

- и нтерпретировать полученные результаты обследования, сформулировать клинический диагноз с учетом биохимических методов исследования. Знать норму и патологию при различных нозологиях, оценить состояние больного для принятия решения о необходимости оказания ему медицинской помощи. Установить приоритеты для решения проблем здоровья больного: критическое состояние, состояние с болевым синдромом, состояние с хроническим заболеванием.

- поставить предварительный диагноз – систематизировать информацию о пациенте с целью определения патологии и причин, ее вызывающих; наметить объем дополнительных для получения достоверного результата, сформулировать клинический диагноз, разработать план консервативного и оперативного лечения, выявлять патологические синдромы, использовать алгоритм постановки диагноза с учетом МКБ-10, своевременно диагностировать неотложные и угрожающие жизни состояния.

- разрабатывать план мероприятий, сформулировать показания к избранному методу лечения с учетом этиотропных и патогенетических средств, оценить эффективность и безопасность проводимого лечения.

- при неотложных состояниях определить срочность выведения, путь введения, режим и дозу лекарственных препаратов или инструментального воздействия, создать условия пребывания детей, подростков и членов их семей в детском хирургическом стационаре с целью соблюдения гигиенического режима.

Владеть:

- навыками сопоставления клинических и морфологических данных, правильного ведения медицинской документации,

- навыками постановки предварительного диагноза на основании сопоставления результатов клинических, лабораторных, функциональных исследований,

- алгоритмом развернутого клинического диагноза (основного, сопутствующего) с учетом МКБ-10.

- показаниями для плановой или экстренной госпитализации и оперативного лечения больных в зависимости от выявленной патологии, методами общеклинического обследования, интерпретацией результатов лабораторных, инструментальных методов диагностики,

- алгоритмами плановых, лечебных мероприятий при основных хирургических заболеваниях у детей и подростков; основными лечебными мероприятиями по оказанию первой врачебной;

- методами помощи при неотложных и угрожающих жизни состояниях, навыками организации санитарно-гигиенического режима пребывания детей, подростков и членов их семей в детском хирургическом стационаре..

5. Место проведения практическогоучебная комната, палаты в стационаре, кабинет в поликлинике, рентгенологический кабинет, перевязочная, операционная, рентген кабинет, процедурный кабинет, смотровая комната.

6. Оснащение занятия: таблицы и слайды, видеокурс, набор рентгенограмм, муляжи, словарь терминов торакальной хирургии, пациенты, негатоскоп.

7. Структура содержания темы.

Хронокарта практического занятия

п/п Этапы практического занятия Продолжитель- ность (мин) Содержание этапа и оснащенность
11. Организация занятия Проверка посещаемости
22. Формулировка темы и целей Озвучивание преподавателем темы и ее актуальности, целей занятия
33. Контроль исходного уровня знаний и умений Тестирование или письменный опрос.
44. Раскрытие учебно-целевых вопросов по теме занятия Инструктаж обучающихся преподавателем (ориентировочная основа деятельности)
55. Самостоятельная работа** обучающихся: а) курация под руководством преподавателя; б) разбор курируемых пациентов; в) выявление типичных ошибок Работа: а) в палатах с пациентами; б) с историями болезни; в) демонстрация куратором практических навыков по осмотру, физикальному обследованию с интерпретацией результатов дополнительных методов исследования.
66. Итоговый контроль знаний (письменно или устно) Тесты по теме, ситуационные задачи
77. Задание к следующему занятию Учебно-методические разработки следующего занятия и методические разработки для внеаудиторной работы по теме
Всего:  

8. Аннотация:

Ателектаз

Ателектаз может быть тотальным (захватывает все легкое или оба легких) , долевым, сегментарным, дольковым и ацинозным.

Этиология и патогенез.

Приобретенный ателектаз - вторичное спадение нормально сформированных альвеол. К врожденному ателектазу приводит черепно-мозговая травма, недостаток или отсутствие сурфактанта, (особенно часто наблюдается у недоношенных новорожденных), аспирация новорожденным околоплодных вод, пороки развития бронхов с образованием соединительнотканных перемычек, препятствующих проникновению воздуха в дистальные отделы, и пр.

Приобретенный ателектаз может быть следствием различных форм пневмоний. В этих, случаях образованию ателектаза способствует сопутс твующий эндобронхит с отеком слизистой оболочки. Ателектаз легкого может возникнуть при попадании инородных тел в трахео-бронхиальное дерево.

Приобретенными ателектазами считаются ателектазы аллергического генеза, когда в результате бронхоспазма и отека слизистой возникает непроходимость бронха.

Сравнительная узость трахео-бронхиального дерева и склонность к гиперергическим реакциям со стороны слизистой оболочки трахеи и бронхов у детей создают более благоприятные условия для развития ателектаза легких чем у взрослых.

Клиника и диагностика.Клинические проявления ателектаза легкого зависят от объема, локализации ателектаза и осложнений в ателектазированных участках. Увеличение числа ателектатических участков ведет к главным клиническим проявлениям ателектаза — одышке и цианозу.

Над участком ателектаза при перкуссии отмечают укорочение перкуторного звука, при выслушивании — ослабление дыхания.

Важным клиническим признаком ателектаза легкого является смещение средостения в больную сторону. Наряду со смещением средостения при массивных ателектазах, занимающих все легкое, уменьшается объем соответствующей плевральной полости, сужаются межреберные промежутки, почти не участвует в дыхании пораженная половина грудной клетки и поднимается купол диафрагмы.

При подозрении на ателектаз для уточнения локализации и объема поражения производят обзорную рентгенографию в двух проекциях (прямой и боковой). Для сегментарного ателектаза характерно наличие гомогенной тени треугольной формы с вершиной, обращенной к корню легкого. При обширном ателектазе, занимающем одну - две доли или целиком легкое, выявляется гомогенное затемнение, сливающееся с тенью сердца, средостения и диафрагмы. При этом отмечаются смещение средостения в сторону ателектаза и высокое стояние купола диафрагмы. При рентгенологическом исследовании могут быть положительными симптомы Алишевского — Киньбьока (поднятие купола диафрагмы на стороне ателектаза при вдохе) и симптом Гольцкпехта — Якобсона (смещение средостения в сторону ателектаза на вдохе).

Дифференциальный диагнозпроводят с коллапсом легкого различного генеза, опухолью легкого, агенезией и гипоплазией легкого, диафрагмальной грыжей, релаксацией диафрагмы, опухолями средостения.

Основным лечебным мероприятием при ателектазе на почве инородного тела или при подозрении на наличие инородного тела также является лечебно-диагностическая бронхоскопия. При остро возникшем ателектазе легкого на почве инородного тела после извлечения последнего в течение первых суток с момента аспирации легкое быстро расправляется.

С целью профилактики ателектаза в послеоперационном периоде, перед ушиванием грудной стенки, необходимо расправить все спавшиеся участки легкого.

Существуют общие мероприятия, направленные на профилактику и лечение ателектаза легкого. К этим мероприятиям относятся прежде всего ингаляции с бронхолитиками и ферментами, способствующими разжижению мокроты, активное занятие лечебной физкультурой с первых часов после операции.

 

9. Вопросы по теме занятия:

1. Этиология, патогенез ателектаза легких.

2. Классификация.

3. Клиника ателектаза легких

4. Показания и методика проведения плевральной пункции.

5. Показания и методика проведения дренирования плевральной полости.

5. Принципы лечения ателектаза.

6. Показания к оперативному лечению.

10. Тестовые задания по теме

1. ДЛЯ ОСТРОЙ ГНОЙНОЙ ДЕСТРУКЦИИ ЛЕГКИХ ХАРАКТЕРНО

1) острая правожелудочковая недостаточность

2) симтом нарастающей эмфиземы легких

3) повышение АД

4) гиперсальвация

5) дыхательная недостаточность, интоксикация

 

2. В ЛЕЧЕНИЕ ОСТРОГО ГНОЙНОГО МЕДИОСТЕНИТА ВХОДИТ

1) терапия глюкокортикостероидами

2) пункция плевральной полости

3) дренирование плевральной полости при неэффективности пункции

4) трахеобронхоскопия

5) дренирование полости средостения, антибактериальная терапия

 

3. ОСТРУЮ ГНОЙНУЮ ДЕСТРУКЦИЮ ЛЕГКИХ НЕОБХОДИМО ДИФФЕРЕНЦИРОВАТЬ

1) с пневмосклерозом

2) с ларинготрахеитом

3) с муковисцедозом

4) с бронхитом

5) с врожденной лобарной эмфиземой

 

4. НАИБОЛЕЕ ЧАСТЫМ ПУТЕМ ПРОНИКНОВЕНИЯ ИНФЕКЦИИ ПРИ ОСТРОЙ ГНОЙНОЙ ДЕСТРУКЦИИ ЛЕГКИХ ЯВЛЯЕТСЯ

1) гематогенный

2) аэробронхиальный

3) алиментарный

4) контактный

5) лимфогенный

 

5. РЕНТГЕНОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИЗНАКИ ХРОНИЧЕСКОГО НАГНОИТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ЛЕГКИХ

1) смещение средостения в здоровую сторону

2) увеличение лимфоузлов корня легкого

3) смещение долевых бронхов

4) повышение прозрачности доли легкого

5) перибронхиальная инфильтрация

 

6. К ЛЕГОЧНО-ПЛЕВРАЛЬНОЙ ФОРМЕ ОСТРОЙ ГНОЙНОЙ ДЕСТРУКЦИИ ЛЕГКИХ ОТНОСИТСЯ

1) абсцесс легкого

2) пневмоторакс

3) буллы

4) врожденные кисты

5) мелкоочаговая множественная деструкция

 

7. ЛЕГОЧНО-ПЛЕВРАЛЬНЫМ ОСЛОЖНЕНИЕМ ОСТРОЙ ГНОЙНОЙНОЙ ДЕСТРУКТИВНОЙ ПНЕВМОНИИ ЯВЛЯЕТСЯ

1) абсцесс легкого

2) пиопневмоторакс

3) буллы

4) гигантский кортикальный абсцесс

5) мелкоочаговая деструкция легких

 

8. К ВНУТРИЛЕГОЧНОЙ ФОРМЕ ОСТРОЙ ГНОЙНОЙ ДЕСТРУКТИВНОЙ ПНЕВМОНИИ ОТНОСИТСЯ

1) пневмоторакс

2) плеврит

3) пиоторакс

4) пиопневмоторакс

5) буллы

 

9. ПРИ ПРОРЫВЕ АБСЦЕССА ЛЕГКОГО В ПЛЕВРАЛЬНУЮ ПОЛОСТЬ НЕОБХОДИМО

1) пункция плевральной полости

2) дренирование плевральной полости

3) только антибактериальная терапия

4) радикальная операция – торакотомия с резекцией легкого

5) чрезбронхиальная катетеризация абсцесса

 

10. ОСТРЫЙ ГНОЙНО-ФИБРИНОЗНЫЙ ПЛЕВРИТ ПРЕДПОЛАГАЕТ

1) пульмонэктомия

2) многократные плевральные пункции

3) дренирование плевральной полости

4) консервативное лечение

5) дренирование плевральной полости с активной аспирацией

 

Эталоны ответов к тестовым заданием по теме

 

1. 5

2. 1

3. 1

4. 3

5. 3

6. 3

7. 2

8. 5

9. 2

010. 4

11. Ситуационные задачи по теме:

Задача № 1

В приемное отделение доставлен ребенок 1,5 лет. Отмечается выраженное беспокойство, учащенное дыхание, левая половина грудной клетки отстает в акте дыхания. Из анамнеза известно, что получал лечение по поводу ОРВИ в течение 5 дней. 2 часа назад резко ухудшилось состояние.

1. Поставьте диагноз.

2. Какой метод диагностики поможет уточнить диагноз?

3. Какое лечение показано ребенку?

 

Задача № 2

В приемное отделение поступил ребенок 3 лет. Перенес ОРВИ. Появился кашель с гнойной мокротой, особенно по утрам и при наклоне туловища вперед. Лечился дома.

1. Какой диагноз можно предположить?

2. Ваша тактика?

 

Задача № 3

Девочка, 5-ти лет, длительно болеет ОРВИ, при осмотре: правая половина грудной клетки отстает в акте дыхания, перкуторно притупление легочного звука по всем легочным полям справа, отмечается сужение межреберных пространств, дыхание резко ослаблено.

1. Каков предположительный диагноз?

2. Каков алгоритм действий при данной ситуации?

 

Задача № 4

У ребенка 3-х лет на фоне ОРВИ на 6-ой день заболевания состояние ухудшилось: усилилась одышка, перкуторно притупление. Смещение средостения в противоположную сторону, дыхание резко ослаблено.

1. Ваш предполагаемый диагноз?

2. Какой способ лечения вы порекомендуете?

 

Задача № 5

При лечении пиопневмоторакса проведено дренирование плевральной полости. Отмечается сброс воздуха, на рентгенограмме - легкое не расправлено.

1. Ваша дальнейшая тактика?

 

Эталоны ответов на задачи по теме:

Задача № 1

1. Пневмоторакс, пиопневмоторакс.

2. Рентгенография грудной клетки в 2-х проекциях.

3. Плевральная пункция, консервативная терапия.

Задача № 2

1. Дренирующийся абсцесс легкого.

2. Рентгенография грудной клетки в 2-х проекциях для уточнения диагноза. Консервативная терапия, включающая антибактериальную, дезинтоксикационную терапию, ингаляции, при необходимости – санационная бронхоскопия.

Задача № 3

1. Ателектаз легкого.

2.Госпитализация в хирургический стационар, рентгенография, санационная бронхоскопия, консервативная терапия.

Задача № 4

1. Выпотной плеврит

2. Плевральная пункция с эвакуацией содержимого и введением антибиотиков.

Задача № 5

Провести санационную бронхоскопию с попыткой расправить легкое, поисковая окклюзия бронха и обтурация бронха.

 

12. Перечень практических умений:

1. Перкуссия и аускультация грудной клетки.

2. Определение наличия выпота в плевральной полости.

3. Определение наличия пневмоторакса.

4. Показания к плевральной пункции.

5. Чтение рентгенограмм.

6. Перевязка больного.

7. Плевральная пункция

8. Торакоцентез с дренированием плевральной полости

 

 

Занятие № 74





Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.221.159.255 (0.021 с.)