Тема: «Мягкотканные бластомы у детей»




ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема: «Мягкотканные бластомы у детей»



2. Форма организации учебного процесса: практическое занятие

3.Методы обучения: словестно-логический, понятийно-иллюстрационный, интерактивный

4. Значение темы: обусловлено необходимостью иметь знания и умения по детской онкологии. Онкология детского возраста должна рассматриваться с позиции растущего организма, поэтому имеет особенность в клинической картине, диагностике, тактике лечения.

Цели обучения:

- общая: ОК-1, ОК-4, ПК-1, ПК-2, ПК-3, ПК-4, ПК-5, ПК-6, ПК-7, ПК-9, ПК-11.

- учебная:

Знать:

- закономерности роста и развития детского организма,

- особенности течения и возможные осложнения наиболее распространенных заболеваний.

- методы диагностики, современные методы клинического, лабораторного, инструментального обследования больных,

- основные патологические синдромы и симптомы заболеваний,

- международную классификацию болезней и проблем, связанных со здоровьем (МКБ-10),

- диагностические критерии по выявлению неотложных и угрожающих жизни состояний,

- современные диагностические и лечебные технологии в детской хирургии, алгоритмы лечебных мероприятий при наиболее часто встречающихся хирургических заболеваниях у детей и подростков, а также при жизнеопасных состояниях,

- алгоритм патогенетической адекватной терапии при основных хирургических заболеваниях.

- клинико-фармакологическую характеристику основных групп лекарственных препаратов и рациональный выбор конкретных лекарственных средств при лечении основных патологических синдромов заболеваний и неотложных состояний у детей и подростков, принципы профилактики детского и подросткового травматизма.

Уметь:

- собрать анамнез, провести опрос пациента или его родственников, физикальное обследование, оценить состояние пациента для оказания ему медицинской помощи;

- провести первичное обследование систем и органов. Наметить объем дополнительных исследований для уточнения диагноза.

- и нтерпретировать полученные результаты обследования, сформулировать клинический диагноз с учетом биохимических методов исследования. Знать норму и патологию при различных нозологиях, оценить состояние больного для принятия решения о необходимости оказания ему медицинской помощи. Установить приоритеты для решения проблем здоровья больного: критическое состояние, состояние с болевым синдромом, состояние с хроническим заболеванием.

- поставить предварительный диагноз – систематизировать информацию о пациенте с целью определения патологии и причин, ее вызывающих; наметить объем дополнительных для получения достоверного результата, сформулировать клинический диагноз, разработать план консервативного и оперативного лечения, выявлять патологические синдромы, использовать алгоритм постановки диагноза с учетом МКБ-10, своевременно диагностировать неотложные и угрожающие жизни состояния.

- разрабатывать план мероприятий, сформулировать показания к избранному методу лечения с учетом этиотропных и патогенетических средств, оценить эффективность и безопасность проводимого лечения.

- при неотложных состояниях определить срочность выведения, путь введения, режим и дозу лекарственных препаратов или инструментального воздействия, создать условия пребывания детей, подростков и членов их семей в детском хирургическом стационаре с целью соблюдения гигиенического режима.

Владеть:

- навыками сопоставления клинических и морфологических данных, правильного ведения медицинской документации,

- навыками постановки предварительного диагноза на основании сопоставления результатов клинических, лабораторных, функциональных исследований,

- алгоритмом развернутого клинического диагноза (основного, сопутствующего) с учетом МКБ-10.

- показаниями для плановой или экстренной госпитализации и оперативного лечения больных в зависимости от выявленной патологии, методами общеклинического обследования, интерпретацией результатов лабораторных, инструментальных методов диагностики,

- алгоритмами плановых, лечебных мероприятий при основных хирургических заболеваниях у детей и подростков; основными лечебными мероприятиями по оказанию первой врачебной;

- методами помощи при неотложных и угрожающих жизни состояниях, навыками организации санитарно-гигиенического режима пребывания детей, подростков и членов их семей в детском хирургическом стационаре..

5. Место проведения практическогоучебная комната, палаты в стационаре, кабинет в поликлинике, рентгенологический кабинет, перевязочная, операционная, рентген кабинет, процедурный кабинет, смотровая комната.

6.Оснащение занятия: таблицы и слайды, видеокурс, набор рентгенограмм, муляжи, словарь онкологических терминов, пациенты, негатоскоп.

7.Структура содержания темы.

Хронокарта практического занятия

п/п Этапы практического занятия Продолжитель- ность (мин) Содержание этапа и оснащенность
11. Организация занятия Проверка посещаемости
22. Формулировка темы и целей Озвучивание преподавателем темы и ее актуальности, целей занятия
33. Контроль исходного уровня знаний и умений Тестирование или письменный опрос.
44. Раскрытие учебно-целевых вопросов по теме занятия Инструктаж обучающихся преподавателем (ориентировочная основа деятельности)
55. Самостоятельная работа** обучающихся: а) курация под руководством преподавателя; б) разбор курируемых пациентов; в) выявление типичных ошибок Работа: а) в палатах с пациентами; б) с историями болезни; в) демонстрация куратором практических навыков по осмотру, физикальному обследованию с интерпретацией результатов дополнительных методов исследования.
66. Итоговый контроль знаний (письменно или устно) Тесты по теме, ситуационные задачи
77. Задание к следующему занятию Учебно-методические разработки следующего занятия и методические разработки для внеаудиторной работы по теме
Всего:  

8. Аннотация:

 

Мягкотканые саркомы у детей

 

Саркомы мягких тканей (СМТ) – гетерогенная группа злокачественных опухолей, имеющих общий источник развития – мезенхимальную ткань. У детей СМТ составляют 4-8% всех злокачественных опухолей. Ежегодно регистрируется 5-9 случаев мягкотканных сарком на 1 млн. детского населения.

Локализация СМТ очень разнообразна – они могут поражать конечности, туловище, внутренние органы и т.д. Приблизительное распределение частоты локализации СМТ в организме ребёнка таково:

· нижние конечности – 37%

· верхние конечности – 15%

· интраабдоминальные внеорганные опухоли – 14%

· внутренние органы – 13%

· туловище – 9%

· голова и шея – 5%

· грудная клетка – 5%

· прочие – 2%.

Столь разнообразная локализация объясняется эмбриональным развитием.

Классификация мягкотканых бластом ВОЗ

 

Классификация мягкотканых бластом ВОЗ основана на гистогенезе и подразделяется на 14 групп:

 

1. Опухоли фиброзной ткани

2. Опухоли жировой ткани

3. Опухоли мышечной ткани

4. Опухоли кровеносных сосудов

5. Опухоли лимфатических сосудов

6. Опухоли синовиальной ткани

7. Опухоли мезотелиальной ткани

8. Опухоли периферических нервов

9. Опухоли симпатических ганглиев

10. Опухоли параганглионарных структур

11. Плюропотентные мезенхимальные опухоли

12. Опухоли эмбриональных структур (хордомы)

13. Опухоли экстрагонадного зародышевого происхождения

14. Опухоли спорного или неясного гистогенеза

 

Морфология

Мезенхимальная ткань состоит из звёздчатых клеток, образующих сеть или губчатую массу различной степени плотности практически во всех органах и тканях. Она происходит из мезодермы – среднего зародышевого листка, который остаётся после обособления эндодермы в составе верхнего края бластодиска. Разрастаясь во все стороны, мезодерма частично сегментируется на сомиты (дорзальный отдел) и спланхнотомы (вентральный несегментированный отдел). Сомиты и спланхнотомы связаны между собой сегментными ножками – нефротомами. В последующем развитии сомиты дифференцируются на дерматом (дорзо-латеральный отдел), миотом (средний отдел) и склеротом (медиовентральный участок). Из нефротомов в дальнейшем образуется эпителий почечных канальцев. Из спланхнотомов — мезотелий серозных оболочек, эпителиальные части семенников, яичников, фаллопиевых труб, однослойный эпителий матки. Из миотомов – вся поперечно-полосатая мускулатура. Мезенхима всех отделов мезодермы формирует все разновидности соединительной ткани – костную и хрящевую ткани, гладкую мускулатуру сосудов и внутренних органов. Таким образом, в теле человека нет органа, где бы отсутствовала мезенхимальная ткань, и поэтому злокачественная опухоль мезенхимального происхождения может развиться в любом органе.

 

Генетические нарушения

Как и все солидные опухоли детского возраста, СМТ имеют 3 типа основных генетических поломок, которые помогают в диагностике и несут информацию о прогнозе.

Транслокации – место поломки – нередко высокоспецифично для конкретного вида опухоли. Например, транслокация t (2; 13) (q35;ql4) определяется более чем у рабдомиосарком альвеолярного типа, поражающих подростков. Для этих опухолей характерно раннее метастазирование и крайне неблагоприятный прогноз.

Нарушение большого объёма генетического материала посредством специфической хромосомной связки в конечном итоге может повредить ген супрессии опухоли. Например, делеция плеча хромосомы 1 часто обнаруживается при различных солидных опухолях, она определяет прогрессивный клеточный рост как часть многоступенчатого процесса онкогенеза.

Клиническая картина

Клиническая картина при СМТ зависит от локализации первичного очага, скорости роста и степени распространения. Наиболее часто встречающиеся симптомы СМТ – увеличение объёма тканей и боли. Опухоли конечностей часто безболезненны. СМТ туловища у детей диагностируются при увеличении объёма и болезненности мягких тканей, часто после травмы, и ошибочно трактуются как гематомы.

Некоторые клинические и биологические черты наиболее часто встречающихся СМТ отражены в табл.1.

 

Табл. 1





Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.239.242.55 (0.009 с.)