Тема: «Мягкотканные бластомы у детей. Доброкачественные опухоли».




ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема: «Мягкотканные бластомы у детей. Доброкачественные опухоли».



2. Форма организации учебного процесса: практическое занятие

3.Методы обучения:

4. Значение темы: обусловлено необходимостью иметь знания и умения по детской онкологии. Онкология детского возраста должна рассматриваться с позиции растущего организма, поэтому имеются особенности в клинической картине, диагностике и тактике лечения у детей с мягкоткаными бластомами.

Цели обучения:

- общая: ОК-1, ОК-4, ПК-1, ПК-2, ПК-3, ПК-4, ПК-5, ПК-6, ПК-7, ПК-9, ПК-11.

- учебная:

Знать:

- закономерности роста и развития детского организма,

- особенности течения и возможные осложнения наиболее распространенных заболеваний.

- методы диагностики, современные методы клинического, лабораторного, инструментального обследования больных,

- основные патологические синдромы и симптомы заболеваний,

- международную классификацию болезней и проблем, связанных со здоровьем (МКБ-10),

- диагностические критерии по выявлению неотложных и угрожающих жизни состояний,

- современные диагностические и лечебные технологии в детской хирургии, алгоритмы лечебных мероприятий при наиболее часто встречающихся хирургических заболеваниях у детей и подростков, а также при жизнеопасных состояниях,

- алгоритм патогенетической адекватной терапии при основных хирургических заболеваниях.

- клинико-фармакологическую характеристику основных групп лекарственных препаратов и рациональный выбор конкретных лекарственных средств при лечении основных патологических синдромов заболеваний и неотложных состояний у детей и подростков, принципы профилактики детского и подросткового травматизма.

Уметь:

- собрать анамнез, провести опрос пациента или его родственников, физикальное обследование, оценить состояние пациента для оказания ему медицинской помощи;

- провести первичное обследование систем и органов. Наметить объем дополнительных исследований для уточнения диагноза.

- и нтерпретировать полученные результаты обследования, сформулировать клинический диагноз с учетом биохимических методов исследования. Знать норму и патологию при различных нозологиях, оценить состояние больного для принятия решения о необходимости оказания ему медицинской помощи. Установить приоритеты для решения проблем здоровья больного: критическое состояние, состояние с болевым синдромом, состояние с хроническим заболеванием.

- поставить предварительный диагноз – систематизировать информацию о пациенте с целью определения патологии и причин, ее вызывающих; наметить объем дополнительных для получения достоверного результата, сформулировать клинический диагноз, разработать план консервативного и оперативного лечения, выявлять патологические синдромы, использовать алгоритм постановки диагноза с учетом МКБ-10, своевременно диагностировать неотложные и угрожающие жизни состояния.

- разрабатывать план мероприятий, сформулировать показания к избранному методу лечения с учетом этиотропных и патогенетических средств, оценить эффективность и безопасность проводимого лечения.

- при неотложных состояниях определить срочность выведения, путь введения, режим и дозу лекарственных препаратов или инструментального воздействия, создать условия пребывания детей, подростков и членов их семей в детском хирургическом стационаре с целью соблюдения гигиенического режима.

Владеть:

- навыками сопоставления клинических и морфологических данных, правильного ведения медицинской документации,

- навыками постановки предварительного диагноза на основании сопоставления результатов клинических, лабораторных, функциональных исследований,

- алгоритмом развернутого клинического диагноза (основного, сопутствующего) с учетом МКБ-10.

- показаниями для плановой или экстренной госпитализации и оперативного лечения больных в зависимости от выявленной патологии, методами общеклинического обследования, интерпретацией результатов лабораторных, инструментальных методов диагностики,

- алгоритмами плановых, лечебных мероприятий при основных хирургических заболеваниях у детей и подростков; основными лечебными мероприятиями по оказанию первой врачебной;

- методами помощи при неотложных и угрожающих жизни состояниях, навыками организации санитарно-гигиенического режима пребывания детей, подростков и членов их семей в детском хирургическом стационаре..

5. Место проведения практическогоучебная комната, палаты в стационаре, кабинет в поликлинике, рентгенологический кабинет, перевязочная, операционная, рентген кабинет, процедурный кабинет, смотровая комната.

6.Оснащение занятия: таблицы и слайды, видеокурс, набор рентгенограмм, муляжи, словарь онкологических терминов, пациенты, негатоскоп.

7.Структура содержания темы.

Хронокарта практического занятия

п/п Этапы практического занятия Продолжитель- ность (мин) Содержание этапа и оснащенность
11. Организация занятия Проверка посещаемости
22. Формулировка темы и целей Озвучивание преподавателем темы и ее актуальности, целей занятия
33. Контроль исходного уровня знаний и умений Тестирование или письменный опрос.
44. Раскрытие учебно-целевых вопросов по теме занятия Инструктаж обучающихся преподавателем (ориентировочная основа деятельности)
55. Самостоятельная работа** обучающихся: а) курация под руководством преподавателя; б) разбор курируемых пациентов; в) выявление типичных ошибок Работа: а) в палатах с пациентами; б) с историями болезни; в) демонстрация куратором практических навыков по осмотру, физикальному обследованию с интерпретацией результатов дополнительных методов исследования.
66. Итоговый контроль знаний (письменно или устно) Тесты по теме, ситуационные задачи
77. Задание к следующему занятию Учебно-методические разработки следующего занятия и методические разработки для внеаудиторной работы по теме
Всего:  

8. Аннотация:

 

«Мягкими тканями» согласно МКО считаются все неэпителиальные внескелетные ткани, за исключением ретикуло-эндотелиальной системы и тканей, поддерживающих внутренние органы.

Среди доброкачественных мягкотканных опухолей сосудистые опухоли занимают первое место, далее, с убывающей частотой, встречаются лимфангиомы, тератомы, пигментные невусы и др..

Доброкачественные сосудистые опухоли у детей (гемангиома, лимфангиома)

 

Доброкачественные сосудистые опухоли развиваются из кровеносных или лимфатических сосудов и рассматриваются в настоящее время как дизэмбриоплазии, т.е. опухоли, развивающиеся из групп эмбриональных клеток, сохранивших свойства роста. Частота доброкачественных сосудистых опухолей по данным разных авторов колеблется в пределах от 30 до 50% среди всех доброкачественных новообразований.

В литературе чаще всего используется следующие классификации сосудистых доброкачественных опухолей:

 

1. Гемангиомы(Г.А. Баиров, Г. А. Федореев, Н.И.Кондрашин):

Истинные:

а. капиллярные, или простые

б. кавернозные, или пещеристые

в. ветвистые

г. комбинированные (а + б; б + в; а + в)

д. смешанные (гемлимфангиома, ангиофиброма, ангиолипома и т.д.)

Ложные:

а. плоские ангиомы

б. медиальные пятна, или гемангиозктазии

в. звёздчатые ангиомы

г. пиококковые гранулёмы

д. сосудистые аномалии («портвейное», «лососевое» пятна)

 

2. Ангиоматозы(в основе – классификация Ю.Ф.Исакова и Ю.А.Тихонова):

а. пороки развития вен (поверхностных и глубоких)

б. артериальные пороки

в. артерио-венозные пороки

г. пороки развития лимфатических сосудов

д. комбинированные пороки сосудов

 

3. Лимфангиомы:

а. простые

б. кавернозные

в. кистозные

г. смешанные

 

Истинные гемангиомы

 

Капиллярные, или простые гемангиомы

Морфология: капиллярные, или простые гемангиомы состоят из множества тесно расположенных мелких капилляров, из которых лишь часть имеет просветы. Соединительнотканная строма выражена слабо. Иногда между капиллярами есть камбиальные клетки, из которых развиваются новые капилляры. По характеру роста и патоморфологичесному строению это истинные опухоли. Большинство гемангиом характеризуются быстрым ростом, поэтому гистологически в них находят большое количество фигур деления – митозов. Эти новообразования растут инфильтративно, не имеют капсулы и чётких границ с окружающими тканями, но, тем не менее, они доброкачественны и не метастазируют.

Клиника: капиллярные гемангиомы располагаются в коже, возвышаясь над ней, распространяются в подкожную клетчатку. Цвет варьирует от тёмно-розового до тёмно-вишнёвого. Границы опухоли чёткие, консистенция мягкая, при надавливании они бледнеют, а затем быстро возвращают свою форму и цвет. Обнаруживают гемангиомы сразу после рождения или несколько позже, с возрастом окраска их становится более яркой, увеличиваются размеры. Наиболее быстро они растут в первые месяцы жизни, к году рост замедляется. После года нередко на поверхности опухоли появляются сине-серые участки – гемангиома постепенно подвергается спонтанной регрессии, незначительно увеличиваясь соответственно росту тела ребёнка.

Излюбленная локализация капиллярных гемангиом – открытые части тела, особенно лицо, волосистая часть головы, конечности (однако известны и внутренние локализации: такие как гемангиомы печени, мозга, селезёнки, кишечника, средостения, трубчатых костей, а также поражения суставов, позвоночника).

Дифференциальный диагнозпроводят с медиальными пятнами, которые располагаются симметрично на веках, по средней линии лба, на верхней губе и в затылочной области. К году они бледнеют и исчезают, лечению не подле­жат. Гемангиомы ошибочно принимают за кровоизлияния при травме, укусы насекомых. Особенно часто врачи допускают ошибки в диагнозе при гемангиомах кончика носа, и нередко опухоль достигает больших размеров, что затрудняет её лечение. Гемангиомы века и внутреннего угла глаза расценивают как дермоидные кисты, отёк Квинке, врождённый птоз. Динамика заболевания позволяет уточнить диагноз (наиболее трудны для диагноза внутренние локализации гемангиом; последние обнаруживаются поздно, при появлении осложнений: кишечного кровотечения, неврологических расстройств при поражении позвонков, симптомов сдавления внутренних органов или внутреннего кровотечения вследствие изъязвления опухоли; помогают уточнить диагноз рентгенография костей, контрастное исследование кишечника или диагностическая операция).





Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.204.42.98 (0.018 с.)