Тема: «Опухоли и кисты средостения. Лечение опухолей и кист средостения».




ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема: «Опухоли и кисты средостения. Лечение опухолей и кист средостения».



2. Форма организации учебного процесса: практическое занятие

3.Методы обучения: объяснительно-иллюстрационный, словесно-логический, интерактивный

4. Значение темы: обусловлено необходимостью иметь знания и умения по детской онкологии. Онкология детского возраста должна рассматриваться с позиции растущего организма, поэтому имеются особенности в клинической картине, диагностике и тактике лечения у детей с опухолями и кистами средостения.

Цели обучения:

- общая: ОК-1, ОК-4, ПК-1, ПК-2, ПК-3, ПК-4, ПК-5, ПК-6, ПК-7, ПК-9, ПК-11.

- учебная:

Знать:

- закономерности роста и развития детского организма,

- особенности течения и возможные осложнения наиболее распространенных заболеваний.

- методы диагностики, современные методы клинического, лабораторного, инструментального обследования больных,

- основные патологические синдромы и симптомы заболеваний,

- международную классификацию болезней и проблем, связанных со здоровьем (МКБ-10),

- диагностические критерии по выявлению неотложных и угрожающих жизни состояний,

- современные диагностические и лечебные технологии в детской хирургии, алгоритмы лечебных мероприятий при наиболее часто встречающихся хирургических заболеваниях у детей и подростков, а также при жизнеопасных состояниях,

- алгоритм патогенетической адекватной терапии при основных хирургических заболеваниях.

- клинико-фармакологическую характеристику основных групп лекарственных препаратов и рациональный выбор конкретных лекарственных средств при лечении основных патологических синдромов заболеваний и неотложных состояний у детей и подростков, принципы профилактики детского и подросткового травматизма.

Уметь:

- собрать анамнез, провести опрос пациента или его родственников, физикальное обследование, оценить состояние пациента для оказания ему медицинской помощи;

- провести первичное обследование систем и органов. Наметить объем дополнительных исследований для уточнения диагноза.

- и нтерпретировать полученные результаты обследования, сформулировать клинический диагноз с учетом биохимических методов исследования. Знать норму и патологию при различных нозологиях, оценить состояние больного для принятия решения о необходимости оказания ему медицинской помощи. Установить приоритеты для решения проблем здоровья больного: критическое состояние, состояние с болевым синдромом, состояние с хроническим заболеванием.

- поставить предварительный диагноз – систематизировать информацию о пациенте с целью определения патологии и причин, ее вызывающих; наметить объем дополнительных для получения достоверного результата, сформулировать клинический диагноз, разработать план консервативного и оперативного лечения, выявлять патологические синдромы, использовать алгоритм постановки диагноза с учетом МКБ-10, своевременно диагностировать неотложные и угрожающие жизни состояния.

- разрабатывать план мероприятий, сформулировать показания к избранному методу лечения с учетом этиотропных и патогенетических средств, оценить эффективность и безопасность проводимого лечения.

- при неотложных состояниях определить срочность выведения, путь введения, режим и дозу лекарственных препаратов или инструментального воздействия, создать условия пребывания детей, подростков и членов их семей в детском хирургическом стационаре с целью соблюдения гигиенического режима.

Владеть:

- навыками сопоставления клинических и морфологических данных, правильного ведения медицинской документации,

- навыками постановки предварительного диагноза на основании сопоставления результатов клинических, лабораторных, функциональных исследований,

- алгоритмом развернутого клинического диагноза (основного, сопутствующего) с учетом МКБ-10.

- показаниями для плановой или экстренной госпитализации и оперативного лечения больных в зависимости от выявленной патологии, методами общеклинического обследования, интерпретацией результатов лабораторных, инструментальных методов диагностики,

- алгоритмами плановых, лечебных мероприятий при основных хирургических заболеваниях у детей и подростков; основными лечебными мероприятиями по оказанию первой врачебной;

- методами помощи при неотложных и угрожающих жизни состояниях, навыками организации санитарно-гигиенического режима пребывания детей, подростков и членов их семей в детском хирургическом стационаре..

5. Место проведения практическогоучебная комната, палаты в стационаре, кабинет в поликлинике, рентгенологический кабинет, перевязочная, операционная, рентген кабинет, процедурный кабинет, смотровая комната.

6.Оснащение занятия: таблицы и слайды, видеокурс, набор рентгенограмм, муляжи, словарь онкологических терминов, пациенты, негатоскоп.

7.Структура содержания темы.

Хронокарта практического занятия

п/п Этапы практического занятия Продолжитель- ность (мин) Содержание этапа и оснащенность
11. Организация занятия Проверка посещаемости
22. Формулировка темы и целей Озвучивание преподавателем темы и ее актуальности, целей занятия
33. Контроль исходного уровня знаний и умений Тестирование или письменный опрос.
44. Раскрытие учебно-целевых вопросов по теме занятия Инструктаж обучающихся преподавателем (ориентировочная основа деятельности)
55. Самостоятельная работа** обучающихся: а) курация под руководством преподавателя; б) разбор курируемых пациентов; в) выявление типичных ошибок Работа: а) в палатах с пациентами; б) с историями болезни; в) демонстрация куратором практических навыков по осмотру, физикальному обследованию с интерпретацией результатов дополнительных методов исследования.
66. Итоговый контроль знаний (письменно или устно) Тесты по теме, ситуационные задачи
77. Задание к следующему занятию Учебно-методические разработки следующего занятия и методические разработки для внеаудиторной работы по теме
Всего:  

8. Аннотация:

 

Диагностика

Диагностика ОКС представляет значительные трудности. Причиной этого является ряд особенностей, присущих новообразованиям в данной анатомической области:

4. В средостении локализуется большое число разнородных по гистогенезу и морфологическому строению опухолей и кист

5. Патологические образования имеют весьма сходные рентгенологические и клинические признаки

6. Глубина залегания опухолей и сложные анатомические взаимоотношения органов и тканей средостения.

Излюбленное местоположение ОКС служит основным критерием для их диагностики.

 

В диагностике ОКС используются различные методы, среди которых ведущая роль принадлежит рентгенологическим исследованиям (особенно КТ), МРТ, УЗИ, т.е. средствам, помогающим топической диагностике.

 

Рентгенологическая диагностика включает многочисленные методы:

1. Обзорная рентгеноскопия и рентгенография

2. Суперэкспонированная рентгенография

3. Контрастное исследование пищевода

4. Томография продольная, осевая

5. Компьютерная томография

6. Пневмомедиастинография

7. Искусственный пневмоторакс

8. Ангиография, лимфография

9. Бронхография.

 

Однако, в связи с небольшой информативностью или травматичностью, многие из перечисленных методов не получили широкого распространения (лимфография, бронхография, искусственный пневмоторакс, пневмомедиастинография, суперэкспонированная рентгенография). Следовательно, основными рентгенологическими методами остаются обзорные снимки в двух проекциях, контрастное исследование пищевода и КТ.

КТ позволяет уточнить локализацию и структуру опухоли, выявить имеющиеся в ней включения, связь с соседними образованиями, получить ценные данные при опухолях, блокирующих воздухоносные пути, помогает установить характер и уровень блока или степень сужения трахеобронхиального дерева.

При обнаружении на обзорной рентгенограмме патологической тени следует определить её расположение, размеры, интенсивность, изменение её формы при дыхании и при различном положении исследуемого. Учитываются признаки наиболее характерные для внутрисредостенной локализации опухоли. При расположении в средних или задних отделах средостения необходимо контрастное исследование пищевода.

 

Лечение

Обнаруженная у ребёнка доброкачественная опухоль средостения и киста подлежат удалению. В отношении незрелых опухолей со злокачественным течением нет определенного мнения. При системном поражении лимфоузлов средостения наиболее обоснованным являются химиотерапия и лучевое лечение. При незрелых нейрогенных опухолях применяется схема общепринятого в онкологии комплексного лечения. При изолированном поражении средостения нейробластомой операция должна быть ранней, без предварительного консервативного лечения. Химио- и лучевая терапия проводятся после верификации опухоли в постоперационном периоде. Опухоли с множественными метастазами подлежат консервативному лечению, и только при сдавлении органов грудной клетки может встать вопрос о декомпрессионном хирургическом вмешательстве. Чаще используется трансплевральный доступ (задне-боковой, боковой, передне-боковой), реже – трансстернальный (срединная стернотомия по Мильтону, угловая, поперечная), двуплевральный доступ. Хирургический доступ определяется размером патологического образования и локализацией. Доброкачественные опухоли и кисты удаляются полностью. При опухолях больших размеров (неврогенные, лимфопролиферативные) допустим метод «кускования» с помощью электроножа.





Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.221.159.255 (0.006 с.)