ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема: «Опухоли костей у детей. Злокачественные опухоли».



2. Форма организации учебного процесса: практическое занятие

3.Методы обучения:

4. Значение темы: обусловлено необходимостью иметь знания и умения по детской хирургии. Онкология детского возраста должна рассматриваться с позиции растущего организма, поэтому имеются особенности в клинической картине, диагностике и тактике лечения у детей с злокачественными опухолями костей.

Цели обучения:

- общая: ОК-1, ОК-4, ПК-1, ПК-2, ПК-3, ПК-4, ПК-5, ПК-6, ПК-7, ПК-9, ПК-11.

- учебная:

Знать:

- закономерности роста и развития детского организма,

- особенности течения и возможные осложнения наиболее распространенных заболеваний.

- методы диагностики, современные методы клинического, лабораторного, инструментального обследования больных,

- основные патологические синдромы и симптомы заболеваний,

- международную классификацию болезней и проблем, связанных со здоровьем (МКБ-10),

- диагностические критерии по выявлению неотложных и угрожающих жизни состояний,

- современные диагностические и лечебные технологии в детской хирургии, алгоритмы лечебных мероприятий при наиболее часто встречающихся хирургических заболеваниях у детей и подростков, а также при жизнеопасных состояниях,

- алгоритм патогенетической адекватной терапии при основных хирургических заболеваниях.

- клинико-фармакологическую характеристику основных групп лекарственных препаратов и рациональный выбор конкретных лекарственных средств при лечении основных патологических синдромов заболеваний и неотложных состояний у детей и подростков, принципы профилактики детского и подросткового травматизма.

Уметь:

- собрать анамнез, провести опрос пациента или его родственников, физикальное обследование, оценить состояние пациента для оказания ему медицинской помощи;

- провести первичное обследование систем и органов. Наметить объем дополнительных исследований для уточнения диагноза.

- и нтерпретировать полученные результаты обследования, сформулировать клинический диагноз с учетом биохимических методов исследования. Знать норму и патологию при различных нозологиях, оценить состояние больного для принятия решения о необходимости оказания ему медицинской помощи. Установить приоритеты для решения проблем здоровья больного: критическое состояние, состояние с болевым синдромом, состояние с хроническим заболеванием.

- поставить предварительный диагноз – систематизировать информацию о пациенте с целью определения патологии и причин, ее вызывающих; наметить объем дополнительных для получения достоверного результата, сформулировать клинический диагноз, разработать план консервативного и оперативного лечения, выявлять патологические синдромы, использовать алгоритм постановки диагноза с учетом МКБ-10, своевременно диагностировать неотложные и угрожающие жизни состояния.

- разрабатывать план мероприятий, сформулировать показания к избранному методу лечения с учетом этиотропных и патогенетических средств, оценить эффективность и безопасность проводимого лечения.

- при неотложных состояниях определить срочность выведения, путь введения, режим и дозу лекарственных препаратов или инструментального воздействия, создать условия пребывания детей, подростков и членов их семей в детском хирургическом стационаре с целью соблюдения гигиенического режима.

Владеть:

- навыками сопоставления клинических и морфологических данных, правильного ведения медицинской документации,

- навыками постановки предварительного диагноза на основании сопоставления результатов клинических, лабораторных, функциональных исследований,

- алгоритмом развернутого клинического диагноза (основного, сопутствующего) с учетом МКБ-10.

- показаниями для плановой или экстренной госпитализации и оперативного лечения больных в зависимости от выявленной патологии, методами общеклинического обследования, интерпретацией результатов лабораторных, инструментальных методов диагностики,

- алгоритмами плановых, лечебных мероприятий при основных хирургических заболеваниях у детей и подростков; основными лечебными мероприятиями по оказанию первой врачебной;

- методами помощи при неотложных и угрожающих жизни состояниях, навыками организации санитарно-гигиенического режима пребывания детей, подростков и членов их семей в детском хирургическом стационаре..

5. Место проведения практическогоучебная комната, палаты в стационаре, кабинет в поликлинике, рентгенологический кабинет, перевязочная, операционная, рентген кабинет, процедурный кабинет, смотровая комната.

6.Оснащение занятия: таблицы и слайды, видеокурс, набор рентгенограмм, муляжи, словарь хирургических терминов, пациенты, негатоскоп.

7.Структура содержания темы.

Хронокарта практического занятия

п/п Этапы практического занятия Продолжитель- ность (мин) Содержание этапа и оснащенность
11. Организация занятия Проверка посещаемости
22. Формулировка темы и целей Озвучивание преподавателем темы и ее актуальности, целей занятия
33. Контроль исходного уровня знаний и умений Тестирование или письменный опрос.
44. Раскрытие учебно-целевых вопросов по теме занятия Инструктаж обучающихся преподавателем (ориентировочная основа деятельности)
55. Самостоятельная работа** обучающихся: а) курация под руководством преподавателя; б) разбор курируемых пациентов; в) выявление типичных ошибок Работа: а) в палатах с пациентами; б) с историями болезни; в) демонстрация куратором практических навыков по осмотру, физикальному обследованию с интерпретацией результатов дополнительных методов исследования.
66. Итоговый контроль знаний (письменно или устно) Тесты по теме, ситуационные задачи
77. Задание к следующему занятию Учебно-методические разработки следующего занятия и методические разработки для внеаудиторной работы по теме
Всего:  

8.Аннотация:

 

Злокачественные новообразования остеогенного происхождения

Остеогенная саркома

Остеогенная саркома – исключительно злокачественная и наиболее часто встречающаяся форма первичной злокачественной опухоли у детей. Согласно данным М.В.Волкова и Л.А. Дурнова, она составляет 6% всех случаев диспластических заболеваний и 57% костных злокачественных опухолей у детей. Если для людей пожилого возраста при злокачественном бластоматозном поражении костей характерны метастатические опухоли, то для детей и подростков – первичная остеогенная саркома.

К остеогенной саркоме относятся первичные новообразования, которые исходят из самой кости, развиваются из элементов собственно костной ткани (в том числе, из надкостницы) и состоят из мезенхимальных недифференцированных клеток, участвующих в условиях нормального развития в образовании соединительной, хрящевой и костной ткани. Термин «остеогенная саркома» предложен Еaind (1920). Автор вкладывал в это название довольно широкое понятие.

По данным М.В. Волкова, из 105 наблюдений локализация остеогенных сарком была следующей: бедренная кость (в нижнем метафизе) была поражена у 60 больных, большеберцовая – у 24 (в верхнем метафизе у 22, в нижнем – у 2), лучевая – у 4, малоберцовая – у 2, височная кость – у 2, локтевая и кости стопы – по 1 больному.

Остеогенной саркомой болеют преимущественно дети подросткового возраста (10-15 лет) с характерным поражением метафизов длинных трубчатых костей. Причём, в бедренной кости она локализуется чаще в дистальном метафизе, в костях голени – в проксимальном. Поражение плоских костей встречается реже и более характерно для раннего возраста.

Остеогенная саркома характеризуется поражением только одной кости, даже в случае метастазирования. Метастазы остеогенной саркомы в кость встречаются редко. Исключительно редко наблюдается первичное множественное поражение костей остеогенной саркомой. В отечественной литературе описано лишь одно подобное наблюдение в детском возрасте: у девочки 14 лет одновременно выявлены саркома левой бедренной и правой большеберцовой костей. Ross (1964) также сообщил, что из 98 случаев остеогенной саркомы в 15 были выявлены метастазы в кости, столь нехарактерные по локализации для этого вида опухолей. Автор полагает, что часть из них – первично-множественные. Для остеогенных сарком характерно метастазирование в лёгкие (95%).

 

Стадирование остеосарком по системе TNM (1987г.) следующее:

T – первичная опухоль

Тх – недостаточно данных для оценки первичной опухоли

Т0 – первичная опухоль не определяется

Т1 – опухоль ограничена надкостницей

Т2 – опухоль выходит за пределы надкостницы

N – регионарные лимфатические узлы

Nх – недостаточно данных для определения состояния лимфоузлов

Nо – метастазов в лимфоузлы нет

N1 – метастазы в регионарные лимфоузлы

M – отдалённые гематогенные метастазы

Mх – недостаточно данных для определения отдалённых метастазов

Mo – отдалённых метастазов нет

М1 – имеются отдалённые метастазы





Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.232.133.141 (0.009 с.)