Тема: «Портальная гипертензия. Подпеченочный блок. Смешенный блок».




ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема: «Портальная гипертензия. Подпеченочный блок. Смешенный блок».



2. Форма организации учебного процесса: практическое занятие

3. Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, словесно-логический , интерактивный.

4. Значение темы: обусловлено необходимостью иметь знания и умения по детской хирургии. Хирургия детского возраста должна рассматриваться с позиции растущего организма, поэтому имеет особенность в клинической картине, диагностике, тактике лечения.

Цели обучения:

- общая: ОК-1, ОК-4, ПК-1, ПК-2, ПК-3, ПК-4, ПК-5, ПК-6, ПК-7, ПК-9, ПК-11.

- учебная:

Знать:

- закономерности роста и развития детского организма,

- особенности течения и возможные осложнения наиболее распространенных заболеваний.

- методы диагностики, современные методы клинического, лабораторного, инструментального обследования больных,

- основные патологические синдромы и симптомы заболеваний,

- международную классификацию болезней и проблем, связанных со здоровьем (МКБ-10),

- диагностические критерии по выявлению неотложных и угрожающих жизни состояний,

- современные диагностические и лечебные технологии в детской хирургии, алгоритмы лечебных мероприятий при наиболее часто встречающихся хирургических заболеваниях у детей и подростков, а также при жизнеопасных состояниях,

- алгоритм патогенетической адекватной терапии при основных хирургических заболеваниях.

- клинико-фармакологическую характеристику основных групп лекарственных препаратов и рациональный выбор конкретных лекарственных средств при лечении основных патологических синдромов заболеваний и неотложных состояний у детей и подростков, принципы профилактики детского и подросткового травматизма.

Уметь:

- собрать анамнез, провести опрос пациента или его родственников, физикальное обследование, оценить состояние пациента для оказания ему медицинской помощи;

- провести первичное обследование систем и органов. Наметить объем дополнительных исследований для уточнения диагноза.

- и нтерпретировать полученные результаты обследования, сформулировать клинический диагноз с учетом биохимических методов исследования. Знать норму и патологию при различных нозологиях, оценить состояние больного для принятия решения о необходимости оказания ему медицинской помощи. Установить приоритеты для решения проблем здоровья больного: критическое состояние, состояние с болевым синдромом, состояние с хроническим заболеванием.

- поставить предварительный диагноз – систематизировать информацию о пациенте с целью определения патологии и причин, ее вызывающих; наметить объем дополнительных для получения достоверного результата, сформулировать клинический диагноз, разработать план консервативного и оперативного лечения, выявлять патологические синдромы, использовать алгоритм постановки диагноза с учетом МКБ-10, своевременно диагностировать неотложные и угрожающие жизни состояния.

- разрабатывать план мероприятий, сформулировать показания к избранному методу лечения с учетом этиотропных и патогенетических средств, оценить эффективность и безопасность проводимого лечения.

- при неотложных состояниях определить срочность выведения, путь введения, режим и дозу лекарственных препаратов или инструментального воздействия, создать условия пребывания детей, подростков и членов их семей в детском хирургическом стационаре с целью соблюдения гигиенического режима.

Владеть:

- навыками сопоставления клинических и морфологических данных, правильного ведения медицинской документации,

- навыками постановки предварительного диагноза на основании сопоставления результатов клинических, лабораторных, функциональных исследований,

- алгоритмом развернутого клинического диагноза (основного, сопутствующего) с учетом МКБ-10.

- показаниями для плановой или экстренной госпитализации и оперативного лечения больных в зависимости от выявленной патологии, методами общеклинического обследования, интерпретацией результатов лабораторных, инструментальных методов диагностики,

- алгоритмами плановых, лечебных мероприятий при основных хирургических заболеваниях у детей и подростков; основными лечебными мероприятиями по оказанию первой врачебной;

- методами помощи при неотложных и угрожающих жизни состояниях, навыками организации санитарно-гигиенического режима пребывания детей, подростков и членов их семей в детском хирургическом стационаре..

5. Место проведения практическогоучебная комната, палаты в стационаре, кабинет в поликлинике, рентгенологический кабинет, перевязочная, операционная, рентген кабинет, процедурный кабинет, смотровая комната.

6.Оснащение занятия: таблицы и слайды, видеокурс, набор рентгенограмм, муляжи, словарь хирургических терминов, пациенты, негатоскоп.

7.Структура содержания темы.

Хронокарта практического занятия

п/п Этапы практического занятия Продолжитель- ность (мин) Содержание этапа и оснащенность
11. Организация занятия Проверка посещаемости
22. Формулировка темы и целей Озвучивание преподавателем темы и ее актуальности, целей занятия
33. Контроль исходного уровня знаний и умений Тестирование или письменный опрос.
44. Раскрытие учебно-целевых вопросов по теме занятия Инструктаж обучающихся преподавателем (ориентировочная основа деятельности)
55. Самостоятельная работа** обучающихся: а) курация под руководством преподавателя; б) разбор курируемых пациентов; в) выявление типичных ошибок Работа: а) в палатах с пациентами; б) с историями болезни; в) демонстрация куратором практических навыков по осмотру, физикальному обследованию с интерпретацией результатов дополнительных методов исследования.
66. Итоговый контроль знаний (письменно или устно) Тесты по теме, ситуационные задачи
77. Задание к следующему занятию Учебно-методические разработки следующего занятия и методические разработки для внеаудиторной работы по теме
Всего:  

8. Аннотация:

 

Прежде чем перейти к рассмотрению частных вопросов следует хотя бы кратко остановиться на хирургической анатомии печени и желчевыводящих путей.

Кровообращение печени весьма своеобразно.

Печень - единственный орган имеющий 2 афферентных сосуда. По печеночной артерии в нее поступает артериальная кровь, по воротной вене -кровь, оттекающая от желудочно-кишечного тракта, селезенки, поджелудочной железы, которая несет в себе промежуточные продукта пищеварения. Отток осуществляется по единственной системе печеночных вен.

Печеночная артерия обеспечивает 25% всего органного кровотока, покрывая в то же время более 50% потребности печени в кислороде.

На пути крови в портальной системе стоит 2капиллярные сети: первая располагается в стенках органов пищеварения, вторая в пе­чени. Заключенные между двумя капиллярными сетями (системами), воротная вена и ее ветви (за исключением желудочных) лишены клапанов, поэтому при патологических состояниях здесь возможен ретроградный ток крови. Нормальное давление крови в портальной системе варьиру­ет от 0,784 кПа до 1,470 кПа (от 80 до 150 мм вод ст).

Печеночные вены является эфферентной системой печени. Они впадают в нижнюю полую вену в поддиафагмальном отделе. Взаимо­связь элементов афферентной и эфферентной сосудистой сети внутри печени обеспечивается сложной системой функционально активных ком­муникаций, обеспечивающих рациональное равновесие и смешение разно­родных артериального и венозного потоков крови.

Наряду с межсистемными портокавальными анастомозами, воротная вена имеет также порто-портальные внутрисис­темные анастомозы. Наблюдаются последние при нарушении проходимос­ти ствола воротной вены. Эти анастомоза считается наиболее физиоло­гическими, так как восстанавливают истинное коллатеральное кровообращение через печень, т.е. внутри самой система воротной вены.

Система естественных порто-портальных анастомозов детально изучена Л.А.Гугушвили (1972 г.), который выделил три таких анастомозийных поля. Первое поле располагается в толще печеночно-дуоденальной связки, второе обнаруживается в толще малого сальника - при этом вены идут от малой кривизны желудка к воротам печени, третье поло находится между левой долей печени, брюшным отделом пищевода и кардиальной частью желудка. Кроме этого, автор выделил четыре анатомических варианта расположения крупных гепато-лиенальных анастомозов.

Желчевыводящая система берет начало от желчных канальцев. Сливаясь они образуют внутридольковые желчные протоки. По выходе из дольки последние образуют воронкооб­разное утолщение, называемое канальцами Геринга. В этой части внутрипеченочной желчевыводящей системы наиболее легко возникают воспа­лительные процессы. Слияние междольковых протоков образует сегмен­тарные и затем долевые протоки. Левый и правки печеночные протоки образуют общий печеночный проток после впадения в который пузырного протока - общий желчный проток. В желчном пузыре различают: дно, тело, воронку, шейку и пузырной проток. В месте перехода желчного пузыря в пузырный проток располагается слой кольцевидных мышечных волокон - сфинктер Люткенса. Воронка пузыря часто расширяется превращаясь в мешкообразное выпячивание, называемое мешком или карманом Гартмана. Эта зона часто становится местом локальных патологических изменений.

Общий желчный проток на уровне средней (средины) нисходящей части двенадцатиперстной кишки прободает ее заднюю стенку и откры­вается в ее просвет на вершине большого сосочка двенадцатиперстной кишки. Здесь же может впадать и выводной проток поджелудочной железы. Взаимоотношение общего желчного протока и протока поджелу­дочной железы непостоянны.

Полагают, что совместный и рассыпные варианты соединения протоков создает морфологические условия для билио-панкреатическо­го и обратного рефлюксов, играющих важную роль в генезе холецисто-панкреатитов. Запирательный мышечный аппарат большого сосочка ДПК представлен сфинктером Одди - регулирующим подачу жёлчи и павкреатического сока в пищеварительный тракт и предупреждающим дуоденальный рефлюкс в протоки (1-собстевенный сфинктер желчного протока, 2 -собственный сфинктер протока поджелудочной железы, 3 - сфинктер Вестфаля - сфинктер выходного отдела большого сосочка).


Иннервация печени осуществляется вегетативным отделом нервной системы. Основным местным центром иннервации является солнеч­ное сплетение, за счет которого преимущественно формируются перед­нее и заднее печеночные сплетения. Эфферентными нервами печени и желчевыводящих путей являются блуждающие, чревные нервы и правый диафрагмальный нерв. Большой теоретический интерес и практическое значение представляет изучение роли вегетативной нервной системы в регуляции кровообращения в печени и ее внешнесекреторной функции.

Экспериментально и клинически доказано, что раздражение чревного или печеночного сплетение ведет к резкому повышению портального давления и сокращению печеночных сосудов, в то время как пересечение печеночного сплетения - вызывает увеличения печеночного кровотока на 25%. Раздражение или пересечение блуждающего нерва не оказывает значительного влияния на кровообращение печени. Приведенные данные указывают на то, что печень получает сосудосуживающую симпатическую иннервацию и не имеет парасимпатических вазодилятаторов.

Вегетативная нервная система имеет одно из основных значений в регуляции желчеобразования. В настоящее время можно считать установлением, что раздражение блуждающего нерва или перерезка чревных нервов приводит к усилению секреции желчи и напротив, при пересечении блуждающих нервов или раздражении чревных секреция желчи уменьшается.





Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.239.236.140 (0.005 с.)