ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема: «Хирургические заболевания селезенки. Инфаркт селезенки. Абсцессы селезенки».



2. Форма организации учебного процесса: практическое занятие

3. Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, словесно-логический , интерактивный.

4. Значение темы: обусловлено необходимостью иметь знания и умения по детской хирургии. Хирургия детского возраста должна рассматриваться с позиции растущего организма, поэтому имеются особенности в клинической картине, диагностике и тактике лечения.

Цели обучения:

- общая: ОК-1, ОК-4, ПК-1, ПК-2, ПК-3, ПК-4, ПК-5, ПК-6, ПК-7, ПК-9, ПК-11.

- учебная:

Знать:

- закономерности роста и развития детского организма,

- особенности течения и возможные осложнения наиболее распространенных заболеваний.

- методы диагностики, современные методы клинического, лабораторного, инструментального обследования больных,

- основные патологические синдромы и симптомы заболеваний,

- международную классификацию болезней и проблем, связанных со здоровьем (МКБ-10),

- диагностические критерии по выявлению неотложных и угрожающих жизни состояний,

- современные диагностические и лечебные технологии в детской хирургии, алгоритмы лечебных мероприятий при наиболее часто встречающихся хирургических заболеваниях у детей и подростков, а также при жизнеопасных состояниях,

- алгоритм патогенетической адекватной терапии при основных хирургических заболеваниях.

- клинико-фармакологическую характеристику основных групп лекарственных препаратов и рациональный выбор конкретных лекарственных средств при лечении основных патологических синдромов заболеваний и неотложных состояний у детей и подростков, принципы профилактики детского и подросткового травматизма.

Уметь:

- собрать анамнез, провести опрос пациента или его родственников, физикальное обследование, оценить состояние пациента для оказания ему медицинской помощи;

- провести первичное обследование систем и органов. Наметить объем дополнительных исследований для уточнения диагноза.

- и нтерпретировать полученные результаты обследования, сформулировать клинический диагноз с учетом биохимических методов исследования. Знать норму и патологию при различных нозологиях, оценить состояние больного для принятия решения о необходимости оказания ему медицинской помощи. Установить приоритеты для решения проблем здоровья больного: критическое состояние, состояние с болевым синдромом, состояние с хроническим заболеванием.

- поставить предварительный диагноз – систематизировать информацию о пациенте с целью определения патологии и причин, ее вызывающих; наметить объем дополнительных для получения достоверного результата, сформулировать клинический диагноз, разработать план консервативного и оперативного лечения, выявлять патологические синдромы, использовать алгоритм постановки диагноза с учетом МКБ-10, своевременно диагностировать неотложные и угрожающие жизни состояния.

- разрабатывать план мероприятий, сформулировать показания к избранному методу лечения с учетом этиотропных и патогенетических средств, оценить эффективность и безопасность проводимого лечения.

- при неотложных состояниях определить срочность выведения, путь введения, режим и дозу лекарственных препаратов или инструментального воздействия, создать условия пребывания детей, подростков и членов их семей в детском хирургическом стационаре с целью соблюдения гигиенического режима.

Владеть:

- навыками сопоставления клинических и морфологических данных, правильного ведения медицинской документации,

- навыками постановки предварительного диагноза на основании сопоставления результатов клинических, лабораторных, функциональных исследований,

- алгоритмом развернутого клинического диагноза (основного, сопутствующего) с учетом МКБ-10.

- показаниями для плановой или экстренной госпитализации и оперативного лечения больных в зависимости от выявленной патологии, методами общеклинического обследования, интерпретацией результатов лабораторных, инструментальных методов диагностики,

- алгоритмами плановых, лечебных мероприятий при основных хирургических заболеваниях у детей и подростков; основными лечебными мероприятиями по оказанию первой врачебной;

- методами помощи при неотложных и угрожающих жизни состояниях, навыками организации санитарно-гигиенического режима пребывания детей, подростков и членов их семей в детском хирургическом стационаре..

5. Место проведения практическогоучебная комната, палаты в стационаре, кабинет в поликлинике, рентгенологический кабинет, перевязочная, операционная, рентген кабинет, процедурный кабинет, смотровая комната.

6.Оснащение занятия: таблицы и слайды, видеокурс, набор рентгенограмм, муляжи, словарь хирургических терминов, пациенты, негатоскоп.

7.Структура содержания темы.

Хронокарта практического занятия

п/п Этапы практического занятия Продолжитель- ность (мин) Содержание этапа и оснащенность
11. Организация занятия Проверка посещаемости
22. Формулировка темы и целей Озвучивание преподавателем темы и ее актуальности, целей занятия
33. Контроль исходного уровня знаний и умений Тестирование или письменный опрос.
44. Раскрытие учебно-целевых вопросов по теме занятия Инструктаж обучающихся преподавателем (ориентировочная основа деятельности)
55. Самостоятельная работа** обучающихся: а) курация под руководством преподавателя; б) разбор курируемых пациентов; в) выявление типичных ошибок Работа: а) в палатах с пациентами; б) с историями болезни; в) демонстрация куратором практических навыков по осмотру, физикальному обследованию с интерпретацией результатов дополнительных методов исследования.
66. Итоговый контроль знаний (письменно или устно) Тесты по теме, ситуационные задачи
77. Задание к следующему занятию Учебно-методические разработки следующего занятия и методические разработки для внеаудиторной работы по теме
Всего:  

Аннотация

 

Топографо-анатомические особенности и функция селезёнки у детей

Анатомия селезёнки

К моменту рождения ребёнка селезёнка представляет собой округлой формой орган диаметром около 5-ти см. (вес 7-10 г), располагающийся в ловом поддиафрагмальном пространстве и большей частью прилегающей к диафрагме.

С ростом ребёнка взаимоотношение селезенки с окружающими органами существенно меняется. Так, у ребёнка 5-6 месяцев сзади на сравнительно большом участке селезёнка прилегает к левой почке. В течение первого года жизни верхний полюс селезёнки соприкасается с левой долей печени. Размер селезёнки увеличивается от 5-ти см в диаметре у новорожденных, до 10-14 см - у детей старшего возраста и взрослых. Дольчатое строение, характерное для селезёнки детей периода новорожденности и раннего возраста, с ростом постепенно сглаживается. Выпуклой наружной поверхностью селезенка прилегает к реберной части диафрагмы в области VII-X межреберья. Верхний полюс селезенки прилегает к нижней поверхности диафрагмы, нижний соприкасается с левой кривизной толстого кишечника.

Будучи покрытой брюшиной со всех сторон (кроме ворот), селезенка имеет брюшинные складки-связки, идущие к соседним органам и удерживающие селезенку в определенном положении (желудочно-селезеночная, диафрагмально-селезеночная, поджелудочно-селезеночная, толстокишечного-селезеночно-диафрагмальная (или подвешивающая селезенку) связки). Благодаря подвижности, изменению формы и размеров соседних с селезенкой органов, возможности растяжения связок селезенка в норме отличается подвижностью и смещается при акте дыхания.

Кровоснабжение селезёнки осуществляется за счёт селезёночной артерии, которая проходит позади верхнего края поджелудочной железы, отдавая на пути ветви к последней, дну желудка и большому сальнику и затем, разветвляясь на 2-4 ветки, входит в ткань селезёнки. Ход селезёночной артерии у новорожденных прямолинейный, у старших детей несколько извилистый.

Из селезёнки кровь собирается по 5-7 венозным стволам, соединяющимся у ворот её в селезёночную вену, которая по является одной из основных ветвей воротном вены. В селезёночную вену впадают короткие вены желудка, левая желудочно-сальниковая и верхняя поджелудочно-двенадцатиперстная вена

Лимфатические сосуды селезёнки располагаются под капсулой и в ближайшей к ней ткани пульпы. Выйдя из пульпы, они у ворот селезёнки впадают в поджелудочно-селезёночные лимфатические узлы, которые располагаются на всём пути селезёночных кровеносных сосудов до чревных лимфатических узлов.

Иннервация селезёнки осуществляется, ветвями солнечного сплетения и правого блуждающего нерва, которые по ходу кровеносных сосудов образуют pl. lienalis и проникают с последним в селезёночную ткань. Последние иннервируют мышечные элементы артерий.





Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.232.96.22 (0.005 с.)