ТОП 10:

Методические основы сравнительного анализа циклического развития стран в условиях рынка на основе теории конкурентоспособности Майкла Портера



Особое место среди теорий, объединяющих неоклассическую концепцию принадлежит концепции американского исследователя М. Портера, пытавшегося ответить вопрос о причинах конкурентных преимуществ стран или государств. М. Портер провел исследование ряда крупнейших развитых государств. Объектом исследования были факторы, определяющие причины экономического успеха.

Каждая страна обладала рядом особенностей, позволявших ей добиться определенных успехов в той или иной экспортной специализации. Как утверждает М. Портер, конкурентное преимущество страны зависит от гораздо большего количества факторов по сравнению с тем, как это утверждает традиционная теория. Система параметров, определяющих конкурентоспособность, государства, носит гораздо более сложный характер, чем это прогнозирует неоклассическая теория.

Этот набор параметров может быть представлен в виде «алмазного ромба» [24]. Элементами ромба являются наличие и особенности факторов производства; динамизм, качество и объем внутреннего потребления; наличие «примыкающих» отраслей производства, которые обеспечивают дополнительные качественные характеристики продукции страны; особенности национальной конкурентной стратегии и организации фирмы.

Факторные условия делятся на две группы: к первой относятся естественные или «наследуемые факторы», к которым он причисляет труд, землю, капитал, инфраструктуру и естественные ресурсы. Вторая группа созданных, или дополнительных, факторов характерна для развитых стран. Наиболее эффективно работающие отрасли промышленности используют именно вновь созданные факторы. Использование преимуществ, вызываемых естественными факторами, дает возможность уменьшить стоимость создаваемых производств, однако в долгосрочном плане стремление к инновациям может быть потеряно, и в результате преимущество может превратиться в недостаток. Сравнительный недостаток страны может превратиться в преимущество в тех случаях, когда страна начнет предпринимать попытки инвестировать в развитие и создание новых факторов производства.

Примером такого рода может быть Япония, постоянно испытывавшая нехватку сырья и ориентировавшаяся на создание ресурсосберегающей технологии.

Второй элемент «ромба» М. Портера связан со спецификой спроса. Такой элемент спроса как объем продукции, требуемой рынком, является не столь значимым, поскольку в этом случае выигрыш получают только те фирмы, которые ориентируются на дешевизну за счет массовости производства. Наибольшее значение имеют качественные характеристики потребляемых товаров; в том случае если эти характеристики совпадают с потребностями мирового рынка, фирмы, имеющие возможность эффективно удовлетворять внутренний спрос, получают преимущество при выходе на внешний рынок.

Например, после войны Япония ориентировалась на транзисторную связь, поскольку ее горные местности были труднодоступны для кабельных сетей, которые использовали США и Европа. Когда на мировом рынке оказалась востребованной именно транзисторная связь, то это позволило Японии занять лидирующее положение в этой сфере коммуникаций.

Третий параметр смежные и обслуживающие отрасли. По мнению М. Портера, для развития конкурентного преимущества страны исключительно важным является наличие смежных или обслуживающих отраслей, обеспечивающих предоставление оборудования экстра-класса.

Для обеспечения мирового уровня конкурентоспособности итальянских ювелиров важным было наличие высококачественного оборудования для ювелирной промышленности, которое выпускалось исключительно в Италии. Высокий уровень выделки кожи в Италии дает итальянским компаниям значительные преимущества при выпуске обуви и выводит ее в мировые лидеры в этой сфере.

Наконец, четвертый параметр – стратегия фирмы и конкуренция – связан с фирменной стратегией и организационной структурой. При этом нельзя выделить какую-либо единую и универсальную систему управления, которая была бы одинаково применима для всех.

Итальянским фирмам, лидирующим в производстве мебели, светотехнических устройств, упаковочных машин, свойственны динамизм, отсутствие жестких форм управления, способность к быстрым изменениям. Для немецких фирм, специализирующихся в области производства оптики, точного машиностроения, типична жесткая система централизованного управления.

Очень важно присутствие конкурентов на внутреннем рынке. М. Портер категорически отрицает потенциальную полезность концентрации производства на одной национальной фирме, защищенной государственной поддержкой. Такие государственные фирмы отличаются низкой эффективностью, расточительным использованием природных ресурсов, низкой производительностью труда.

М. Портер выделил четыре стадии развития конкурентоспособности экономики в зависимости от основных движущих стимулов, влияющих на экономику страны.

1. На стадии, движимой факторами производства, практически все успешно развивающиеся отрасли промышленности черпают свои преимущества из базисных факторов производства. Это означает резкое ограничение диапазона отраслей развития, сегментов, где фирма может конкурировать. Конкуренция носит ценовой характер за счет использования недорогостоящей и широкодоступной технологии, в основном импортируемой из других стран. Совершенная технология появляется исключительно при сдаче заводов «под ключ». Экономика чувствительна к колебаниям курсов валют. Факторная экономика имеет слабую базу для непрерывного развития производства.

2. Стадия инвестирования характеризуется стремлением фирм приобретать сложную иностранную технологию, лицензии, патенты, которые хотя и отстают от мировых лидеров, но в них постоянно вносятся улучшения. Инвестиции обеспечивают превращение базисных факторов в развитые. Национальные фирмы специализируются в отраслях, где решающим является цена. Страна преуспевает в тех отраслях, где спрос относительно большой и специфичный (судостроение в Японии или Корее). Технология современна, но отстает от мировых лидеров, по крайней мере, на одно поколение. Конкурентные преимущества связаны с экономией на масштабах, требуют больших капиталовложений, деятельность государства ориентирована на обеспечение и поддержку инвестиционных программ и долгосрочного экономического роста.

3. Стадия, движимая инновациями, наиболее динамичный этап развития страны, когда работают все детерминанты ромба. Потребительский спрос становится все более искушенным; в существующих группах отраслей (кластерах) развиваются обслуживающие отрасли мирового класса, возникают новые механизмы, фирмы на основе инновационной политики конкурируют на мировых рынках в дифференцированных отраслях промышленности. Расширяются новые, более сложные отрасли, где конкуренция базируется не на цене, но на инновациях. Страна имеет рыночные позиции в широком спектре отраслей, занимает передовые позиции по ряду современных видов услуг. Становится возможным (хотя и не всегда) получение преимуществ в сфере развития услуг на международном рынке. В связи с расширением экономики государство оказывается не в состоянии уследить за всеми изменениями в экономике. Усилия государства концентрируются на создании более развитых факторов, улучшении качества спроса, содействии формированию нового бизнеса.

4. Стадия, движимая богатством, является завершающей стадией экономического развития страны, в соответствии с концепцией М. Портера. Наиболее явным и одновременно парадоксальным признаком этой стадии является хронический дефицит инвестиций. Объяснение этого явления связано с тем, что по мере роста благосостояния нации укрепляется тенденция к прогрессивному налогообложению богатства, что, в свою очередь, снижает стимулы к инвестированию в реальный сектор. На смену промышленным инвестициям приходят капиталовложения в финансовые активы. Широкое распространение получают слияния и поглощения, часто не создающие нового производства и объективно замедляющие нововведения.

В результате отмеченных явлений происходит утрата конкурентных позиций в некоторых высокопродуктивных отраслях или их сегментах. Этот процесс захватывает сначала базисные отрасли промышленности и производство готовых изделий, затем распространяется на производство компонентов и, наконец, оборудования. Все более реальное конкурентное преимущество получают иностранные компании, имеющие достаточные ресурсы для скупки отечественных компаний с целью последующей интеграции их в свои глобальные стратегии. Сокращая производство, отрасли вступают в конкурентную борьбу по ценовым показателям, а спектр отраслей, удерживающих конкурентное преимущество, оказывается недостаточным для поддержания прежнего уровня занятости. Следующим логическим звеном становится общее падение жизненного уровня населения, и нередки случаи перемещения стран из четвертой стадии в начальную (факторную).

Политика государства на всех стадиях экономического развития, как утверждает М. Портер, заключается в постепенном воздействии на развитие факторных условий, обеспечении перехода к более качественному и сложному спросу, развитии смежных и поддерживающих отраслей, создании условий для развития конкуренции фирм.

 

Вопросы

1. Определите стадию, на которой находится экономика России. Назовите отличительные черты стадии. Развитие каких факторных преимуществ России вы считаете перспективным и почему?

2. Проанализируйте конкурентные преимущества какой-либо из европейских стран (на выбор студента). Определите стадию развития, на которой находится экономика анализируемого государства.

3. Определите стадию развития США. Охарактеризуйте ее экономику и стратегию американских фирм, как это рекомендует теория М. Портера.

 







Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.233.239.102 (0.004 с.)