ТОП 10:

Общее представление о новом учебном курсе и предмете «ЭКОНОМИКА»



Общее представление о новом учебном курсе и предмете «ЭКОНОМИКА»

 

Преподавание экономической теории осуществляется на 1 курсе (1-й учебный семестр) и рассчитано на 4 лекционных часа, 6 часов практических (семинарских) занятий и 38 часов самостоятельной работы, под которой - прежде всего - подразумевается знакомство студентов с необходимой для освоения курса учебной литературой, а также выполнение двух контрольных работ (первая – по разделам «Введение в экономическую теорию» и «Микроэкономика», вторая – по разделу «Макроэкономика»).

По итогам освоения курса сдаётся экзамен.

При выполнении контрольной работы студент должен показать, что он знаком с освещением указанных в задании теоретических вопросов в учебно – методическом материале, периодической печати, научных публикациях, обладает навыками анализа проблемных ситуаций и решения задач на основе приобретённых теоретических знаний.

По каждой проблеме целесообразно иметь собственное мнение, подкреплённое знанием теории. Полученные выводы студент должен уметь отстоять (защитить) при собеседовании с преподавателем во время аттестации (экзамена).

Дополнительную консультацию по выполнению задания студент может получить у преподавателей - составителей заданий для контрольных работ или по телефону кафедры истории и экономики (телефон меняется, будет установлен новый номер – спрашивайте его в деканате).

 

Рекомендации по оформлению контрольной работы:

- контрольную работу можно выполнять в учебной тетради или на листах формата А4 в рукописном варианте

- титульный лист оформляется по стандарту и содержит информацию о студенте – авторе контрольной работы (Ф.И.О., номер группы, курс); о предмете, по которому выполнена работа; обязательно указывается название кафедры, № контрольной работы, № варианта, по которому выполнялись контрольные задания;

- перед изложением содержания (ответа на вопрос) необходимо написать полный текст вопроса;

- при ответе на вопрос желательно выразить собственное мнение, показать свою позицию в понимании излагаемой проблемы, а не сводить ответ лишь к изложению устоявшихся в науке точек зрения;

- обязательна нумерация страниц контрольной работы;

- необходимы поля, где проверяющий может делать пометки;

- работа должна быть выполнена аккуратно, разборчивым почерком;

- в конце работы прилагается список используемой литературы;

Вариант контрольной работы выбирается в соответствии с последней цифрой номера зачётной книжки. Студент, выполняющий контрольную работу, в каждой теме отвечает только на те вопросы, которые заканчиваются цифрой его варианта:

 

Распределение вопросов в соответствии с вариантами контрольных работ

номер варианта номера вопросов в изучаемых темах:
Т.1 Т.2 Т.3 Т.4 Т.5 Т.6 Т.7 Т.8 Т.9 Т.10

 

Вопросы к контрольной работе № 1.

 

Раздел I. Введение в экономическую теорию.

Тема 1. Экономика как наука. Предмет и метод экономической теории.

 

1. Какое из определений, на Ваш взгляд, наиболее полно характеризует предмет общей экономической теории:

а) это наука о динамике материальных и духовных потребностей человека;

б) это наука о мотивации поведения человека;

в) это наука о производстве и критериях распределения производимых благ;

г) это наука о натуральном богатстве;

д) это наука о наиболее общих законах развития человеческого общества в условиях ограниченности ресурсов.

 

Объясните, почему именно этот вариант ответа Вы считаете наиболее полным. Покажите, как на различных этапах развития экономической мысли менялось представление ученых о предмете экономики.

 

2. Известно высказывание Д.Б. Шоу: «Даже если всех экономистов ско­вать одной цепью, то и тогда они не придут к одному мнению». Почему так много раз­ногласий среди экономистов, каковы их причины? Проиллюстрируйте свой ответ конкретными примерами.

 

3. Почему экономическую теорию относят не к точным (естественным), а к гуманитарным наукам? В чем, по-вашему, заключается сходство, и в чем - отличия общей экономической теории от других гуманитарных наук?

 

4. В чём Вы видите различия между понятиями «принцип», «закон», «за­кономерность»? Правомерно ли в этой связи говорить о наличии экономичес­ких законов? В чем заключается специфика их проявления?

 

5. Чем отличаются позитивный и нормативный подходы в экономике? В каких случаях предпочтительнее первый, а в каких второй? Приведите примеры, подтверждающие Ваше мнение.

 

6.Охарактеризуйте методы, которые используются при проведении экономических исследований. Насколько достоверны сведения, полученные с их помощью? Можно ли им безоговорочно доверять? Почему?

7. Экономические эксперименты чрезвычайно дороги и длительны. Можно ли их заменить экономико-математическим моделировани­ем? Почему?

 

8. Что и каким образом измеряется в экономике? Зачем нужны эти измерения? Насколько объективны экономические показатели, полученные в результате подобных измерений? Приведите примеры, подтверждающие сделанные Вами выводы.

 

9. Объясните, как вы понимаете высказывание К. Маркса: «При анализе эконо­мических форм нельзя пользоваться ни микроскопом, ни химическими реакти­вами. То и другое должна заменить сила абстракции». Раскройте содержание метода научной абстракции, приведите примеры его использования в научных (экономических) исследованиях.

 

10. Известный английский учёный А.Тойнби утверждал: «Несправедли­во считать абстрактную политическую экономию ответственной за смешение во многих умах её теоретических законов с практически­ми правилами, на них основанными. Она чистая наука, и её цель - знания. Между тем в прессе и на трибуне политическая экономия при­нимается как наука практическая, т.е. как свод правил, руководящих поведением». Согласны ли Вы с такой позицией Тойнби? Каковы, по-вашему, функции экономической науки? Для чего она нужна человеку и обществу?

 

Раздел II. Микроэкономика

 

Раздел III. Макроэкономика

Тема 10. Социальная экономика и качество жизни

1. Что такое социальная экономика: каковы ее сущность, функции, структура? Справедливо ли выделять в структуре экономики особую, социальную сферу?

 

2. Каким образом связаны между собой понятия «социальная политика», «доход», «уровень жизни»? Может ли, на Ваш взгляд, оказать существенное влияние на уровень жизни населения дифференциация ставок подоходного налога? Почему Вы так думаете?

 

3. Сколько и какие налоги заплатят граждане нашей страны в текущем году? Как это отразится на их реальных доходах и уровне жизни? Какие меры, на ваш взгляд, могли бы сделать налогообложение более справедливым?

4. Назовите внебюджетные фонды социального назначения, существующие в РФ. Определите принципы их формирования и основные функции. Каковы важнейшие отличия внебюджетных фондов социального назначения от внебюджетных фондов экономического назначения?

 

5. Назовите источники доходов и направления расходов каждого внебюджетного фонда социального назначения.

 

6. Какие виды пенсий существуют в нашей стране, каковы условия их получения? Объясните смысл и значение пенсионной реформы в РФ.

 

7. Объясните, тождественны ли понятия «справедливость» и «равенство» в распределении доходов. Справедливо ли, на Ваш взгляд, неравенство в распределении доходов среди врачей разных специальностей? Почему?

 

8. Население страны разделено на квантильные группы. Доля каждой из этих групп в общих доходах составляет соответственно: 5 %, 13 %, 15 %, 17 % и 50 %. На основе приведенных данных постройте кривую Лоренца и прокомментируйте полученный рисунок. Какие правительственные меры могли бы сгладить социальное неравенство и реально увеличить доходы основной массы населения?

 

9. В чем заключено различие между номинальными, располагаемыми и реальными доходами? Определите изменение реальных доходов, если при темпе инфляции 50 % в месяц номинальные доходы в стране за два месяца выросли в 2 раза.

 

10. Каковы цели и основные направления социальной политики? Какие инструменты используются государством для ее проведения?

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ ВОПРОСЫ ПО ДИСЦИПЛИНЕ

1. Предмет и функции экономической науки, ее специфика. Методы экономических исследований.

2. Фундаментальные понятия экономики: потребности, ресурсы, экономический продукт. Производство, его место и роль в хозяйственной системе.

3. Экономические агенты и их интересы, взаимосвязи и взаимодействие между ними. Макроэкономическая схема функционирования хозяйства страны.

4. Типы и модели экономических систем. Сравнительная характеристика традиционной, плановой и рыночной экономики. Смешанная экономика как тип современной экономической системы.

5. Собственность как основа экономики. Экономическое содержание и юридическая форма отношений собственности. Сущность понятия «приватизация».

6. Фундаментальные проблемы экономического развития. Кривая производственных возможностей как отражение фундаментальных экономических проблем.

 

 

7. Рынок как объективная закономерность общественного развития, его сущность, функции, структура. Основные элементы рыночного механизма.

8. Преимущества и негативные стороны рыночной системы хозяйствования. Необходимость и сущность ГРЭ. Важнейшие инструменты государственного экономического регулирования.

9. Конкуренция, ее место и роль в рыночной экономике. Формы, виды, модели рыночной конкуренции (совершенная конкуренция, монополия, олигополия, монополистическая конкуренция).

10. Спрос и определяющие его факторы. Закон и кривая спроса, его эластичность.

11. Предложение и определяющие его факторы. Закон и кривая предложения, его эластичность.

12. Цена как результат взаимодействия рыночного спроса и предложения. Сущность и виды рыночного равновесия.

13. Основы теории потребительского поведения, ее значение в экономической науке и практике. Маркетинг и его роль в изучении поведения потребителей.

 

 

14. Сущность предпринимательской деятельности. Формы и виды предпринимательства. Предпринимательский риск.

15. Предприятие как инструмент предпринимательства и основное звено хозяйственной системы. Экономические формы отечественных предприятий.

16. Организационно-правовые формы отечественных предприятий, их сравнительная характеристика.

17. Создание предприятия, стадии его жизненного цикла. Стратегия рыночного поведения.

18. Процесс производства и его факторы. Пофакторные доходы. Производственная функция.

19. Предприятие как основная производственная единица, его основные и оборотные фонды. Важнейшие показатели использования производственных фондов.

20. Издержки предприятия, виды издержек. Предельные издержки производства и закон убывающей отдачи ресурсов (факторов производства).

21. Результаты деятельности предприятия. Доход и прибыль.

22. Экономическая эффективность: сущность понятия, ее важнейшие показатели на микро- и макроуровнях. Пути повышения эффективности хозяйственной деятельности.

 

 

23. Национальная экономика как целое, ее цели и результаты. Характеристика важнейших макроэкономических показателей (ВВП, ВНП, ЧНП, НД, НБ).

24. Динамика развития национальной экономики. Совокупный спрос и совокупное предложение, макроэкономическое равновесие и нестабильность. Цикличность как закономерный результат функционирования рыночного хозяйства.

25. Экономический рост: его сущность, типы и факторы. Механизм экономического роста, эффект мультипликатора.

26. Природа экономических циклов, их специфика. Механизм протекания экономических циклов, эффект акселератора. Кризис как важнейшая фаза экономического цикла, его роль в развитии экономической системы.

27. Безработица как экономическое явление: сущность, причины, основные виды и последствия безработицы.

28. Инфляция как важнейшая проблема современной экономики. Сущность, причины, основные виды и последствия инфляции.

29. Природа и функции денег, их роль и значение в рыночной экономике. Структура денежной массы и способы ее измерения. Методы регулирования денежной массы, находящейся в обращении.

30. Кредит: его сущность, функции, формы. Виды кредита и важнейшие принципы кредитования. Основные элементы кредитной системы.

31. Банки, их роль и значение в рыночной экономике. Сущность банковской деятельности, основные операции банков.

32. Финансы, их сущность и функции. Финансы и финансовая система. Использование финансов для регулирования экономики и стимулирования производства.

33. Бюджет как основа финансовой системы. Госбюджет. Бюджетный процесс в РФ. Внебюджетные фонды.

34. Финансовый рынок: его сущность, функции, структура. Рынок ценных бумаг как составная часть финансового рынка. Операции на фондовом рынке.

35. Сущность налогов, их функции. Виды налогов. Налоговая система. Налоги и налогообложение как важнейший инструмент ГРЭ.

36. Доходы населения, причины их дифференциации. Кривая Лоренца как отражение социального неравенства. Необходимость и сущность социальной защиты.

37. Уровень жизни как обобщенный показатель и результат функционирования национальной экономики. Социальная политика как важнейший инструмент регулирования социальных проблем.

38. Социальная экономика: ее сущность, функции, структура. Здравоохранение как важнейшая отрасль социальной экономики. Особенности развития здравоохранения в условиях рынка.

 

 

39. Основы переходной экономики. Главные задачи и варианты перехода к рынку. Приватизация. Актуальные проблемы социально-экономического развития современной России.

40. Фармацевтический рынок – его специфика, функции, структура. Итоги и перспективы развития российского фармацевтического рынка.

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ,

рекомендуемой для выполнения контрольных работ и подготовки к экзамену

по дисциплине

К контрольной работе № 1.

 

Основная литература:

1. Борисов Е.Ф. Экономическая теория: учебник. – М.: Высшее образование, 2008.

2. Дробышев А.А. и др. Основы экономической теории с экономикой здравоохранения. М. АНМИ, 2002.

3. Ефимова Е.Г. Экономическая теория в схемах, таблицах, графиках, формулах: Учебное пособие. М.: Флинта: Московский психолого-социальный институт, 2004.

4. Липсиц И.В. Экономика: учебник. М.: Омега-Л, 2007.

5. Микроэкономика: Учебник: В 2 т. / Под ред. В.М. Гальперина. – СПб.: Экон. школа,1996.

Дополнительная литература:

1. Бусыгин А.В. Предпринимательство. Основной курс: учебник для вузов. – М.: ИНФРА - М, 1998.

2. Гусева Т.А. Как начать свой бизнес. – СПб.: Питер, 2004.

3. Камаев В.Д. Экономическая теория. М.: ВЛАДОС, 2000.

4. Куликов Л.М. Экономическая теория: учебник. М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2008.

5. Курс экономики: учебник / под ред. Б.А. Райзберга. М.: ИНФРА-М, 2006.

6. Макконнелл К., Брю С. Экономикс. В 2 т. – М.: Изд-во «Республика», 1992.

7. Лапуста М.Г., Старостин Ю.Л. Малое предпринимательство: учебное пособие. – М.: ИНФРА - М, 2002.

8. Популярная экономическая энциклопедия / Гл. ред. А.Д. Некипелов. М.: Большая Российская энциклопедия, 2001.

9. Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь. – М.: ИНФРА-М, 2006.

10. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: Учеб. пособие. – Минск: Новое знание, 2001.

11. Самуэльсон П. Экономика: Вводный курс. М.: Алфавит, 1993.

12. Экономика предприятия. Учебник/под ред. В.Я. Горшанской и др. М.,2000.

13. Экономика предприятия/ под ред. В.Я. Хрипача. – Мн.: Экономпресс, 2001.

14. Экономика: учебник / под ред. А.С. Булатова. М.: Экономистъ, 2006.

15. Периодические издания: журналы «Вопросы экономики», «Российский экономический журнал» и др.

 

 

К контрольной работе № 2.

Основная литература:

1. Вахрин П.И., Нешитой А.С. Финансы. Учебник для вузов. - М.: Информационно-внедренческий центр «Маркетинг», 2006.

2. Гринкевич Л.С., Сагайдачная Н.К., Казаков В.В., Рюмина Ю.А. Государственные и муниципальные финансы России. - М.: КНОРУС, 2007.

3. Деньги. Кредит. Банки: Учебник / Под ред. проф. О.И. Лаврушина. - М.: Финансы и статистика, 2008.

4. Леонтьев В.Е., Радковская Н.П. Финансы, деньги, кредит и банки: СПб.: Знание, 2006.

5. Общая теория денег и кредита / Под ред. Е.Ф. Жукова. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001.

6. Рынок ценных бумаг / Под ред. В.А. Галанова, А.И. Басова. М.: Финансы и статистика, 2008.

7. Финансы:/ Под ред. проф. В.В. Ковалева. - М.: ООО «ТК Велби», 2007.

8. Финансы и кредит: Учебник / Под ред. проф. М.В. Романовского, проф. Г.Н. Белоглазовой. - М.: Юрайт, 2005.

9. Миляков Н.В. Налоги и налогообложение. - М.: ИНФРА-М, 2008.

10. Черник Д.Г. Налоги в рыночной экономике. - М.: Финансы, ЮНИТИ, 2005.

Дополнительная литература:

1. Федеральный закон от 3 февраля 1996г. № 17-ФЗ «О банках и банковской деятельности»

2. Федеральный закон от 10 июля 2002г.

3. Бюджетный Кодекс РФ.

4. Долан Э. Дж., Кэмпбелл К.Д., Кэмпбелл Р.Дж. Деньги, банковское дело и денежно-кредитная политика. - СПб: Знание, 2006.

5. Экономическая теория (политэкономия): Учебник / Под общей редакцией В.И. Видяпина, Г.П. Журавлевой. - М.: ИНФРА-М, 2007.

 

 

Желаем успехов в постижении трудного, но очень интересного и полезного с точки зрения будущей профессии учебного курса!

 

Преподаватели экономики.

 

Омск, 2011-2012 учебный год.

 

Общее представление о новом учебном курсе и предмете «ЭКОНОМИКА»

 

Преподавание экономической теории осуществляется на 1 курсе (1-й учебный семестр) и рассчитано на 4 лекционных часа, 6 часов практических (семинарских) занятий и 38 часов самостоятельной работы, под которой - прежде всего - подразумевается знакомство студентов с необходимой для освоения курса учебной литературой, а также выполнение двух контрольных работ (первая – по разделам «Введение в экономическую теорию» и «Микроэкономика», вторая – по разделу «Макроэкономика»).

По итогам освоения курса сдаётся экзамен.

При выполнении контрольной работы студент должен показать, что он знаком с освещением указанных в задании теоретических вопросов в учебно – методическом материале, периодической печати, научных публикациях, обладает навыками анализа проблемных ситуаций и решения задач на основе приобретённых теоретических знаний.

По каждой проблеме целесообразно иметь собственное мнение, подкреплённое знанием теории. Полученные выводы студент должен уметь отстоять (защитить) при собеседовании с преподавателем во время аттестации (экзамена).

Дополнительную консультацию по выполнению задания студент может получить у преподавателей - составителей заданий для контрольных работ или по телефону кафедры истории и экономики (телефон меняется, будет установлен новый номер – спрашивайте его в деканате).

 

Рекомендации по оформлению контрольной работы:

- контрольную работу можно выполнять в учебной тетради или на листах формата А4 в рукописном варианте

- титульный лист оформляется по стандарту и содержит информацию о студенте – авторе контрольной работы (Ф.И.О., номер группы, курс); о предмете, по которому выполнена работа; обязательно указывается название кафедры, № контрольной работы, № варианта, по которому выполнялись контрольные задания;

- перед изложением содержания (ответа на вопрос) необходимо написать полный текст вопроса;

- при ответе на вопрос желательно выразить собственное мнение, показать свою позицию в понимании излагаемой проблемы, а не сводить ответ лишь к изложению устоявшихся в науке точек зрения;

- обязательна нумерация страниц контрольной работы;

- необходимы поля, где проверяющий может делать пометки;

- работа должна быть выполнена аккуратно, разборчивым почерком;

- в конце работы прилагается список используемой литературы;

Вариант контрольной работы выбирается в соответствии с последней цифрой номера зачётной книжки. Студент, выполняющий контрольную работу, в каждой теме отвечает только на те вопросы, которые заканчиваются цифрой его варианта:

 

Распределение вопросов в соответствии с вариантами контрольных работ

номер варианта номера вопросов в изучаемых темах:
Т.1 Т.2 Т.3 Т.4 Т.5 Т.6 Т.7 Т.8 Т.9 Т.10

 

Вопросы к контрольной работе № 1.

 







Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.235.65.91 (0.02 с.)