ТОП 10:

Позитивістська соціологія О.Конта.



Так, основоположник позитивизма Огюст Конт (1798-1857) реформируя систему общественного знания предложил новую науку об обществе — социологию. Конт предложил создать такую науку и первоначально назвал ее социальной физикой, предполагая, что она как и в физике следует изучать общество накапливая факты убедительно позволяющие делать правильные выводы. Чуть позже Конт предложил другое название — социология (соци — общество, лог — знание, наука). Он считал, что главным методом, инструментом, с помощью которого ученые будут изучать общество — наблюдение, сравнение (в том числе историческое сравнение) и эксперимент. Он надеялся, что социология поможет правительству правильно, учитывая все последствия проводимых реформ, в управлении обществом

.Конт относится отрицательно ко всему отрицательному, разрушительному, критическомуКатегория "позитивного" становится наиболее общей и главной в его мировоззрении, поэтому "позитивизм" и другие слова, производные от "позитивного", становятся основными терминами для обозначения контовского учения. Он указывает пять значений слова позитивизм:

1) реальное в противовес химерическому

2) полезное в противовес негодному;

3) достоверное в противовес сомнительному;

4) точное в противовес смутному;

5) организующее в противовес разрушительному.

К этим значениям Конт добавляет такие черты позитивного мышления, как тенденция всюду заменять абсолютное относительным, его непосредственно социальный характер, а также тесная связь с всеобщим здравым смыслом.Место позитивного мышления в системе Конта можно понять только в связи с его знаменитым законом "трех стадий", или "трех состояний", который он считал своим главным открытием.Согласно этому закону, индивидуальный человек, общество и человечество в целом в своем развитии неизбежно и последовательно проходят три стадии.1) На теологической, или фиктивной, стадии человеческий разум стремится найти либо начальные, либо конечные причины явлений, он "стремится к абсолютному знанию". 2) На метафизической, или абстрактной, стадии человеческое мышление также пытается объяснить внутреннюю природу явлений, их начало и предназначение, главный способ их образования. Но в отличие от теологии метафизика объясняет явления посредством сущностей или абстракций.3) Основной признак позитивной, или реальной, или научной стадии состоит в том, что здесь действует закон постоянного подчинения воображения наблюдению. На этой стадии ум отказывается от недоступного определения конечных причин и сущностей и вместо этого обращается к простому исследованию законов, т. е. "постоянных отношений, существующих между наблюдаемыми явлениями".

Иногда Конт высказывается не только против изучения "конечных" причин, но и против исследования причинности вообще, утверждая, что наука должна заменить вопрос "почему" вопросом "как". Сам он, однако, в своих сочинениях нередко высказывается о причинах тех или иных явлений.

Позитивное мышление, которому свойственны отмеченные выше признаки, далеко и от эмпиризма, и от мистицизма. Согласно закону трех стадий, все науки и все общества неизбежно завершают свою эволюцию на позитивной стадии. Именно на третьей стадии формируется истинная, т. е. позитивная наука, цель которой - познание не фактов (они составляют для нее лишь необходимый сырой материал), а законов. Существование неизменных естественных законов - условие существования науки; их познание с целью рационального предвидения - ее предназначение.

Соціологічний еволюціонізм Г.Спенсера.

· Герберт Спенсер (1820-1903) — английский философ и социолог, один из основоположников позитивизма. Написал такие труды как «Социология как предмет изучения, «Основы социологии» и др. На основе изучения развития органического мира Спенсер на семь лет раньше Дарвина пришел к идее существования эволюции в биологическом мире и сформировал принципы естественного отбора и борьбы за выживание в мире природы. Спенсер распространил идею эволюции на все без исключения явления и процессы в природе и обществе — космические, химические, биологические и социальные. Спенсер считал, что даже психология и культура естественны по происхождению и поэтому все естественное и природное развивается по законам природы, а следовательно— эволюции..

Аналогия с биологическим организмом сказалась и на трактовке идеи эволюции Спенсера. В теории эволюции он выделил две стороны: интеграцию и дифференциацию:

· интеграция — в объединении индивидов в группы (органы по аналогии с биологическим организмом), каждый из которых выполняет свойственные ей функции. Общество возникает как объединение индивидов в связи с ростом численности или постепенным слиянием маленьких владений в крупные феодальные, из которых вырастают провинции, королевства, империи.

· дифференциация заключается в движении от однородного к разнородному, в усложнении строения. Первобытное общество — простое и однородное. Но в последствии возникают новые социальные функции, происходит разделение труда, происходит дальнейшая разнородность структуры и функций, что приводит к возникновению другого более сложного типа общества.

Спенсер рассматривал эволюцию как единство этих двух процессов. Так же преобразуя однородное в неоднородное эволюция обуславливает возникновение Солнечной системы, планет, в частности Земли, и затем появление человека и общества. Эволюция проходит три фазы: неорганическую, органическую и сверхорганическую. Фазы — это основные этапы эволюции, проходят определенные периоды развития. Неорганическая фаза — это возникновение и развитие космических систем, органическая фаза — возникновение и развитие растительного и животного мира, сверхорганическая — возникновение и развитие человека и общества. Самые интересные элементы эволюционной теории Спенсера связаны с анализом сверхорг

Соціологізм Е.Дюркгейма.

Э. Дюркгейм (1858-1917)* французский социолог и фило­соф указывал, что для превращения социологии в самосто­ятельную науку может быть четко определен ее предмет и ] соответствующей метод. В определении предмета он шел по пути поисков особой реальности, которую не изучает ни | одна из общественных наук. Такую реальность, по его мне­нию, образовывают «социальные факты», которые харак­теризуются независимым от лица существованием (объ­ективность) и возможностью принудительного влияния наего активность.

Базовым положением «социологического метода» Дюрк­гейм считал принцип «социологизма», то есть «социальное может быть объяснено лишь социальным». Социологизм подчеркивал специфичность и автономность социальной реальности. Общество — это самостоятельное бытие, кото­рое характеризуется чертами первичности в отношении к индивиду. Поэтому Э.Дюркгейм обосновал принцип объективизма и эмпиризма в исследовании социальных фактов. «Основное правило социологического метода» он определял так: «Социальные факты следует рассматривать, как вещи, то есть признавать их существование независимым от субъ­екта и исследовать так, как это свойственно естественным (« положительным ») наукам ».

Опираясь на эти базовые положения «социологического метода», Э.Дюркгейм создает свою теорию общества, которая дает объяснение, как механизмов его единства, так и его эволюции на основе анализа значения общественной солидарности. Он выделяет две разновидности солидарно­сти— «механическую» и «органическую». Если первая характерна для примитивных обществ и предусматривает отсутствие функциональной дифференциации членов обще­ства, то появление второй становится возможным при обще­ственном разделении труда, который закрепляет взаимо­зависимость индивидов, потребность и необходимость в сотрудничестве. Сфера научных Интересов Э.Дюркгейма не ограничивалась теоретико-методологическими проблемами. Он созда­ет социологические концепции отдельных сфер обществен* ной жизни» которые фактически стали теоретической основой для развития специальных социологических тео­рий или «субдисциплин» социологической науки. Прежде всего, следует назвать теорию религии, в рамках которой Э.Дюркгейм старался раскрыть более общие закономер­ности и тенденции духовного развития общества. Одним из фундаментов современной социологии преступности и тео­рии социальных отклонений является разработанная им концепция «аномии».







Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.234.223.162 (0.004 с.)