Позитивістська соціологія О.Конта. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Позитивістська соціологія О.Конта.



Так, основоположник позитивизма Огюст Конт (1798-1857) реформируя систему общественного знания предложил новую науку об обществе — социологию. Конт предложил создать такую науку и первоначально назвал ее социальной физикой, предполагая, что она как и в физике следует изучать общество накапливая факты убедительно позволяющие делать правильные выводы. Чуть позже Конт предложил другое название — социология (соци — общество, лог — знание, наука). Он считал, что главным методом, инструментом, с помощью которого ученые будут изучать общество — наблюдение, сравнение (в том числе историческое сравнение) и эксперимент. Он надеялся, что социология поможет правительству правильно, учитывая все последствия проводимых реформ, в управлении обществом

. Конт относится отрицательно ко всему отрицательному, разрушительному, критическомуКатегория "позитивного" становится наиболее общей и главной в его мировоззрении, поэтому "позитивизм" и другие слова, производные от "позитивного", становятся основными терминами для обозначения контовского учения. Он указывает пять значений слова позитивизм:

1) реальное в противовес химерическому

2) полезное в противовес негодному;

3) достоверное в противовес сомнительному;

4) точное в противовес смутному;

5) организующее в противовес разрушительному.

К этим значениям Конт добавляет такие черты позитивного мышления, как тенденция всюду заменять абсолютное относительным, его непосредственно социальный характер, а также тесная связь с всеобщим здравым смыслом.Место позитивного мышления в системе Конта можно понять только в связи с его знаменитым законом "трех стадий", или "трех состояний", который он считал своим главным открытием.Согласно этому закону, индивидуальный человек, общество и человечество в целом в своем развитии неизбежно и последовательно проходят три стадии.1) На теологической, или фиктивной, стадии человеческий разум стремится найти либо начальные, либо конечные причины явлений, он "стремится к абсолютному знанию". 2) На метафизической, или абстрактной, стадии человеческое мышление также пытается объяснить внутреннюю природу явлений, их начало и предназначение, главный способ их образования. Но в отличие от теологии метафизика объясняет явления посредством сущностей или абстракций.3) Основной признак позитивной, или реальной, или научной стадии состоит в том, что здесь действует закон постоянного подчинения воображения наблюдению. На этой стадии ум отказывается от недоступного определения конечных причин и сущностей и вместо этого обращается к простому исследованию законов, т. е. "постоянных отношений, существующих между наблюдаемыми явлениями".

Иногда Конт высказывается не только против изучения "конечных" причин, но и против исследования причинности вообще, утверждая, что наука должна заменить вопрос "почему" вопросом "как". Сам он, однако, в своих сочинениях нередко высказывается о причинах тех или иных явлений.

Позитивное мышление, которому свойственны отмеченные выше признаки, далеко и от эмпиризма, и от мистицизма. Согласно закону трех стадий, все науки и все общества неизбежно завершают свою эволюцию на позитивной стадии. Именно на третьей стадии формируется истинная, т. е. позитивная наука, цель которой - познание не фактов (они составляют для нее лишь необходимый сырой материал), а законов. Существование неизменных естественных законов - условие существования науки; их познание с целью рационального предвидения - ее предназначение.

Соціологічний еволюціонізм Г.Спенсера.

· Герберт Спенсер (1820-1903) — английский философ и социолог, один из основоположников позитивизма. Написал такие труды как «Социология как предмет изучения, «Основы социологии» и др. На основе изучения развития органического мира Спенсер на семь лет раньше Дарвина пришел к идее существования эволюции в биологическом мире и сформировал принципы естественного отбора и борьбы за выживание в мире природы. Спенсер распространил идею эволюции на все без исключения явления и процессы в природе и обществе — космические, химические, биологические и социальные. Спенсер считал, что даже психология и культура естественны по происхождению и поэтому все естественное и природное развивается по законам природы, а следовательно— эволюции..

Аналогия с биологическим организмом сказалась и на трактовке идеи эволюции Спенсера. В теории эволюции он выделил две стороны: интеграцию и дифференциацию:

· интеграция — в объединении индивидов в группы (органы по аналогии с биологическим организмом), каждый из которых выполняет свойственные ей функции. Общество возникает как объединение индивидов в связи с ростом численности или постепенным слиянием маленьких владений в крупные феодальные, из которых вырастают провинции, королевства, империи.

· дифференциация заключается в движении от однородного к разнородному, в усложнении строения. Первобытное общество — простое и однородное. Но в последствии возникают новые социальные функции, происходит разделение труда, происходит дальнейшая разнородность структуры и функций, что приводит к возникновению другого более сложного типа общества.

Спенсер рассматривал эволюцию как единство этих двух процессов. Так же преобразуя однородное в неоднородное эволюция обуславливает возникновение Солнечной системы, планет, в частности Земли, и затем появление человека и общества. Эволюция проходит три фазы: неорганическую, органическую и сверхорганическую. Фазы — это основные этапы эволюции, проходят определенные периоды развития. Неорганическая фаза — это возникновение и развитие космических систем, органическая фаза — возникновение и развитие растительного и животного мира, сверхорганическая — возникновение и развитие человека и общества. Самые интересные элементы эволюционной теории Спенсера связаны с анализом сверхорг

Соціологізм Е.Дюркгейма.

Э. Дюркгейм (1858-1917)* французский социолог и фило­соф указывал, что для превращения социологии в самосто­ятельную науку может быть четко определен ее предмет и ] соответствующей метод. В определении предмета он шел по пути поисков особой реальности, которую не изучает ни | одна из общественных наук. Такую реальность, по его мне­нию, образовывают «социальные факты», которые харак­теризуются независимым от лица существованием (объ­ективность) и возможностью принудительного влияния наего активность.

Базовым положением «социологического метода» Дюрк­гейм считал принцип «социологизма», то есть «социальное может быть объяснено лишь социальным». Социологизм подчеркивал специфичность и автономность социальной реальности. Общество — это самостоятельное бытие, кото­рое характеризуется чертами первичности в отношении к индивиду. Поэтому Э.Дюркгейм обосновал принцип объективизма и эмпиризма в исследовании социальных фактов. «Основное правило социологического метода» он определял так: «Социальные факты следует рассматривать, как вещи, то есть признавать их существование независимым от субъ­екта и исследовать так, как это свойственно естественным («положительным») наукам».

Опираясь на эти базовые положения «социологического метода», Э.Дюркгейм создает свою теорию общества, которая дает объяснение, как механизмов его единства, так и его эволюции на основе анализа значения общественной солидарности. Он выделяет две разновидности солидарно­сти— «механическую» и «органическую». Если первая характерна для примитивных обществ и предусматривает отсутствие функциональной дифференциации членов обще­ства, то появление второй становится возможным при обще­ственном разделении труда, который закрепляет взаимо­зависимость индивидов, потребность и необходимость в сотрудничестве. Сфера научных Интересов Э.Дюркгейма не ограничивалась теоретико-методологическими проблемами. Он созда­ет социологические концепции отдельных сфер обществен* ной жизни» которые фактически стали теоретической основой для развития специальных социологических тео­рий или «субдисциплин» социологической науки. Прежде всего, следует назвать теорию религии, в рамках которой Э.Дюркгейм старался раскрыть более общие закономер­ности и тенденции духовного развития общества. Одним из фундаментов современной социологии преступности и тео­рии социальных отклонений является разработанная им концепция «аномии».



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 242; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.111.24 (0.006 с.)