Структура соціологічної науки. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Структура соціологічної науки.



Структура соціологічної науки.

Структура социологии. В современной социологии сосуществуют три подхода к структуре данной науки.

Первый (содержательный) предполагает обязательность наличия трех основных взаимосвязанных компонентов: а) эмпирии, т.е. комплекса социологических исследований, ориентированных на сбор и анализ реальных фактов социальной жизни с использованием специальной методики; б) теории - совокупности суждений, взглядов, моделей, гипотез, объясняющих процессы развития социальной системы в целом и ее элементов; в) методологии - системы принципов, лежащих в основе накопления, построения и применения социологического знания.

Второй подход (целевой). Фундаментальная социология (базовая, академическая) ориентирована на прирост знания и научный вклад в фундаментальные открытия. Она решает научные проблемы, связанные с формированием знания о социальной действительности, описанием, объяснением и пониманием процессов социального развития. Прикладная социология ориентирована на практическую пользу. Это совокупность теоретических моделей, методов, процедур исследования, социальных технологий, конкретных программ и рекомендаций, нацеленных на достижение реального социального эффекта. Как правило, фундаментальная и прикладная социологии вбирают и эмпирию, и теорию, и методологию.

Третий подход (масштабный) делит науку на макро - и микросоциологию. Первая изучает крупномасштабные социальные явления (этносы, государства, социальные институты, группы и др.); вторая - сферы непосредственного социального взаимодействия (межличностные отношения, процессы общения в группах, сфера повседневной реальности).

В социологии выделяются также содержательно-структурные элементы разного уровня: общее социологическое знание; отраслевые социологии (экономическая, индустриальная, политическая, досуговая, управленческая и др.); самостоятельные социологические школы, направления, концепции, теории.

Социология изучает жизнь общества, познает тенденции его развития, прогнозирует будущее и корректирует настоящее как на макро-, так и микроуровнях. Изучая практически все сферы жизни общества, она нацеливает на координацию их развития.

Функції соціології в сучасному суспільстві.

Специфика социологии заключается в ее пограничном положении между естественно-научным и социогуманитарным знанием. Она использует методы философских и социально-исторических обобщений и специфические методы естественных наук - эксперимент и наблюдение.Социология имеет устойчивые связи с прикладной математикой, статистикой, логикой, лингвистикой. Прикладная социология имеет точки соприкосновения с этикой, эстетикой, медициной, педагогикой, теорией планирования и управления. Социология выполняет в обществе множество различных функций. Главные изних таковы: теоретико-познавательная – дает новые знания об обществе, о социальныхгруппах, об индивидах и закономерностях их поведения; прикладная – предоставляет конкретную социологическую информацию длярешения практических научных и социальных задач; социального прогноза и контроля – предупреждает об отклонениях вразвитии общества, прогнозирует и моделирует тенденции общественногоразвития; гуманистическая функция - разрабатывает социальные идеалы, программынаучно-технического, социально-экономического и социально-культурногоразвития общества.

. Соціологія виконує 2 групи ф-цій:

Гол ф – теор-пізнавальна, яка полягає в тім, що соц разом з ін науками бере активну участь у пізнанняі об’єкт реальності, допом з’ясовувати та формувати нові теор і практ уявлення про світ, в якому живе людина, про закономір розвитку соц відносин у ньому. Гол завданням соціології, повяз з цією ф є дослідження соц явищ і процесів у комплексі, взаємозв з ін яв і процесами. Результати досліджень публік, соц матеріали систематизуються – описово-інформ ф. Соц надає конструктивну допомогу у розв’язанні або прогн розвитку практ проблем, які виник у різних царинах сусп життя – прикладна аобо прогност-перетв ф. За доп соц досл виявл відхил у розв соц відносин, прогноз негат явища, розробл соц технології, сист управл соц проц. Світогл-освітня ф – популяризація і пошир сучасних наук уявлень та знань про механізми соц процесів (упрвілінські рішення пов прийматись з урахуван ставлення людей, управлінці оволодіти знаннями, методами соц, навичками їх застосув.) Ідеологічна – соц знання форм соц стиль мислення, що дає можливість зрозуміти зв соц явищ і процесів, зрозуміти, як поєдн Інд і суспільне. Виховна – формув діалект співвідношення загальнолюдських, колект та індив соц інтер і стосунків, які спияють взаємо роз, збереж і розв індив уподобань, полегшенню взаємодії соц груп і проф.

Головне завд ф – дати об’єкт знання соц реальності, виявити негат тенденції, передб їх наслідки, оптимізувати упрвл рішення. Соц має визначити реал умови для орг ефект діял людей.

Сцієнтистська та гуманістична орієнтації соціологічної теорії: порівняльна характеристика.

Специфічні риси кількісної стратегії в соціологічному дослідженні.

Специфічні риси якісної стратегії в соціологічному дослідженні.

Вибірковий метод в соціологічному дослідженні: сутність та методи побудови.

Кількісні методи в соціології (масові опитування, контент-аналіз документів, структуроване спостереження та ін.).

Соціологічний еволюціонізм Г.Спенсера.

· Герберт Спенсер (1820-1903) — английский философ и социолог, один из основоположников позитивизма. Написал такие труды как «Социология как предмет изучения, «Основы социологии» и др. На основе изучения развития органического мира Спенсер на семь лет раньше Дарвина пришел к идее существования эволюции в биологическом мире и сформировал принципы естественного отбора и борьбы за выживание в мире природы. Спенсер распространил идею эволюции на все без исключения явления и процессы в природе и обществе — космические, химические, биологические и социальные. Спенсер считал, что даже психология и культура естественны по происхождению и поэтому все естественное и природное развивается по законам природы, а следовательно— эволюции..

Аналогия с биологическим организмом сказалась и на трактовке идеи эволюции Спенсера. В теории эволюции он выделил две стороны: интеграцию и дифференциацию:

· интеграция — в объединении индивидов в группы (органы по аналогии с биологическим организмом), каждый из которых выполняет свойственные ей функции. Общество возникает как объединение индивидов в связи с ростом численности или постепенным слиянием маленьких владений в крупные феодальные, из которых вырастают провинции, королевства, империи.

· дифференциация заключается в движении от однородного к разнородному, в усложнении строения. Первобытное общество — простое и однородное. Но в последствии возникают новые социальные функции, происходит разделение труда, происходит дальнейшая разнородность структуры и функций, что приводит к возникновению другого более сложного типа общества.

Спенсер рассматривал эволюцию как единство этих двух процессов. Так же преобразуя однородное в неоднородное эволюция обуславливает возникновение Солнечной системы, планет, в частности Земли, и затем появление человека и общества. Эволюция проходит три фазы: неорганическую, органическую и сверхорганическую. Фазы — это основные этапы эволюции, проходят определенные периоды развития. Неорганическая фаза — это возникновение и развитие космических систем, органическая фаза — возникновение и развитие растительного и животного мира, сверхорганическая — возникновение и развитие человека и общества. Самые интересные элементы эволюционной теории Спенсера связаны с анализом сверхорг

Соціологізм Е.Дюркгейма.

Э. Дюркгейм (1858-1917)* французский социолог и фило­соф указывал, что для превращения социологии в самосто­ятельную науку может быть четко определен ее предмет и ] соответствующей метод. В определении предмета он шел по пути поисков особой реальности, которую не изучает ни | одна из общественных наук. Такую реальность, по его мне­нию, образовывают «социальные факты», которые харак­теризуются независимым от лица существованием (объ­ективность) и возможностью принудительного влияния наего активность.

Базовым положением «социологического метода» Дюрк­гейм считал принцип «социологизма», то есть «социальное может быть объяснено лишь социальным». Социологизм подчеркивал специфичность и автономность социальной реальности. Общество — это самостоятельное бытие, кото­рое характеризуется чертами первичности в отношении к индивиду. Поэтому Э.Дюркгейм обосновал принцип объективизма и эмпиризма в исследовании социальных фактов. «Основное правило социологического метода» он определял так: «Социальные факты следует рассматривать, как вещи, то есть признавать их существование независимым от субъ­екта и исследовать так, как это свойственно естественным («положительным») наукам».

Опираясь на эти базовые положения «социологического метода», Э.Дюркгейм создает свою теорию общества, которая дает объяснение, как механизмов его единства, так и его эволюции на основе анализа значения общественной солидарности. Он выделяет две разновидности солидарно­сти— «механическую» и «органическую». Если первая характерна для примитивных обществ и предусматривает отсутствие функциональной дифференциации членов обще­ства, то появление второй становится возможным при обще­ственном разделении труда, который закрепляет взаимо­зависимость индивидов, потребность и необходимость в сотрудничестве. Сфера научных Интересов Э.Дюркгейма не ограничивалась теоретико-методологическими проблемами. Он созда­ет социологические концепции отдельных сфер обществен* ной жизни» которые фактически стали теоретической основой для развития специальных социологических тео­рий или «субдисциплин» социологической науки. Прежде всего, следует назвать теорию религии, в рамках которой Э.Дюркгейм старался раскрыть более общие закономер­ности и тенденции духовного развития общества. Одним из фундаментов современной социологии преступности и тео­рии социальных отклонений является разработанная им концепция «аномии».

Структура соціологічної науки.

Структура социологии. В современной социологии сосуществуют три подхода к структуре данной науки.

Первый (содержательный) предполагает обязательность наличия трех основных взаимосвязанных компонентов: а) эмпирии, т.е. комплекса социологических исследований, ориентированных на сбор и анализ реальных фактов социальной жизни с использованием специальной методики; б) теории - совокупности суждений, взглядов, моделей, гипотез, объясняющих процессы развития социальной системы в целом и ее элементов; в) методологии - системы принципов, лежащих в основе накопления, построения и применения социологического знания.

Второй подход (целевой). Фундаментальная социология (базовая, академическая) ориентирована на прирост знания и научный вклад в фундаментальные открытия. Она решает научные проблемы, связанные с формированием знания о социальной действительности, описанием, объяснением и пониманием процессов социального развития. Прикладная социология ориентирована на практическую пользу. Это совокупность теоретических моделей, методов, процедур исследования, социальных технологий, конкретных программ и рекомендаций, нацеленных на достижение реального социального эффекта. Как правило, фундаментальная и прикладная социологии вбирают и эмпирию, и теорию, и методологию.

Третий подход (масштабный) делит науку на макро - и микросоциологию. Первая изучает крупномасштабные социальные явления (этносы, государства, социальные институты, группы и др.); вторая - сферы непосредственного социального взаимодействия (межличностные отношения, процессы общения в группах, сфера повседневной реальности).

В социологии выделяются также содержательно-структурные элементы разного уровня: общее социологическое знание; отраслевые социологии (экономическая, индустриальная, политическая, досуговая, управленческая и др.); самостоятельные социологические школы, направления, концепции, теории.

Социология изучает жизнь общества, познает тенденции его развития, прогнозирует будущее и корректирует настоящее как на макро-, так и микроуровнях. Изучая практически все сферы жизни общества, она нацеливает на координацию их развития.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 223; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.181.231 (0.011 с.)