Задачи и функции финансового менеджмента 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Задачи и функции финансового менеджмента



Функции финансового менеджмента определяют формирование структуры управляющей системы. Различают два основных типа функций финансового менеджмента.

1. Функции объекта управления – организация денежного оборота, снабжение финансовыми средствами и инвестиционными инструментами (ценностями), снабжение основными и оборотными фондами (т. е. оборудованием, сырьем, материально-техническим обеспечением), организация финансовой работы и т. д.

2. Функции субъекта управления – общий вид деятельности, выражающий направление осуществления воздействия на отношение людей в хозяйственном процессе и в финансовой работе. Эти функции, т. е. конкретный вид управленческой деятельности, последовательно складываются из сбора, систематизации, передачи, хранения информации, выработки и принятия решения, преобразования его в команду.

Кроме того, выделяют следующие функции.

1. Планирование играет существенную роль. Ведь чтобы дать команду, надо составить задание, программу действия, для чего разрабатываются планы финансовых мероприятий, получения доходов, эффективного использования финансовых ресурсов. Функция управления – финансовое планирование – охватывает весь комплекс мероприятий как по выработке плановых заданий, так и по воплощению их в жизнь.

2. Прогнозирование (от греч. prognosis – предвидение) в финансовом менеджменте – разработка на длительную перспективу изменений финансового состояния объекта в целом и его различных частей. Прогнозирование в отличие от планирования не ставит задачу непосредственно осуществить на практике разработанные прогнозы. Эти прогнозы представляют собой предвидение соответствующих изменений.

3. Функция организации в финансовом менеджменте сводится к объединению людей, совместно реализующих финансовую программу на базе каких-то правил и процедур. К последним относятся создание органов управления, построение структуры аппарата управления, установление взаимосвязи между управленческими подразделениями, разработка норм, нормативов, методик и т. п.

4. Регулирование (от лат. regulate – подчинение определенному порядку, правилу)в финансовом менеджменте – воздействие на объект управления, посредством которого достигается состояние устойчивости финансовой системы в случае возникновения отклонения от заданных параметров.

5. Координация (лат. со – вместе, ordinatio – расположение в порядке) в финансовом менеджменте – согласованность работ всех звеньев системы управления, аппарата управления и специалистов. Координация обеспечивает единство отношений объекта управления, субъекта управления, аппарата управления и отдельного работника.

6. Стимулирование в финансовом менеджменте выражается в побуждении работников финансовой службы к заинтересованности в результатах своего труда. Посредством стимулирования осуществляется управление распределением материальных и духовных ценностей в зависимости от количества и качества затраченного труда.

7. Контроль в финансовом менеджменте сводится к проверке организации финансовой работы, выполнения финансовых планов и т. п. Посредством контроля собирается информация об использовании финансовых средств и о финансовом состоянии объекта, вскрываются дополнительные резервы и возможности, вносятся изменения в финансовые программы, в организацию финансового менеджмента.

Принципы эффективного управления финансовой деятельностью

Финансовый менеджмент представляет собой науку, позволяющую ответить на вопросы о том, как лучше использовать собственный и заемный капитал фирмы, получить наибольшую прибыль при наименьшем риске, быстрее прирастить капитал.

Финансовый менеджмент как система и область практического управления предприятием должен быть основан на ряде принципов.

1. Ориентированность на стратегические цели развития предприятия. Соблюдая данный принцип, финансовый менеджер должен знать, что какими бы высокоэффективными с экономической точки зрения ни казались проекты управленческих решений в области финансового менеджмента в текущем периоде, они обязательно должны быть отклонены, если вступают в противоречие с миссией предприятия, стратегическими направлениями его развития, разрушают экономическую базу формирования собственных финансовых ресурсов за счет внутренних источников в предстоящем периоде.

2. Интегрированность с общей системой управления предприятием. Финансовый менеджмент охватывает вопросы всех уровней управления. Он непосредственно связан с операционным, инновационным, стратегическим, инвестиционным, антикризисным менеджментами, менеджментом персонала и некоторыми другими видами функционального менеджмента.

3. Выделение в финансовом управлении финансовых и инвестиционных решений. Финансовая деятельность предприятия должна быть обязательно разделена на непосредственно финансовую и инвестиционную (этого требует практика управления). При этом инвестиционные решения отвечают на вопрос, куда и сколько нужно вложить денег.

4. Построение и соблюдение финансовой структуры предприятия. Предприятие можно рассматривать под различными углами зрения. В его деятельности можно выделить структуры различного характера и предназначения. Финансовую структуру предприятия формирует его основная деятельность. В связи с этим необходимо помнить, что финансы предприятия и его производственно-хозяйственная деятельность тесно связаны между собой.

5. Раздельное управление денежным потоком и прибылью. В хозяйственной деятельности такие понятия, как «затраты» и «отчисления», «доходы» и поступления», взаимосвязаны, но не напрямую. Доказано, что прибыль не равна денежному потоку, а денежный поток – это движение средств в реальном режиме времени.

6. Гармоничное сочетание доходности предприятия и повышения ликвидности. Доходность и ликвидность – взаимосвязанные понятия. При этом связь между ними обратно пропорциональна. Одно и то же предприятие может быть доходным и неликвидным одновременно.

7. Комплексный характер формирования управленческих решений. Вся деятельность предприятия – результат принятия различных по характеру и целям, но взаимосвязанных по содержанию решения в области формирования, распределения и использования финансовых ресурсов и организации денежного оборота предприятия тесным образом взаимосвязаны и оказывают прямое или косвенное воздействие на результаты его финансовой деятельности.

8. Высокий динамизм управления. Управление, в том числе финансовое, должно быть адекватным и оперативным. Внешняя среда предприятия постоянно изменяется, поэтому управленческие решения необходимо принимать в короткие сроки по мере изменения ситуации во внешней и внутренней средах.

Руководство и власть, понятие и функции успешного руководства

Классификация форм власти

Для того чтобы руководить, необходимо влиять, а чтобы влиять — необходимо иметь основу власти. Для того, чтобы обладать властью нужно иметь возможность держать под своим контролем что-либо, имеющее значение для исполнителя, то, что создает его зависимость и заставит его действовать так, как желает руководитель. Власть зиждется на обращении к ак­тивным потребностям исполнителя.

Власть может принимать разнообразные формы. Согласно классификации выделяют пять основных форм власти:

1) власть, основанная на принуждении. Исполнитель ве­рит, что влияющий имеет возможность наказывать таким обра­зом, который помешает удовлетворению какой-то насущной потребности, или вообще может сделать какие-то другие не­приятности;

2)власть, основанная на вознаграждении. Исполнитель ве­рит, что влияющий имеет возможность удовлетворить насущ­ную потребность или доставить удовольствие;

3)экспертная власть. Исполнитель верит, что влияющий
обладает специальными знаниями, которые позволят удовлет­ворить потребность;

4)эталонная власть (власть примера). Характеристики или
свойства влияющего настолько привлекательны для исполни­теля, что он хочет быть таким же, как влияющий;

5)законная власть. Исполнитель верит, что влияющий имеет
право отдавать приказания, и что его долг — подчиняться им.
Он исполняет приказания влияющего, так как традиция учит,
что подчинение приведет к удовлетворению потребностей ис­полнителя. Законную власть часто называют традиционной. За­конная власть бывает, действенна тогда, когда подчиненный повинуется указанию руководителя только потому, что он сто­ит на более высокой ступеньке организационной иерархии.

Перечисленные основы власти являются инструментом, с помощью которого руководитель может заставить подчиненных выполнять работу, направленную на достижение целей органи­зации. Они также являются средствами, которые могут быть использованы неформальным лидером, чтобы помешать дости­жению целей организации.

Парадоксы власти

Основной этический принцип власти: власть не должна становиться самоцелью, а является лишь средством достижения целей организации.

Власть очень динамична, ее применение может изменять взаимоотношения и характер зависимости: если вы уже получили от меня то, что хотели, вы уже от меня не зависите, и мое влияние на вас снижается. Сложность понимания власти заключается в том, что она во многом состоит из парадоксов: для нее характерны некоторые очевидные противоречия. Энни Донелон выделяет следующие основные парадоксы власти.

Первый парадокс состоит в том, что основной проблемой в бизнесе является не избыток власти, а безвластие. Хотя многие воспринимают власть как враждебную силу, люди предпочитают работать под началом властного начальника, который добивается успеха не только для себя, но и для своих подчиненных, способствуя тем самым развитию их профессиональной карьеры.

Второй парадокс власти заключается в том, что чрезмерное ее применение может уменьшить возможность менеджера оказывать влияние. Исследования показали, что тактика угроз и манипуляций со временем вызывает сопротивление тех, кто стал объектом такого влияния.

Третий парадокс относится к изменениям, которые происходят с человеком, обладающим властью, по мере того как он все чаще использует силу власти и влияние. Со временем это приводит к искажению его самооценки и неверному восприятию подчиненных. Постепенно он начинает переоценивать свою значимость и собственный вклад в работу и недооце нивать значимость и вклад других сотрудников. Эта тенденция приводит к злоупотреблению властью, а согласно второму парадоксу, чрезмерное использование власти вызывает сопротивление и в результате приводит к неудаче.

Четвертый парадокс власти состоит в том, что чем больше человек готов делиться властью, тем больше он выигрывает. Менеджеры, которые делятся властью с подчиненными, усиливают, таким образом, их лояльность и укрепляют навыки принятия решений, что повышает успешность работы всей группы. Хорошие результаты работы обычно повышают авторитет менеджера и делают его более заметным в организации, в итоге он получает больше ресурсов и лучший доступ к информации, которые являются основой власти.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 228; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.238.76 (0.009 с.)