Железнодорожное строительство в России в 1860-1700-х г. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Железнодорожное строительство в России в 1860-1700-х г.



Большую роль в пореформенной экономике начинал играть железнодорожный транспорт, который становился важным элементом всей инфраструктуры. Железные дороги связывали Центральную Россию и ее окраины в единый хозяйственный механизм, способствовали формированию рыночной экономики, усиливали подвижность населения. В течение второй половины XIX века Россия строила железные дороги гораздо быстрее, чем многие западноевропейские страны. За 1861—1891 годы их протяженность возросла с 1,5 тыс. до 28 тыс. верст.

В 1865—1875 годы ежегодно в стране строилось по 1,5 тыс. верст. К 1899 году железные дороги насчитывали уже 58 тыс. верст.

Железные дороги должны были прочно связать центр страны с крупными зерновыми районами. Этому служили такие линии, как Москва — Курск, Москва — Воронеж, Москва — Нижний Новгород. Новые линии прокладывались в морские порты на Балтийском и Черном море — в Одессу, Ригу, Либаву (Лиепаю), откуда зерно и другая сельскохозяйственная продукция вывозились за границу. С конца 1870'х годов началась постройка дорог промышленного значения. Магистрали прокладывались в промышленные районы: в Донбасс, Криворожье, на Урал. Закавказская дорога Баку — Тифлис — Батуми обеспечивала перевозку нефти в черноморский порт. В 1897–1907 годах в России был построен первый магистральный нефтепровод из Баку в Батуми. Доведенная до Самарканда Закаспийская железная дорога стимулировала активное развитие среднеазиатской хлопководческой сырьевой базы.

Железнодорожному строительству сильно противодействовали владельцы ямских станций и речных судов, всячески старавшиеся не допустить развития новых средств передвижения. Они подкупали чиновников, лишь бы железные дороги обошли стороной их города. В результате множество старинных городов в Центральной России оказались в тот период вне зоны железнодорожного строительства, что негативно сказалось на их дальнейшем развитии.

Первоначально железные дороги строились в основном на частные средства с широким привлечением иностранного капитала. Постепенно сюда вкладывалось все больше государственных средств, тем самым частные капиталы соединялись с государственным. И все же частный капитал боялся рисковать в новом для себя деле, да и прибыли в этой отрасли пока были не очень высокими. Поэтому, начиная с середины 1860-х годов, государство стало выделять частным компаниям под казенные заказы на сооружение железных дорог огромные суммы, которые нередко превращались в безвозмездные субсидии, использовались не по назначению, с большими финансовыми нарушениями. В середине 1880-х годов министерство финансов потребовало изъять объекты железнодорожного строительства у частных компаний, а новые – строить за счет казны. Бурное развитие железных дорог находилось под защитой государства, что влекло за собой сильное государственное вмешательство в экономику в целом.

Железные дороги, предъявляя огромный спрос на металл, уголь, лес, нефть и др., послужили мощным стимулом для развития различных отраслей промышленности. Так, в 1890-е годы железные дороги потребляли до 36% добываемого в стране угля, 40% нефти, 40% металла. Для железных дорог требовались квалифицированные рабочие кадры: машинисты, работники депо и путевого хозяйства. К концу XIX века более 70% общего объема грузов перевозилось железными дорогами.

10. Преобразование кредитной системы России в 1860- 1870-х гг.

 

Определенным тормозом для развития рыночных отношений была неразвитость кредитной системы, отсутствие коммерческих банков. Государственный банк, созданный в 1860 году, выдавал в основном ипотечные ссуды крупным землевладельцам под залог земли, т.е. кредиты почти не были связаны с производственной сферой. «Учредительская горячка» охватила и банковское дело. В 1864—1873 годах было учреждено около 40 акционерных банков, среди них: Частный коммерческий банк (1864) в Петербурге, Московский купеческий банк (1866). Причем с самого начала они имели большую долю в совокупных ресурсах страны: пять крупнейших банков уже в 1875—1881 годы охватывали около половины, а 12 банков — до 75% всех банковских ресурсов России. В те же годы самым крупным из них был Волжско-Камский банк. Своеобразием кредитной системы этого периода было наличие банков земельного кредита, в том числе государственного Дворянского земельного банка (1885), которые по-прежнему отвлекали денежные ссуды от их производительного использования в аграрном секторе.

Формирование рыночной экономики России имело свои специфические особенности. Россия, как и Германия, позже других европейских стран вступила на этот путь, т.е. была в роли догоняющей страны, что позволило ей во многом использовать их капиталы, их положительный опыт в науке, технике, в организации производства. В 1880-х годах появились первые русские объединения монополистического типа в промышленности и первое объединение двух петербургских акционерных банков — Международного и Русского банка внешней торговли (1881). Однако самое первое монополистическое объединение в России возникло не в промышленности, а в страховом деле: в 1875 году восемь страховых компаний подписали Конвенцию общего тарифа, после чего стали бороться с теми компаниями, которые остались вне конвенции, чтобы диктовать им свои условия.

Необходимо отказаться от казённой системы поземельного кредита, предоставить земские банки частной инициативе. Преобразовали отдельные учреждения. Средства для ликвидации обязательств упразднённых банков – выдавали 5% банковские билеты в обмен на вкладные свидетельства.

1860 – упразднение Заёмного банка.

1860 – Государственный банк. Первый в стране коммерческий банк. Осн. капитал 15 млн. руб. В ведении министра финансов, наблюдение Совета Государственных Кредитных Установлений. Управляющий банком. Местные учреждения – Конторы и Отделени.В 60-е - 70-е функции – обмен старых и повреждённых билетов, выпуск новых для покрытия дефицита. Стали возникать частные кредитные учреждения, акционерная и круговая ответственность. Санкт-Петербургское городское кредитное общество – ссуды под залог недвижимости. Херсонский заёмный банк – ссуды под залог поземельной собственности.

Нужен был долгосрочный кредит после отмены крепостного права. Общество взаимного поземельного кредита в 1866 – выдача ссуд под залог земли.

Краткосрочный кредит.

Александр 2 – акционерные банки для обоих видов кредита.

1864 – первый акционерный коммерческий банк – СПб.

1862 – устав сберегательных касс. В ведении Госбанка. Не получили особого распространения.

Начало 20 века – концентрация, монополизация банков. Накануне Первой мировой – 50 коммерческих. 12 крупных, до 80% активов и пассивов. Петербургская «пятёрка» - Русско-Азиатский, Петербургский Международный, Азовско-Донской, Русский для внешней торговли и Русский Торгово-Промышленный.

Для промышленных предприятий банковское участие – увеличение капиталов. Южная металлургия – капиталы возросли в 1900 на 80%, другие районы – на 60%, стройматериалы – 50%. В Петербурге финансово-промышленные связи сказывались на динамике капиталов особенно сильно. Условие ускорения промышленного развития России. Иностранного капитала много в учреждении банков.

 

 

Подготовка и проведение денежной реформы 1895-1897 гг.

Витте – новый министр финансов с 1892 г., ставка на косвенные налоги (на спички, сахар, соль, вино) увеличивается. Весь спирт поступал на гос. склады, после – в продажу. Казна контролировала цены и качество. Т. о. прибыль от розничной торговли шла к государству (-«винная монополия» - 1894 г.).Огромные поступления в бюджет – «пьяный бюджет» ÞПоследний толчок к денежной реформе.

5 мая 1895 г. – денежная реформа. Основная денежная единица – золото. Золотой монолитализм.

I этап: зафиксировал реально существующий курс (по нему деньги свободно обменивались на рынке за 15 рублей кредитными билетами (бумажными деньгами) на свободном рынке давали 10 рублей золотом. Государство брало обязательство поддерживать этот курс и впредь.

Задача Витте: уравнять курс бумажных денег и золотых.

II этап: чтобы подтянуть курс золота Витте оставил в обращении бумажные деньги. Из оборота были изъяты золотые деньги, на которых чеканилась новая стоимость (где раньше стояло 10 рублей стали чеканить 15, за 5 рублей – 7,5).

Когда эти монеты начали свое хождение, они совпали с курсом бумажных денег.

Фактически изменилось количество золота Þ девальвация.

Последствия девальвации:

1) рост цен (на 1/3);

2) на 1/3 обесценились долги государства

До начала I мировой войны Россия имела твердую золотую валюту.

Одной из главных заслуг С.Ю. Витте была стабилизация финансовой системы страны. Дело в том, что к 1890-м годам эта система была почти полностью расстроена, бумажные деньги были неустойчивыми вследствие их необеспеченности, их курс постоянно снижался, золотые и серебряные деньги практически исчезли из обращения. В стране существовала высокая инфляция, которая была выгодна крупным землевладельцам, вывозящим хлеб на внешний рынок за золото. Для молодой российской буржуазии, напротив, инфляция создавала большие трудности в их деятельности. Перед страной стояла насущная необходимость перехода к золотому стандарту, в котором были заинтересованы и отечественные, и иностранные инвесторы, поскольку он гарантировал им стабильность в предпринимательстве. России нужны были устойчивые металлические деньги взамен бумажной валюты — неизбежной спутницы перехода от натурального хозяйства к рыночной экономике.

Но для перехода к золотому стандарту необходим был достаточный золотой запас государства, на создание которого были направлены усилия Витте в качестве министра финансов. С осени 1894 года в России приступили к накоплению золота в Госбанке. Это достигалось не только при помощи активного внешнеторгового баланса, но и внешних займов. Именно при Витте Россия получила до 3 млрд золотых руб. внешних кредитов, а золотой запас страны составил в 1897 году 1 млрд 95 млн руб., что приближалось к стоимости находившихся в обращении бумажных денег. Кроме того, были введены высокие косвенные налоги (акцизы) на товары массового спроса: спички, керосин, табак, сахар, водку, хлопчатобумажные ткани и др., за счет чего был устранен в основном дефицит государственного бюджета, а косвенные налоги выросли в течение 1890_х годов на 42,7%.

Увеличился поземельный налог и гербовый сбор.

В 1895 году в России была введена винная монополия, т.е. исключительное право государства на производство и торговлю спиртныминапитками. Через пять лет доход от винной монополии вырос в 7,5 раза.. Заметно увеличилось потребление спиртных напитков населением. В будни казенные лавки — «монопольки» отпускали вино-водочные изделия с 7 часов утра до 10 часов вечера, а в воскресные дни — сразу после окончания церковной службы и до вечера. Выросли и общие государственные доходы.

Все эти мероприятия позволили в 1894—1895 годах стабилизировать рубль и провести денежную реформу. В 1897 году был принят закон «О чеканке и выпуске в обращение золотых монет». Были выпущены золотые монеты номиналом 5 руб., 10 руб.— червонец, 7,5 руб. — полуимпериал, 15 руб. — империал. Золотой рубль был равен 0,774 г чистого золота. Прежний бумажный кредитный рубль приравнивался по существовавшему тогда фактическому курсу к 66,3 коп. золотом, т.е. была проведена девальвация рубля. Следует отметить, что российская валюта оставалась твердой до Первой мировой войны.

Данная реформа была проведена столь виртуозно, что практически это не отразилось на ценах. Она усилила прилив отечественных иностранных капиталов в экономику, и к концу века Россия превратилась из чисто аграрной страны в аграрно-индустриальную державу со средним уровнем развития.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 1827; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.72.78 (0.039 с.)