Арктический шельф России. Перспективы и проблемы освоения арктических месторождений. Месторождения Приразломное и Штокмановское. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Арктический шельф России. Перспективы и проблемы освоения арктических месторождений. Месторождения Приразломное и Штокмановское.



Арктический шельф может содержать до 80% потенциальных запасов России. Однако на сегодняшний день Россия не обладает необходимыми технологиями, инфраструктурой, ледовой техникой, а также необходимыми средствами для освоения новых шельфовых месторождений Арктики.

Добыча нефти на арктическом шельфе неизбежно сталкивается с большими сложностями, обусловленными климатическими условиями и глубинами. Согласно оценке в восточно-арктических морях – доступны не более половины запасов извлекаемых ресурсов нефти, впрочем в западно-арктических морях этот показатель составляет около 80%.

В мировой практике нефтегазовые ресурсы континентального шельфа уже давно стали основным источникам прироста добычи нефти и газа. В настоящее время доля углеводородов, добываемых на континентальном шельфе, составляет более четверти мирового объема добычи и она продолжает возрастать. Россия обладает самым крупным в мире континентальным шельфом, нефтегазовый потенциал которого составляет почти треть суммарных ресурсов недр шельфа Мирового океана. Более 85 % общих ресурсов нефти и газа российского шельфа сосредоточено в арктических морях, что предопределяет актуальность и важность научно-технического прогресса в этой области для развития нефтяной и газовой промышленности России в целом. В результате выполненного за последние 20 лет комплекса работ по поиску и разведке морских нефтегазовых месторождений на шельфах Баренцева, Печорского, Карского и Охотского морей были открыты и подготовлены к промышленному освоению крупные нефтегазоносные провинции, в пределах которых выявлены и подготовлены к промышленному освоению ряд нефтяных и газовых месторождений: Приразломное, Штокмановское, Лудловское, Ленинградское, Русановское, а также Чайво-море, Пильтун-Астохское, Лунское и др. Надежность прогнозируемых геологических запасов подтверждена не только систематически проводимыми поисково-исследовательскими работами, но и тем, что в пределах многих районов шельфа прослеживаются продолжения нефтегазоносных провинций, областей и комплексов прибрежной суши. Первоочередными объектами освоения на ближайшие годы могут быть Штокмановское газоконденсатное месторождение (ГКМ) в Баренцевом море, Приразломное нефтяное месторождение (НМ) и перспективные структуры Печороморского шельфа, газовые месторождения Обской и Тазовской губ и Карского моря. Иностранными компаниями на условиях Закона о СРП осваивается ряд месторождений Охотоморского шельфа (Пильтун-Астохское, Лунское, Чайво-море, Одоптуморе, Аркутун-Дагинское и др.). Работы по освоению наиболее перспективного арктического шельфа России ведутся недостаточно быстрыми темпами. Наиболее активно работы идут в западной части Арктики, на шельфе Баренцева и Печорского морей. Здесь основными объектами работ являются Штокмановское ГКМ и Приразломное НМ, по которым ОАО "Газпром" и ЗАО "Росшельф" с 1993 г. ведут исследовательские и проектные работы. На Севмашпредприятии (в Северодвинске) начато строительство платформы для месторождения Приразломное. ОАО "Газпром" начаты работы по поисково-разведочному бурению на перспективных структурах Обской и Тазовской губ. В 2000 г. в Обской губе на структурах Северо-Каменномысская и Каменномысская в сеноманских отложениях были открыты крупные залежи газа. Эти объекты подготовлены к глубокому бурению по неокомаптским и нижне-среднеюрским отложениям. Подготовлена к бурению Обская структура. В пределах Тазовской губы к числу подготовленных к бурению отнесены Чугорьяхинская и акваториальная часть Адерпаютинской структуры. По программе ГРР в текущем году планируется бурение трех разведочных скважин на указанных структурах. На остальной части арктического шельфа, кроме научных исследований, никакие работы по подготовке месторождений к освоению не проводятся, в то время как потребность в топливно-энергетических ресурсах крупных промышленных предприятий, работающих на побережье Арктики, огромна.

Поскольку проекты освоения нефтегазовых ресурсов арктического шельфа требуют привлечения значительных финансовых ресурсов, должны быть созданы условия для повышения инвестиционной привлекательности указанных проектов и широкого применения Закона о СРП. Международное участие позволяет привлечь новейший научно-производственный потенциал и значительные инвестиции. Именно этим путем осуществляются разработки проектов "Сахалин-1", "Сахалин-2", "Сахалин-3" и др.

Обустройство и эксплуатация открытых месторождений в условиях арктических морей требуют разработки специальных технологий, конструкций, необходимых технических средств и сооружений, а также технологических схем добычи, подготовки, сбора, хранения и транспорта добываемой углеводородной продукции. Все эти задачи имеют различные решения в зависимости от горно-геологических, гидрометеорологических, инженерно-геологических и экологических условий а также от наличия береговой производственно-промышленной инфраструктуры. Основными объектами обустройства морских месторождений являются морские нефтегазопромысловые сооружения (грунтовые острова, плавучие и стационарные платформы, подводные добычные комплексы), с помощью которых выполняются все технологические операции. Объем капитальных вложений в освоение месторождений в немалой степени зависит от стоимости этих объектов. Поэтому сокращение количества и снижение их массогабаритных характеристик, например, путем внедрения технологий строительства наклонно направленных и горизонтальных скважин с большими горизонтальными отходами, создания техники и технологии проводки таких скважин, включая системы контроля и управления процессом бурения по забойным параметрам (MWD), а также высокопроизводительное внутрискважинное оборудование для добычи, позволит снизить стоимость морских нефтегазовых проектов. Проблема создания надежно действующей, экологически безопасной и экономически эффективной системы транспорта нефти, газа и конденсата является важнейшим условием успешного освоения нефтегазовых месторождений арктического шельфа. Создание единой транспортной системы для условий Крайнего Севера и Заполярья является достаточно сложной технической задачей, связанной со строительством подводных и наземных трубопроводов значительной протяженности, перегрузочных терминалов, нефте- и газохранилищ, швартовных устройств, морских транспортных судов и других технических средств. Исследования возможностей танкерного транспорта жидких углеводородов с акваторий арктических морей, включая динамические задачи взаимодействия танкеров с ледовыми образованиями, отгрузочными терминалами и ледостойкими стационарными платформами, показывают техническую реализуемость и экологическую безопасность вывоза нефти современными танкерами ледового класса. Расчеты показывают, что эффективность морских перевозок будет возрастать по мере освоения месторождений арктического шельфа. Транспорт газообразных углеводородов в одно- или двухфазном (газ + конденсат) состоянии будет осуществляться по морским трубопроводам на берег и далее по сухопутным трубопроводам -в систему магистральных газопроводов ЕСГ России. Одним из наиболее перспективных направлений развития морской нефтегазодобычи арктического шельфа является создание весьма сложных и дорогостоящих подводных - подледных нефтегазопромыслов, функционирующих, как правило, в автоматическом режиме. Эта проблема особенно актуальна для месторождений континентального шельфа Карского, Берингова, Восточно-Сибирского морей, моря Лаптевых, расположенных в Западной и Восточной Сибири, где природно-климатические условия отличаются особой суровостью.

Нефтяное месторождение Приразломное, открыто в 1989 году на шельфе Баренцева моря и введено в эксплуатацию - в декабре 2013 года.

Приразломное стало первым месторождением разрабатываемым на российском арктическом шельфе. На стационарной платформе, которая установлена в море на глубине около 20 метров, планируется добывать 6,6 млн. тонн нефти в год.

Морская транспортно-технологическая система вывоза нефти с морских месторождений (на примере месторождения Приразломное).

Приразломное нефтяное месторождение – первый отечественный проект по освоению ресурсов Арктического шельфа.

Особенности освоения

1. Высокие ледовые нагрузки на объекты добычи в Печорском море

2. Неразвитая промышленная инфраструктура в регионе

3. Отсутствие аналогов в мировой практике

4. Транспортировка нефти в сложных природно-климатических условиях

Для обеспечения круглогодичной эксплуатации платформы и транспорта нефти в условиях повышенных ледовых нагрузок и небольших глубин впервые в мировой практике были созданы специализированные челночные танкеры ледового класса дедвейтом 70 тыс. тонн.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 950; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.162.247 (0.005 с.)